Форум » АКАДЕМИЯ ГОРЯ И РАДОСТИ » Музы » Ответить

Музы

Degen1103: Давайте посвятим эту тему музам, вдохновлявших художников, писателей, музыкантов, учёных... Для начала - длинная цитата, немедленно удалённая братьями-рериховцами с "Тероса". Текст из альбома «Пабло Пикассо», серия «Великие художники», том 42. М.: «Директ-Медиа», 2010. Автор не указан. Дора Маар [more]Пикассо встретил Дору в 1936 г. в кафе «Два маго», где она играла ножом, быстро вонзая лезвие между широко расставленными на столе пальцами. Несколько раз она промахнулась, и на коже появилась кровь. Дора надела перчатки. Пикассо выпросил их и трепетно хранил всю жизнь. Встреча не была случайной: эпатажный фотограф Дора Маар организовала это знакомство с художником, чтобы сделать его фотопортрет. Конечно, мастер увлёкся этой роскошной женщиной с бронзово-малахитовыми глазами, оценил её острый ум и экстравагантную элегантность. Она носила широкополые шляпы, длинные перчатки и эффектно курила, держа двадцатисантиметровый мундштук тонкими пальцами. Но самым притягательным для Пикассо было то, что она бегло изъяснялась по-испански. Настоящее имя Доры – Теодора Генриетта Маркович, она была дочерью хорватского архитектора и француженки. В 1926 девушка вернулась во Францию из Буэнос-Айреса, где училась, и занялась фотографией, быстро добившись популярности в области моды и рекламы. Она снимала калек, слепых, клошаров, соединяя в таинственно-жуткий сюрреализм красоту и уродство, роскошь и нищету. Творчество Доры было смелым, авангардным, критики называли её стиль «трагическим барокко» и «эстетикой катастрофы». Маар стала интеллектуальной отдушиной Пикассо, который на момент знаменательной встречи в кафе уже полгода переживал творческий кризис. Девушка подтолкнула его к авангардистскому движению и политическим темам. С ней он мог говорить об искусстве на родном языке. Маар научила художника фотографировать, а сама под его влиянием занялась живописью. Вместе они изготавливали на стекле своего рода «фотогравюры», с которых, как с огромных негативов, делали отпечатки на фотобумаге. Дора Маар всегда оставалась рядом с Пикассо. Она шаг за шагом сняла весь процесс создания «Герники», фактически изобретя новый жанр – репортаж о рождении произведения искусства. Зрителям таким образом была дана возможность заглянуть в творческую лабораторию художника. Маар можно назвать почти соавтором этой великой картины. Дора на долгие годы стала главной моделью Пикассо. Её образ мастер запечатлел в произведениях «Плачущая женщина» (1937, коллекция Пенроуз, Лондон), «Женщина в слезах» (1937, Музей Пикассо, Париж). Работая над первым полотном, Пикассо буквально раскроил на части лицо любимой женщины, обнажив мертвенно-бледное «нутро» истинного горя: рот искажён страданием, зубы судорожно рвут скомканный платок. На этой белой «внутренней сути» видны следы рук. Плача, мы почти всегда сжимаем лицо пальцами, утираем слёзы – эти постоянно тянущиеся к лицу руки мастер изобразил очень достоверно. Глаза похожи на две пуговицы, пришитые крест-накрест, - мёртвые пластмассовые крестики вместо зрачков перечёркивают жизнь во взгляде плачущей. «Плачущая женщина» является собирательным образом всех горюющих женщин, потерявших в войну мужей и сыновей. Чувства Пикассо и Доры расцвели во время войны и тихо угасли с наступлением мира в 1945. Для неё этот роман, который длился девять лет, стал роковой надрывной любовью, закончившейся катастрофой. Дора попала в парижскую психиатрическую лечебницу святой Анны, где её «лечили» электрошоком. Вытащилеё оттуда Жак Лакан, близкий друг и психоаналитик, он же помог ей преодолеть внутренний кризис. До конца жизни Дора Маар жила очень замкнуто, занималась живописью. Только после смерти женщины в 1997 стал очевиден подлинный масштаб её самобытного дарования. Когда открылся доступ к архивам Доры, обнаружились документы, хроники, сувениры, хранимые как память о главной любви в её жизни. Большинство этих раритетов перешло в Музей Пикассо и составило уникальную экспозицию, вызвавшую немалый интерес. Казалось, будто жизнь Доры остановилась в момент разлуки с мастером и ос таток своих дней она жила в собственноручно созданном музее. Также мир узнал, насколько она была талантлива и какой громадный пласт её оригинального творчества незаслуженно остался в тени Пикассо. [/more]

Ответов - 54, стр: 1 2 3 All

arjan: Начну с недавно скаченного фильма "Молчание доктора Ивенса", потрясшего страну в свое время - увы, в сети нет кадров Жанны Болотовой в роли прекрасной Оранде... Рискну предложить скины на свой вкус:

Эуг Белл: Спасибо! Эта тема - моя любимая...

Degen1103: На рутрекере лежит замечательный фильм Больше, чем любовь. Павел Филонов и Екатерина Серебрякова. История возвышенной любви гениального художника к немолодой большевичке. Из каких миров явился Филонов и куда ушёл, умерев от голода в начале блокады и отдав свою пайку возлюбленной Музе?... Сумеем ли когда-нибудь прочесть его формулы, понять структуру мироздания?...


Degen1103: *PRIVAT*

Эуг Белл: МИЛЕВА И ЭЙНШТЕЙН Милева Марич - сербка, выдающийся физик, первая жена Альберта Эйнштейна и соавтор его первых работ (в том числе - классических работ по специальной теории относительности). Милева, безусловно, была Музой Эйнштейна, но беда ее состояла в том, что она сама была выдающимся ученым, по уровню гениальности они были сравнимы. Милева "сделала" их Эйнштейна ученого. Еще посещая лекции, она вела подробные конспекты, по которым шалопай ее друг сдавал экзамены. Альберт следал ей троих детей и, в общем-то, всех бросил. Когда он почувствовал, что становится "звездой", даже соавторство первых статей он "снял", если так можно выразиться. Дальнейшее было сплошным конфликтом, дошедшем чуть ли не до ненависти... Вот и так иногда складываются отношения творца с Музой, если Муза сама творец... http://sceptic-ratio.narod.ru/fi/fenomen-7.htm Я написал, что беда Милевы была в том, что она сама была творцом, выдающимся ученым. В действительности, многие ученые довольно ревниво относятся к своей репутации. Но в данном случае на все это наложилось еще и сложности отношений Эйнштейна с матерью. Эйнштейн был, как видно, человеком, многое сохранившим от детских реакций - что и придавало своеобразный "сказочный ореол" его трудам (их сразу стали сравнивать с "Алисой в Стране Чудес" Кэррола). Однако сохранилось еще и нечто менее приглядное. В жизни любого мужчины существуют отношения с матерью, с так называемой "генетической семьей". Разрыв этих отношений - сюжет жизни человека. Мать и жена выступают как конкурентки, и вот, в случае Эйнштейна, победа оказалась на стороне матери. Милева не могла простить это Эйнштейну, как и он понимал, что она никогда ему не простит...

