Форум » АКАДЕМИЯ ПРЕДЕЛОВ ЗНАНИЯ » История и Фолк-хи́стори » Ответить

История и Фолк-хи́стори

Трак Тор: История - это наука, фольк-хи́стори[1] (также фолк-история, псевдоистория, параистория, антиистория, лжеистория[2], поп-история[3], история для народа[4], масс-история[5], самодеятельная история[6] и др.) — обобщённое название совокупности претендующих на научность, но не являющихся научными литературно-публицистических трудов и идейно-теоретических концепций на исторические темы, созданных, в основном, непрофессионалами с позиций негационизма[7]. Термин имеет российское происхождение и употребляется, как правило, применительно к российским и постсоветским реалиям[7] К фолк-хистори, например,относят НХ группы А.Фоменко и труды вдохновителя Фоменко - Н.Морозова. К ней, фольк-х., же историки относят« теорию пассионарности» Л.Гумилёва, хотя сам Гумилёв историк. Не всегда можно эти две истории различить - официальная история российская тоже во многом фолк, притом государственный фолк. Ниже подклеено несколько коротких (и одна длинная - ЦВМ) старых тем по сабжу.

Ответов - 109, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Эуг Белл: Начнем с того, что по утверждению одного из блестящих исследователей "Слова о полку Игореве" Г.В.Сумарукова, поэма была написана женщиной, а именно - Марией Васильковной, женой в.к. Святослава Киевского. Гипотеза имеет очень сильное подтверждение. Кстати, ваш покорный слуга сделал очень много в этом проекте. См.: http://tochka.gerodot.ru/slovo/maria_01.htm А также высказывается мнение, что Боян - это на самом деле Гомер (Троян, названный автором "Слова" так, поскольку описал Троянскую войну). А теперь - вот материал, с которым я хочу вас познакомить. 2006-09-12 "Одиссею" написала женщина И "Илиаду", и "Одиссею" написала женщина. Так считает британский историк и лингвист Эндрю Дэлби (Andrew Dalby), автор книги "Повторное открытие Гомера" (Rediscovering Homer). Связь имени Гомера и данных поэм, пишет Дэлби в своей книге, восходит к тексту "Жизнь Гомера", ошибочно приписываемому Геродоту, но принадлежащему неизвестному автору. Геродот действительно упоминает Гомера в "Истории", но к тому моменту легенда о слепом поэте давным-давно укоренилась. Самые ранние ссылки на Гомера таких авторов, как Геродот, или греческого поэта Пиндара, указывают, что легендарный поэт жил приблизительно в 800-х годах до нашей эры. Но, основываясь на географических деталях в поэмах, Дэлби полагает, что "Илиада" была составлена в 650 году до н.э., а "Одиссея" — в 630 году до н.э., то есть — намного позже предполагаемой жизни Гомера. Кроме поэм, никаких ключей к тайне личности их автора не существует. Однако британский историк утверждает, что автором этих произведений была женщина. Он отмечает, что женщины являлись и являются носителями устных преданий во многих культурах. И даже первый поэт, имя которого известно — был женщиной. Это шумерская поэтесса по имени Энхедуанна (Enheduanna), которая жила от приблизительно в 2285-2250 годах до нашей эры. Дэлби думает, что обе работы были составлены одним и тем же человеком, но более выразительные женские персонажи в "Одиссее", особенно — Пенелопа, отражают изменения в жизни автора. "К тому времени, когда она приступила к созданию второго шедевра, поэтесса поняла, что может обратиться к большей аудитории, том числе — к женщинам", — заявил Дэлби. И потому, мол, в "Одиссее" гораздо меньше насилия, чем в "Илиаде" и больше бытовых, домашних сцен. Напомним, сравнительно недавно учёные выдвинули предположение, что сказки братьев Гримм были ими записаны "со слов" неизвестных женщин. http://news.upmark.ru/id-22634/cat-news/index.html

Эуг Белл: *PRIVAT*

Эуг Белл: *PRIVAT*

Эуг Белл: Портрет Скилура, великого царя крымских Скифов. Таким предком НУЖНО гордиться.

