Форум » АКАДЕМИЯ ГОРЯ И РАДОСТИ » Музы » Ответить

Музы

Degen1103: Давайте посвятим эту тему музам, вдохновлявших художников, писателей, музыкантов, учёных... Для начала - длинная цитата, немедленно удалённая братьями-рериховцами с "Тероса". Текст из альбома «Пабло Пикассо», серия «Великие художники», том 42. М.: «Директ-Медиа», 2010. Автор не указан. Дора Маар [more]Пикассо встретил Дору в 1936 г. в кафе «Два маго», где она играла ножом, быстро вонзая лезвие между широко расставленными на столе пальцами. Несколько раз она промахнулась, и на коже появилась кровь. Дора надела перчатки. Пикассо выпросил их и трепетно хранил всю жизнь. Встреча не была случайной: эпатажный фотограф Дора Маар организовала это знакомство с художником, чтобы сделать его фотопортрет. Конечно, мастер увлёкся этой роскошной женщиной с бронзово-малахитовыми глазами, оценил её острый ум и экстравагантную элегантность. Она носила широкополые шляпы, длинные перчатки и эффектно курила, держа двадцатисантиметровый мундштук тонкими пальцами. Но самым притягательным для Пикассо было то, что она бегло изъяснялась по-испански. Настоящее имя Доры – Теодора Генриетта Маркович, она была дочерью хорватского архитектора и француженки. В 1926 девушка вернулась во Францию из Буэнос-Айреса, где училась, и занялась фотографией, быстро добившись популярности в области моды и рекламы. Она снимала калек, слепых, клошаров, соединяя в таинственно-жуткий сюрреализм красоту и уродство, роскошь и нищету. Творчество Доры было смелым, авангардным, критики называли её стиль «трагическим барокко» и «эстетикой катастрофы». Маар стала интеллектуальной отдушиной Пикассо, который на момент знаменательной встречи в кафе уже полгода переживал творческий кризис. Девушка подтолкнула его к авангардистскому движению и политическим темам. С ней он мог говорить об искусстве на родном языке. Маар научила художника фотографировать, а сама под его влиянием занялась живописью. Вместе они изготавливали на стекле своего рода «фотогравюры», с которых, как с огромных негативов, делали отпечатки на фотобумаге. Дора Маар всегда оставалась рядом с Пикассо. Она шаг за шагом сняла весь процесс создания «Герники», фактически изобретя новый жанр – репортаж о рождении произведения искусства. Зрителям таким образом была дана возможность заглянуть в творческую лабораторию художника. Маар можно назвать почти соавтором этой великой картины. Дора на долгие годы стала главной моделью Пикассо. Её образ мастер запечатлел в произведениях «Плачущая женщина» (1937, коллекция Пенроуз, Лондон), «Женщина в слезах» (1937, Музей Пикассо, Париж). Работая над первым полотном, Пикассо буквально раскроил на части лицо любимой женщины, обнажив мертвенно-бледное «нутро» истинного горя: рот искажён страданием, зубы судорожно рвут скомканный платок. На этой белой «внутренней сути» видны следы рук. Плача, мы почти всегда сжимаем лицо пальцами, утираем слёзы – эти постоянно тянущиеся к лицу руки мастер изобразил очень достоверно. Глаза похожи на две пуговицы, пришитые крест-накрест, - мёртвые пластмассовые крестики вместо зрачков перечёркивают жизнь во взгляде плачущей. «Плачущая женщина» является собирательным образом всех горюющих женщин, потерявших в войну мужей и сыновей. Чувства Пикассо и Доры расцвели во время войны и тихо угасли с наступлением мира в 1945. Для неё этот роман, который длился девять лет, стал роковой надрывной любовью, закончившейся катастрофой. Дора попала в парижскую психиатрическую лечебницу святой Анны, где её «лечили» электрошоком. Вытащилеё оттуда Жак Лакан, близкий друг и психоаналитик, он же помог ей преодолеть внутренний кризис. До конца жизни Дора Маар жила очень замкнуто, занималась живописью. Только после смерти женщины в 1997 стал очевиден подлинный масштаб её самобытного дарования. Когда открылся доступ к архивам Доры, обнаружились документы, хроники, сувениры, хранимые как память о главной любви в её жизни. Большинство этих раритетов перешло в Музей Пикассо и составило уникальную экспозицию, вызвавшую немалый интерес. Казалось, будто жизнь Доры остановилась в момент разлуки с мастером и ос таток своих дней она жила в собственноручно созданном музее. Также мир узнал, насколько она была талантлива и какой громадный пласт её оригинального творчества незаслуженно остался в тени Пикассо. [/more]

Ответов - 54, стр: 1 2 3 All

Degen1103: Да, да, Ефремов проломил, как атомный ледокол, фарватер! Собственно, именно его философия красоты, его песнь Музе - и есть ефремизм, а не анамезон и т.п.

