Форум » АКАДЕМИЯ ГОРЯ И РАДОСТИ » ТЕОРИЯ НЕНАСИЛИЯ » Ответить
ТЕОРИЯ НЕНАСИЛИЯ
Эуг Белл: Вдохновили стихи Жени Аржанова, которые с этих пор буду считать своим гимном. В этой теме буду собирать материалы по ТЕОРИИ НЕНАСИЛЬСТВЕННЫХ АКЦИЙ. Проснись, вождями недобитый – Мир государственных рабов, Включай свой разум непропитый И к трезвой жизни будь готов! Весь век подмены* мы разроем** До основания, а затем – Без лжи и казней мир построим, В нем хватит места нам и всем! припев (2 раза) Это наш, покаянный, Ненасильственный бой; Толстому и Ганди – Внимает род людской! Мы все, буржуи и поэты, Важны для мира пост-труда. Лишь так спасём себя с планетой, А через силу – никогда! И если новые вождишки, Вновь позовут наивных в бой: Ответом будет не насилие, А наши жертвы и любовь!
Эуг Белл: 16.01.11 Евгений: Попробую наиболее кратко объяснить "мою религию". Прежде всего, я - ученый. Наблюдение, эксперимент, гипотеза, эмпирическое обощение, теория, математическая модель... Я в это верю. Верю. что наука, которая нас завела в эти дебри, только и сможет вытащить оттуда. НО. Какая наука? В этом-то вся загвоздка. Я верю также в то, что человек имеет неизвестный ему самому огромный потенциал. Что он может совершенствоваться. И теперь даже в большей мере, чем раньше. Причем на основе НАУЧНОЙ психологии (экспериментальной). Все это вместе называется сциентизм. Но такая вера - это вера в возможность совершенствования, которое приведет к тому, что человек станет богом, или Буддой, по пути пройдя все фазы совершенствования. То есть я верю, что ГК может быть преодолен. И от нас требуется приложить усилия, чтобы это было так (иначе нас отбросит назад на много эпох, и потребуется новое восхождение даже к той точке, где мы теперь). Я верю в то, что в глубине человека неосвоенные залежи добра, любви, стремления к познанию и красоте. Что человек становится вдвое богаче, если он дарит любовь и принимает ее (и это как бы ее суть - быть подаренной). Но нужно пробиться к этим залежам, пробудить их, в окружающих, а сначала - в себе. И в этом залог нашей будущей победы в борьбе с ГК. И поэтому радость и добро всегда помогут в нашем пути. Этот путь можно назвать путем к Будде или к Христу - в конце концов, это не важно, но в настоящее время ИМЕННО БУДДИЗМ смог создать философию, созвучную моим устремлениям. Другие религии дают свои практики, свои ритуалы, мистерии, мифы и пр., но их философия сформулирована не верно, людьми, которые были ангажированны, чтобы создать идеологии, оправдывающие преступления власть имущих. Исторически создалось так, что из ныне существующих религий только буддизм смог сохранить истинное человеколюбие и методы пробуждения любви (и именно Махаяна, что и привело к нашей встрече в свое время: сходное имеет тенденцию сближаться). НО. Я считаю, что исторический буддизм, созданный много веков назад, должен модифицироваться в аспекте именно знаний: возникла психология, которую теперь нельзя игнорировать. Некоторые теоретические представления должны, как я думаю, получить иное толкование. Например, реинкарнация, как я считаю, основана на двух сравнительно разнородных рядах событий: на генной (или фетальной) памяти и на явлении, которое можно назвать переходом от одного человека к другим "духовных личностных имплантов". Это плохо изученное явление, как так называемая "телепатия", которая, на самом деле, есть СИМпатия или состояние