Degen1103: Надя Леже Фернан Леже. Портрет Нади Белоруска Надежда Петровна Ходосевич родилась в 1904 году в дер. Осетищи Витебской губернии. Выросла в многодетной крестьянской семье, которая в годы 1-й мировой войны осела в Белеве Тульской губ. После 1917 г. занималась рисованием и балетом в местном Дворце искусств. В 1919 г. ушла из дома и самовольно поехала в Смоленск, где поступила в Государственные высшие художественные мастерские. Училась у В.М. Стржеминского и его жены Е.Н. Кобро, возглавлявших группу УНОВИС (Утвердители нового искусства) в Смоленске. В начале 1920-х гг. наряду с реалистическими картинами ("Моя дорогая Ксения", "Портрет студентки" - 1921 г.) исполнила абстрактные работы в духе суперматизма: "Пресс-папье" (1918 г.), "Начало движения. Взлет-1" (1922 г.), "Натюрморт с вазой" (1925 г.) и др. В 1971 г. на персональной выставке в Международном художественном центре в Париже показала ряд работ, помеченных двойной датой: 1920/1968 гг. и т.д. В 1922 г. уехала в Варшаву, используя право беженцев из Западной Белоруссии вернуться в свои деревни, отошедшие к Польше. Два года работала служанкой в польской семье и модисткой в шляпных мастерских. Одновременно занималась в Академии художеств и изучала варшавские музейные собрания. В 1924 г. вышла замуж за Ст. Грабовского, студента варшавской АХ, поехала с ним в Париж и поступила в Академию современного искусства, которой руководили Ф. Леже и А. Озанфан. В 1927 г., после рождения дочери Ванды, разошлась с мужем и сблизилась с Ф. Леже. В 1920-30-х гг. помогала Леже в монумантальных и декоративных работах, увеличивала его эскизы, позднее ассистировала в его Академии. В 1930-е гг. оранизовала издание журнала "Современное искусство" на французском и польском языках. В начале 2-й мировой войны вступила в Общество помощи фронту. Во время оккупации Франции работала в подполье, распространяла в Париже партизанские листовки. В 1944 г. вступила в Союз советских патриотов и Союз помощи бывшим военнопленным; организовала выставку художников - участников Сопротивления и аукцион картин, принесший 3 млн. франков в пользу Красного Креста и Союза советских патриотов. На открытии Х съезда Компартии Франции в 1945 г. экспонировались монументальные портреты членов ЦК, исполненные по гуашам Леже. В 1952 г. вышла замуж за Ф. Леже и поселилась с ним в Живсюр-Ивет, близ Парижа. После смерти Леже в 1955 г. она, при содействии Компартии, создала его музей в Бьоте и в 1970 г. безвозмездно передала его Франции. В 1950-70-х гг. писала портреты и натюрморты, отмеченные влиянием Леже. Исполнила портреты лидеров международного коммунистического движения, героев Сопротивления, деятелей французской культуры, а также портреты Л.Н. Толстого, П.И. Чайковского, М. Горького, В.В. Маяковского, С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, Р.К. Щедрина, З. Космодемьянской, Ю. Гагарина и др. Создала ряд портретов Леже. Обращалась к монументальному жанру (эмблема Франции - Марианна на мэрии в Монруж, 1945 г.) и плакату ("От имени миллионов наших детей требуем мира!" - 1950-е гг. и др.). В последние годы занималась в основном мозаикой, в частности, мозаичным портретом. В 1960-70-е гг. часто бывала в СССР, исполнила много картин по советским впечатлениям ("Колхозница", "Таджикские музыканты" и др.). Подарила Советскому Союзу несколько своих картин и картин Ф.Леже, 60 мозаичных портретов, исполненных по ее гуашам, и более 2000 высококачественных репродукций картин Лувра, составивших передвижную выставку, обошедшую в начале 1970-х гг. ряд городов и сел СССР. За вклад в развитие советско-французской дружбы была награждена орденом Трудового Красного Знамени (1972 г.).

helenrokken: Отличная тема!

arjan: Отрывок из статьи Георгия Караваева - "О вечном": Жизнь художника, доброго вестника, гения всегда полна самоотречения, жертвования. Экзотерически она осложнена многочисленными препятствиями, искусами, соблазнами. Чревата неврозами, психическими, физическими отклонениями и аномалиями. Эзотерически она насыщенна и полнозвучна, напряжение порыва часто выливается безудержным энергетическим, непонятным и не узнаваемым людьми ливнем, который часто поглощает и потопляет близких, любящих просто (а эта любовь свята) и мучающихся рядом с непонятным. Все это происходит оттого, что художник трудится в жизни и в своем искусстве в ином ритме, и вибрации, исходящие от него, говорят о необыкновенном напряжении и быстроте постижения действительности. Сам художник во время своей работы всегда защищен своей аурой, ему не грозит никто и ничто из метаглубин инфрафизики. Другое дело — близкие художника, не защищенные мощным полем, только через них можно попробовать помешать самому художнику. Вот почему столько ненужных, кажущихся немотивированными конфликтов возникает между создателем культурной ткани и существом, может, единственным и близким. И поэтому все величайшие часто оставались людьми экзотерически одинокими, а эзотерически художники одиноки всегда, в то же время загадочным образом сливаясь и принадлежа всем. Судьба, предопределение, высшие сущности, которыми населены тонкие пространства, помогают, следят, пестуют некоторых художников, как бы планируют ему будущую жизнь в плотном теле. Они посылают ему нередко подругу, которая помогает, оберегает и вдохновляет художника в самом прямом смысле слова "вдохновение". Это на физическом плане бытия. Эзотерически же к такому художнику прикреплен вдохновитель надпространственный, крылатый. Называют этого гения по-разному. Уместно назвать музой.Полный текст эссе (отсканировал из журнала "Московский вестник", 1990-7)

