Форум » ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИАЕ » *"ЧАША ОТРАВЫ" - ненаписанный роман Ивана Ефремова* » Ответить

*"ЧАША ОТРАВЫ" - ненаписанный роман Ивана Ефремова*

Алексей Ильинов: Размышлял тут на днях над идеей ненаписанного романа Ивана Ефремова «Чаша Отравы». Известно о нём, как будто, совсем немного. Действие романа должно было происходить в грядущем — быть может в Эру Встретившихся Рук или (кто знает?) ещё дальше, в Эру Слияния Шакти и Тамаса (?). Также известно, что Иван Антонович собирался подробно описать в романе весь тот яд, который издревле отравляет жизнь любого мыслящего и разумного существа. В конце своего жизненного пути Иван Антонович начал работу над романом «Чаша отравы». «В этом романе, - говорил Ефремов в интервью румынской газете «Скынтея», - я хочу попытаться развернуть картины отравления ноосферы, как говорил Вернадский В.И., человеческого общества и, собственно, мозга человека всеми видами злых, вредоносных, унижающих, ошельмовывающих, обманывающих влияний – с помощью религии, средств массовой информации, вплоть до медицины и спорта. Я хочу сказать о том, что надо предпринять для очищения ноосферы Земли, отравленной невежеством, ненавистью, страхом, недоверием, показать, что надо сделать для того, чтобы уничтожить все фантомы, насилующие природу человека, ломающие его разум и волю». http://iaefremov.2084.ru/ver-efr.htm Название запланированного произведения невольно мне напомнило идею т.н. анти-Грааля, который противостоит подлинному Граалю — Чаше Добра, Красоты и Бессмертия. Анти-Грааль наполнен сладчайшим содержимым, но только сладость эта обманчива и горька в действительности. В Традиции Чаша олицетворяет также и женское начало (треугольник, чья вершина направлена вниз). В частности, одно из её значений — вульва или йони. Два последних романа Ефремова «Час Быка» и «Таис Афинская» изучены ефремоведами вдоль и поперёк. И, что немаловажно, открытия происходят постоянно. И часто эти открытия ошеломляют и поражают далеко неординарными выводами. Всё же отважусь попросить уважаемых коллег рискнуть и предположить, о чём Иван Антонович мог бы написать в своём так и не созданном романе. Развил ли он в нём дальше свои этико-философские открытия, ввёл ли сюжет новые понятия? Скажем, помимо Стрелы Аримана и Инферно появилась бы концепция Чаши Отравы. Итак, предположим, в 1970-х годах увидел бы свет роман Ивана Антоновича Ефремова "Чаша Отравы"...

Ответов - 227, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 All

СтранникД: Трак Тор пишет: т.к. не было безысходности и страха смерти. А про страдания тамошние - это как в поговорке: милые браняться - только тешаться Хорошо. Допустим. Только и здесь не все так гладко. Если на протяжении двух с лишним тысяч лет эти самые страдания продолжают существовать в жизни общества, и говорится о том, что никакое высшее общество, на какой бы ступени своего развития оно не находилось, от них не избавлено - чем это не замкнутый круг безвыходности? Разве при том уровне развития техники и заботы о людях нельзя избежать каких-то "производственных" увечий и травм, ведущих в конечном итоге к осознанной смерти? Разве наука, способная проникнуть в нуль-пространство и уже замахивающаяся на покорение Тамаса, не в силах очистить наследственность?.. А в чем безысходность инферно Торманса? Там нет светлых умов, способных додуматься до необходимости борьбы с этой самой безысходностью? Там нет возможности разомкнуть этот замкнутый круг? Ведь там живут те же самые земляне, которые на Земле у себя вроде бы справились с этим инферно. И если мировоззрение землян подразумевает отсутсвие страха смерти, тогда какими кругами безысходности можно было тренировать Фай Родис и так напугать Чеди Даан? В чем безысходность-то? В кругу от жизни до смерти, после которой все заканчивается?

