Форум » АКАДЕМИЯ ГОРЯ И РАДОСТИ » Педагогическая мозаика » Ответить

Педагогическая мозаика

Трак Тор: Как ни странно, темы о педагогике не нашел, хотя педпостов море.

Ответов - 169, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 All

arjan: Перенос из "Реформы образования" Эуг Белл пишет: Хочу в виду всех ужастиков происходящего написать книгу о том, как родителям самим учить детей.Я тоже жду подробностей твоего эксперимента и примеры ошибок, о коих ты недавно говорил - может составишь список таковых с краткими аннотациями? На опыте же моих детей - школы (а их сменилась не одна) тоже принесли больше проблем, нежели реальных знаний, и то, что сегодня позитивно отличает сыновей от сверстиков, увы, дано им именно дома...

Эуг Белл: Будт сдлно, тврщ адмнистртр!

balu: Эуг Белл пишет: Хочу в виду всех ужастиков происходящего написать книгу о том. как родителям самим учить детей. Вспоминаются "проекты NK". Но идея действительно хороша и технически не сложно реализуема - пример Викиучебники и тому подобные проекты типа такого. Тут еще один момент есть - сейчас приобрести хорошие знания часто лучше не в обычной школе/ВУЗ-е.


Эуг Белл: Вот одна моя старая статья (еще из 20-го века ), была опубликована в УГ. Домашняя школа:«про» и «контра». Рассказ отца пятерых детей, ни один из которых в школу в первый класс не пошёл. Много лет назад приехал в Союз один американец. Мы разговорились. Я увлекался тогда разными педагогическими новациями. Он тоже был педагог. Спрашиваю его: «Что там в Америке слыхать?» Он отвечает: «Очень все увлекаются Ильичом». «Ильичом? - спрашиваю. - У нас тоже... Владимиром Ильичом». Оказалось, он Ильичом называл Иллича - американского философа. У нас в те годы Иллича ругали: де не советский, всё абстрактную свободу проповедует, интеллигент, не пролетарская идеология. Главный лозунг Иллича был - «Долой школу!». Во всяком случае так я тогда это воспринял. На самом-то деле идея Иллича сводилась к тому, чтобы каждому ребёнку выдать чек, который в течение жизни он будет тратить на разные виды образования. Среди них и школа может в числе прочего оказаться, если он, конечно, сам того захочет. А также другие образовательные институты (которых, наверно, очень много есть в Америке). Меня заинтересовали идеи Иллича (о том, чтобы «школу долой»). Но у нас в стране не выдавали и не выдают никаких «образовательных чеков». И у нас также нет никаких «других образовательных институтов». Поэтому, когда у меня старший сын по возрасту подходить начал к шести, обе проблемы (чеков и институтов) я вынужден был решать сам (вместе с женой, разумеется). Сейчас на вас и вашего ребёнка просто всем наплевать - не отдаёте ребёнка в школу, ваше дело, но тогда мы побаивались - всё-таки закон нарушаем. («Об образовании»). Ведь это шёл-то ещё 88-й год. Но - не позвонили нам даже, а может кто и звонил, да не дозвонился. Через семь лет я решил отдать старшего сына в седьмой класс. Возникли трудности с документами. И мы с сыном встали под школой у заднего выхода и стали ждать директора. Он вышел из школы через заднюю дверь, так как у передней двери его ждали другие родители. Он увидел нас и пожал нам руку (мою). Я сказал: «Мы вот нигде не учились ранее». Он посмотрел внимательно на сына и сказал: «Ты почему нигде не учишься?». И нахмурил брови. Сын спрятался за меня, но участь его была решена. Директором школы был Александр Тубельский. Так мы очень просто «вырулили» из «эксперимента». Итак, предположим, вы решили не записывать ребёнка в школу и учить его дома. Предположим, что вы не директор крупного банка и валюты на оплату гувернёров у вас нет. Зато - помните школьную программу и сами могли бы быть - так вы считаете - прекрасным гувернёром, а почему нет? Почему бы нет? Что вас ожидает? Предупреждаю, я не хочу никого отговаривать или, наоборот, уговаривать. Ведь каждый ребёнок - уникум и все законы педагогики нужно переписывать, применяясь к конкретным обстоятельствам именно вашего ребёнка. В одних случаях, да - необходимо учить ребёнка дома, в других - нет, его обязательно нужно отдать школе, даже если есть в этом какие-то «минусы». Ведь в жизни не бывает одних «плюсов». Надо взять клетчатую бумагу и нарисовать вертикальную линию посередине. Справа нарисовать плюс, слева - минус. И расписать, а потом взвесить. Извиняюсь, что сбился на поучения, но это разумно - принимать решения так. И мы так сделаем в этой статье, то есть поговорим и о плюсах, и о минусах. Сначала - о минусах (чтобы плюсы оставить на конец). Итак, первое, с чем вы столкнётесь неизбежно – домашняя (семейная) школа потребует от вас много времени. Оказывается (и эту истину вы откроете непременно) научить ребёнка читать, писать и считать - не только большой труд, это само собой, но и «искусство». Точнее - своего рода технология или набор технологий, из которых вы выберете одну. И чтобы осуществить эту технологию, надо как минимум с ней хорошо ознакомиться. Это – тоже время. Дальше. Школа даёт хороший ли плохой ли, но хоть какой-то тренинг общения. Ребёнок, да притом единственный, запертый в четырёх стенах вашей квартиры, рискует оказаться полностью детренированным в этом плане. Неизвестно, к чему это может привести. С одним ребёном это может закончиться хорошо, с другим – плохо. Вы же не всегда будете держать над ним зонтик. И вы просто обязаны спасти его от аутизма и дезадаптации. Кружки, спортивные секции, возможно, друзья по двору, которых приглашают домой. Это – для вас дополнительная нагрузка. И вот ещё, что будет вам, вероятно, особенно неожиданным. Обычно ведь домашняя школа ассоциируется с домашним теплом, с лаской, с уютом. Она в нашем сознании противопоставляется обычной школе, где учёба происходит «из-под палки», где учитель то и дело кричит на непокорных учеников в классе. Возникает, однако, справедливый вопрос: с чего бы это дома ребёнок так покорно и охотно стал бы делать то, что в школе делает «из-под палки»? Но на самом деле всё обстоит ещё гораздо хуже. Дома родителям, занимающимся самостоятельным обучением своих детей, требуется гораздо больше усилий, чтобы учёба не была «палочной». Всё дело в каких-то, видимо, особенностях отношений детей с родителями. Ведь это же дом, куда родители приходят из большого пыльного города, из большой конторы, приходят отдохнуть, расслабиться. Ребёнок из детского сада тоже приходит расслабиться. Дома маски снимаются, люди хотят побыть самими собой, не пересиливать себя, не сдерживать эмоций. Потому-то дома так много люди друг на друга и на детей кричат. Это закономерно. Это так надо. Вспомните, как ребёнка трудно дома заставить сделать даже самую ерунду и какие скандалы происходят в связи с этим по самым незначительным поводам. А тут такая большая работа как учёба! Прочитав всё это, вы, вероятно, скажете: либо это всё неправда (но это - правда), либо кому она нужна такая, эта домашняя школа? Хорошо, что я этого не знал, когда оставил ребёнка дома. Теперь будем писать на другой стороне тетрадного листа (где «плюсы»). Что меняет домашняя школа? Многое. Изменяет всю науку «детскую психологию». Обычно ведь даже периодизация начального отрезка жизни строится на так называемых кризисах - от кризиса до кризиса: этап. Но у нас с детьми никаких кризисов (а, следовательно, и этапов) не было. Первый кризис полагается в три года. Это - когда ребёнок в детский сад идёт. Вероятно, сад и вызывает кризис. Мы детей в сад не отдавали, потому и кризисов не было. Следующий - в шесть-семь, когда ребёнок попадает в первый класс, в школу. В чём разница с садом? В детсаду ребёнка «пасут» и весь режим: раздеть, одеть, погулять, снова раздеть, покормить, потом совсем раздеть, спать, одеть, и... мама пришла. В школе - другое. Тут нужно работать, с тебя спрашивают. Плохо работаешь, будут ругать. И нужно делать домашнюю работу. И при всём том ребёнок ещё дальше отходит от родителей. В школе он всегда на виду и в рамках «системы сравнений» с другими детьми. Коля хуже, Саша лучше, а вот Лена - вообще молодец. А Слава - отстающий... Лучше всего держаться серединки - это ребёнок сразу схватывает. Был - творческий индивидуум, превратился в среднего школьника, «голова, два уха». В семейной школе совсем не так. И главное - есть тесный контакт с родителями, с теми, кто обучает и кормит. Общения с родителями просто больше, отсюда оно - лучше, глубже. Кризиса семи лет просто нет. Наконец, злосчастный для многих родителей - подростковый период. Чёртово это созревание половое. Подросток больше всего нуждается в тесном и глубоком общении с родителями, а они как на зло - бросают его одного. Все разговоры сводятся к ругани, почему поздно пришёл, да где шлялась, да почему уроки не учишь, да с кем дружишь, и что в дневнике о мальчиках пишешь... Нет общей деятельности, нет общих проблем и друзей. У нас получилось иначе. (Сейчас, правда, пока строить обобщения на двух «экспериментальных образцах» - конечно, рано, но призадуматься можно). По инерции я продолжал учить с Ником уроки. Выпускали мы вместе с его командой школьную газету, обсуждали, ругались даже, но были по-человечески близки. Я пытался вмешиваться в его школьные проблемы. И никакой вам «проблемы поколений». Он в этом году в девятом классе. Вымахал здоровый, стал сильнее меня. Руководитель его классный, насмотревшись на его все «надо с папой посоветоваться» да «это ещё как папа скажет, посмотрим» вычитывал мне, что я «слишком сильно влияю на сына». Мы с Ником посоветовались и решили, что я не буду вмешиваться в учёбу. Так и сделали в этом году. Но наша дружба осталась нерушимой. Видно невооружённым глазом - проехали мы этот самый кризис подростковый. И примерно то же повторяется с дочкой. Теперь - уровень обучения. Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю: получалось многое плохо, пока не научился. Вот если бы были какие-нибудь хорошие курсы для таких безумных родителей, говорят, в Америке есть. Махнуть бы, но баксов маловато... Но со временем стало получаться лучше. Перепробовав много вариантов, понял, как надо детей учить читать. Об этом можно много писать и говорить, но главное в «моём» методе: чёткая нацеленность на 1) изучение букв в разных графических формах, таких «форм», кстати, почти 120 - письменные буквы, большие, маленькие, значит, ребёнок должен запомнить очень много, 2) соединение букв в слова при чтении и (одновременно) письме, притом, что общее направление изучения «от буквы - к звуку». В редакции «Учительской газеты» встретил замечательного учёного Зиновия Гольдина. Он пришёл туда со своей «Азбукой-загадкой». Оказалось, что наши мысли о том, как учить детей читать и писать почти полностью совпадают. Этим методом я учил свою младшенькую, Симочку, ей шесть, но она читает и пишет «по-письменному». Ничего особенного в этом нет, её ровесники в первом классе начальной четырёхлетки проходят то же самое, но метод «работает», и мне кажется, гораздо лучше стандартного школьного. А чему нужно научиться в начальной школе? Читать довольно быстро, 80 слов в минуту, писать, не ляпая ошибки на каждом шагу, считать (причём верхом достижений должно быть устное умножение однозначного числа на двузначное и деление уголком на двух-трёхзначное число). Вот и вся программа! И ради этого-то бедные дети должны три года корпеть над уроками?! Я не знаю, как для кого, но мне это - огромное удовольствие, учить своих детишек так, как я сам это хочу, «по-дурацки, но по-своему», как говорила моя бабушка. Например, мы много рисовали и рисуем. Те, кто из детей был склонен к живописи, не утратил интереса и сейчас, в школе. Вера лепит, стихи складывает, Пётр всё лучше и лучше рисует, может быть один из всех и станет художником, не знаю. Никита со временем рисовать перестал, но красиво чертит, пишет. Всё у них по-разному. Они остались уникумами, какими и были раньше. Попав в школу в более старшем возрасте, чем обычные дети, они оказались совсем не той мягкой глинкой, из которой лепит школьная жизнь усреднённого школьника. Их, конечно, слегка «потесало, построгало», но много ли с них сострогаешь? Уже это и не так просто. Это - плюс. Мы с женой «окунулись» в педагогику. Уже я написал, что стали мы вмешиваться в школьные дела. Жена вот уже второй год в Совете школы. Я помогал Нику выпускать газету очень «оппозиционную»... Администрации школьной это и нравится, и - не очень. Как же - «своё хозяйство». Но можно себе представить, что «родителей-учителей», которые стремятся активно помогать школе, в которую отдали в конце концов своих детей, станет гораздо больше. И это будет хорошо! Главное, что «новые родители» эти будут понимать кое-что в методике, сами поднаторели. И учителям с ними будет работать очень удобно и приятно. Хорошим, конечно, - плохим же очень трудно, и есть надежда, что это как-то повлияет в будущем на школьное образование. Но это, впрочем, далёкое будущее, хотя уже не за горами и внуки (и о них тоже думать когда-то, видимо, придётся). Но в том, что мы стали знать и понимать, как их обучают, есть и самый насущный «плюс»: дети знают, что если они что-то не поняли на уроке, тут, дома, им всё растолкуют, причём очень понятно. Ещё бы, мы же знаем их прекрасно, и их словарь, и то, что они знают и что умеют. И наши дети не слишком рискуют отстать, у них появляется чувство надёжности. Мы очень беспокоились, как они адаптируются в школе после многих лет домашнего обучения. Нас пугали друзья. Мучили угрызения совести. А на поверку оказалось - ничего. Нормально процесс идёт. Примерно, как если бы из одной школы в другую человек переходил, почти не сложнее. Месяц примерно - и он уже свой человек. Правда, школа, куда я Ника, Веру, Петра и Глеба отдал, не совсем обычная, это школа Тубельского, 734-я. Но не нужно и преувеличивать. Ведь она никакая не элитарная, принимают всех, не лицей, не гимназия, ничего подобного. Однако там работают хорошие учителя, традиции, да и обстановка там в целом лучше, чем в большинстве окрестных школ. Конечно, школа есть школа, деться некуда, уроки, хлопанье парт, опросы, дикие прыжки на переменах, домашние задания «по горлышко», мат в коридорах, но... Но ведь это же жизнь... И вот - если ребёнок отрывается от родителей и ныряет в неё позже, не в 6-7, а в 12-13 лет, когда уже чуть-чуть стал покрепче - в этом, поверьте, есть немалый смысл. Евгений Беляков.

