Форум » ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИАЕ » Мир ТуА » Ответить

Мир ТуА

Трак Тор: "Туманность Андромеды" (1955—1956 гг.) является классической коммунистической утопией о далёком будущем (что бы ни писали А.Козлович и Е.Беляков). Основные герои имеют профессии историка (археолога), командира космического корабля. В ЧБ ещё круче: там главная профессия - историк (он же начальник экспедиции), потому что вершина наук - история [more]С 2047 года начинается Эра Мирового Воссоединения: Век Союза Стран, Век Разных Языков, Век Борьбы за Энергию, Век Общего Языка. В Эре Общего Труда (начнётся в 2287 году) чередуются Века Упрощения Вещей, Переустройства, Первого Достатка, Звёздного Космоса. Эра Великого Кольца (начнётся в 2826 году) состоит из Веков [Подобия? — неразборчиво] Разума, Великого Взлёта, Беспредельности и Тибетского Опыта, начавшегося в 2408 году и продлившегося полтысячелетия. Соответственно, события в «Туманности Андромеды» происходят в 3233—3234 годах. (Вики) Странновато выглядят первые почти 250 лет ЭМВ до начала Века Упрощения Вещей (появление "мощных" и "умных" технологий и отход от страсти к неумеренному потреблению), занятые гуманитарными проблемами и борьбой за энергию (?), но названия веков и эр красивые :) Имхо, ТуА вершина твочества ИАЕ, хотя роман действительно "детский"[/more]

Ответов - 85, стр: 1 2 3 4 5 All

anamezon: А именно отличается двумя главными концепциями. В первой редакции ТуА И.А.Ефремов говорит (словами Веды, которая передает послание на планету звезды Росс614) "А с древних миров — шаровых скоплений в нашей Галактике и колоссальной обитаемой области вокруг галактического центра — идут из безмерной дали странные картины и символы, еще не понятые, не расшифрованные нами. Записанные памятными машинами, они передаются в Академию Пределов Знания — так называется научная организация, работающая над проблемами, которые едва-едва намечаются нашей наукой. Мы пытаемся понять мысль, ушедшую вперед от нас на миллионы лет, чрезвычайно отличающуюся от нашей благодаря другим путям развития жизни" (http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/fant/efremov/tuman-andr/02.html)В последующих изданиях Ефремов редактирует и пишет " немногим отличающуюся от нашей благодаря единству путей исторического развития жизни от низших органических форм к высшим, мыслящим существам". А также подредактировано в той главе, в которой звездолетчики хотят поймать страшных медуз на планете Тьмы. Первоначально Ефремов (вместе с звездолетчиками) пытался их поймать таким образом: "Низа Крит предложила только что пришедшую ей в голову идею. Можно снабдить один из пустых водяных баков самозахлопывающейся крышкой. Положить туда в виде приманки кусок законсервированного свежего мяса, которое как исключительное лакомство составляло небольшую добавку к основной концентрированной пище астролетчиков. Если черное «нечто» проникнет туда и крышка захлопнется, то через заранее подготовленные краны надо будет выкачать воздух планеты мрака, продуть баллон инертным земным газом и заварить наглухо края крышки. (http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/fant/efremov/tuman-andr/04.html)" А затем меняется приманка на свежую кровь (и естественно, вся команда теперь никогда в жизни не ела настоящего мяса) : "Низа предложила только что пришедшую ей в голову идею. Снабдить один из водяных баков самозахлопывающейся крышкой. Положить туда в виде приманки сосуд со свежей кровью, а не консервированной из врачебного запаса. Кровь даст любой из астролетчиков"

Эуг Белл: Насколько я понимаю, концепция общности биологического и исторического пути космических цивилизаций была у Ефремова еще в период написания "Звездных кораблей", т.е. еще в 1944 г. Задолго до ТуА... Возможно, правка была связана с тем, что он хотел более четко выразить то же самое. Спасибо, что зашли к нам. Ваши наблюдения ценны.

arjan: Та́нтра — название разнородных учений и практик, применяемых в индуизме, буддизме, бон, новых религиях и культах Нью-Эйдж, в психотерапии и для развлечения. Исходное понятие тантра происходит от (санскр. तन्त्र, тантра, букв. «непрерывность», «связь», «нить») — система телесных и психических техник, предназначенная для развития осознанности человека и, как следствие, преодоления им барьера восприятия реальности лишь на основе интерпретации информации, поступающей в ум от органов восприятия (чувств). В индийской терминологии тантризм — учение о двуединой природе мира, в котором представлены мужское и женское начала, о нераздельном союзе блаженства и пустоты как мужского так и женского начал. http://ru.wikipedia.org/wiki/Тантра И там не менее, почему ИАЕ назвал легендарный звездолет именно "Тантрой"? Ведь в романе был и "Парус", и "Лебедь", и "Аэлла", и "Тинтажель", но после ТА само слово "звездолет" уже неизменно ассоциируется с "Тантрой" - так в чем сакральный смысл этого многоликого понятия применительно к роману?