Алексей Ильинов: Трак Тор пишет: Это интуитивное предчувствие истинной подоплеки исторического развития человеческого общества - в эволюции всей жизни на Земле как страшного пути горя и смерти - было измерено и учтено с появлением электронных машин. А вот это меня, если честно, очень забавляет. Впрочем, ИАЕ-ву это простительно, ибо в 1950-1960-х была наивная такая вера, что ЭВМ враз решат все проблемы... Но в 1980-х годах Уильям Гибсон, отец кибер-панка, написал свой блестящий "Нейромант", а в 1999-м братья Вачовски сняли "Матрицу"... СтранникД пишет: Но в целом мировоззрение Востока сохранило в себе намного больше истинного о мире и человеке, чем Запад. Да и Ефремов гораздо ближе к Востоку, нежели к Западу. Сергей, привет! Только что ты изложит суть того, что в традиционализме называется «экзотеризмом» и «эзотеризмом». «Экзотеризм» - это то, что обращено во вне, «к массам», так сказать, тогда как «эзотеризм» - это нечто внутреннее, познаваемое на персональном уровне. Ефремовский Восток более чем необычен — это т.н. индоевропейский, евразийский Восток. Даже больше того — Северо-Восток — Эллада, Индия, Русь. Запад — это действительно пример «экзотеричности», утраты связи с внечеловеческим, абсолютным истоком. Примером тому, например, та же римско-католическая церковь и власть римского Понтифика. Тогда как «эзотерическими» на Западе были всевозможные ордена, братства или компаньонажи. Восток (особенно Восток Евразийский) — это, напротив, прямой пример «эзотеричности», не утратившей связь с небесным принципом. Скажем, то же восточное христианство — это, поистине, поразительное явление, в котором осуществлён ювелирный синтез как восточного, так и индоевропейского. И потому ведь совсем не случайно, что тот же русский космизм почерпнул крайне много именно из православной метафизики. А с западной, англо-саксонской, цивилизацией Иван Антонович поступил более чем жёстко... Вспомни, что первоначально глава "Стальная дверь" в ТуА должна была называться "Раскопки Нью-Йорка" (или так должна был называться не написанная глава?). Западная цивилизация у Ефремова сама же себя истребила, а общий язык человечества будущего основан на санскрите...

Алексей Ильинов: Трак Тор пишет: Какая связь ефремовской Стрелы Аримана (зороастрийского Анхро-Мэнью, надо полагать) с зороастризмом по сути? Не думаю, что прямая. Хотя взят этот образ явно не случайно. Ариман = Дьявол. То есть речь идёт о «Стреле Дьявола», «врага рода человеческого», который усмиряет «особо прытких». И, что немало любопытно, согласно тому же Зороастризму Ариман — это обратная сторона благого бога Ахурамазды, его родной брат (есть версия, что это тёмная сторона самого Ахурамазды). То есть, по сути, это тень Всевышнего, его darkside. Ну а в христианстве Дьявол это не только противник Всевышнего, но и слуга его, который должен смущать души людские и проверять их «на вшивость». Вот что об Аримане сообщается, в частности, в том же Интернете: Ангра-Майнью, в некоторых источниках встречается под именем Ахриман (древнеперсид. Ahriya mainyus, зендское añhro-mainyus, т. е. «всеуничтожающий дух») — олицетворение зла в зороастризме. В древнеперсидских клинообразных письменах носит эпитет duwaista, т. е. «ненавистный». Ахриман родной брат Ормузда. Ахриман не обладает самостоятельной творческой силой, как Ормузд (Ахурамазда), но во всякое чистое и доброе творение Ормузда он может заронить зерно зла. Поэтому он является источником вредных сил природы, болезней, неурожая, творцом ядовитых растений, хищных зверей; к нему вообще сводятся все физические и моральные бедствия. Ему покорны все даевы (Дэвы), т. е. духи зла, он властелин смерти и мрака и представляется, таким образом, противовесом и вечным врагом Ормузда и его блаженного царства света. Когда наконец три спасителя Аушедар, Аушедар-Мах и Саошьянт (по зенд. Çaosyans), явившись свету в определенном промежутке времени победят Ахримана и уничтожат сонмища его демонов, тогда утвердится безраздельное господство Ормузда над всем миром. О чем можно узнать, например, из эсхатологического пехлевийского текста «Зенд-и Вохуман яшт».