kssa: меня впечатлила история музы бродского. если брать ее судьбу - близкую, ведь она еще жива - и сравнивать с судьбой других вдохновляющих женщин, тогда становится очевидно, что муза, если и приближается к гению, но ненадолго... она идет своей дорогой, счастливая или несчастная. причем, чем ближе подходит к гению, тем более несчастная. раньше я бы порадовалась за лауру с беатриче, которые возможно и знать не знали о поэтах, их боготворивших. жили себе счастливой семейной жизнью, умирали не от любви, а от болезни. радоваться за ту женщину, которая осознает вызываемое ею чувство, осознает ответственность за судьбу гения, конечно, тяжело... но восхищаюсь ею больше, потому что она своими нелепыми для постороннего взгляда действиями управляет миром, хоть и жертвует собой. она становится больше, чем символом...

Эуг Белл: МУЗА КУРТА ГЁДЕЛЯ Если кто не знает, Курт Гёдель - величайший мыслитель прошлого века. Он доказал величайшую теорему символической логики. Конечно, теорему Гёделя о неполноте. ОНА УТВЕРЖДАЕТ НЕПОЛНОТУ ЛЮБОГО ЗНАНИЯ. Любое знание не полное! Точка. Когда Гёделю был 21 год, он встретил Адель Поркерт. Она была на шесть лет старше и до их встречи недолгое время была замужем. Его родители, особенно отец, стали возражать и т.д. Но в 38 году Гёдель и Адель поженились. Она не имела ученых дипломов, но имела вкус к острому словцу, а также склонностью к забавным и, на первый взгляд, совершенно непредсказуемым поворотам извечной женской темы: изобретать притянутые за уши предлоги для ревности. Однажды она представила ИПИ (Институт перспективных исследований в Принстоне, где Гёдель работал), который она обычно называла богадельней, каким-то скопищем симпатичных студенток, толпящихся у дверей постоянных профессоров. Великий ученый был потрясен тем, что какие бы доводы он не приводил, Адель разбивала их в две минуты. У нее всегда находились новые претендентки для ревности. Так Гёдель создал доказательство великой теоремы: теорию он представлял себе как множество студенток, истина о которых установлена, но это множество никогда не было "законченным", Адель всегда подсовывала новую кандидатуру... Она была НЕИСЧЕРПАЕМА, КАК САМА ЖИЗНЬ! К сожалению, портрета Музы в данном случае я так и не нашел. Зато нашел фотографию, где рядом изображены два великих человека. Один открыл относительность мира, другой - его неисчерпаемость. (Но мы-то знаем, что ОБА утаили своих соавторов, от жулики [img src=/gif/smk/sm15.gif] )

Degen1103: Эуг Белл пишет: К сожалению, портрета Музы в данном случае я так и не нашел. Да ладно, гугл сразу находит: Вспоминается замечательный фильм "Игры разума". На реальных фактах?

Degen1103: Аннотация к свеженькому переводу позднего Воннегута: Синяя Борода - один из самых причудливых и загадочных романов Курта Воннегута, в котором он обыгрывает не только мифологию искусства XX века, но и архетипы военной прозы и мотивы древнегреческой мифологии. Автобиография вымышленного художника Рабо Карабекяна, чья живописная карьера погибла однажды из-за некачественной краски, и таинственной Цирцеи Берман, пытающейся изменить не только его жизнь, но и взгляды на искусство и свое в нем место, служит лишь обрамлением для притчи, по-новому трактующей известный сюжет Творца, его Музы и поисков Вдохновения... Почитаем, почитаем

Эуг Белл: Фотография Доры Маар, приведенная Дегеном, сделана выдающимся художником, великим фотографом ХХ века Ман Рэем. И вот так случилось, что в результате я его для себя и открыл. Он родился в 1890 г., а умер в 1976, причем въехал в стену ночью, возвращаясь из ресторана, видимо, в состоянии большой поддатости. Ему было, следовательно, 86 лет. Настоящее его имя Эммануэль Радницкий. Хотя родился он в Америке, но потом семья переехала в Париж, и Ман Рэй, увлекавшийся живописью, фотографией и кинематографом, со временем стал плоть от плоти парижской богемы. Он был сюрреалистом, даже дадаистом. Жизнь его была длинная, и на самом деле муз у него было много (а я чуть ниже расскажу только об одной. Во время Второй Мировой Ман Рэй эмигрировал (будучи, к тому же, евреем) в Америку, оставив дом и все свои произведения искусства (которые, к счастью, сохранились). Но в Америке он уже фотографировал меньше, считая живопись более приоритетной. Когда он умер, выяснилось, что он был великим фотографом и художником, и его включают в число 25 крупнейших художников ХХ века. Так что неплохо бы знать. ======= А вот что я обнаружил. Несмотря на то, что он был правоверным сюрреалистом до конца своих дней, тем не менее, некоторые его произведения весьма близки по духу к "Туманности Андромеды". Они очень как бы такие светлые, пропитаны надеждой и космизмом. Впрочем, смотите сами.

Эуг Белл: Все-таки я даже удивился: почему Ман Рэй никак не был представлен в литературе по искусству во времена СССР? Почему так получилось, что он оказался совершенно неизвестен советскому читателю? Вероятно, из-за большого количества обнаженной натуры, которая в СССР считалась проявлением мелкобуржуазного разложения морали. Ну как издавать что-то про Ман Рэя, не печатсая его большинство его работ? Примерно то же самое произошло и с выдающейся русской художницей Зинаидой Серебряковой (о которой написал ИАЕ в "Лезвии бритвы"). Слишком много писала Серебрякова обнаженных женщин. Вот и все. Этого было достаточно! При том, что и Ман Рэя, и Серебрякову кто бы мог обвинить в "порнографии" - художники с самого возникновения искусства пишуи и лепят обнаженные тела. И совсем не случайно, тот же Ман Рэй изобразил Афродиту, запутанную то ли в веревки, то ли в провода...