Эуг Белл: Здесь, в Крыму, мысль сама возвращается и возвращается к истории, к предкам, к будущему... Попытка осмысления нашей истории делается мной на сайте "Новый Геродот". Здесь я также открою несколько тем, посвященных нашей истории... http://www.gerodot.ru/viewtopic.php?p=111547#111547

Эуг Белл: Вчера я был на Мангупе. Это состоялось! Ура! Загадка всемирной истории лежала передо мной в руинах... О, Хронос!... Материалы обо вем этом по приведенному выше адресу.

Эуг Белл: Да, византийцы мы. Так надо было назвать тему. Вообще хочется переписать учебник русской истории для школьников. (То есть единственное про отечественную историю, что "читают" все).

Эуг Белл: Лекция А.А.Зализняка, примерно полтора часа. http://video.yandex.ru/users/apologet/view/183

balu: так вроде давно известно

balu: Эуг Белл пишет: Книги памяти заполняются долго, и это продлится еще лет десять или больше. Но те данные, которые УЖЕ СЕЙЧАС имеются, достаочны, чтобы установить эти цифры Жень, история, как тут правильно заметил Трак Тор, не наука. Вот мы видим 2 истории, например, про Мазепу или УПА. Обе пишутся профессиональными историками на основе исторических документов, типа хрен придерешься. Вот сейчас, на Украине, является очень популярным, или как пишут наши провинциальные европоцентричные публицисты - нарративным, об "изнасилованной" Германии, о том, как кровая гэбня Красная Армия совершала многочисленные и с каждым годом все более масштабные, преступления против бедной, беззащитной Германии. Преступления нацистской Германии на территории СССР, или по крайней мере, их масштабы, уже принято ставить под сомнение. Тоже на основании докумеентов и неоспоримых свидетельств. Да и потом, мой старый вопрос : кто будет сторожить сторожей. Или, конкретно в этом случае, перепроверять качество и объективность работы тех, кто разгребает материал. Это ведь не датчик, к которому можно видеокамеру прицепить или повторить эксперимент. Ну хороше, критикуют Земскова. А критика его критиков есть? Это я не к тому, что я за или против ИВС-са. А к тому, что историкам веры мало -Какие цифры надо, такие и дадут, в зависимости от политическая заинтересованности. Так, распухание цифр в 2-3 раза - явление заурядное, а бывают случаи и большего масштаба: например по Дрездену "известная широкой публике" цифра - 250 тыс. погибших, тогда как реальная - 30-35 тысяч (первоначальная была озвучена немецкой пропагандой, и в силу коньюнктуры "пришлась ко двору" и начала ходить по текстам, посвященным Дрездену).

Эуг Белл: "Реальная" история все же существует. Иначе придется принять тезис о том, что существовало 2 или больше миров. Конечно, ангажированные псевдоисторики будут до конца кусаться, утверждая свою интерпретацию. Однако, профессиональный историк имеет своего рода профессиональную гордость: ведь каждый может поймать его за руку и сказать: "Вот Вы тут цитируете..., а в настоящем документе вот так". И он теряет лицо. А ему этого не хочется, все же он - профессионал. Поэтому многочисленному собранию профессионалов, которые взаимно наблюдают друг за другом, готовы одернуть друг друга не из политических мотивов, а по причине внутринаучной "грызни" - можно доверять. "Мягко" затоптать коллекгу, если он ошибается (вольно или невольно) в цифрах - в науке это не считается преступлением. По этой причине часто торжествует истина.

balu: Эуг Белл пишет: ведь каждый может поймать его за руку и сказать: "Вот Вы тут цитируете..., а в настоящем документе вот так". Но почему-то это не работает. Эуг Белл пишет: Иначе придется принять тезис о том, что существовало 2 или больше миров Я предпочитаю другой тезис - история и закон, что дышло.