синтонности... И я бы хотел использовать все эти знания, чтобы усилить в человечестве (или хотя бы в его части) пробуждение Любви и всего того прекрасного, что пока спит. И хотел бы начать эту важную работу, которую, увы, по-моему, мало кто делает (опять-таки кроме буддистов)... Я рассматриваю свою теорию как ОДИН ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ВАРИАНТОВ БУДДИЗМА. "Современных" - значит созданных для нашего современника (то есть это те колесницы, которые предназначены именно нам в наше время). Поэтому для меня ноосферный проект (т.е. проект по созданию Ноосферы на нашей планете, - я думаю, я не скажу ничего нового, если обращу внимание, что, по Вернадскому, Ноосфера на Земле еще не создана), совпадает с той идеологией, которую я считаю родственной буддизму (или его вариантом). Я НЕ ВИЖУ ДРУГИХ ПУТЕЙ К НООСФЕРЕ, И НЕ ПОНИМАЮ, КАК МОЖНО ПРЕОДОЛЕТЬ ГК БЕЗ ПРОБУЖДЕНИЯ ДОБРОТЫ. Пожалуй это главное. Может быть, все сказанное можно назвать "ноосферный буддизм". Но пока, в силу моего невежества, он существует всего лишь как проект. Проект, над которым я буду работать оставшийся отрезок жизни. Такова моя вера, если я понятно изложил ее... :)
Феликс Шведовский: Евгений, а откуда это изображение, с какого сайта? Готов участвовать в форуме.
Эуг Белл: http://www.svobodanews.ru/content/blog/2045626.html Феликс, ну тогда сразу "острый" вопрос. Вот я прочитал "Дхаммападу". Но ведь там говорится о своего рода равновестии и невмешательстве в жизнь, в политику. Не только в политику, но и вообще в жизнь. Ненарушение равновесия души. Там, например, говорится, что злое дело выглядит сначала как счастье (для того, кто его делает), потом - как страшное горе. И пропагандируется НЕПРИВЯЗАННОСТЬ. А ты стоишь на пикетах, защищаешь справедливость в статьях, зная, что это - политика, что это конфликт. Берешь на себя ответственность за те страдания, которые выпадут и выпадают тебе? Например, начинается демонстрация красиво, но когда винтят в автобусы - это уже не так красиво. Неужели школа Нитирена понимает смысл фраз о равновесии как "игрушечные колесницы" для успокоения тех, кто слишком агрессивен? И долг Бодхисаттвы - активное творение добра, без суждения и с пониманием необходимости жертвы? Тогда чем ТАКОЙ буддизм отличается от христианства в его аутентичных формах?
arjan: Мы все – буржуи и поэты, Важны для мира пост-труда... Вспомнил, что рифмовал эти строки под впечатлением такой цитаты: Люблю свою Родину, заплеванную и заблеванную. И ненавижу ее заплеванность и заблеванность. А когда оказываюсь в чистом, ярко освещенном месте – наслаждаюсь. Не чистотой и красотой – я в этом мало понимаю – нет, всего лишь отсутствием заплеванности и заблеванности. Бог с ними, с новыми русскими буржуа. Пусть копят подкожные жиры – лишь бы пореже плевали и блевали. Этого достаточно. Я-то знаю: мещанин, пивной живот, покупатель домашних кинотеатров, и его оппонент – нищий прозаик, голодный писателишка с горящим зраком – нужны друг другу. Они братья. Из массы тех – появляются эти. Кому хорошо? И одним, и другим. Здесь и родится нагая истина, услада Бога, его и моя цель. Андрей Рубанов - "Сажайте, и вырастет", глава 21, часть 3.
Эуг Белл: Ответвление на тему Творца и Брахмы перенесено мной в раздел "Мост Ашвинов" в специальную тему о Творце Вселенной. Очень путанно тут осуществляется перенос отдельных реплик, поэтому ПРОШУ всех придерживаться темы.