СтранникД: Алексей Ильинов пишет: А с западной, англо-саксонской, цивилизацией Иван Антонович поступил более чем жёстко... Вспомни, что первоначально глава "Стальная дверь" в ТуА должна была называться "Раскопки Нью-Йорка" (или так должна был называться не написанная глава?). Западная цивилизация у Ефремова сама же себя истребила, а общий язык человечества будущего основан на санскрите... В этом мы с ним единомышленники.

СтранникД: Алексей Ильинов пишет: Хотя взят этот образ явно не случайно. Ариман = Дьявол. То есть речь идёт о «Стреле Дьявола», «врага рода человеческого», который усмиряет «особо прытких». И, что немало любопытно, согласно тому же Зороастризму Ариман — это обратная сторона благого бога Ахурамазды Зороастризм был одним из этапов Эры переписывания Добра и Зла - Эры Овна - когда обрубались ветви древних языческих верований и знаний по всему миру. В Междуречье свободомыслие подавлялось зороастризмом, в Египте культом Амона, на Синайском полуострове - христианством, в Индии - культом верховного бога Вишну, впоследствии появились Будда и Аллах. Ариман=Дьявол это на самом деле не Зло для людей, а как раз наоборот. Злой Змий искуситель дает людям Знание, ставящее их в один ряд с богами, а добрый Бог выгоняет за это людей из Рая. Все это грандиозное и самое древнее манипулирование сознанием людей, результат "войны богов" в ходе которой Добро потерпело поражение и было намеренно превращено в Зло. Стоявшие на стороне Добра хотели дать людям свободу выбора, а победившему Злу нужна была слепая вера и подчинение. Поддавшись расхожему заблуждению, Ефремов поменял понятие Стрела Аримана на свою противоположность. Т.е. Стрела Аримана не уничтожает красоту, добро и совершенство, а наоборот должна помогать им изначально.