Трак Тор: Замечательная статья. Прочитав, понял: я бы так не рискнул

Трак Тор: Эуг Белл пишет: Правда это или нет? Похоже, правда.23.04 провели этот законопроект в 3-м чтение - решают все едросы. Из статьи:бюджетные учреждения становятся более самостоятельными экономически — но при этом лишаются гарантированного бюджетного финансирования в полном объеме. По традиционной схеме будут финансироваться лишь такие учреждения, как военные части, исправительная система, психиатрические больницы, лепрозории. А вот обыкновенным школам и больницам деньги дадут лишь по числу учеников (пациентов) и только в рамках гарантированного государством лимита образования (лечения). Вопрос о бесплатном лимите — а он, понятно, самый важный в этой ситуации — обсудят лишь в ноябре этого года, за месяц до начала реформы... ...Таким образом, полноценное обучение среднего столичного школьника обойдется его родителям в 5—6 тысяч рублей в месяц. Интересно упоминание о полном финансировании воинских частей. Может, и для военных вузов сохранится? Такое уже было по сталинскому указу (постановл. сонаркома) №27 от 26 октября 1940 года о введении платного среднего и специального образования. "в СССР на тот момент было куда больше нужды в рабочих руках, чем в людях с высшим образованием. К тому же, военные учебные заведения оставались бесплатными — а значит, после школы-семилетки мальчишек стимулировали идти в летные, танковые и тому подобные училища".Подробнее: http://news.mail.ru/politics/3714447 Первое известное дискриминационное постановление - Александра III о "кухаркиных детях". Таким образом, Тандем продолжает славное дело - Александра III и Сталина. Кстати, Сталин одновременно раздельное обучение ввел, как во времена царизма. Отменили императорские указы сразу после смерти усатого вождя - в 53г. PS Похоже, надо не против реформы восставать, а кричать: "Долой Тандем". Но это уже другая история. А пока все больше людей даже не из высшего класса задумываются об образовании детей в Европе. Нет, столько населения РФ определенно не нужно. Ведь без образования каюк, неквалифицированный труд нужен все менее - мировая тенденция (всякие Бангладеш на задворках этого процесса, но там тепло и жизнь дешевле).