Degen1103: Джин Шарп: Когда люди теряют страх, дела диктатуры – дрянь Молодые люди, которые сыграли немалую роль в тунисской и египетской революциях, были знакомы с идеями этого человека. «Радыё Свабода» и New York Times взяли интервью у 83-летнего американского ученого Джина Шарпа, автора учебника мирных революций «От диктатуры к демократии». В Америке про Шарпа мало кто знает, пишет Шерил Столберг в газете The New York Times от 16 февраля. Но уже не одно десятилетие его учебник ненасильственных революций «От диктатуры к демократии» («From Dictatorship to Democracy») вдохновляет диссидентов многих стран. Инструкции можно скачать в интернете на 24 языках, в том числе по-белорусски.Шарпу сегодня 83 года, этот седой сгорбленный старичок живет в одном из рабочих районов американского города Бостон, выращивает орхидеи, сам ходит за продуктами и до сих пор так и не научился пользоваться интернетом. Он чрезвычайно скромный и отрицает значимость каких-то своих заслуг. Он скорее мыслитель, чем революционер, хотя в юности участвовал в акциях протеста против расовой дискриминации и отбыл 9 месяцев тюрьмы за отказ идти на Корейскую войну из идейных соображений. По словам Шарпа, никаких контактов с египетскими активистами он не имел, а за событиями следил по каналу CNN. Он отмечает, что революция в Египте его вдохновляет, но подчеркивает: «Это сделал не я, а египетский народ». Вот как по просьбе Радио Свобода Шарп подытожил события в Египте: «Да, это было очень смело, они продемонстрировали свое мужество ... В репортажах на CNN и в других источниках неоднократно повторялось, что люди потеряли страх и именно это обстоятельство, по Ганди, имеет ключевое значение. Когда люди теряют страх, дела диктатуры - дрянь. Одновременно в очень большой степени люди сумели сохранить ненасильственный характер поведения, даже тогда, когда их атаковали, они все время говорили - мирно, мирно, мирно. И это очень большое достижение в случае демонстраций, где было более миллиона людей, и это был ключ к их победе». Одна из главных выводов, к которым пришел Шарп, изучив опыт революционеров типа Ганди, мировую практику борьбы за гражданские права, то, что борьба за демократию должна быть основана на четко разработанной стратегии и тщательном планировании. По его убеждению, мирные акции протеста наиболее эффективные, не из моральных соображений, а потому, что насилие дает диктаторам удобный повод для репрессий. «Если вы используете насильственные методы, объясняет Шарп, вы боретесь тем оружием, которым ваш враг владеет лучше всего, и в результате вы станете героем, но мертвым». В своей книге Шарп приводит 198 методов ненасильственных действий, которыми граждане совместно могут бороться с диктатурой. Это, например, публичные заявления, подписанные известными людьми, вывешивание флагов и ношение символов, молитвы и богослужения, высмеивание или «преследование» по пятам официальных лиц, братание с солдатами, сатирические награды, газеты и листовки, митинги протеста или молчаливые акции, надписи на земле камнями или цветами, бойкот общественных событий, забастовки, поворот спиной или голодовка, прекращение членства в общественных организациях, отказ от уплаты налогов ... Американский ученый сделал эти выводы не как голый теоретик. Он лично посетил много мест, где люди погибли в результате массовых протестов (например, площадь в Вильнюсе). В 1989 году он прилетел в Китай, чтобы своими глазами видеть события на площади Тяньаньмэнь. В начале девяностых пробрался в лагерь повстанцев в Мьянме ... И хотя старый холостяк Шарп начал в последнее время сдавать, а к тому же еще недавно попал в аварию, у него много научных планов. Он только что сдал в издательство Оксфордского университета рукопись своей книги «Словарь Шарпа: власть и борьба, терминология гражданского сопротивления в ходе конфликтов». Книга выйдет в свет осенью. Он объясняет читателям, что немного нескромный заголовок дали книге редакторы, а не он. Автор же дальше работает над новым рукописью - про Эйнштейна. Великого ученого также волновали проблемы тоталитаризма, и поэтому его имя Шарп дал институту, который в свое время основал. Эйнштейн в свое время написал предисловие к первой книге Шарпа о Ганди. Гугл действительно даёт множество ссылок на книжку Шарпа, так что желающие могут ознакомиться :)
Degen1103: Распечатал я Шарпа, почитал вечерком с удовольствием, хоть написано несколько расплывчато. Главная мысль такая: ненасильственное гражданское неповиновение требует большого ума и бесстрашия, и это - самый правильный путь борьбы с тиранией. Для белорусов работа Шарпа особенно актуальна: ситуация развивается как по писаному, правящий клан раз за разом отгрызает остатки свобод, а отчаянные попытки сопротивления власть безжалостно подавляет, прибегая к провокациям и террору против пассионариев. Общество же, в отличие от Польши 80-х, разобщено, пропитано страхом и не готово к коллективному ненасильственному неповиновению. Каждый, кто может - отворачивается от власти в одиночку, но до накопления критической массы несогласных терпеть диктатуру ой как далеко...