Андрей Козлович: Трак Тор пишет: Да, по-моему таки, "нафига". Нет никакой "тайны двойного", это рудимент, вроде хвоста. Ефремов пишет, что, таки, есть, и здесь, по-моему, произвольные толкования невозможны. Трак Тор пишет: Последующие размышления в тексте ЧБ - это поэзия. Здорово (особенно слова Алдиса о невыносимости смерти), но не стоит путать это с научным трактатом. А почему, собственно? Смерть психологически действительно невыносима, и научно это, таки, доказано. Сейчас не вспомню источников, но практически все психологи пишут, что религии держаться только на отрицании смерти, если наука докажет, что смерть не конец всего, это крах для современных религий, всех будет интересовать "ни что там попы говорят", а что меня НА САМОМ ДЕЛЕ ждёт после смерти. Эуг Белл пишет: Андрей Козлович пишет: цитата: О, блин! Накатали! Андрей! Да, извиняюсь! Погорячился. Эуг Белл пишет: Есть у Ефремова 1) вещи, которые пишутся для цензоров, 2) вещи, которые "принадлежат мiру художественных текстов", 3) вещи, которые нужно рассматривать как научные гипотезы. Предлагаю четче определить критерии для отнесения тех или иных элементов произведений Ефремова к одной из этих трех категорий. Я бы уточнил, давайте попробуем определиться к чему отнести категорию - инферно. Эуг Белл пишет: Впрочем, для изучения буддизма можно открыть особую тему. У меня есть близкий друг: буддийский бхикшу (монах), я мог бы предложить ему поучаствовать в нашей дискуссии и ответить на наши вопросы. Да, это было бы здорово, у меня по буддизму масса вопросов, к тому же не стоит забывать, что Фромм называл себя буддистом. СтранникД пишет: А никто и не говорит, что животному не больно и не страшно. Я говорю лишь о том, что животные существуют на уровне инстинктов, а не сознания порочности и безысходности мира. То, что животные не осознают всего ужаса своего положения, конечно, несколько смягчает психологическое страдания, но это смягчение страдания сродни смягчению страдания приговорённого к смертной казни, которому сказали, что его, возможно, помилуют, но потом решили, таки, не миловать. Не говоря уже о том, что физическая боль и страдание от этого у них не становится меньше. СтранникД пишет: В природе все взаимосвязано и гармонично: существуют хищники и тех кого они едят, существуют растения которых едят травоядные, существуют насекомые которые едят умершие растения и животных, и которых самих тоже едят. Так устроена природа. Это устройство вполне целесообразно и видимо необходимо, раз оно есть. С чего Вы взяли? Кто сказал, что целесообразно пожирать друг друга, мучиться от голода и жажды, терять детей, родителей, близких, в целом жить в океане страдания? СтранникД пишет: Поэтому говорить о миллиардах лет страдания и инферно в природе - пафос, сгущение красок. Инферно можно расматривать лишь применительно к человеческому обществу, а не к природе. Это с какой стати? Инферно - это безисходное страдание. От того, что животные не осознают его безисходности, у них что появляется выход? СтранникД пишет: Почему же это так не нормально? Что в этом чудовищного?... Вы хотите жить вечно? Зачем?... Вся проблема решается гораздо проще (и я уже говорил об этом) - поменяйте концепцию своего мировоззрения, не носитесь со своим драгоценным телом, как курица с яйцом, и все сразу же встанет на свои места. Тело - временное пристанище для души. Даже боги были не бессмертны, но они знали о бессмертии души. Смерть ни есть конец всего, смерть это продолжение жизни в вечности, где нет физического времени нашего мира... И опять получаем, что нет никакого инферно, а есть простой страх физических страданий, боли и смерти. Избавьтесь от страха и вы избавитесь от инферно. Смерть - это прерывание процесса эволюции. Мы теряем возможность совершенствоваться и совершенствовать этот мир. Что же происходит с нами по ту сторону смерти мы пока не знаем, но судя по жизни вокруг смерть мало помогает нашему миру стать лучше. А избавиться нужно не от страха, избавиться нужно от страданий, боли и смерти. СтранникД пишет: Да нет никакого кривого и подлого закона, Андрей. Есть данность, которую не дано изменить ни людям, ни богам - данность физического мира нашей вселенной. Но Вселенная-то не замыкается на этом самом физическом мире, она многослойна. Есть. И это видно невооружённым глазом. Касательно же того, что нам не дано её изменить, так Ефремов так не считал. Он, как и Толкиен, считал, что потенциально люди сильнее богов. Поэтому он, кстати, и не гностик. СтранникД пишет: Их можно пожалеть, только это их жизнь, которую изменить нельзя. Нужно изменить. Эволюцию в нашем мироздании нужно сделать НЕ инфернальной. "Стоит только познать как", сказал Ефремов. СтранникД пишет: Правильно. Все страдания порождает сам для себя и для других только человек. А что с животными делать? Им, согласно буддизма, стать человеком очень непросто, и требуется для этого, минимум, много миллионов лет, а до того им страдание не преодолеть никак. Не говоря уже о том, что буддизм Алмазного Пути или Пути Света, особенно в том виде в каком его раскрыл Акунин в "Алмазной колеснице" очень сильно отличается от других толкований буддизма, не говоря уже о том, что толкование Алмазного Пути, скажем так, обычными буддистами это одно, а синоби СОВЕРШЕННО другое. СтранникД пишет: Более того, из приводившихся мною цитат видно, что и на его Земле времен ЭВР существует страдание - как физическое, так и моральное - стало быть цветет буйным цветом пресловутое инферно. Оно минимизировано до возможного предела, чем занимается Академия Горя и Радости, а это ой как немало. СтранникД пишет: "инферно" необходимо писателю только как художественный прием описания процессов возникновения и развития жизни, и на какой-то закон "перекоса" оно не тянет. У него очень чётко сказано, что инферно закон нашего мироздания, это НАУЧНО утверждал "мудрец Эрф Ром" и это детально НАУЧНО обосновал Кин Рух своей теорией инфернальности. Можно создать тему и рассмотреть этот закон детально, и назвать, скажем "Инферно закон мироздания или художественный приём?". Надеюсь эта тема уж точно камня на камне не оставит от "коммунистических взглядов" Ефремова. СтранникД пишет: Хорошо. Допустим. Только и здесь не все так гладко. Если на протяжении двух с лишним тысяч лет эти самые страдания продолжают существовать в жизни общества, и говорится о том, что никакое высшее общество, на какой бы ступени своего развития оно не находилось, от них не избавлено - чем это не замкнутый круг безвыходности? Они осознанно из него выходят и вытаскивают всё наше мироздание. СтранникД пишет: Разве при том уровне развития техники и заботы о людях нельзя избежать каких-то "производственных" увечий и травм, ведущих в конечном итоге к осознанной смерти? Нет. У Ефремова это раскрыто в ТуА. СтранникД пишет: А в чем безысходность инферно Торманса? Там нет светлых умов, способных додуматься до необходимости борьбы с этой самой безысходностью? Там нет возможности разомкнуть этот замкнутый круг? Нет. До тех пор пока олигархия искусственно его поддерживает. СтранникД пишет: И если мировоззрение землян подразумевает отсутсвие страха смерти, тогда какими кругами безысходности можно было тренировать Фай Родис и так напугать Чеди Даан? В чем безысходность-то? В кругу от жизни до смерти, после которой все заканчивается? Земляне БОЯТЬСЯ СМЕРТИ, поскольку ещё не знают, что с ними будет после неё. Бояться они и страданий, поскольку страдание страшнее смерти, отсюда и закон вводящий эвтаназию.

