Форум » АКАДЕМИЯ ГОРЯ И РАДОСТИ » Многозначность слова "любовь" » Ответить

Многозначность слова "любовь"

Эуг Белл: Займемся любовью

Ответов - 89, стр: 1 2 3 4 5 All

Андрей Козлович: Эуг Белл пишет: Любовь к красоте - как пояснял еще Ефремов - это инстинктивное понимание эффективности в плане продолжения рода, вообще в плане жизненности. Духовное, абстрактное представление о красоте - это памятные знаки, часто сопровождающие "красоту земную": золотое сечение, гармония соотношений чисел в музыкальном ряде и т.п. Просто отвлеченные аспекты все той же земной красоты... Какое продолжение рода возможно в любви к красоте, например, драгоценных камней или любых совершенных кристаллов?

Эуг Белл: В них проявляется то же самое золотое сечение, что и в пропорциях человека (вплоть до размеров пальцев). Свечение самоцвета - то же самое, что свечение женских глаз. Гармония универсальна, гармония зуков: например, скрипка моделирует женский голос, некоторые духовые инструменты - мужской; гармония пространственных соотношений, природных форм, морских волн, камней, гор... Любая гармнония имеет соотношение=аналогию в Человеке. Разве не так? Это - марка, посвященная Модулеру Ле Корбюзье. Очевидно, речь идет о качествах мужчины, которые оценивает женщина.Оценивает, естественно, "с целью" (вовсе не всегда осознаваемой!) вырастить жизнеспособное потомство. А это - гармонический анализ поликлетовского "Дорифора". Известно, что Поликлет создавал свои статуи после тщательного измерения и выверки соотношений и пропорций. Он написал книгу (не дошла, увы, до наших дней) о пропорциях человека: "Канон" и создал статую на основе этой системы пропорций (но она тоже до нас не дошла). Однако "Дорифор" и "Диадумен", которые дошли до нас в римских копиях, очевидно, отражают поликлетовские идеи. А кристаллы устроены также на основе компактных и латентных числовых соотношений...

arjan: Мне пришла сегодня аналогия любви, как поляризация чувств-сознаний - с их нарастающим притяжением и диффузией... Причем "напряженность поля" растет при удалении одного из партнеров, и уменьшается при его приближении. Одновременному-же "сближению" мешают "силы отталкивания", аналогичные кулоновским). Еще возможна ЛДС (Любовно-Движущая Сила, по аналогии с ЭДС), извлекаемая из еще более мощных источников..)

Андрей Козлович: Эуг Белл пишет: В них проявляется то же самое золотое сечение, что и в пропорциях человека (вплоть до размеров пальцев). Что золотое сечение, безусловно, но пропорции другие. Давно известно, что, например, хорошо сбалансированный меч очень красив, но его баланс очень отличается от баланса в человеческом организме. Я, кстати, сильно подозреваю, что главная причина красоты кристаллов в их известной способности накапливать информацию и энергию, и чем прекраснее (глубже) кристалл, тем больше эта способность. В общем, опять антиэнтропийная функция красоты. Но, конечно, в наше время такую гипотезу не докажешь. То, что красота это когда "ничего излишнего" известно давно, но красоту нельзя сводить только к сексуальности, равно как и любовь, ИМХО. Повторюсь, любовь, с моей точки зрения, это высшее проявление чувства прекрасного. А красота и совершенство сплошь и рядом могут быть не сексуальными. Ну нет ничего сексуального ни в звёздном небе, ни в радуге, ни в знаменитом "зелёном луче", но это не мешает им быть прекрасными. Вспомните снимок Атлантического океана который я публиковал. Где в нём сексуальность?

Эуг Белл: На таком уровне "сексуальность" - это и есть ДВОЙСТВЕННОСТЬ, диалектика. Но в снимках - иное. Блистающее море, отражающее небо прекрасно своей световой гармонией (родственной гармонии музыкальной). В такой красоте выражается скрытая целесообразность: свет дает возможность все видеть, то есть не допустить к себе потенциального врага. Хорошая освещенность - полная ЗАЩИТА. В том числе защита потомства. Мы видим все до горизонта: видим, что никого нет. Далее - высота: она фиксирует нашу точку на карте, которой нет на бумаге, но которая есть в голове животного (и человека). Выше стоим - дальше видим. Вот почему свет всегда есть аллегория познания. Конечно, в этом во всем нет сексуальности в чистом виде (кроме латентной заботы о потомстве). Но и тут мы соприкасаемся с диалектикой: свет-тьма, высота-глубина. Чем ярче освещенность, тем больше животное себя обнаруживает. Аналогично, чем оно выше, тем виднее. Нужно спртаться в глубокую нору, уйти в темноту... И это - вторая сторона медали. Свет - мужское начало, тень - женское. Высота - мужское, глубина - женское.