Эуг Белл: Ну а теперь о Музе Ман Рэя. (Одной из...). Это Мэрит Оппенгейм. Обладая необычной, я бы сказал, поразительной внешностью, Мэрит стала моделью и другом Ман Рэя. Возможно, их связывало большое чувство. Приводят также очень человечную фотографию Мэрит. Сделать такой кадр мог только человек, я уверен в этом, глубоко чувствующий и любящий. Легко понять также, что такая девушка, кумир парижских художественных кругов, не могла оставаться только моделью, но вдохновляла всех, с кем сталкивала ее судьба на новые художественные подвиги.

Степпи: Эуг Белл пишет: Ман Рэй изобразил Афродиту, запутанную то ли в веревки, то ли в провода... На фото видно, что он только обмотал тело шнурками, но не потрудился сплести их в удобную и устойчивую сетку. Такая несплетённая в сетку обмотка механически неустойчива (витки при произвольных движениях будут спадать, особенно с выпуклостей, а также стеснять движения) и непрактична, на неё нельзя путёво и удобно крепить носимую оснастку, а также жёсткие или упругие элементы экзоскелетных костюмов. Его изделие также не снабжено предохранительными разъемами на случай нежелательных зацеплений за внешние предметы. По моему мнению это его изделие просто зоурядное и продукт редукции чужих достижений.

Degen1103: Degen1103 пишет: Почитаем, почитаем Совершенно потрясающий роман. Думайте, что хотите, но "Колыбель" придётся отодвинуть из топа-3. А Мэн Рэй - да, фотограф не менее известный, чем, скажем, Родченко. Серебрякова же была эмигранткой, причём взглядов придерживалась антисоветских, поэтому её у нас почти и не знали. Дело только в этом, а не в обнажённой натуре. На рутрекере лежит замечательный фильм Серебряковы. Французские этюды - исключительно рекомендую!

Эуг Белл: К сожалению, фильм из-за низкой проходимости кишки моего интернета не ставится, НО я не думаю, что это было единственной причиной. В те времена обнаженная натура считалась порнографией - это факт. В СССР секса не было. Это факт. :). Все ведь знали, что перед нами выдающаяся русская художница. Ее картины - как писал тот же ИАЕ - были в запасниках Русского музея. Но разве их выставляли? Вы когда-нибудь видели выставку Зинаиды Серебряковой в те времена? Одна или две картины висели, в том числе - в Третьяковке. И что? Никакого значения, что были какие-то высказывания и т.п. Ну НЕЛЬЗЯ было выставить несколько ее картин... А поскольку она все-таки Муза русской живописи ХХ столетия, я выставлю. Лично мне трудно представить такую картину на выставке в семидесятые годы. Я тогда ходил по разным выставкам, но все же такая картина была запредельна по уровню нравов той эпохи.

Degen1103: Ну прям Энгр :) Да нет, красота тела даже в самые глухие годы находила выражение, такскть, под личиной соцреализма, а уж в 70-е и подавно. Конечно, идеологический пресс давил, и самоцензура губила таланты, но обнажённая натура выставлялась, в том числе и популярные банные сюжеты припоминаю :) Звезду же нашу светлую Серебрякову, уверен, не выставляли чисто по политическим мотивам.

Эуг Белл: Как же, как же. Помницца в журнале "Юность" напечатали репродукцию с тремя загорающими девушками (вот бы достать - уже ведь трудно припомнить, но весьма и весьма невинный сюжет). И что тут началось!!! Боже мой!!! Такие дискуссии! Такие письма! Бесстыдство! Мелкобуржуазность! Упадок нравов! И прочее в том же духе... Жанр "ню" в фотографии (но не "рекламные" полуобнаженные, как правило, дивы и не порнография) я считаю очень важным жанром. В 70-е годы таких фотографий не печатали. С конца 60-х выходил прекрасный чехословатский журнал "Фоторафия-ревю", но он был малодоступен, как и журнал "Америка". Обо всем этом есть замечательная книжка И.С.Кона "Сексуальная культура в России: клубничка на березке". В общем, характерная для тоталитарных структур СЕКСОФОБИЯ, есть такой научный термин. И, между прочим, заслугой ИАЕ было, что он одним из первых поднял эту запретную тему. ============================================= Но я в оффтопе. Пытаясь поправить дело, скажу, что, казалось бы, можно приводить много разного "материала": ведь у каждого творца-мужчины была жена или возлюбленная. В некотором смысле это приобретает уже неправильный, имхо, характер: мы опять начинаем говорить о женщине как ВСЕГО ЛИШЬ Музе для истинного Творца - мужчины. Вообще-то это стандарт. Таких книг сейчас вышло оченьмного... Вот передо мной - местная книга "Крым в любви". Тут и Пушкин, и Волошин... Какой смысл все это пересказывать. Конечно, интересно, кто была Муза Пушкина ("Являться Муза стала мне"). Но будет ли это актом УВАЖЕНИЯ к Женщине?

Degen1103: Да, да, Ефремов проломил, как атомный ледокол, фарватер! Собственно, именно его философия красоты, его песнь Музе - и есть ефремизм, а не анамезон и т.п.

Эуг Белл: Ефремова каждый понимает по-своему. Он вроде зеркала, в котором каждый видит свою физиономию... (вы, очевидно, свою Музу...) ====== Я же немного о другом. Роль Женщины не сводится к роли Музы. Она - Настоящий Соавтор, и даже Автор (латентный). Ее роль ничуть не меньше роли мужчины... Тогда как мужчина - часто Муз (надо бы посмотреть этимологию слова "муж" ). Просто записывает слова жены или любимой.

Трак Тор: Degen1103 пишет: Вспоминается замечательный фильм "Игры разума". На реальных фактах? На реальных, но фильм-то про Джона Нэша

Degen1103: kssa пишет: меня впечатлила история музы бродского. На рутрекере нашёлся совершенно замечательный фильм - Конец прекрасной эпохи. Бродский и Довлатов - раритетные любительские съёмки и сегодняшние беседы. Во второй части немало времени уделено Маргаритам, которые в 60-е вдохновляли начинающих питерских Мастеров; рассказывается и про сложные отношения Бродского с Мариной Басмановой. Поэт указывает на фотографию, стоящую у него на книжной полке: "Адресат многих моих стихотворений": Очень серьёзный и содержательный фильм!