Эуг Белл: Даже труд дворника механизируется... Никаких скребков с ломатами и метлами: едет удобное снегоуборочное устройство. Один дворник может убрать от снега уже несколько дворов. Даже потребность в раб. силе из стран СНГ вскоре должна уменьшиться. Если потребность в неквалифицированной раб. силе настолько уменьшится, то к черту все необходимости в обязательном "черном" труде, как у меня в моей "модели". Это значит - огромная безработица, масса свободного времени, и невероятный разрыв в уровне развития (техническом, культурном, военном и т.п.) между нами и теми странами, где образованием всерьез занимаются. Это решение приведет в течение 5-10 лет к полному развалу страны и постепенному исчезновению этноса "русские". Единственный выход из этого - 1) создание системы непрерывного общего и специального образования на базе интернета для всех возратов (чтобы хотя бы уж занять "свободное" от работы население, дать ему надежду на будущее устройство на работу, в конце концов, дать людям цель и смысл жизни), 2) замена начальной школы родительскими центрами, 3) создание системы государственных лицеев для одаренных детей. Семейная школа + родительские центры - лучший выход для родителей, которые потеряли работу: они могли бы сами учить своих детей под руководством и при поддержке педагогов-специалистов в родительских центрах. В принципе можно было бы попробовать написать об этом в "Учительской газете" как бы в перспективном ключе, под какой-нибудь рубрикой типа "Футурология школы" и т.д. Главное, что нас ожидает: огромная безработица. Труд становится высококвалифицированным, образование сворачивается. Следовательно "производство" не сможет брать на работу необразованную молодежь. Общество будут кормить очень небольшое число высокообразованных элитных рабочих, труд которых будет оплачиваться очень высоко. Они смогут оплачивать образование своих детей в государственных и частных школах. Тогда как большАя часть трудоспособного населения (трудно назвать процент, может быть 50% и больше) окажется безработной, и в этой среде образование будет семейным (интернетным) или на основе отбора наиболее талантливых детей в элитные гос. учреждения ("лицеи"). ЭТО - ВСЕГО ЛИШЬ МОЕ МНЕНИЕ О ТОМ, КАК ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ В ИДЕАЛЕ. Я полагаю, что без серьезного нажима на потребление "богатых" (без "потребительского максимума") пройти этот трудный участок развития Россия не сможет.

Трак Тор: Эуг Белл пишет: Я полагаю, что без серьезного нажима на потребление "богатых" (без "потребительского максимума") пройти этот трудный участок развития Россия не сможет. Вот-вот. Мы все время к этому возвращаемся, но не знаем, как это сделать. В принципе, это нелюбимая тобой революция (никто добровольно привилегии не отдаст). Есть абстрактные рассуждения, что, мол, увеличится сословность - только дети образованных и богатых смогут учиться. А если ученый получает 10 тыс и за школу надо будет отдавать 6, это как? В царской России инженеры, скажем, были богатыми и обеспеченными людьми, в советской - инженеры и ученые уже получали меньше рабочих, а сейчас (кроме узкой прослойки инженеров хороших частных фирм) - просто нищие и у них отнимают даже надежду выучить детей. PS. Заметь, я впервые заговорил о революции (в которую, впрочем, не верю) в связи с этой новостью. Это должна быть не социалистическая, ни еще какая идеологическая - "педагогическая", человеческая, но не абстрактная революция. И будет не до баланса горя и радости.

Эуг Белл: Чтобы не вызвать революционной катастрофы, я планирую, что реальный процесс перехода к принципу потребительского максимума может занять, предположим 25 лет. Я все-таки остаюсь ЖЕЛЕЗНЫМ ПРОТИВНИКОМ всяких насильственных действий и науськивания толпы на богатых, любители чего в изобилии имеются на других форумах, на той же КЗ. Четкий план, четкое РАСПИСАНИЕ, когда и что вводится и преобразуется на протяжении 25 лет. Как при строительстве дома или плотины или космического корабля.