Трак Тор: Эуг Белл пишет: "Реальная" история все же существует. Иначе придется принять тезис о том, что существовало 2 или больше миров. Больше. Переслегин вслед за Р. Уилсоном использует понятие "Туннель реальности". Сколько туннелей, столько и осознаваемых миров. А реальный, без тоннелей, мир один, но неосознаваем, там нет писаной истории. Кстати, http://www.znanie-sila.ru/online/issue_673.html - хорошая статья "Неизвестный голод" 1946 - 48гг. Я бы мог в нем погибнуть, но родители сознательно решили родить меня несколько попозже:)

balu: Эуг Белл пишет: Поэтому многочисленному собранию профессионалов, которые взаимно наблюдают друг за другом, готовы одернуть друг друга не из политических мотивов, а по причине внутринаучной "грызни" - можно доверять тут есть одно "но": эти профессионалы говорят разное по разным причинам, то ли из-за политического заказа, то ли из-за разной системы ценностей в которых эти профессионалы выростали, то ли по другим причинам. В результате существуют исторические разночтения, причем разночтения серьезнейшие. Причем, заметте, неспециалисту не разобраться даже в простейших случаях исторического графоманства. В технике давно существует правило: "Если часы ударили тринадцать раз, то это вызывает сомнения в правильности не только 13-го удара, но и остальных 12." Потому сужу только о том, в достоверности чего уверен. Потому я уверен в том, что был голод 32-33, 46-48 годов; что наши выиграли ВМВ и что фашисты показали себя выродками. Соответственно звездежь о хороших УПА идет лесом. А вот касательно кровавой гебни(с) у меня серьезные сомнения. Понятное дело, были и аресты и куча всего плохого, но что это было бедствием сопоставимом по масштабам с ВМВ или голодом 30-х годов я сильно сомневаюсь - ибо в моей локации я лично знаю только 1 семью, которая пострадала от репрессий. Плюс могу припомнить еще рассказы о случаях репрессий по отношению к бывшим немецким полицаям и старосте. Да и в жарких спорах в ФИДО только у одного или двух всплывали, что сидели при Сталине (без указания причины). Трак Тор пишет: Неизвестный голод" 1946 - 48гг. Я бы мог в нем погибнуть, Моя мать 47-го года рождения. За этот голод я наслышан.

Эуг Белл: ЕВАНГЕЛИЕ НЕОЛИТА Еще в конце 80-х годов у нас господствовала схема истории из пяти эр: первобытнообщинный строй, затем древние рабовладельческие государства, затем феодализм, капитализм и социализм. Первобытность считалась чуть ли не первым вариантом будущего светлого коммунизма: так как вещей в те времена было очень мало, делить было нечего, следовательно не было и частной собственности, владение которой разделяло бы общество на привелигированные и угнетенные классы. Первобытные общества считались аналогичными будущему коммунизму. Конечно, говорили тогда, это были еще весьма несовершенные общественные отношения, техника была на очень низком уровне. Но все же эти древние люди создали сказки и мифы, своеобразную этику, которую можно считать произведением народа. И это, считалось тогда, дает нам надежду в нашем сложном мире на то, что в будущем человечество сможет-таки найти в глубинах своей сущности силы для построения счастливого коммунистического общества. «Дикарь» виделся сквозь розовые очки. Вспоминали Руссо. Писатели открывали духовный мир малых народов Севера и Юга. Призывали диалектику: дойдя до своего предела мир технологического индивидуализма неизбежно должен перейти в свою противоположность – посткапиталистический коллективизм. За последние 20 лет вдруг обнаружилось, что вся эта историософская схема не верна. Жизнь первобытных обществ оказалась гораздо сложнее в одних отношениях, и примитивнее в других. Выяснились подробности жестоких обрядов. Это оказалось общество, в котором подчас полностью подавлялось личное, индивидуальное начало. Расхотелось строить будущее по таким моделям. А сдругой стороны, возникшие перед обществом проблемы оказались гораздо более острыми. Они затрагивают уже не просто количество счастья или несчастья, но даже само уже выживание человечества! И когда СМИ стали откровенно освещать катастрофы, несчастья, войны и т.д., вдруг обнаружилась настоящая пропасть зла в самом человеке. И это пошатнуло у многих веру в Человека с большой буквы (да существует ли он?), как и в будущее земной цивилизации. И именно в наше время историки, вглядываясь в толщу времен, смогли углядеть нечто, дающее людям новую надежду… Речь идет об огромной коллективной международной работе историков-археологов и специалистов по неолиту Европы, результаты которой представлены М.Гимбутас в монографии «Цивилизация Великой Богини: Мир Древней Европы» (М.: «Российская политическая энциклопедия», 2006). Несколько слов об авторе. Мария Гимбутас – выдающийся историк современности, ее коллеги сравнивают с великим Ф.Шампольоном, расшифровавшим египетские иероглифы. В шестидесятые годы она становится куратором международной программы раскопок европейского неолита и в течение пятнадцати лет руководит археологическими раскопками в Югославии, Греции, Северной Италии, Румынии. Итогом становится своего рода революция в исторической науке. И, думается, значение этих открытий выходит далеко за рамки раздела под названием «неолит» и вообще за рамки истории.