Эуг Белл: Я прихожу к тому, что красота - это не просто компактная форма латентной информации, но особая: двойственная информация, отражающее равновесие. Хотя, возможно, компактность всегда будет приводить к поляризации как диалектический закон.

Андрей Козлович: Эуг Белл пишет: отражающее равновесие Правильно, потому что именно равновесие главное в биполярном мире, что сегодня невежественно называется диалектикой. Надеюсь Вы понимаете, что глупо искать латентную сексуальность в "Кати Сарк", равно как и у нас с Вами латентное желание "иметь" чайный клипер?

Эуг Белл: Не надейтесь. Из Википедии: В переводе с шотландского «Cutty Sark» — короткая рубашка. Будущий владелец клипера, Джон Виллис, зайдя в одну из картинных галерей, увидел картину, изображающую молодую ведьму в короткой ночной рубашке, летящую над болотами на шабаш. Судовладелец влюбился в картину (а может быть и в ведьму). Когда он решал, как назвать корабль, то сначала хотел назвать его именем ведьмы. Но моряки — народ суеверный (особенно в XIX веке), и на корабль, носящий имя ведьмы, невозможно было бы набрать экипаж. Тогда и пришла Виллису в голову идея названия, которое бы и не раздражало суеверных, и всё-таки соответствовало его желанию. Кроме того, носовая фигура клипера изображала эту ведьму. Ну, конечно, никакого секса в этом нет!

Эуг Белл: Ефремов, "Катти Сарк" ...Внезапно острое воспоминание как молния вспыхнуло в мозгу. Джон Виллис понял, откуда появилось у него представление о скользящем полете. Сорок лет назад он видел картину художника - он давно забыл какого, - изображающую молодую ведьму из поэмы Бернса - Нэн Короткую Рубашку. Вызывающе смеясь, лукавая и желанная, юная женщина неслась в беге-полете над вереском и кочками шотландских болот, ярко освещенная ущербной луной. Ее обнаженная левая рука была поднята вверх и изогнута, словно лебединая шея, а правая легко отведена в сторону. Тонкая рубашка, ниспадавшая с плеч, короткая, как у выросшего из нее ребенка, открывала во всю длину сильные стройные ноги. В круглом лице и изгибе широких бедер художник сумел отразить ненавязчивую порочность, напоминавшую, что эта красивая не по-английски девушка, настоящая дочь Шотландии, все же... ведьма! Картина впервые разбудила у юного Джона Виллиса сознание сладкой и тревожной привлекательности женщины. Образ юной Нэн Короткой Рубашки накрепко запечатлелся в памяти, связанной с ожиданием неопределенных чудес будущего. И только самому себе сознавался гордый судовладелец, что ему пришлось позже встретить похожую на ту Нэн девушку. Простая служанка из горной шотландской деревни, она не могла быть женой, подходившей чопорной семье молодого Виллиса. Стыдясь своей любви, Джон грустно вздыхал, так и не признавшись насмешливой и смелой девушке. Все давно миновало, жизнь прошла совсем по-иному, чем это мечталось смолоду, но в потаенных уголках души заносчивого богача продолжало жить сожаление о сладостном и запретном образе Нэн, сливающемся с утраченной любовью к Джэн. И сейчас, слегка взволнованный воспоминаниями прошлого, Джон Виллис решил, какое имя больше всего подходит его будущему кораблю. Нэн Короткая Рубашка ! Быстрая, как ветер, прекрасная и своенравная ! И его клипер будет носиться по океанам в легком беге-полете юной ведьмы! Джон Виллис довольно ухмыльнулся, но тут же сообразил, что имя ведьмы, данное кораблю, вызовет недоумения и нарекания. Что ж, у него хватит воли отстоять свое, но все же лучше назвать клипер просто "Короткой Рубашкой" - "Катти Сарк", без имени Нэн. Носовая фигура, деревянная статуя под бушпритом, будет изображать Нэн Короткую Рубашку. Он позаботится, чтобы ее сделали похожей на ту самую Нэн-Джэн...

Эуг Белл: А вот ссылка на стихи Бернса. http://zhurnal.lib.ru/editors/k/knjazew_j/321.shtml Ну - а это нос клиппера (который изображал юную девушку-ведьму):

Эуг Белл: Клиппер тонкий и изящный с большими надутыми парусами. Девушка тонкая и изящная, а что такое паруса - сами догадайтесь...