Эуг Белл: Я не знаю.

Андрей Козлович: А Вы подумайте над тем, почему он называл Тантру "древнейшей философией дравидов Индии"? Ведь дравидийская цивилизация протоиндийская, и невероятно древняя. А официальная наука считает Тантру очень молодой, по-моему, она считает, что она даже моложе христианства.

СтранникД: Трак Тор пишет: У меня просьба к участникам и гостям форума: напишите тут, пожалуйста, кто прочел ТуА уже в зрелом (от 30) возрасте и на всю жизнь впечатлился ею. Интересно. Впервые я прочел ТуА в классе пятом-шестом. Тогда меня больше всего тронул рассказ про космические приключения экипажа "Тантры", а вся философско-идеологическая суть романа конечно же не была мною воспринята (лекция Веды Конг вообще казалась длинной, непонятной и занудной). Впоследствии (уже не помню точно в каком возрасте, но все еще в школьном) перечитал роман и воспринял его уже совершенно по другому, что в дальнейшем и определило все мои взгляды на жизнь и единственно желаемое будущее, и наверное предопределило мое дальнейшее становление как писателя. Это было в юношестве. Но и впоследствии перечитывал роман неоднократно и всегда восхищался и зачитывался им.

Трак Тор: Ну мы немножко буквоедствуем, конечно... Я для себя решил противоречия, что мы раскапываем, так: это замечательное произведение для детей (жду впечатлений от первого прочтения во взрослом возрасте, если таковые вообще обнаружатся), у меня впечатления точно такие же, как у Странника (прочел в первых классах, был заворожен Тантрой).

Трак Тор: СтранникД пишет: А вот с миром ЧБ уже не все так просто со всеми его РТИ и ПНОИ. Да ведь РТИ и ПНОИ - это мир ТуА времен ЧБ. Более развитое и гармоничное (хотя бы по времени) общество, но вот ПНОИ и РТИ... Я же говорил, что считаю ТуА более детским произведением, а ЧБ нет. Там все по-взрослому, и эротики больше, и люди неоднозачные. Да только ТуА - шедевр, а ЧБ - боле-мене рядовая в мировом масштабе НФ-повесть. Там больше наши, советские заморочки разбираются

Эуг Белл: Это ТуА сначала печаталась в "Пионерской правде"?

Трак Тор: Да. Потом в Технике - молодежи

Эуг Белл: Напоминаю, что ТуА была изначально детской повестью, которая печаталась в "Пионерской правде". Что вы хотите от романа, предназначенного для пионеров? Ефремов, наверно, сам был крайне удивлен, когда это его произведение стало котироваться как вторая программа КПСС. Можно сравнить оба "великих произведения". И даже повесть для семиклашек, право же, в научном отношении гораздо лучше. ИАЕ потом вставил в текст некоторые свои МЫСЛИ - и вот это и есть ТуА. Ксса совершенно права: герои ТуА - это не живые люди, а схематические идеализированные образы. Но это детская литература, в которую вставлены взрослые мысли (в сюжет не всегда вписывающиеся)... Не делайте из Ефремова писателя уровня Достоевского или даже Булгакова! Ну не надо мешать суши с сушками. Мы же не верующие ноогеновцы или краснозаставцы, а все-таки немножко, я надеюсь, литературоведы...

makcum: Эуг Белл пишет: Напоминаю, что ТуА была изначально детской повестью, которая печаталась в "Пионерской правде". Что вы хотите от романа, предназначенного для пионеров? Ефремов, наверно, сам был крайне удивлен, когда это его произведение стало котироваться как вторая программа КПСС. Можно сравнить оба "великих произведения". И даже повесть для семиклашек, право же, в научном отношении гораздо лучше. ИАЕ потом вставил в текст некоторые свои МЫСЛИ - и вот это и есть ТуА. Ксса совершенно права: герои ТуА - это не живые люди, а схематические идеализированные образы. Но это детская литература, в которую вставлены взрослые мысли (в сюжет не всегда вписывающиеся)... Не делайте из Ефремова писателя уровня Достоевского или даже Булгакова! Ну не надо мешать суши с сушками. Мы же не верующие ноогеновцы или краснозаставцы, а все-таки немножко, я надеюсь, литературоведы... Евгений, что ж вы так опять на конфронтацию-то идёте... Я ведь не зря сказал о внутренней свободе. Она есть только у тем, кто может самостоятельно анализировать, а не тупо верить литературоведческим штампам и критикам. Всё-таки своя голова на плечах должна быть. Можно почитать статью "Как создавалась Туманность Андромеды". Там Ефремов всё объясняет, в частности, говорит о том, что его герои - это герои иного времени, будущего, усовершенствованного в морально-нравственном плане, поэтому оно отличается от нашего также, как мы отличаемся от людей каменного века. И Туманность Андромеды - совсем не детское произведение. По глубине мысли оно стоит наряду с "Мастером и Маргаритой" Булгакова. Но чтобы понять это произведение, нужно отказаться от всех штампов. В этом могут помочь статьи Переслегина, например