Андрей Козлович: СтранникД пишет: Все это грандиозное и самое древнее манипулирование сознанием людей, результат "войны богов" в ходе которой Добро потерпело поражение и было намеренно превращено в Зло. Стоявшие на стороне Добра хотели дать людям свободу выбора, а победившему Злу нужна была слепая вера и подчинение. Поддавшись расхожему заблуждению, Ефремов поменял понятие Стрела Аримана на свою противоположность. Т.е. Стрела Аримана не уничтожает красоту, добро и совершенство, а наоборот должна помогать им изначально. Не думаю. То, что Вы изложили суть гностической религии, а её Ефремов изучил хорошо, что чётко просматривается в его текстах. Не забывайте, что гностики отождествляют Иисуса Христа со змеем и Сатаной, и именно он богоборец, а в роли бога всё же Архонт (Ариман, как его прямо назвал так же и Бердник), и именно он зло. Здесь нужны серьёзные исследования текстов чтобы это доказать, но я убеждён, что у Ефремова именно Ариман (Архонт) владыка нашей вселенной её изуродовавший. И в тоже время путь Серых Ангелов это не путь Иисуса Христа - Сатаны, но и не путь Архонта. Ефремов, в отличие от гностиков предлагает Третий Путь, в ТА это написано прямо.

Degen1103: Алексей Ильинов пишет: Западная цивилизация у Ефремова сама же себя истребила, а общий язык человечества будущего основан на санскрите... До середины 80-х страх ядерной войны основывался на её реальной возможности, на фаталистическом принятии обществом такого чудовищного сценария самоуничтожения. Отсюда и гибель половины населения планеты в ефремовских войнах конца ЭРМ. К счастью, разум возобладал, и уже сегодня пракоммунистический мир забывает про ядерный дамоклов меч, устремляется в будущее без границ и войн. Разумеется, западная цивилизация знания неизбежно трансформируется, безумная гонка потребления будет остановлена так же, как самоубийственная гонка ядерных вооружений - но это, надеюсь, будет не гибель в войне, а закономерный этап техноэволюции и социального развития.