Эуг Белл: Ефремова каждый понимает по-своему. Он вроде зеркала, в котором каждый видит свою физиономию... (вы, очевидно, свою Музу...) ====== Я же немного о другом. Роль Женщины не сводится к роли Музы. Она - Настоящий Соавтор, и даже Автор (латентный). Ее роль ничуть не меньше роли мужчины... Тогда как мужчина - часто Муз (надо бы посмотреть этимологию слова "муж" ). Просто записывает слова жены или любимой.

Трак Тор: Degen1103 пишет: Вспоминается замечательный фильм "Игры разума". На реальных фактах? На реальных, но фильм-то про Джона Нэша

Degen1103: kssa пишет: меня впечатлила история музы бродского. На рутрекере нашёлся совершенно замечательный фильм - Конец прекрасной эпохи. Бродский и Довлатов - раритетные любительские съёмки и сегодняшние беседы. Во второй части немало времени уделено Маргаритам, которые в 60-е вдохновляли начинающих питерских Мастеров; рассказывается и про сложные отношения Бродского с Мариной Басмановой. Поэт указывает на фотографию, стоящую у него на книжной полке: "Адресат многих моих стихотворений": Очень серьёзный и содержательный фильм!

Degen1103: На том же рутрекере обнаружился замечательный трёхсерийный фильм "Избранник" об Александре Исаевиче. Во второй части много рассказывается о героических помощницах писателя, пожертвовавших жизнью ради Архипелага. И о его Музе... "...Была она наполнена русской поэзией, сама печатала и переплетала всё ещё запрещённое. У неё оказалась тонкая способность к редакторству, к художественной отделке - это я постепенно и радостно открывал. Во встречу четвёртую или пятую я в благодарность и доверие положил ей руки на плечи, обе на оба, как другу кладут. И вдруг от этого движения перекружилась вся наша жизнь..."

Degen1103: Продолжаем цитировать серию “Великие художники» изд-ва КП, 2010. В. Баева, «Модильяни» Однажды Бранкузи посоветовал Модильяни найти постоянную подружку, чтоб та заботилась о его здоровье и обустраивала быт. Ответ художника цитируют все его биографы: «Я жду ту, что приходит ко мне во сне. Она тиха, как ангел. У неё грустное лицо. Она всё время молчит и ничем не выдаёт своего присутствия. Но я чувствую. Чувствую, что она рядом и верит в меня». В марте 1917 Модильяни встретил Жанну Эбютерн. Выросшая под прессингом отца-деспота, Жанна, даже поступив в Академию Коларосси и вырвавшись из дома, оставалась скромной, послушной и домашней девочкой. Она не пила алкоголь, не курила, не имела любовников. Жанна была тихой серой мышкой в простой одежде, без капли косметики, застенчивой и непритязательной в быту. Но её прекрасные каштановые волосы в сочетании с молочно-белым цветом лица привлекли внимание Модильяни. …В этой юной незаурядной художнице он нашёл всё то, что хотел видеть в своей возлюбленной… Они довольно скоро стали жить вместе, несмотря на противодействие её консервативной семьи. Кроткая и послушная девочка проявила железную волю и не позволила разлучить себя с любимым. Жанна беспрекословно взвалила на себя быт, заботилась о ненаглядном, принимала его трезвым и пьяным, весёлым и раздражённым, прощала ему любые выходки, грубость, агрессию и любила его без вопросов и претензий, всецело и беззаветно. Безусловная любовь и забота этой девушки очень благоприятно отразились на творчестве Модильяни, а её вера в талант мастера придавала ему сил… …29 ноября 1918 у пары родилась дочь, которую назвали Джованной (итальянский аналог имени Жанна). Новоиспечённый отец был счастлив… Но им пришлось вернуться в Париж, где у художника вновь открылись каверны в лёгких… Жанна всегда выбирала супруга: дочь выглядела здоровой и весёлой, а он – больным и несчастным… …Вскоре Жанна вновь забеременела. Модильяни, узнав об этом, решил зарегистрировать отношения с любимой. Но пожениться они не успели… 22 января 1920 Модильяни положили в больницу Шарите для бедных и бездомных. 24 января он скончался от туберкулёзного менингита. На следующий день Жанна пришла попрощаться со своим единственным возлюбленным. Она долго всматривалась в его лицо, затем срезала у себя длинный золотистый локон, положила на грудь умершего и вышла, постепенно отступая, ни разу не повернувшись к нему спиной. Отец настоял, чтобы она переехала в родительский дом. Там, в четыре часа утра Жанна выбросилась из окна шестого этажа… Ей было всего двадцать два года, красивая и талантливая художница погибла вместе с нерождённым ребёнком на девятом месяце беременности, оставив сиротой маленькую дочь. Но она не смогла жить без любимого… …Лишь спустя десять лет она оказалась под одной могильной плитой с любимым. Вторая надпись на их общей могиле гласит «Верная спутница Амедео Модильяни, не захотевшая пережить разлуку с ним»… В 2003 в выставочном зале королевского дворца в Милане впервые были собраны вместе работы Модильяни и Эбютерн. Искусствоведы утверждают, что полотна периода их совместной жизни похожи так, словно их писала одна рука.

