Форум » ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИАЕ » Мир ТуА » Ответить

Мир ТуА

Трак Тор: "Туманность Андромеды" (1955—1956 гг.) является классической коммунистической утопией о далёком будущем (что бы ни писали А.Козлович и Е.Беляков). Основные герои имеют профессии историка (археолога), командира космического корабля. В ЧБ ещё круче: там главная профессия - историк (он же начальник экспедиции), потому что вершина наук - история [more]С 2047 года начинается Эра Мирового Воссоединения: Век Союза Стран, Век Разных Языков, Век Борьбы за Энергию, Век Общего Языка. В Эре Общего Труда (начнётся в 2287 году) чередуются Века Упрощения Вещей, Переустройства, Первого Достатка, Звёздного Космоса. Эра Великого Кольца (начнётся в 2826 году) состоит из Веков [Подобия? — неразборчиво] Разума, Великого Взлёта, Беспредельности и Тибетского Опыта, начавшегося в 2408 году и продлившегося полтысячелетия. Соответственно, события в «Туманности Андромеды» происходят в 3233—3234 годах. (Вики) Странновато выглядят первые почти 250 лет ЭМВ до начала Века Упрощения Вещей (появление "мощных" и "умных" технологий и отход от страсти к неумеренному потреблению), занятые гуманитарными проблемами и борьбой за энергию (?), но названия веков и эр красивые :) Имхо, ТуА вершина твочества ИАЕ, хотя роман действительно "детский"[/more]

Ответов - 89, стр: 1 2 3 4 5 All

Трак Тор: Интересно (про подвиги Геркулеса), не знал. Киббуц - остров наоборот: кто не может/не хочет работать на благо обществаКиббуца - уходит в ссылку в Большой Мир. Дед Мороз пишет: Тогда в Израиль съезжались люди не за материальным благосостоянием, а желая обрести страну Вот в этой стране они первым делом создали (точнее, продолжили ещё дело последователей Толстого в Палестине) киббуцы - чрезвычайно эффективные организанизации для подъёма с/х в почти военных условиях. Это роднит киббуцы с социалистической экономикой, по сути мобилизационной - в мирное время она успешно доказала свою неуспешность :) А молодежь бежит из киббуцев и их число и роль сокращается.

СтранникД: Трак Тор пишет: чрезвычайно эффективные организанизации для подъёма с/х в почти военных условиях. Ценность кибуц (по-моему, всё же с одним "б"), на мой взгляд, не столько в экономической составляющей, сколько в ярком примере реального стремления (и вполне успешного) воспитания "человека нового типа", попытке жить в условиях иных социальных и морально-этических ценностей, нежели окружающий мир. Это реальная ступенька в мир ефремовского будущего - эра общего труда, если хотите. Да, несовершенная ещё, да со своими огрехами и утратами, но сама попытка, само стремление тысяч человек строить свою жизнь по "библейским" заповедям заслуживает внимания и уважения. Как-то так.

Трак Тор: Я впервые заинтересовался киб(б)уцами, прочитав замечательный сборник "Утопия и утопическое мышление", 1991, под ред. к.ф.н А.Чаликовой. В предисловии она рассказывала о конференции "Утопия: воображение и реальность", проходившей в Израиле в 1990г. (ещё "совок"). Очень интересно, всех (из СССР было 2 участника) "разобрали" на ночевку киббуцные семьи, а Чаликова с Ивановой (известный критик) жили в семье проф. Абрахама Яссура, специалиста по Буберу и Богданову. Там использовалось слово - киббуц. Посмотрел в яндексе: основной (по массе) вариант - кибуц, так что вы правы. Но израильтяне пишут по русски - киббуц, можно найти в том же яндексе, так что я тоже прав:) Да, это очень интересное явление, но в 1990 в Израиле жило в куббуцах 3% (!) населения, сейчас, наверное, меньше, ведь половина рожденных в них детей уходила в "мир". Это довольно показательная цифра в соотношении коллективистов и индивидуалистов (условно) на Земле. Как-то так.


Трак Тор: Был ли ИАЕ приверженцем "русской идеи". Возможно. До сих пор подтверждения в текстах не находил, но вот к соединению Запада и Востока ("мост Ашвинов"): РУССКАЯ ИДЕЯ – философский термин, введенный Вл.С.Соловьевым в 1887–88... В 1888 в Париже он прочел доклад «Русская идея», который был посвящен вопросу «о смысле существования России во всемирной истории». Сущность русской идеи совпадает с христианским преображением жизни, построением ее на началах истины, добра и красоты. Для русской идеи, считал Соловьев, несостоятельно подчеркивание любой односторонней этнической ориентации, в т.ч. вытекавшей из панславизма (в этом он был близок к К.Н.Леонтьеву). Отсюда призыв Соловьева к единству Востока и Запада в рамках учения о всемирной теократии. отсюда Это, конечно, не та "русская идея", что у Дугина и нашего шоумена Соловьева, но всё же... Но я думаю, вряд ли ИАЕ читал Соловьева, просто идеи носятся в воздухе, особенно в воздухе "русской партии". Если какая "нерусская идея" будет призывать к к единству Востока и Запада, это будет не тоже самое единство. "Мысль изречённая есть ложь"