Degen1103: На том же рутрекере обнаружился замечательный трёхсерийный фильм "Избранник" об Александре Исаевиче. Во второй части много рассказывается о героических помощницах писателя, пожертвовавших жизнью ради Архипелага. И о его Музе... "...Была она наполнена русской поэзией, сама печатала и переплетала всё ещё запрещённое. У неё оказалась тонкая способность к редакторству, к художественной отделке - это я постепенно и радостно открывал. Во встречу четвёртую или пятую я в благодарность и доверие положил ей руки на плечи, обе на оба, как другу кладут. И вдруг от этого движения перекружилась вся наша жизнь..."

Degen1103: Продолжаем цитировать серию “Великие художники» изд-ва КП, 2010. В. Баева, «Модильяни» Однажды Бранкузи посоветовал Модильяни найти постоянную подружку, чтоб та заботилась о его здоровье и обустраивала быт. Ответ художника цитируют все его биографы: «Я жду ту, что приходит ко мне во сне. Она тиха, как ангел. У неё грустное лицо. Она всё время молчит и ничем не выдаёт своего присутствия. Но я чувствую. Чувствую, что она рядом и верит в меня». В марте 1917 Модильяни встретил Жанну Эбютерн. Выросшая под прессингом отца-деспота, Жанна, даже поступив в Академию Коларосси и вырвавшись из дома, оставалась скромной, послушной и домашней девочкой. Она не пила алкоголь, не курила, не имела любовников. Жанна была тихой серой мышкой в простой одежде, без капли косметики, застенчивой и непритязательной в быту. Но её прекрасные каштановые волосы в сочетании с молочно-белым цветом лица привлекли внимание Модильяни. …В этой юной незаурядной художнице он нашёл всё то, что хотел видеть в своей возлюбленной… Они довольно скоро стали жить вместе, несмотря на противодействие её консервативной семьи. Кроткая и послушная девочка проявила железную волю и не позволила разлучить себя с любимым. Жанна беспрекословно взвалила на себя быт, заботилась о ненаглядном, принимала его трезвым и пьяным, весёлым и раздражённым, прощала ему любые выходки, грубость, агрессию и любила его без вопросов и претензий, всецело и беззаветно. Безусловная любовь и забота этой девушки очень благоприятно отразились на творчестве Модильяни, а её вера в талант мастера придавала ему сил… …29 ноября 1918 у пары родилась дочь, которую назвали Джованной (итальянский аналог имени Жанна). Новоиспечённый отец был счастлив… Но им пришлось вернуться в Париж, где у художника вновь открылись каверны в лёгких… Жанна всегда выбирала супруга: дочь выглядела здоровой и весёлой, а он – больным и несчастным… …Вскоре Жанна вновь забеременела. Модильяни, узнав об этом, решил зарегистрировать отношения с любимой. Но пожениться они не успели… 22 января 1920 Модильяни положили в больницу Шарите для бедных и бездомных. 24 января он скончался от туберкулёзного менингита. На следующий день Жанна пришла попрощаться со своим единственным возлюбленным. Она долго всматривалась в его лицо, затем срезала у себя длинный золотистый локон, положила на грудь умершего и вышла, постепенно отступая, ни разу не повернувшись к нему спиной. Отец настоял, чтобы она переехала в родительский дом. Там, в четыре часа утра Жанна выбросилась из окна шестого этажа… Ей было всего двадцать два года, красивая и талантливая художница погибла вместе с нерождённым ребёнком на девятом месяце беременности, оставив сиротой маленькую дочь. Но она не смогла жить без любимого… …Лишь спустя десять лет она оказалась под одной могильной плитой с любимым. Вторая надпись на их общей могиле гласит «Верная спутница Амедео Модильяни, не захотевшая пережить разлуку с ним»… В 2003 в выставочном зале королевского дворца в Милане впервые были собраны вместе работы Модильяни и Эбютерн. Искусствоведы утверждают, что полотна периода их совместной жизни похожи так, словно их писала одна рука.

Degen1103: На рутрекере нашёлся фильм про Ландау и Кору - верную спутницу, которая всю жизнь мирилась со свободой великого физика в отношениях с женщинами, красоту которых очень очень любил, ценил и классифицировал. Несколько поверхностно, но факты любопытнейшие и поучительные, рассказ честный и уважительный. Оказывается, это целый цикл телепередач, называется "Больше, чем любовь". Всего не пересмотришь, но про Дау...

arjan: Degen1103 пишет: том же рутрекере обнаружился замечательный трёхсерийный фильм "Избранник" об Александре Исаевиче. Во второй части много рассказывается о героических помощницах писателя, пожертвовавших жизнью ради Архипелага. И о его Музе... Спасибо, с радостью пересмотрю! Что до героических помощниц АИС - им как раз посвящено 5-е приложение к "Бодался телёнок с дубом", текста коего ДО СИХ ПОР НЕТ в сети (и что сейчас сам сканирую с собственных журналов Новый Мир). Имхо - это САМАЯ ЯРКАЯ и вновь актуальная сегодня часть мемуаров А.И.Солженицына (за что именно это дополнение и стыдят: "теперь, мол, заложил и своих помощниц" ;) Там и о его последней Музе, Наталье Светловой - потрясающая история любови (намного сильнее, чем сотни томов о лавстори наших большевицких вождей). Degen1103 пишет: Всего не пересмотришь, но про Дау...ДА, и ещё раз ДА! Сам недавно с потрясением прочел книгу Коры (а после - все, что смог найти по их истории)... Ландау - 100% герой ефремовского будущего (точнее - эти герои писались с таких его современников, как Ландау)

Degen1103: "Эшелон" Шкловского Вы, конечно, читали. Ещё есть [url=http://publ.lib.ru/ARCHIVES/N/''Novoe_v_jizni,_nauke,_tehnike''/''NJNT._Kosmonavtika,_astronomiya'',1986,N07.[djv].zip]воспоминания[/url] коллег о Докторе, опубликованные в 86-м году в чудесной серии брошюр "Космонавтика, астрономия". Тот же характер, тот же стиль поведения, как у Дау: глубочайшая интеллигентность, бойцовская бескомпромиссность, абсолютная честность, живой и острый юмор. Значит, можно жить не по лжи!