Degen1103: На рутрекере нашёлся фильм про Ландау и Кору - верную спутницу, которая всю жизнь мирилась со свободой великого физика в отношениях с женщинами, красоту которых очень очень любил, ценил и классифицировал. Несколько поверхностно, но факты любопытнейшие и поучительные, рассказ честный и уважительный. Оказывается, это целый цикл телепередач, называется "Больше, чем любовь". Всего не пересмотришь, но про Дау...

arjan: Degen1103 пишет: том же рутрекере обнаружился замечательный трёхсерийный фильм "Избранник" об Александре Исаевиче. Во второй части много рассказывается о героических помощницах писателя, пожертвовавших жизнью ради Архипелага. И о его Музе... Спасибо, с радостью пересмотрю! Что до героических помощниц АИС - им как раз посвящено 5-е приложение к "Бодался телёнок с дубом", текста коего ДО СИХ ПОР НЕТ в сети (и что сейчас сам сканирую с собственных журналов Новый Мир). Имхо - это САМАЯ ЯРКАЯ и вновь актуальная сегодня часть мемуаров А.И.Солженицына (за что именно это дополнение и стыдят: "теперь, мол, заложил и своих помощниц" ;) Там и о его последней Музе, Наталье Светловой - потрясающая история любови (намного сильнее, чем сотни томов о лавстори наших большевицких вождей). Degen1103 пишет: Всего не пересмотришь, но про Дау...ДА, и ещё раз ДА! Сам недавно с потрясением прочел книгу Коры (а после - все, что смог найти по их истории)... Ландау - 100% герой ефремовского будущего (точнее - эти герои писались с таких его современников, как Ландау)

Degen1103: "Эшелон" Шкловского Вы, конечно, читали. Ещё есть [url=http://publ.lib.ru/ARCHIVES/N/''Novoe_v_jizni,_nauke,_tehnike''/''NJNT._Kosmonavtika,_astronomiya'',1986,N07.[djv].zip]воспоминания[/url] коллег о Докторе, опубликованные в 86-м году в чудесной серии брошюр "Космонавтика, астрономия". Тот же характер, тот же стиль поведения, как у Дау: глубочайшая интеллигентность, бойцовская бескомпромиссность, абсолютная честность, живой и острый юмор. Значит, можно жить не по лжи!

Degen1103: эти герои писались с таких его современников, как Ландау Думаю, всё же герои "Понедельника". У Ефремова все персонажи настолько монументальны... не припоминаю, шутят ли...

arjan: Degen1103 пишет: нашёлся фильм про Ландау и Кору - верную спутницу... Несколько поверхностно, но факты любопытнейшие и поучительные, рассказ честный и уважительный Из документалок о Ландау полностью смотрел лишь "Дау великолепный", 2008 - безупречный (в плане секса: почти нет;), вышеуказанный же "Лев Ландау, 2006" пока не качал - напрягла рецензия на его же странице торрента: Как о физике, в этом фильме о Ландау действительно почти ничего нет. Любовники, любовницы... В общем, фильмы об учёных-физиках должны делать учёные-физики. Иначе бульварные романы получаются... Фильм http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=365525 мне чуть больше понравился. Там хоть формулы есть! Скачал рекомендованный "Десять заповедей физика Ландау", 2006 - хороший "ролевой" док. (участвуют актеры последней художественной ленты;), он же есть и в онлайне (жаль, мал уровень звука).