Ribelanto: Эуг Белл пишет: Выяснились подробности жестоких обрядов. Не слышал я о жестоких обрядах, например, у хопи или на Тробрианских островах. Тем не менее, у них именно матриархальный коммунизм. Здесь, по всей видимости, путаница из-за того, что первобытные общества с частной собственностью считаются частью первобытно-общинного строя. Но я согласен с тем, что возвращение к прежним формациям невозможно диалектически.

СтранникД: Ribelanto пишет: Но я согласен с тем, что возвращение к прежним формациям невозможно диалектически. Возвращение конечно. Но почерпнуть у них мудрости и знания вполне реальная возможность. А то что такая мудрость у них была, и знания по многим параметрам превосходили наши современные - несомненно.

Эуг Белл: Да, совершенно верно. Мы оцениваем по "нашим" параметрам. Например, по технологиям. Но и тут, я уверен, нас ожидают крупные неожиданности. Например, есть основания полагать, что наши предки были знакомы с электричеством, которое использовали для золочения изделий. А посмотрите на их кремневые ножи! Какая современная технология способна сделать что-то близкое? Ну и многое другое. Но главное, наверно, как раз именно - в "человеческой" сфере. Йога - это оттуда. На дравидских печатях - позы йоги... Конечно, возникает желание приписать все это знание звездным пришельцам. Но разве не есть красиво - сказать, что это придумали люди, наши предки?

Ribelanto: Эуг Белл пишет: Например, есть основания полагать, что наши предки были знакомы с электричеством, которое использовали для золочения изделий. При раскопках шумерских городов находили сосуды с электродами.