Degen1103: эти герои писались с таких его современников, как Ландау Думаю, всё же герои "Понедельника". У Ефремова все персонажи настолько монументальны... не припоминаю, шутят ли...

arjan: Degen1103 пишет: нашёлся фильм про Ландау и Кору - верную спутницу... Несколько поверхностно, но факты любопытнейшие и поучительные, рассказ честный и уважительный Из документалок о Ландау полностью смотрел лишь "Дау великолепный", 2008 - безупречный (в плане секса: почти нет;), вышеуказанный же "Лев Ландау, 2006" пока не качал - напрягла рецензия на его же странице торрента: Как о физике, в этом фильме о Ландау действительно почти ничего нет. Любовники, любовницы... В общем, фильмы об учёных-физиках должны делать учёные-физики. Иначе бульварные романы получаются... Фильм http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=365525 мне чуть больше понравился. Там хоть формулы есть! Скачал рекомендованный "Десять заповедей физика Ландау", 2006 - хороший "ролевой" док. (участвуют актеры последней художественной ленты;), он же есть и в онлайне (жаль, мал уровень звука).

Degen1103: "10 заповедей" посмотрел - ничего особенного, весьма поверхностный фильмец, "Дау великолепный" скачан и ждёт очереди :) Фильм про Кору посвящён не физике, а отношениям Дау с прекрасным полом согласно его теории счастья. По сабжу: посмотрел фильм про Петрова-Водкина из той же "бульварной" серии телепередач. Совершенно потрясающая история! Оказывается, всех дивных мадонн художник писал, чтоб его возлюбленная супруга смогла забеременеть! Воздействовал на организм через искусство. Одну из картин он освятил, превратил в икону, которая спасла жену при тяжелейших родах... (Так ему ребёночка хотелось, что на всякий случай продублировал: через пять месяцев после рождения дочки появилась вторая девчонка от жёниной подруги. Ну и хорошо )

Degen1103: arjan пишет: безупречный (в плане секса: почти нет;), А почему, собственно, безупречный именно поэтому? Ничтожный процент людей может находить такую радость в научном творчестве, как Ландау, а здоровый и разнообразный секс по его примеру может (или должен!) быть доступен многим. Тем более - ефремистам, понимающим неразрывную связь творчества и сексуальности, необходимость превращения животного полового акта в произведение высокого искусства любви. В общем, молодчина Дау!

arjan: БГ и Кейт Сен Джон (Kate St. John), Лондон, 1996 - период совместной работы над "Навигатором" и "Снежным львом": А это уже 2005 - милая Кейт оставляет часть души в альбоме "ZOOM ZOOM ZOOM": И клип на "Великую железнодорожную симфонию" из "Снежного льва" - истоки альбома и работа над записью с участием Кейт Сен Джон:

Эуг Белл: Лу Андреас-Саломе Перепечатываю из книги А.Эткинда "Эрос невозможного". Лу родилась в Петербурге в 1861 году. Национальность ее родителей - немцы. Отец - генерал русской службы и т.д. В семье говорили по-немецки, но у Лели (так ее называли в детстве) была русская няня и гувернантка-француженка, а училась она в частной английской школе. Реально ли в таких условиях говорить о национальности человека? Вообще - это меня всегда занимало. Что такое национальность, скажем, того же Левитана? По генам - еврей, по культуре и языку - русский. Вообще, можно ли говорить о национальности человека? (Я при этом считаю, что говорить об этносе как целом - это вполне научный подход; что же касается человека, конкретного человека, то он находится всегда в каком-то приближении к тем или иым этносам, так или иначе ими "захвачен", но в реальности НИКОГДА не принадлежит какому-то одному; в реальности, в жизни каждого человека должен существовать момент ВЫБОРА, более или менее четкого и иногда трудного; и еще вопрос: должен ли существовать такой момент?). Помимо этого еще я хотел сказать об этих вот первых строчках биографии Лу. Я считаю НАИБОЛЕЕ ПРАВИЛЬНЫМ изучение множества языков в раннем детстве. И тогда как раз получится, что множество РОДНЫХ языков потянут человека в разные этносы. Возникнет АНТИСИСЕМА ПО ГУМИЛЕВУ, но я не считаю отнюдь, что "антисистемы" суть абсолютное зло. Наоборот, так как "по вере" я близок к одной из антисистем (к гностицизму), я как раз вижу выход для современности именно через такую итеграцию "антисистем", что могло бы дать некое новое качество... навроде "сверхантисистемы" )))

Эуг Белл: Лу Андреас-Саломе Вместе с тем мне хотелось бы порассуждать о том, что происходит с ЭТОЙ ТЕМОЙ. Она скатилась в яму. Женщина опять оказалась снизу. Она что? Только Муза. Пусть и с большой буквы. Как бы в этой теме женщинам говорят: вы кроме кастрюлей и ребенков и их какашек ДОЛЖНЫ еще нас вдохновлять. Возникла странная традиция в теме говорить: вот был великий человек, а кто была его муза? Пишем Музу с большой буквы но это не изменяет общего хода рассуждений. МУЗА ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ СЛУЖЕБНЫМ ПЕРСОНАЖЕМ ДЛЯ РАЗНЫХ ГЕНИЕВ-МУЖЧИН ТИПА ЛАНДАУ, менявшенго женщин как перчатки и т.д. Тему можно было бы переформулировать "Муза как обслуживающий персонал". Скромное дополнение Гения-Мужчины. В случаях, мною приведенных, например про Эйнштейна и Милевы Марич я пытался показать РАВЕНСТВО двух людей, которые были Музами одновременно друг для друга. И что, например, в случае Эйнштейна и Марич Эйнштейн поступил весьма НЕБЛАГОВИДНО, УКРАВ научные результаты, полученные им СОВМЕСТНО с Марич. Отсюда трагедия этой великой женщины. После этого тема просто деградировала. Сейчас я пытаюсь ее слегка выправить, показав на примере одной из самых красивых женщин конца 19 и начала 20 века, огромную роль, которую сыграла ЖЕНЩИНА в возникновении и развитии философии и психологии того времени (собственно, и нашего, поскольку все эти достижения, например, психоанализ - цветут и пахнут и в наше время.