Degen1103: "10 заповедей" посмотрел - ничего особенного, весьма поверхностный фильмец, "Дау великолепный" скачан и ждёт очереди :) Фильм про Кору посвящён не физике, а отношениям Дау с прекрасным полом согласно его теории счастья. По сабжу: посмотрел фильм про Петрова-Водкина из той же "бульварной" серии телепередач. Совершенно потрясающая история! Оказывается, всех дивных мадонн художник писал, чтоб его возлюбленная супруга смогла забеременеть! Воздействовал на организм через искусство. Одну из картин он освятил, превратил в икону, которая спасла жену при тяжелейших родах... (Так ему ребёночка хотелось, что на всякий случай продублировал: через пять месяцев после рождения дочки появилась вторая девчонка от жёниной подруги. Ну и хорошо )

Degen1103: arjan пишет: безупречный (в плане секса: почти нет;), А почему, собственно, безупречный именно поэтому? Ничтожный процент людей может находить такую радость в научном творчестве, как Ландау, а здоровый и разнообразный секс по его примеру может (или должен!) быть доступен многим. Тем более - ефремистам, понимающим неразрывную связь творчества и сексуальности, необходимость превращения животного полового акта в произведение высокого искусства любви. В общем, молодчина Дау!

arjan: БГ и Кейт Сен Джон (Kate St. John), Лондон, 1996 - период совместной работы над "Навигатором" и "Снежным львом": А это уже 2005 - милая Кейт оставляет часть души в альбоме "ZOOM ZOOM ZOOM": И клип на "Великую железнодорожную симфонию" из "Снежного льва" - истоки альбома и работа над записью с участием Кейт Сен Джон:

Эуг Белл: Лу Андреас-Саломе Перепечатываю из книги А.Эткинда "Эрос невозможного". Лу родилась в Петербурге в 1861 году. Национальность ее родителей - немцы. Отец - генерал русской службы и т.д. В семье говорили по-немецки, но у Лели (так ее называли в детстве) была русская няня и гувернантка-француженка, а училась она в частной английской школе. Реально ли в таких условиях говорить о национальности человека? Вообще - это меня всегда занимало. Что такое национальность, скажем, того же Левитана? По генам - еврей, по культуре и языку - русский. Вообще, можно ли говорить о национальности человека? (Я при этом считаю, что говорить об этносе как целом - это вполне научный подход; что же касается человека, конкретного человека, то он находится всегда в каком-то приближении к тем или иым этносам, так или иначе ими "захвачен", но в реальности НИКОГДА не принадлежит какому-то одному; в реальности, в жизни каждого человека должен существовать момент ВЫБОРА, более или менее четкого и иногда трудного; и еще вопрос: должен ли существовать такой момент?). Помимо этого еще я хотел сказать об этих вот первых строчках биографии Лу. Я считаю НАИБОЛЕЕ ПРАВИЛЬНЫМ изучение множества языков в раннем детстве. И тогда как раз получится, что множество РОДНЫХ языков потянут человека в разные этносы. Возникнет АНТИСИСЕМА ПО ГУМИЛЕВУ, но я не считаю отнюдь, что "антисистемы" суть абсолютное зло. Наоборот, так как "по вере" я близок к одной из антисистем (к гностицизму), я как раз вижу выход для современности именно через такую итеграцию "антисистем", что могло бы дать некое новое качество... навроде "сверхантисистемы" )))

Эуг Белл: Лу Андреас-Саломе Вместе с тем мне хотелось бы порассуждать о том, что происходит с ЭТОЙ ТЕМОЙ. Она скатилась в яму. Женщина опять оказалась снизу. Она что? Только Муза. Пусть и с большой буквы. Как бы в этой теме женщинам говорят: вы кроме кастрюлей и ребенков и их какашек ДОЛЖНЫ еще нас вдохновлять. Возникла странная традиция в теме говорить: вот был великий человек, а кто была его муза? Пишем Музу с большой буквы но это не изменяет общего хода рассуждений. МУЗА ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ СЛУЖЕБНЫМ ПЕРСОНАЖЕМ ДЛЯ РАЗНЫХ ГЕНИЕВ-МУЖЧИН ТИПА ЛАНДАУ, менявшенго женщин как перчатки и т.д. Тему можно было бы переформулировать "Муза как обслуживающий персонал". Скромное дополнение Гения-Мужчины. В случаях, мною приведенных, например про Эйнштейна и Милевы Марич я пытался показать РАВЕНСТВО двух людей, которые были Музами одновременно друг для друга. И что, например, в случае Эйнштейна и Марич Эйнштейн поступил весьма НЕБЛАГОВИДНО, УКРАВ научные результаты, полученные им СОВМЕСТНО с Марич. Отсюда трагедия этой великой женщины. После этого тема просто деградировала. Сейчас я пытаюсь ее слегка выправить, показав на примере одной из самых красивых женщин конца 19 и начала 20 века, огромную роль, которую сыграла ЖЕНЩИНА в возникновении и развитии философии и психологии того времени (собственно, и нашего, поскольку все эти достижения, например, психоанализ - цветут и пахнут и в наше время.