Трак Тор: Беда в том, что единственная реальная в краткосрочной перспективе деятельность так или иначе связан с политикой (есть такое понятие - "президентский цикл", внутри к-рого идет массовая активность). Всякие "воспитание", "осознание" занимают куда больше времени и идут как бы сами. Ну как ты можешь планировать срок перехода к принципу потребительского максимума вне политики? С политой ясно: если что-то лоббирует влиятельная партия, изменения этого чего-то видны (или не видны, и это тоже результат) на глазах. Я надеюсь, ты не думаешь увещевать Абрамовича, чтобы он отдал свою 100-метровую яхту детям?

Эуг Белл: Увеличивается налог на яхты. Предположим, владелец яхты за 10 лет выплачивает ее полную стоимость. Потом налог на яхты еще немного увеличить и сами владельцы понесут яхты на руках в детские клубы...

Трак Тор: Да я-то за обоими руками. Боюсь, Абрамович будет против и шепнет о том на ушко премьеру, а тот запретит проводить такой законопроект. Твои действия?

Эуг Белл: Если возникнут очаги возмущения законом, который мы обсуждаем, премьер ВЫНУЖДЕН будет развести руками: "Не могу, друг Абрамович, на носу революция, надо бросить быдлу хоть кость!"

Трак Тор: Очаги уже есть. Хотя по телевизору об этом не кажут, мой двоюродный внук (или внучатый племянник, так вроде) вернулся из школы (в г. Воронеже) ошарашенный рассказом учительницы о предстоящей реформы и заявил, что они с друзьями решили, что надо делать революцию. Что уж такое она им рассказала...

Эуг Белл: И сколько ж ему лет, революционеру?

Эуг Белл: Проект закона «Об АУ, БУ и КУ», который в народе назвали «школьной монетизацией», отложен до 1 июля 2012 года. Не мешает проверить, но, похоже, власть тестирует население подобными "предложениями" (а тестируя, "раскачивает")... Квантовая механика...

Трак Тор: Эуг Белл пишет: И сколько ж ему лет, революционеру? 13но, похоже, власть тестирует население подобными "предложениями" Вот хорошо бы на такие тесты как в Греции отвечать: " В Греции два профсоюзных объединения - работников государственного и частного секторов - обсуждают планы по организации общенациональной забастовки. Предполагается, что она пройдет 5 мая и продлится сутки, передает национальное радио Болгарии. В общей сложности в оба профсоюзных объединения входит 1,3 млн человек, то есть более 10% населения страны. Это будет вторая в истории Греции одновременная забастовка частного и госсектора. " Все дело в 10% и в единстве секторов. У нас это был бы 0.1% самый максимум (такое количество в Лужниках в нач. 90-х было)Проект закона «Об АУ, БУ и КУ», отложен до 1 июля 2012 года. Откуда цитата?

Трак Тор: Проект закона «Об АУ, БУ и КУ», отложен до 1 июля 2012 года Да не отложен, а все идет полным ходом - Совет федерации принял одобрил http://www.strf.ru/organization.aspx?CatalogId=221&d_no=29809 , а в полную силу вступит с той даты

Ribelanto: Проект закона «Об АУ, БУ и КУ», отложен до 1 июля 2012 года А, так вот почему майя предсказывали конец света именно в этом году!

Трак Тор: http://www.strf.ru/organization.aspx?CatalogId=221&d_no=29789 Слуховые галлюцинации Слухи о платном среднем образовании разрослись настолько, что из интернета вылезли в эфир радио «Маяк». Интереснее всего коммент читателя Татьяны к той статье: "У нас в школе объявили, что со следующего года будут платные уроки. Пока не могут ответить, будут ли они обязательными. Плата - не падайте - 600 рублей за урок. класс 25 человек, и к примеру, английский. если он будет необязательным, как много родителей за него заплатят, когда репетитор стоит в два раза дешевле? Светлана, спасибо за тему, у нас вот родители думают куда писать письма протеста((( "



полная версия страницы