Эуг Белл: Поймите, Максим, произведения, о которых мы говорим, невозможно сравнивать: они из разных "жанров". Та фантастика, которую СОЗДАЛ ИАЕ, была не стандартная научная фантастика. Нет! Это было соединение художественного и идейного, публицистического (научно-гипотетического) дискурса (по Пелевину, наглое соединение гламура и дискурса)). Понимаете, сам художественный текст ТуА - в художественном отношении мало что значит. Сам по себе. Герои деревянные, неживые, говорят языком вот того самого научного дискурса, который в них вложен автором. Вот в чем суть. Почему я и говорю, что НЕЛЬЗЯ ТуА мерить чисто художественными мерками (если так - то это просто детская литература). Но этого делать нельзя. Нужно брать ВСЕ В ЦЕЛОМ, воспринимая и как научно-философский трактат (и, в особенности, это относится к ЧБ, гораздо более цельному произведению, уже очень искусного автора, выросшего и как писатель). Именно МЫСЛЯМИ завораживал и завораживает и этот роман, и ЛБ. Если убрать мысли - ценности практически в этих произведениях было бы = ну давайте не будем ханжить - мало.

makcum: Эуг Белл пишет: Именно МЫСЛЯМИ завораживал и завораживает и этот роман, и ЛБ. Если убрать мысли - ценности практически в этих произведениях было бы = ну давайте не будем ханжить - мало. Ой ли. Ценность огромная. Как описывает Булгаков любовь Мастера и Маргариты? Правильно, на обывательском уровне, это, так сказать, "идеальная любовь-мечта". С точки зрения литературоведов - любовь-идеал. Бывает ли такое в реальности? Неа. В реальности всё сложнее и проще гораздо. Как описывает Ефремов любовь Веды и Дара? Верно, описывает он её так, как выглядела бы любовь воспитанных, образованных, умных и мудрых людей. Но ведь литературоведы живут штампами - "так любовь изображать нельзя", "это неестественно". А в чём неестественность? Я лично знаю людей, у которых такая любовь, а вот как раз любви Мастера и Маргариты в жизни-то не встречал. А изображения героев? Ефремов описывает их правдиво и чётко. У его героев даже есть внутренние сомнения, противоречия в душе. Только вот противоречия эти не наши, да нашими и быть не могут, потому что наши противоречия заключаются только в том, а как бы нам работу не потерять, плохого начальству не сказать и хорошо покушать. И все литературоведы сделаны из того же теста, что и мы - они продукт потребительского общества, и если будут писать ПРАВДУ - никто не будет читать и платить денюжку на кусок хлеба.

Трак Тор: Перенесено из темы "Символика имён собственных в Туманности Андромеды" СтранникД пишет: скандинавское имя Тор У него еще есть звезда ...цифры..БФ...цифры...88.Планета К2-2Н-88 Я думаю, прототип - это клей, которым ремонтировала подошвы вся страна :) (точнее, было два клея: Бф-2 и 88-Н) "Когда б вы знали, из какого сора..."

arjan: Трак Тор пишет: Я думаю, прототип - это клей, которым ремонтировала подошвы вся страна :) (точнее, было два клея: Бф-2 и 88-Н) Поддерживаю, и оба клея были замечательные по сравнению с нынешними "Моментами" и "Секундами" ;) И вроде уже обсуждали, что номер спутника "57" мог быть связан с 1957 г., а номер экспедиции Тантры, "37" - с 1937...

Трак Тор: arjan пишет: Кроме шуток, номер спутника "57" мог быть связан с 1957 г. Как?! ТуА был написан в 1956г.! А, ты о Бузиновских :)

СтранникД: arjan пишет: а номер экспедиции Тантры, "37" - с 1937... Отчего такие ассоциации? "Тантра" тогда - начало сталинских репрессий что ли?

СтранникД: Трак Тор пишет: ТуА был написан в 1956г Во-во! В 55-56 г.г...

Трак Тор: Да это не офтоп, что в 1955г могло использоваться название Спутник-57 как указание на первый спутник - должно доказываться. Иначе мы все тут бузиновские :)



полная версия страницы