Degen1103: Андрей Козлович пишет: Смерть - это прерывание процесса эволюции. Это бессмертие есть конец развития! А смерть - это жизни естественная часть. Радуйся за близких твоих, что в силу преобразовались. Не оплакивай их и о них не горюй, ведь к ревности приводит привязанность, а ревность - это алчности тень. Эволюцию в нашем мироздании нужно сделать НЕ инфернальной. Только не эволюцию мироздания, а развитие общества! Жизнь человека! Когда мы порвём пищевую пуповину, когда самоограничение и взаимопомощь станут нормой жизни - инферно и пойдёт на спад. Через разум, через развитие сознания, через мудрое умение повернуть законы природы на пользу человеку - а не через устройство синтетического или кибернетического рая!

Алексей Ильинов: СтранникД пишет: на Синайском полуострове - христианством Не совсем верно. Христианство было, всё-таки, религией маргинальной и более «эзотерической», нежели ветхозаветный иудаизм, где догма подменила собой Живое Слово. И к тому же на Синайском полуострове христианство никогда не было такой уж подавляющей тотальной силой. Напротив, тотальным христианство стало тогда, когда оно было принято на вооружение римской имперской машиной. То есть когда государство стало полностью сакрализованным и Церковь-Мiр превратилась в Церковь-Рим. А Иерусалим был городом, где мирно (увы, до какого то времени) сосуществовали основные авраамические религии — Иудаизм, Христианство, Ислам. Кстати, Змий-Искуситель, согласно некоторым источникам, открыл Адаму ничто иное, как тайну Смерти. То есть Змей показал Адаму его же предел. Всё же смысл изгнания из рая имеет и ещё одну сторону — Первый Адам был, всё-таки, андрогином (то есть он сполна обладал Тайной Двойственного и соединял в себе мужское и женское начала) и сполна обладал знанием Всевышнего. Отсюда, кстати, каббалистический (то есть герметический) Адам-Кадмон. СтранникД пишет: Т.е. Стрела Аримана не уничтожает красоту, добро и совершенство, а наоборот должна помогать им изначально. Да, весьма любопытный вывод. В таком случае это, быть может, одна из наиболее почитаемых святынь христианского мiра — Копьё Гая Кассия Лонгина, которым был пробит бок распятого Спасителя. То есть Копьё, которое из символа Убийства стало, по сути, символом Воскресения.

Андрей Козлович: Degen1103 пишет: Это бессмертие есть конец развития! Это почему? Что мешает человеку совершенствоваться будучи бессмертным биологически?

Degen1103: Потому что новых людей тогда появляться не будет, места им не найдётся. Вообще, сама идея бессмертия прямо вытекает из ложного представления о существовании личности, отдельно взятой души. Когда никакого Я-любимого нету, а есть процесс вечного развития материи и сознания, смерть теряет жало, становится естественным атрибутом или соучастником этого процесса.

СтранникД: Алексей Ильинов пишет: Не совсем верно. Христианство было, всё-таки, религией маргинальной и более «эзотерической», нежели ветхозаветный иудаизм, где догма подменила собой Живое Слово. И к тому же на Синайском полуострове христианство никогда не было такой уж подавляющей тотальной силой. Напротив, тотальным христианство стало тогда, когда оно было принято на вооружение римской имперской машиной. То есть когда государство стало полностью сакрализованным и Церковь-Мiр превратилась в Церковь-Рим. Спорить не буду. Могу предложить почитать следующее исследование: http://www.lah.ru/text/kamenev/hris-text.htm