Degen1103: Троекратное «ура» человеку, который ничего не сделал ("The National Interest", США) Иногда истории следует признавать величие политиков, которые, столкнувшись с трудной ситуацией, решали ничего не делать. Лучше всех пример монументальной сдержанности продемонстрировал Михаил Горбачев. Достижения Горбачева, которому 2 марта исполняется 80 лет, лучше видятся с расстояния. Историки, несомненно, спросят, как смог российский лидер, который возглавил крупнейший поворот в истории своей страны — ликвидацию Советского Союза, сделать так, что на его руках почти не было крови...
Degen1103: Сумерки диктаторов ("Analitica", Венесуэла) От Святого Фомы Аквинского до Джона Локка (John Locke), западные воззрения признавали за народами «право противостоять угнетению». Какой фактор придал столь драматичную актуальность этому древнему принципу? Революция в коммуникационной сфере. Как считают Альберто Аребалос (Alberto Arébalos) и Гонсало Алонсо (Gonzalo Alonso), авторы недавно вышедшей книги «Горизонтальная революция» (La revolución horizontal Ediciones B, Buenos Aires, 2009), революция в коммуникационной сфере, воплотившаяся в таких инновациях как Google, Facebook, Twitter и иные способы общения в интернете, является горизонтальной, поскольку связывает не только поставщиков и получателей информации, как было до настоящего времени, но также соединяет получателей между собой, и именно поэтому она называется «горизонтальной». Сейчас, благодаря этой революции, народы общаются сами с собой. Благодаря этой революции, тунисцы, египтяне и ливийцы смогли свободно общаться, не обращаясь за разрешением к своим деспотическим правителям; а китайцы общаются с иранцами, что отражает общее стремление к демократии.
Degen1103: Give Peaceful Resistance a Chance (The New York Times) And while the fighting in Libya is far from over, it’s not too early to ask a critical question: which is more effective as a force for change, violent or nonviolent resistance? Unfortunately for the Libyan rebels, research shows that nonviolent resistance is much more likely to produce results, while violent resistance runs a greater risk of backfiring. ...Indeed, a study I recently conducted with Maria J. Stephan, now a strategic planner at the State Department, compared the outcomes of hundreds of violent insurgencies with those of major nonviolent resistance campaigns from 1900 to 2006; we found that over 50 percent of the nonviolent movements succeeded, compared with about 25 percent of the violent insurgencies... ...Although the change is not immediate, our data show that from 1900 to 2006, 35 percent to 40 percent of authoritarian regimes that faced major nonviolent uprisings had become democracies five years after the campaign ended, even if the campaigns failed to cause immediate regime change. For the nonviolent campaigns that succeeded, the figure increases to well over 50 percent. Поучительная статистика!
Degen1103: Репортерофобия Артем Ефимов о боязни иностранных журналистов ...Ограничения на распространение информации всегда заставляют подозревать, что местные власти скрывают нечто важное и зловещее. А уж убежденность, что иностранные СМИ могут спровоцировать рост напряженности внутри страны - это либо паранойя, либо признание собственного бессилия в собственном государстве.