СтранникД: - Эйгоро? Так ваше имя?.. - Редкий случай в наше время, когда имена даются по любому понравившемуся созвучию. Впрочем, все стараются подобрать созвучия или слова из языков тех народов, от которых происходят. Ваше имя, если я не ошибаюсь, из корней русского языка? - Совершенно верно. Даже не корни, а целые слова. Одно - подарок, второе - ветер, вихрь... Вот тут пришла в голову мысль: в мире "Туманности" отсутствуют имена и фамилии в нашем современном понимании (одна не очень далёкая особа назвала даже ефремовские имена "кличками" и сильно возмущалась по этому поводу, впрочем, как и всем романом). Ефремов пишет, что имена даются по любому понравившемуся созвучию. Но если отсутствует традиция преемственности и подчёркивания родства людей через фамилии, при наличии общественного воспитания, когда каждый человек Земли по сути отец или мать для любого ребёнка, кто даёт детям имена? Родители? Но тогда возникает известное противоречие - ребёнок, как и в современном мире, не признаётся с самого рождения личностью. Родители рассматривают его как свою собственность, по сути, насильно, сообразно собственным вкусам и представлениям, определяя все самые важные вехи в его судьбе. По идее, такого в ефремовском мире быть не должно. Дети сами должны выбирать себе имена по новой традиции по понравившимся именно им созвучиям (ну, с учётом национальных корней родителей). Но осознанно они могут это сделать лишь в старшем возрасте... Тогда получается, что до определённого времени дети ходят безымянными? Но этого нет... Вот такое вот, на мой взгляд, противоречие получается.

Трак Тор: СтранникД пишет: Ведь кибуц - это по сути тоже острова - острова даже в рамках самого Израиля (их всего-то 200 шт. с численностью проживающих там в сто с небольшим тысяч человек). Не знаю, читала ли бывший министр охраны окружающей среды Дании (2011–2014 годы), член датского парламента от Социал-либеральной партии Ида Аукен ТуА, но вот её вариант Острова Забвения из выступления на сессии Мирового экономического форума с эссе, посвященного миру будущего: где нет собственности, личного транспорта, привычной работы и загрязнения окружающей среды. Я очень волнуюсь о тех, кто живет за пределами города. О тех, кого мы потеряли по пути. О тех, кто решил, что технологии — это слишком. О тех, кто почувствовал себя жалким и ненужным, когда роботы и искусственный интеллект взяли на себя большую часть привычной работы. О тех, кого не устраивала политическая система и кто отвернулся от нее. За пределами города люди живут другой жизнью. Одни образовали замкнутые общины. Другие просто доживают свою жизнь в пустых и заброшенных домах в деревеньках XIX века. Чисто Остров Забвения, не хватает тигров, бродящих вокруг деревень)

СтранникД: Как раз по Ефремову эта самая "деревня" гораздо ближе по духу в миру ТуА, чем урбанизированные города, набитые потребителями т.н. "технологий".

Трак Тор: А вот интересное про Острова в статье 1960г. которую раскопал makorzh: Трудно, например, согласиться с И. А. Ефремовым, когда он пишет, что провинившиеся члены общества уезжают на оторванный от остального мира остров Забвения, где господствуют распущенные нравы давно минувших времен, «глухая безыменность древней жизни, эгоистических дел и чувств человека». Выходит, эти люди отрываются, изолируются (все равно, добровольно или нет, это не меняет существа дела) от общества, становятся вне его влияния и воспитательного воздействия. Здесь автором, по нашему мнению, допущена принципиальная ошибка. У нас уже сейчас некоторых нарушителей общественного порядка не «удаляют» от общества, а, наоборот, «приближают» к нему, отдавая их на поруки и перевоспитание коллективам предприятий, на которых они работают. :) В романе говорится о категории матерей, которые, не желая расставаться с детьми, уезжают на остров Яву и там, вне общественных интернатов, сами воспитывают своих детей. Кого же воспитывают эти мамы, уединившиеся на Яве, — членов коммунистического общества или маменькиных сынков и дочек? Вообще следует отметить, что семейная и личная жизнь людей будущего оказалась ахиллесовой пятой автора. Из того материала, который имеется в книге, трудно понять, есть в коммунистическом обществе семья или ее нет. Ну тут товарищ пропагандист М.Соловьев проявил политическую близорукость и непонимание: в полном соответствии с Базисной теорией Маркса&Энгельса семьи в комм. обществе Ефремова нет!

СтранникД: Трак Тор пишет: семьи в комм. обществе Ефремова нет! Вообще, она там опосредована от биологических родителей - семья расширена в рамках всего человечества... И, собственно, в этом нет ничего плохого или страшного. Любой ребёнок получает любовь и заботу от любого дяди и тёти на планете, при этом совсем не отвергнут от биологических родителей. Это можно сравнить с большой дружной семьёй, только не замыкающейся лишь на родственных связях и единокровии. По сути, у Ефремова воплощён детский взгляд на мир, который в глазах ребёнка принадлежит только ему одному и создан для него одного. В таком обществе предупреждение "не разговаривай с незнакомцами" будет выглядеть нелепым... И это замечательно здорово! ИМХО.



полная версия страницы