Эуг Белл: Только мы все время кричим: Фрейд! Юнг! Фромм! А о Лу - почему-то забыли. ======== Кстати, Лу была соврменницей Веры Засулич. и если уж говорить о роли женщины в истории, то было бы нужно рассмотреть и ее НЕГАТИВНЫЕ аспекты - почему нет? Эткинд сообщает, что в политических процессах 70-80-х годов 19 века был осуждены в общей сложности 178 женщин. Большя часть их принадлежала к террористической организации "Народная воля". Как известно, эта организация провела множество террористических актов, в том числе - "удачное" покушение на царя (Эткинд по советской привычке забывает поставить кавычки!). КЛЮЧЕВУЮ РОЛЬ В ЭТОМ ЗАГОВОРЕ ИГРАЛИ ЖЕНЩИНЫ. И одна из них была казнена. ======== В юности Лу ипытывала разнообразные религиозные переживания. Она обратилась за советом к некоему известному тогда пастору Гийо, который давал ей "уроки" релииозной философии. "Они встречались в тайне от ее родителей. Можно представить себе, нсколько трудно и бурно происходило это, чему не было названия, у закрытой и страстной девушки. В Гийо, вспоминала она, ей виделся Бог, и она поклонялась ему как Богу. Они сближались все больше, и это было тяжело для обоих. Однажды она потеряла сознание, сидя на коленях у пастора".

Эуг Белл: http://blogs.mail.ru/mail/rodich2007/4D7D93FD5E106EE1.html Вот здесь - неплохой рассказ о жизни Лу, но, как я думаю, у Эткинда - подробнее и интереснее. Зато - фотографии. Итак, Гийо сделал Лу предложение. "Девушка была в шоке; она пережила это как вторую потерю Бога. "Одним ударом то, чему я поклонялась, вышло из моего сердца и стало чужим для меня". Сексуальная близость еще много лет будет для нее невозможной. Гийо был лишь первым из длинной череды мужчин, которые будут испытывать восторг от интенсивности духовной близости с этой девушкой и отчаяние от ее телесной холодности и незрелости, сочетавшихся с необычайной привлекательностью" Затем она попадает в Цюрих. Ей 20 лет. Она носит строгие черные платья, волосы зачесаны назад. И она невероятно привлекательна (что, вероятно, не слишком отражают фотографии).

Эуг Белл: Дальше был философ Поль Рэ - друг и собеседник Ницше, дарвинист, автор книг по моральной философии. Он читал лекции для феминисток в одном из салонов. "Он сразу в нее влюбился и, хоть считал, что жениться и делать детей в этом дурном мире нерационально, поспешил сделать ей предложение. Лу отклонила его так же твердо, как немногим ранее отказала Гийо. Но теперь она чувствовала себя достаточно сильной для большего. Не надо бежать от мужчины, который оказался не способен контролировать свои чувства; надо победить в нем эти чувства, заставив его подавить их так же, как она подавляла их в себе. В награду Рэ получал возможность видеть Лу и даже жить с ней. План девушки был таков. Рэ отказывается от всяких притязаний. Тогда они смогут жить общими духовными интересами..." Рэ согласился... И тут появляется Ницше "Втроем они путешествуют по горам Северной Италии, Швейцарии и собираются втроем поселиться в Париже.". Заметим, что Лу до сих пор - девственна.

Эуг Белл: Вот наша "счастливая троица". Здесь с кнутом Лу. Не пройдет и года, как после мучительного разрыва с Лу Ницше напишет свою "знаменитую" фразу: "Ты идешь к женщинам? не забудь плетку". (Плетка, возможно, предназначалась не для женщины, а для того, чтобы женщина погоняла его самого. Итак, на этой фотографии мы видим и эту женщину, и эту плетку). Лично я плохо выношу Ницше.



полная версия страницы