Degen1103: Манифест о ненасильственном сопротивлении нелегитимной власти Несотрудничество может проявляться в социальной сфере (бойкот государственных мероприятий, проправительственных организаций и СМИ, общественное порицание госслужащих, принимающих участие в репрессиях) экономической (снятие банковских вкладов, массовая скупка валюты, отказ от товаров и услуг, бойкот фирм, которые сотрудничают с репрессивными органами) и политической (бойкот выборов). Каждый из нас ежедневно вступает в отношения с государством — мы регулярно ездим в транспорте, общаемся с чиновниками, платим налоги. На нашем молчаливом сотрудничестве с властью основана так называемая стабильность режима. Каждая социальная группа — студенты, рабочие, милиционеры — в той или иной степени является опорой диктатуры. Кому-то из них легче отказаться от сотрудничества с властью, кому-то сложнее. Но не стоит забывать, что все эти группы также взаимосвязаны между собой через друзей и родственников. Поэтому достаточно упасть одной опоре, чтобы пошатнулась другая. А за ней — следующая. Так, через цепную реакцию, мы добьёмся того, что даже самые серьёзные опоры режима, милиция и спецслужбы, перестанут ими быть.
Degen1103: В Минске бандиты в штатском хватают людей на улицах и заталкивают в машины без номеров. В бурных обсуждениях, наряду с предложениями мер ненасильственного сопротивления государственному террору, начали появляться призывы к партизанской борьбе...
Трак Тор: Да, у вас такое творится, и никакому западу дела нет до нарушений прав человека, и выборы подложные они легитимными признали. И даже правозащитнику Эуг Беллу не до вас, поскольку он Ливией занят, хотя Белоруссия нам ближе. Все Ливией заняты. Одни - потому, что у них там свои интересы (а Белоруссия не интересна - там нечем поживиться). Другие - потому, что в фокусе внимания у них то, о чем пресса. А она всегда выполняет какой-нибудь, да заказ. Трудно иметь истинно непредвзятое и компетентное мнение - слишком велик и сложен мир
Degen1103: Нет-нет, демократический мир активно поддерживает ненасильственную борьбу белорусов за свободу - но не может сделать это за них! А значительная часть населения и не помышляет о сопротивлении тирании, беспомощно разводя руками: "Вы же понимаете, какая у нас страна".
Трак Тор: А в Ливии поддерживает насильственную борьбу, получается. Пишут, что уже есть успехи повстанцев, невозможные без поддержки "демократических" армий. Кое-что делают за повстанцев, получается. Получается, в Беларуси надо развернуть насильственную борьбу, дождаться кровавых ответных действий тирана и "демократические" армии поддержат? Что-то я сомневаюсь в этом (конечно, условная ситуация, никому не нужны кровавые действия). РФ-ские массовые СМИ вообще молчат о событиях в Беларуси. Наверное, РФ не входит в демократический мир.
Эуг Белл: Трак Тор пишет: И даже правозащитнику Эуг Беллу не до вас, поскольку он Ливией занят, хотя Белоруссия нам ближе. Хм...
Degen1103: 40 лет "Гринпис": "зеленые воины" или бюрократы? ...Официальный "Гринпис" называет Пола Уотсона экологическим экстремистом и говорит, что лишил его членства за излишне радикальные взгляды и неподобающие методы борьбы – например, забрасывание китобойных судов бутылками с кислотой... ...Один из главных принципов организации, подчеркивает Малышева, - это ненасилие, поэтому методы капитана Уотсона для экологов неприемлемы. Их задача – привлечь внимание общества к реальным экологическим проблемам. Найти научные данные, перевести их с языка науки на простой язык, понятный обывателю, поднять общественный протест, выступить свидетелем наступления человека на природу. Мятежный капитан, в свою очередь, поднимает участников акций протестов на смех. "Мне кажется, что мир подустал от демонстрантов с баннерами, - говорит он. - По-моему, "выступать свидетелями" – это такой красивый эвфемизм трусости. Вы же не пройдете мимо, если увидите, как на улице избивают женщину. Вы не пройдете мимо, если увидите, как кто-то мучает котенка или щенка, или пристает к ребенку. Мне кажется, что если кто-то смотрит, как убивают китов, и ограничивается тем, что вывешивает баннер, то он просто трус."