Эуг Белл: Только мы все время кричим: Фрейд! Юнг! Фромм! А о Лу - почему-то забыли. ======== Кстати, Лу была соврменницей Веры Засулич. и если уж говорить о роли женщины в истории, то было бы нужно рассмотреть и ее НЕГАТИВНЫЕ аспекты - почему нет? Эткинд сообщает, что в политических процессах 70-80-х годов 19 века был осуждены в общей сложности 178 женщин. Большя часть их принадлежала к террористической организации "Народная воля". Как известно, эта организация провела множество террористических актов, в том числе - "удачное" покушение на царя (Эткинд по советской привычке забывает поставить кавычки!). КЛЮЧЕВУЮ РОЛЬ В ЭТОМ ЗАГОВОРЕ ИГРАЛИ ЖЕНЩИНЫ. И одна из них была казнена. ======== В юности Лу ипытывала разнообразные религиозные переживания. Она обратилась за советом к некоему известному тогда пастору Гийо, который давал ей "уроки" релииозной философии. "Они встречались в тайне от ее родителей. Можно представить себе, нсколько трудно и бурно происходило это, чему не было названия, у закрытой и страстной девушки. В Гийо, вспоминала она, ей виделся Бог, и она поклонялась ему как Богу. Они сближались все больше, и это было тяжело для обоих. Однажды она потеряла сознание, сидя на коленях у пастора".

Эуг Белл: http://blogs.mail.ru/mail/rodich2007/4D7D93FD5E106EE1.html Вот здесь - неплохой рассказ о жизни Лу, но, как я думаю, у Эткинда - подробнее и интереснее. Зато - фотографии. Итак, Гийо сделал Лу предложение. "Девушка была в шоке; она пережила это как вторую потерю Бога. "Одним ударом то, чему я поклонялась, вышло из моего сердца и стало чужим для меня". Сексуальная близость еще много лет будет для нее невозможной. Гийо был лишь первым из длинной череды мужчин, которые будут испытывать восторг от интенсивности духовной близости с этой девушкой и отчаяние от ее телесной холодности и незрелости, сочетавшихся с необычайной привлекательностью" Затем она попадает в Цюрих. Ей 20 лет. Она носит строгие черные платья, волосы зачесаны назад. И она невероятно привлекательна (что, вероятно, не слишком отражают фотографии).

Эуг Белл: Дальше был философ Поль Рэ - друг и собеседник Ницше, дарвинист, автор книг по моральной философии. Он читал лекции для феминисток в одном из салонов. "Он сразу в нее влюбился и, хоть считал, что жениться и делать детей в этом дурном мире нерационально, поспешил сделать ей предложение. Лу отклонила его так же твердо, как немногим ранее отказала Гийо. Но теперь она чувствовала себя достаточно сильной для большего. Не надо бежать от мужчины, который оказался не способен контролировать свои чувства; надо победить в нем эти чувства, заставив его подавить их так же, как она подавляла их в себе. В награду Рэ получал возможность видеть Лу и даже жить с ней. План девушки был таков. Рэ отказывается от всяких притязаний. Тогда они смогут жить общими духовными интересами..." Рэ согласился... И тут появляется Ницше "Втроем они путешествуют по горам Северной Италии, Швейцарии и собираются втроем поселиться в Париже.". Заметим, что Лу до сих пор - девственна.

Эуг Белл: Вот наша "счастливая троица". Здесь с кнутом Лу. Не пройдет и года, как после мучительного разрыва с Лу Ницше напишет свою "знаменитую" фразу: "Ты идешь к женщинам? не забудь плетку". (Плетка, возможно, предназначалась не для женщины, а для того, чтобы женщина погоняла его самого. Итак, на этой фотографии мы видим и эту женщину, и эту плетку). Лично я плохо выношу Ницше.

Эуг Белл: Ницше писал о Лу: "Вряд ли когда-либо между людьми существовала большая философская открытость". Внимание! Так говорил Ницше. Позже, разрывая с Лу, он пишет ей следующие строки: "Если я бросаю тебя, то исключительно из-за твоего ужасного характера... Ты принесла боль не только мне, но и всем, кто меня любит... Не я создал мир, не я создал Лу. Если бы я создавал тебя, то дал бы тебе больше здоровья и еще то, что гораздоважнее здоровья, - может быть, немного любви ко мне". Не стоит забывать, что книга, считающаяся одной из центральных и важнейших для понимания европейской культуры, "Так говорил Заратустра", была написана на вершине отчаяния от разрыва с Лу.

Эуг Белл: После разрыва с Ницше лу и Рэ жили вместе в Берлине... В то время Лу увлекались Герман Эббингауз, один из основаелей экспериментальной психологии, Фердинанд Теннис - крупнейший немецкий социолог конца века и многие другие... Все они получили отказ. Знаменитый драматург Франц Ведекинд принял ее за даму полусвета, привез к себе домой и... натолкнулся на столь железное сопротивление, что на следующий день нанес Лу визит во фраке и с корзиной цветов. Он следал Лу героиней своей знамеитой пьесы "Лулу" (я ее не читал). Вскоре пришло время расстаться с Рэ. Он пережил невероятную трагедию: бросил город, уехал в деревню. лечил бесплатно... жители считали его святым... в 1901 году он погиб во время прогулки или покончил самоубийством (до конца не выяснено). Вскоре Лу вышла замуж за Фреда Андреаса, сорокалетнего знатока восточных языков. Условие, которое выдерживалось в течение многих десятилетий, - брак не включал физичесой близости. Стань тем, что ты есть, - оворил Ницше. Она стала. Лу было уже за 30, когда она потеряла невинность, влюбившись в социал-демократа Георга Ледебура, впоследствие соратника Троцкого... Фред чуть не покончил собой, узнав об этом. Лу едва не присоединилась к нему в этом "деянии". В конце концов Фред дал Лу то, в чем она действительно нуждалась: свою вечную дружбу и абсолютную сексуальную свободу. Еще в мае 1897 года Лу встретилась с великим поэтом Рене Мария Рильке.