Трак Тор: Издержки бессмертного состояния (гипотетического) хорошо описал Богданов в рассказе "Праздник бессмертия" 1914г. Кого интересует тема бессмертия не только в мистическом смысле, почитайте обязательно - поиском легко, наверное, найти

Алексей Ильинов: Degen1103 пишет: К счастью, разум возобладал, и уже сегодня пракоммунистический мир забывает про ядерный дамоклов меч, устремляется в будущее без границ и войн. Увы, увы нет! Кстати, некоторые футурологи говорят, что XXI век вполне может быть веком религиозных войн. Примеров тому не счесть: это и балканские войны 1990-х годов, и всякое там «независимое Косово» под боком у "цивилизованного ЕС", и Чечня (куда в своё время на "огонёк" слетелась всякая воинствующая ваххабитская шушера со всего мира), и сегодняшняя стремительная исламизация Европы. Столь же небезосновательно поговаривают и о возросшей мощи Китая, у которого есть свои геополитические интересы в Евразии (угадайте, в чью сторону частенько посматривают посматривают из Пекина?). Да и монополярный мир сейчас строится, увы, совсем не по гуманно-коммунистическим принципам. Будут ещё потрясения. И, быть может, у человечества хватит разума, чтобы не рухнуть безвозвратно в кровавую бездну.

СтранникД: Андрей Козлович пишет: Не говоря уже о том, что физическая боль и страдание от этого у них не становится меньше. Физическая боль - механизм самосохранения животного организма и не более того, так же как и страх смерти. Все это темные животные инстинкты и не нужно их поэтизировать и возвеличивать. Даже сострадание человеком боли другого человека это в конечном итоге подсознательное отождествление себя с этим человеком, ощущение этой боли на себе и опять же включение механизмов самосохранения, которые являются ИНСТИНКТАМИ дикой природы.

Трак Тор: Алексей Ильинов пишет: Хотя взят этот образ явно не случайно. Ариман = Дьявол. Может, и не случайно, но по сути зороастизм не присутствует. Стрела - вроде "великий закон усреднения" (хотя есть нюансы типа закона Финнегана), не предусматривающий никакой персонализации зла и даже зла вообще (стрела - не моральная категория, а зло - моральная)

Андрей Козлович: Degen1103 пишет: Только не эволюцию мироздания, а развитие общества! Нет. Инферно должно быть преодолено ВЕЗДЕ. Или правы гностики и Самсон Ефремова и Грейвза. Degen1103 пишет: Потому что новых людей тогда появляться не будет, места им не найдётся. Во-первых, это не факт. Уж чего, чего, а места в нашей вселенной хватает, она бесконечна, говорят. Вы с идеями первого русского космиста Николая Фёдорова знакомы? Тот предлагал воскресить всех мёртвых людей и заселить ими другие планеты. Во-вторых, а чем, собственно, эта Вам или мне может помешать эволюционировать дальше? Degen1103 пишет: Вообще, сама идея бессмертия прямо вытекает из ложного представления о существовании личности, отдельно взятой души. Когда никакого Я-любимого нету, а есть процесс вечного развития материи и сознания, смерть теряет жало, становится естественным атрибутом или соучастником этого процесса. Мир теряет ещё больше. Вы, я вижу не знакомы с русским космизмом. Вернадский писал, что самая высшая драгоценность нашего мироздания - человеческая личность, и мы обязаны сделать всё, чтобы научиться её сохранять и развивать вечно.

СтранникД: Андрей Козлович пишет: Смерть - это прерывание процесса эволюции Весьма смелый вывод. Как же процесс эволюци прекращается со смертью? Если бы все животные, растения, насекомые, и люди не умирали. а жили вечно, чтобы случилось с Землей и этой самой эволюцией?

Андрей Козлович: СтранникД пишет: Физическая боль - механизм самосохранения животного организма и не более того, так же как и страх смерти. А от этого что боль и страх, таки, становятся меньше?



полная версия страницы