Ribelanto: С Евгением солидарен. Райх писал, что помимо деторождения сексуальность выполняет ещё какую-то важную функцию, поскольку возможности человека в этом плане на порядки превышают задачу рождения двух-трёх детей. Так что тут могут быть ещё варианты. А детская прегенитальная сексуальность вообще связана с употреблением пищи.

Андрей Козлович: Ужас! Так сексуальность можно найти даже в паравозной топке, там ведь огонь, а значит свет. И всё же в случае с "Кати Сарк" сексуальность только ассоциативна, и не более. Клипер, верх искусства парусных карабеллов, прекрасен сам по себе, а не своей ассоциативной сексуальностью, поскольку совершенен в своём роде. И именно это главная мысль рассказа, вот она: «Понять законы стихий – это знание, а овладение этими силами, подчинение их – это искусство!», в этом же суть рукотворной красоты, а не в латентной сексуальности. И за этим познанием и овладением стихиями, которые в данном случае дают, прежде всего, вертикальный киль и система прямых и косых парсусов, к тому же искуссно сделанных, колоссальнейший труд корабельных местеров. Неужели Евгений и Рибеланто Вы действительно не понимаете, что в мире много соверешнства, гармонии, меры не имеющего сексуальности? Вспомните Будду: "Слишком слабо натянешь струну - не будет звучать, слишком сильно - порвётся". При желании, конечно, и здесь можно найти ассоциации с сексом, или, скажем, с орудием убийства, и с сремлением нашего мира уничтожить всех нас и самого себя, к такой "идейке" вплотную подошёл поздний Фрейд, отказавшись от своей веры в то, что всем и вся руководит сексуальность, но это будут только ассоциации. И не надо ничего абсолютизировать, в том числе и Либидос и Танатос, именно к этому и призывал Ефремов: "Основа культуры - это понимание меры во всём". Ни отлично сделанный и великолепно настроенный музыкальный инструмент, ни великолепно сбалансированный карабельный корпус в гармоничном сочетании с великолепной оснасткой, ни отточенное и превосходно сбалансированное холодное оружие, ни тонко огранённый драгаценный камень, ни великолепно приготовленное мастером-кулинаром блюдо ни очень многое другое, не имеют никакой латентной сексуальности. Общее между ними другое: мера - доведённая до совершенства. Тонко сбалансированное бесконечное количетсво двойственностей присущее нашему мирозданию. Точно такая же сбалансированность есть и в красивом человеческом теле, и в прекрасной человеческой душе, поэтому и возможны такие ассоциации.

Ribelanto: Андрей Козлович пишет: И всё же в случае с "Кати Сарк" сексуальность только ассоциативна, и не более. Клипер, верх искусства парусных карабеллов, прекрасен сам по себе, а не своей ассоциативной сексуальностью, поскольку совершенен в своём роде. Андрей, так ведь между объективным содержанием какого-либо явления или предмета и субъективным восприятием человеком этого явления или предмета есть существенная разница. Естественно, что какому-нибудь камню совершенно "по барабану" сексуален он или нет.

Андрей Козлович: Но из этого не следует, что совершенство обязательно должно восприниматься через призму либидоса или танатоса. Я уже говорил, что пользуясь приведённой логикой можно утвержать, что всё воспринимается через призму желания убить. И именно это вожделение испытывает человек когда видит совершенное оружие, равно как и именно это латентное вожделение он испытывает когда видит красивую женщину, он несосознанно либо хочет её убить, либо использовать для убийства других, и так во всём. Я ведь уже говорил, дуализм Ефремова в том, что "Метрон - аристон, или основа культуры это понимание меры во всём". Вот почему Ефремов не диалектик. И нельзя абсолютизировать ни либидос, ни танатос, и, тем более субъективно, прямая дорога в "звери" и "скоты". "Зверь" потому и "зверь", что субъективно, естественно, как правило неосознанно, абсолютизировал в своей душе танатос, а "скот" потому и "скот", что тоже самое сделал с либидосом. Психиатры давно знают, что сладострастность и кровожадность идут рядом, об этом, собственно, и фильм Пола Верховена "Основной инстинкт". Здоровая душа, та, которая умеет балансировать на лезвии бритвы.