Эуг Белл: У Рильке было в жизни много женщин, но Лу была единственной, которой он посвятил свою пэзию... К моменту встречи с Лу ему шел 21 год, Лу было уже за 30... Разница составляла 14 лет. Нет без тебя мне жизни на земле. Утрачу слух - и все равно услышу, очей лишусь - еще ясней увижу Без ног я догоню тебя во мгле. Отрежь язык - я поклянусь губами. Слоай мне руки - сердцем обойму. Разбей мне сердце. Мозг мой будет биться навстречу милосердью твоему. А если вдруг меня охватит пламя и я в огне любви твоей сгорю - тебя в потоке крови растворю... Эткинд: "Творческие периоды перемежались у Рильке с болезненными циклами тоски, страха и беспомощности. Лу была для него любовницей и одновременно матерью и терапевтом". "Моя весна, я хочу видеть мир через тебя, потому что тогда я буду видеть не мир, а тебя, тебя, тебя".

Эуг Белл: В апреле 1899 года Рильке, и супруги Андреас-Саломе приезжают в Россию... И - Лу бросает Рильке и уезжает к сесте в Финляндию со своим новым любовником, психиатром Фридрихом Пиннельсом. Последнее послание. Несмотря на разницу в возрасте, кторая существует между нами, я все время росла, я все дальше и дальше врастала в то сстояние, о котором с таким счастьем говорила тебе, когда мы прощались, - да, как ни странно это звучит, - в мою юность! Далее в этом письме Лу требовала от Райнера (даже это имя ОНА ему подарила, он на него сменил свое прежнее - Рене) твердости и роста. Рильке: "Ты не имеешь представления о том, какими длинными могут быть дни в Петербурге".

Эуг Белл: 1903 год. Лу то в Петербурге, то в Берлине. Из воспоминаний неизвестного: "В ее объятиях было что-то странное, примитивное, анархическое. Когда она смотрела на вас своими лучащимися голубыми глазами, она будто говорила: "Принять твое семя будет для меня верхом блаженства". У нее был огромный аппетит к этому. В любви она была безжалостна. Для нее не имело значения, имел ли мужчина другие связи... Она была совершенно аморальна и одновременно очень благочестива - вампир и дитя".

Эуг Белл: Однажды она в довольно беспечном тоне сообщила шведскому психоаналитику Полу Бэру о самоубийстве Рэ. "И у тебя нет угрызений совести?"- спросил он. Она улыбнулась и сказала, что сожаления - признак слабости. "Я думаю, - потомписал он, - Ницше был прав, когда сказал, что Лу - это воплощение совершенного зла. Но только в смысле Гёте: это то зло, которое порождает добро. Она могла разрушать жизни и семьи, но ее присутствие пробуждало к жизни. В ней чувствовалась искра гения. В ее присутствии люди вырастали..." В сентябре 1911 года50-летняя Лу на Психоаналитическом конгрессе в Веймаре встретила Зигмунда Фрейда, которому было 56 лет.

Эуг Белл: Однажды она в довольно беспечном тоне сообщила шведскому психоаналитику Полу Бэру о самоубийстве Рэ. "И у тебя нет угрызений совести?"- спросил он. Она улыбнулась и сказала, что сожаления - признак слабости. "Я думаю, - потомписал он, - Ницше был прав, когда сказал, что Лу - это воплощение совершенного зла. Но только в смысле Гёте: это то зло, которое порождает добро. Она могла разрушать жизни и семьи, но ее присутствие пробуждало к жизни. В ней чувствовалась искра гения. В ее присутствии люди вырастали..." В сентябре 1911 года50-летняя Лу на Психоаналитическом конгрессе в Веймаре встретила Зигмунда Фрейда, которому было 56 лет.

Эуг Белл: Нет, это была не сексуальная связь - не что вы подумали: "просто дружба", которая продолжалась 25 лет.После которой осталось более двухсот писем, наполненных взаимным интересом и восхищением... Лу и психоанализ - это особая страница... Я же здесь хочу закончить свое повествование.

Ксения: Вспомнила ещё один пример, показывающий, как Эуг Белл пишет: ... РАВЕНСТВО двух людей, которые были Музами одновременно друг для друга. Натолкнула меня на воспоминание о нём цитата (из Эткинда, я правильно понимаю? ) Эуг Белл пишет: У Рильке было в жизни много женщин, но Лу была единственной, которой он посвятил свою поэзию... Но ведь была и Марина Цветаева! И были как раз посвящённые друг другу стихи. Есть хорошая книга (сборник со стихами, их письмами и воспоминаниями современников), посвящённая их взаимоотношениям: "Небесная арка: Марина Цветаева и Райнер Мария Рильке", Акрополь, 1992 г. (были и другие издания)

Эуг Белл: Да, правильно. Я, может быть, недостаточно точно выразился. О Цветаевой - особый разговор. Лу как бы создала Рильке. Цветаева же - уже общалась с "готовым" тортом)... И там отношения не могли быть несимметричными: ведь и Цветаева, и Рильке были, как Вы точно поняли, симметричными. Кстати, я ужасно люблю симметрию. Почему-то.

Ксения: Может быть, потому что вы - математик? :)

Эуг Белл: Уж, скорее, - наоборот! Ну... я не совсем математик: у меня образование учителя математики и я немного работал в школе, а потом писал много методических статей в УГ. И это продолжается. Математик же работает в математических сферах. Вот Игорь Жуков - вот он математик. Преподает (или преподавал) абстрактные материи в туманной Германии, ищет новые связи в абстракнейших теориях, которые никому не понятны, кроме математиков, да и то не всех... Кстати, о моей Музе. У меня ее не было никогда. Однажды, казалось, появилась... но это был всего лишь мираж.

Degen1103: На рутрекере обнаружились четыре фильма (т.е. телепередачи) "Звёзды русского авангарда". Исключительно интересен рассказ "Расширенное смотрение Михаила Матюшина" про одного из основателей футуризма и супрематизма, создателя учения о расширении восприятия, внёсшего важный вклад в теорию восприятия цвета. Другая передача посвящена его Музе и верной супруге - Елене Гуро. Широкое признание поэтического и художественного таланта пришло к Гуро лишь после смерти, хотя Бурлюк, Хлебников, Маяковский и прочие представители устремлённого в будущее искусства очень высоко ценили её творчество. А у Матюшина с Гуро возник не просто союз, а, можно сказать, творческий симбиоз. В общем, рекомендую посмотреть!

Degen1103: Пусть не муза - но Покровительнеца муз. Рекомендую фильм "Я давно иду по прямой" про директора Пушкинского музея И. Антонову. Правда, героине он почему-то не пришёлся по вкусу, а по мне так - превосходный!



полная версия страницы