Эуг Белл: Выдержки из книги М.Гимбутас "Цивилизация Великой Богини". Гимбутас - из числа крупнейших историков прошлого (ХХ) века. Слово «цивилизация» нуждается в объяснении. С точки зрения археологов и историков, оно подразумевает наличие политической и религиозной иерархии, военного искусства, классов и высокого уровня разделения труда. Такого рода структуры действительно характерны для патрилокальных сообществ, в том числе и для индоевропейского, в отличие от описываемых в этой книге матрилокальных культур. Цивилизация, существовавшая в Древней Европе между 6500 и 3500 гг. до н. э., а на Крите — вплоть до 1450 г. до н. э., знала долгий период ничем не потревоженного мира, благодаря чему был создан художественный язык удивительной красоты и изящества — верный признак того, что для нее было характерно более высокое качество жизни, нежели для многих патрилокальных и классовых типов общества. Я не согласна с тем, что понятие «цивилизация» приложимо исключительно к патриархальным и воинственным сообществам. Генерирующие способности любой цивилизации определяются уровнем творческих и эстетических достижений, наличием нематериальных ценностей и свободы, делающей существование осмысленным и радостным, а еще — сбалансированным распределением отношений между полами. Европейский неолит не был периодом «доцивилизационным» (как его окрестил Колин Ренфрю в своей книге «До цивилизации: радиоуглеродная революция и доисторическая Европа», 1973 г. ). Напротив, это была цивилизация в самом лучшем и истинном смысле слова. В V и в начале IV тыс. до н. э., на излете ее существования в Центральной и Восточной Европе, у древних европейцев были города, объединявшие значительную часть населения, святилища высотой в несколько этажей, священные письмена, просторные жилища из четырех-пяти комнат, профессиональные керамисты, ткачи, медники, золотых дел мастера и другие ремесленники, чья продукция отличалась сложностью и разнообразием. Благодаря существованию сети торговых путей такие товары, как обсидиан, раковины, мрамор, медь и соль, могли перемещаться на сотни километров. Конечно, все это не возникло на пустом месте. Рядом, в анатолийском поселении Чатал-Хююк, многочисленные святилища были украшены поразительно богатыми и искусными стенными росписями еще за тысячу лет до того, как Европа достигла высокого уровня в архитектуре, фресках, скульптуре и керамике. А Чатал-Хююку предшествовал трехтысячелетний эволюционный переход к земледелию и оседлым формам существования. Неоспоримое богатство религиозного символизма Центральной Анатолии и Древней Европы — результат непрерывного развития, начавшегося в эпоху позднего палеолита. Серьезное заблуждение считать, что неотъемлемой частью человеческого состояния является война. Действительно, начиная с бронзового века и до нынешнего времени жизнь людей нередко сопровождалась боевыми схватками и возведением укреплений. Однако это не так в случае палеолита и неолита. Среди пещерных рисунков эпохи палеолита нет изображений боевого оружия (то есть оружия, направленного против себе подобных), как нет и свидетельств его существования в эпоху древнеевропейского неолита. Ни один из примерно 150 дошедших до нас рисунков из Чатал-Хююка не запечатлел конфликты, сражения, войны или пытки. Местоположения древнеевропейских поселений не слишком выгодны с точки зрения обороны: как правило, их выбор обусловлен соображениями удобства, наличием хорошей воды, плодородной земли и пастбищ для скота. Древняя Европа не знала ни труднодоступных укреплений на возвышенностях, ни кинжалов, копий или алебард. Неолитические поселения порой бывали окружены рвом и очень редко - деревянной или каменной изгородью. Земляные укрепления и другие оборонительные сооружения появились в эпоху позднего неолита и в медном веке, когда возникла необходимость защиты от набегов чужаков. В Центральной Европе эти изменения стали заметны лишь к концу V и в IV тыс. до н. э… Как свидетельствуют археологические, исторические, лингвистические и религиозные данные, ядром древнеевропейского общества была теократическая храмовая община, управляемая главной жрицей, ее братом или дядей и женским советом, имевшим функции руководящего органа. Однако, несмотря на то, что в рамках религиозного бытия статус женщины был сакрализирован, судя по раскопкам захоронений V и большей части IV тыс. до н. э., в отношениях между полами не было ни диспропорции, ни подчинения одного пола другому. Напротив, они предполагают взаимоуважение. И женский и мужской погребальный инвентарь символически связан с сакральным циклом смерти и возрождения, и в то же время он отражает личные достижения в искусствах, ремеслах, торговле и других сферах деятельности. Древнеевропейское общество не знало централизованной организации индоевропейского типа, во главе которой стоял вождь. Однако неверно было бы утверждать, что на всем протяжении неолита и медного века оно представляло собой не более чем конгломерат мелких разрозненных сообществ. Ранненеолитическое общество Древней Европы действительно складывалось из небольших земледельческих общин, но в V тыс. до н. э. в него уже входили значительные по размеру и сложные объединения. Центральноевропейские и восточноевропейские поселения много больше самых внушительных протоурбанистических теллей Ближнего Востока. Когда примерно в 4000—3500 гг. до н. э. позднекукутенская культура достигла урбанистического этапа развития, в ее городах, окруженных средними и мелкими поселениями, могло жить до десяти тысяч человек.



полная версия страницы