Эуг Белл: Андрей, давайте договоримся, что называть "либидо". Итак. В процессе познания мы пытаемся минимизировать объем информации, сделать ее компактной, причем прикладываем огромные усилия для этого, т.к. каждый шаг колоссально расширяет "освоенный" мир. И вот мы видим, что при достижении определенного качества компактности, любая теория поляризуется. Отсюда - "дреаняя тайна двойственности". Мы же говорим о свойстве сложных систем - симхионов. ЗАКОН ДУАЛЬНОСТИ. Так вот. По сути дела ничего более не имеется в виду под "либидо". Это и есть закон дуальности. Но дуальность определенным образом устроена, что знали еще китайцы, выдвинувшие величайшую в истории концепцию "Инь-Ян". Одна из двух противоположностей - активна, ярка, ригидна и т.п., другая - пассивна, лабильна и темна. Это и есть мужское и женское начало. И оно в основе вещей. Танатос, проявляющийся как Антэрос - это более глубокое началало... Об этом можно было бы поговорить и поспорить... Танатос - это знак физической энтропии, самораспада, смерти, которой сопротивляется все в человеке, но которая в конце концов побеждает... И некрофилия - скорее, как бы попытка "подписать выгодный договор капитуляции" со смертью: потому-то любая религия, любая идеология некрофиличны... Эрос же требует не молить о пощаде, не сдаваться на милость жестоких и равнодушных богов, а работать во имя будущей победы над смертью.

Андрей Козлович: Ну, что ж, похоже мы вышли на вопросы интересные по настоящему. Нельзя быть однозначными в вопросе Либидос - Танатос. Вспомните тех же китайцев, и как выглядит "Инь-Янь" они давно поняли, что Либидос и Танатос тоже двойственны, как и всё в биполярном мироздании, хотя и утверждают официально, что мироздание однополярно. И тем не менее: "во Тьме свет, а в Свете тьма" учат они. Или вспомните того же Воланда в "Мастере и Маргарите". Я Вам, по моему, уже предлагал ответить на вопрос: Что такое тёмный эрос, и почему путь тёмного эроса - "это хороший путь"?

Ribelanto: Андрей Козлович пишет: Ну, что ж, похоже мы вышли на вопросы интересные по настоящему. Согласен. Только не всё так просто с Танатосом. Райх яростно критиковал теорию существования первичного инстинкта смерти, по его мнению садистские и прочие влечения вторичны, то есть возникают в результате социальной репрессии сексуальности. И его критика выглядит достаточно обоснованной. Танатос, согласно Фрейду, первичный инстинкт, равный Эросу или даже ещё более мощный. Первичный, значит, изначально существующий в человеке. А теперь вдумайтесь в формулировку, вытекающую из этого: невроз возникает из-за конфликта не между сексуальным стремлением и страхом перед наказанием за него (авторитарное общество), а между сексуальным стремлением и желанием быть наказанным за него ("Танатос"). Всё, психоанализ зашёл в тупик. Ведь раз существует естественное биологическое влечение к смерти, участвующее в биологическом конфликте, то, соответственно, невроз, возникающий в результате такого конфликта является естественным здоровым состоянием человека (?!) Как это может быть? Мне вообще этот "тяни-толкай" Эрос-Танатос напоминает басню Крылова "Лебедь, рак и щука": "а воз и ныне там". Психоанализ перестал лечить, а психоаналитическое движение стало потихоньку умирать. Многочисленное право-реакционное крыло, тотчас подхватившее новую идею ("отлично теперь мы можем не говорить о сексуальности, будем говорить о смерти") стало травить Райха, отказавшегося признать фрейдовский ревизионизм. Андрей, Вы сказали: "Сладострастие и кровожадность идут рядом". Но теория Танатоса автоматически означает, что садистские или иные влечения должны быть асексуальны, в них должна отсутствовать сексуальная составляющая (потому что это другой инстинкт). А мы видим, что это не так, что "сладострастие и кровожадность идут рядом". Поэтому и получается, что деструктивные импульсы не что иное, как извращённая сексуальность, "кровожадный Эрос". Вот что сам Райх пишет о сложившейся тогда ситуации в психоаналитическом движении:После выхода в 1920 г. книги Фрейда «По ту сторону принципа удовольствия» для объяснения сексуальных проблем было введено понятие «влечение к смерти как движущая сила — танатос», равноправная с половым влечением или даже более мощная. Те аналитики, которые не занимались практикой, и те, которые не понимали структуры сексуальной теории, начали применять новое учение о «Я». Вместо сексуальности стали говорить об «эросе». «Сверх-Я», выдвинутое в качестве вспомогательного теоретического представления для понимания душевной структуры, неумелые практики смогли «взять в свои руки». Они оперировали этим понятием, будто оно представляло собой реальные факты. «Оно» было чем-то злым, строгое «сверх-Я» с длинной бородой спокойно восседало неизвестно где, а бедное «Я» пыталось «посредничать» между ними. Место живых и подвижных фактов, клинических и научных дискуссий занимали механические схемы, которые позволяли не размышлять, и псевдонаучные спекуляции. Появились чужаки, никогда не занимавшиеся психоанализом. Тем не менее они выступали с «брызжущими идеями» докладами о «сверх-Я» или о больных шизофренией, которых и в глаза не видели. После разрыва в 1934 г. все они официально ополчились как «духовно трансцендированные» представители психоанализа против сексуально-экономического принципа глубинной психологии. Клиническая работа пребывала тогда в жалком состоянии. Сексуальность утратила свою сущность, а понятие «либидо» потеряло всякое сексуальное содержание и стало просто оборотом речи. Научность и серьезность в психоаналитических сообщениях все более уступали место патетике приверженцев сексуальной этики. Начался перевод учения о неврозах на язык «психологии «Я». Словом, атмосфера очищалась! Она медленно, но верно очищалась от всех достижений, которыми характеризовалось дело Фрейда. Приспособление к миру, еще недавно грозившему уничтожением, происходило незаметно. Говорили о сексуальности, более не имея ее в виду. Некоторая часть гордости первопроходцев, сохранившаяся в среде аналитиков, позволяла бессовестно узурпировать мои новые данные как привычные компоненты психоанализа — с намерением уничтожить их.