Degen1103: М.Стефан, Э.Ченовет, «International Security», 2008 Почему гражданское сопротивление – работает? Стратегическая логика ненасильственного конфликта Обширная литература объясняет, почему ненасильственные кампании являются эффективным средством сопротивления. Однако найдется мало исчерпывающих анализов со сравнением всех известных случаев ненасильственных и насильственных конфликтов. Наша работа направлена на то, чтобы заполнить этот пробел... Результаты и их возможное объяснение Наши результаты показывают, что ненасильственные кампании достигли успеха в 53% случаев, в то время как акции вооруженного сопротивления – только в 26%. Этому есть два возможных объяснения. Во-первых, кампании мирного протеста улучшают свою внутреннюю и международную легитимность, привлекая к участию самые широкие круги населения, что приводит к нарастающему давлению на цель своего воздействия. Признание законности требований протестующих групп может обеспечить им более широкую внутреннюю и международную поддержку и отчуждение противостоящего им политического режима, подрывая его источники политической власти, экономической, и даже военной мощи. Во-вторых, в то время как правительства легко оправдывают военные действия против своих вооруженных противников, насилие против мирных движений легко может обернуться против самого режима. Население склонно рассматривать вооруженные группы противников режима как опасных максималистов или экстремистов, однако к ненасильственным группам сопротивления оно относится гораздо более благосклонно, поддерживая их и способствуя их политическому успеху через ведение переговоров. Наши результаты противоречат расхожему мнению о том, что вооруженное сопротивление против превосходящих сил государства является наиболее эффективным способом достижения политических целей. Наоборот, мы пришли к выводу, что ненасильственное сопротивление является хорошей альтернативой политическому насилию, и способно создать серьезные проблемы перед своими как демократическими, так и недемократическими оппонентами, причем временами - весьма эффективно.
Degen1103: Ленинизм на Балканах ("The National Interest", США) Маленький грязный секретик международного вмешательства в дела Юго-Восточной Европы, продолжающегося на протяжении последних двадцати лет, заключается в том, что, по большей части, определяющее воздействие на регион оказал не либеральный интернационализм, и не вильсоновский идеализм, и не джефферсоновские приципы демоктратии, но значительно более зловредная философия – ленинский волюнтаризм. И в то время как в регионе разгорается самый жесткий кризис за последнее десятилетие, последствия применения ленинистских методов трансформации Балкан становятся болезненно очевидны. Основной вклад Владимира Ленина в философию марксизма заключался именно в отречении от его устоев: в отличие от Маркса, верившего, что история развивается по мере того, как изменяются материальные силы и орудия производства, Ленин утверждал, что маленькая, но убежденная группа людей может изменить исторический курс и придать ускорение этому процессу. Ленинисты принимали как само собой разумеющееся, что их элита и авангард должны были отмести буржуазные понятия демократии и справедливости ради некого большего блага, которое они сами определят. Для Ленина и его соратников цель оправдывала средства... В результате странного искажения перспективы, вина за проблемы Боснии упала не на тех, кто развязал войну в 90-х, кто оправдывает использование ленинских политических методов для решения внутренних этнических конфликтов и тех, кто сражается за этническое доминирование своей группы над другими – эти люди каким-то образом стали любимчиками международного сообщества. Тем временем те, кто поднимался против военных преступников, когда такая позиция была опаснее всего, и чьи политические усилия основываются на стремлении просто защитить равенство между местными этническими группами, вдруг стали «плохими парнями». Оруэлл, несомненно, оценил бы изощренную демагогию, льющуюся из уст многих представителей международного сообщества на этот счет.
полная версия страницы