Андрей Козлович: Ribelanto пишет: Но теория Танатоса автоматически означает, что садистские или иные влечения должны быть асексуальны, в них должна отсутствовать сексуальная составляющая (потому что это другой инстинкт). А мы видим, что это не так, что "сладострастие и кровожадность идут рядом". Поэтому и получается, что деструктивные импульсы не что иное, как извращённая сексуальность, "кровожадный Эрос". Не забывайте, есть Стрела Аримана. Здесь, к сожалению, начинается свободный полёт, исследований мало, если они вообще есть. Поэтому мне придётся выссказывать собственное мнение. Стремление к смерти, ИМХО, у человека есть безусловно, равно как и к уничтожению этого мира. Или не были бы возможны смертеутверждающие религии - антисистемы, и они не были бы настолько широко распространены, как буддизм, например. Откуда это берётся, если исходить из теории инфернальности Ефремова, то очевидно. Именно это стремление и двигало Самсоном, как он пишет в "Таис..." в его желании уничтожить инфернальный мир. Что из этого вытекает, врождённым Танатос не может быть по определению, он возник именно в нашем мире, в ходе реинкаранций, и возник как протест против мучения души (душ) в инфернальных безисходных кругах. Либидос. Здесь он возник, или в ВВВ? Нет ответа. Судя по всему в ВВВ мы были бессмертны, и какой там была биолгическая любовь? Единением тел? Единением душ? Чем-то ещё? Ясно одно, в мире бессмертных вопрос продления рода имеет меньшее значение чем в мире смертных. Скорее всего в том виде в каком мы их знаем Либидос и Танатос возникли здесь в ПВ. Нужна ли всё совершенствующаяся мера в их сочетании и развитии в душе? Из концепции Ефремова, как не смотри, получается, что нужна. Поскольку она нужна во всём.

Ribelanto: Герметический неофрейдизм.... интересно. В принципе, к этому, вероятно, всё и шло. Андрей Козлович пишет: Стремление к смерти, ИМХО, у человека есть безусловно, равно как и к уничтожению этого мира. Или не были бы возможны смертеутверждающие религии - антисистемы, и они не были бы настолько широко распространены, как буддизм, например. А Райх этого и не отрицал. Только он отрицал первичность этого стремления. Спор не о том, существует или не существует Танатос, а о том, первичны или вторичны влечения, противоречащие жизни. Это очень важный вопрос. Очень. Ведь, если эти влечения вторичны, с социальной инфернальностью может быть покончено. Их тогда можно будет вылечить. И в общем-то..... Райх это делал: В глубине невротического механизма, за всеми опасными, гротескными и неразумными фантазиями и импульсами обнаруживается участок простой, естественной, достойной природы. Я обнаруживал его у каждого больного без исключения, в чью душу мне удалось проникнуть достаточно глубоко. http://www.orgonomic.narod.ru/w/lib/function/function20.htm#hdr_31 Андрей, у меня к Вам такой вопрос возник: а возникали ли на Ириде учения или теории, подобные психоанализу?



полная версия страницы