Форум » ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИАЕ » Символика имён собственных в Туманности Андромеды » Ответить

Символика имён собственных в Туманности Андромеды

Ксения: Меня давно интересовала символика имён собственных у ИАЕ. Об этом было уже сказано немало, кое-какие вопросы я задавала в других темах и получала интересные ответы. Хочу попробовать обобщить, но не в форме законченного текста (как в случае с темой «Музыка у ИАЕ»). Сделаю это максимально конспективно, чтобы разворачивать мысли в ходе обсуждения (надеюсь, что оно возникнет : ) ) Итак, я прошу участников форума, пусть уже не в первый раз, обратиться к литературоведению :) Наиболее интересно и целостно имхо представлена символическая система имён собственных в ТуА. Известно, что изначально этот роман - для совсем юных. Тем более интересна символическая нагрузка имён, которая не может быть считанна в школьном возрасте. Не так ли в сказках и мифах, которые дети считывают только на уровне сюжета, а более глубокие слои со сложной смысловой нагрузкой откладываются у них в памяти до более сознательной поры? [more] Почему имхо символика в ТуА есть? У и ИАЕ много проявлений его тесной взаимосвязи с культурой Серебряного века (поэзия, музыка). Не стану называть ТуА «символистским романом». Но в кругу предположительно прочитанных им авторов символы весьма в ходу. Какие имена собственные в ТуА образуют систему символов? Названия звездолётов - прежде всего. Уж очень необычны они для СССР, где принято было корабли называть именами людей или аббревиатурами. Поддерживает эту цепочку названий очень необычное имя одной из героинь: Низа Крит. А также некоторые фабульные моменты сюжета, связанные с ней и не только. Давайте я объясню, что конкретно мне тут видится (хотя вопросов у меня больше, чем ответов). А вы (надеюсь, кого-нибудь это заинтересует) будете прояснять, дополнять и поправлять. Итак. 1. В ТуА есть Низа Крит. Крит – место базирования древней культуры, о которой ИАЕ много раз упоминает. К тому же, на Крите орфики (см. Таис) трансформируют культ Диониса (см. диссертацию Вяч. Иванова «Дионис и прадионисийство»). Дионис (очень важная фигура в истории культуры и религии, как вы знаете) – «бог родом из Нисы». Это ли не этимология имени Низы Крит? Другой вариант происхождения её имени был мне подсказан Алексеем Л.: «возлюбленная и убийца Иуды». Но самый известный мотив, связанный с Критом – это, конечно, Минотавромахия. 2.Теперь корабли. «Тантра» - не только «система практик для достижения высшей реализации», но ещё и «нить» в переводе с санскрита. Нить Ариадны? «Парус» - ещё один мотив критского сюжета. «Альграб». Бузиновские пишут, что это анаграмма Грааль Б. Второй Грааль? Мне не удалось найти серьёзного источника, в котором говорилось бы о втором Граале – «чаше Иуды». Может быть, кто-нибудь найдёт ссылку? «Тинтажель» - замок, в котором находился по одной из версий первый Грааль. Там же разворачивается история Тристана и Изольды. Кстати, их серьёзные исследователи отождествляют с Тесеем и Ариадной. http://litlikbez.com/zarubEzhnaja-proza-raznoE-lEgEnda-tristanE-i-izoldE-page-68.html Даже есть пошаговое сравнение этих двух историй в два столбика «Лебедь» - многообразнейшая символика: от Брахмы и христианства до розенкрейцеров. И всё подходит к миссии этого корабля :) «Аэлла» - гарпия по имени Вихрь у меня не встраивается в эту систему. И не стану притягивать за уши. Может, кто-нибудь объяснит? 3. Наконец, некоторые сюжетные моменты. Я уже писала в теме о взаимоотношениях, что треугольник Веда-Дар-Эрг Ноор имхо напоминает треугольник Изольда-Тристан-король Марк. Кстати в этом сюжете тоже есть чёрный парус. При этом в паре Эрг-Низа тоже есть интересный момент. Происходящее на «железной звезде» Т (Низа жертвует собой ради спасения Эрга) – практически инверсия сюжета «Розы и креста» Блока. Вот, кстати, авторский комментарий Блока к «Розе и кресту» http://blok.ouc.ru/rosa-i-krest.html Для меня ключом к этой инверсии стала фраза Низы уже на земле, в санатории: «Я кажусь хрупким цветком?» И я даже не буду наводить тень на плетень вроде-бы розенкрейцерством ИАЕ. Хотя именно созвездия Змееносца и Лебедя есть в знаке «Ордена Лебедя» и в этом заложен смысл, близкий идее ТуА: «наступление времени «пробуждения мира от тяжкого сна, который встретит с открытым сердцем, непокрытой головой и босыми ногами восходящее Солнце»». Приведу пару ссылок, хотя источник, к сожалению, не серьёзный. http://aquarius-eso.ru/blog/?p=28 : http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=545 : http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=280 К чему я веду в итоге? Получается, что в стремлении к высшей реализации герои ТуА совершают два путешествия «за Граалем» (в поисках истины, знаний, нового рая – как угодно). Первое – получается под знаком «чёрного паруса». Миры Веги – это не новый рай для человечества. И герои отправляются за вторым новым раем - к зелёному Ахенару. А кто-то находит «чашу Грааля» на празднике пламенных Чаш… Является ли «чашей Грааля» (потенциальным источником неведомых истин и знания) диск на звезде Т (кстати, именно туда посылают Тинтажель)? Думаю, да. А в качестве важной этической "путеводной нити" выступает особая радость (блоковская "радость через страдание, иначе - самопожертвование"). Она протягивается от "страдающего бога" орфиков Диониса поступкам Низы на звезде Т, к экипажу "Лебедя". Думаю, о смысловой нагрузке этих символов можно ещё порассуждать. Но главное - эта символика не противоречит прямому текстовому содержанию романа. Она его закрепляет, углубляет и обогащает. В теме "Николай Рерих..." А. Ильинов цитировал Рериха по Теплицыну (жаль, не нашла первоисточник цитаты). Очень подходяще:[quote]«Символ Чаши с древних времен является утверждением Служения. …Символ Чаши означает всегда самоотвержение. …Каждое высокое деяние может обозначаться сомволом Чаши. Все самое высокое во благо человечества нуждается в этом знаке. Чаша Грааля или Чаша Сердца, отдавшего себя на Великое Служение, есть самый Космический магнит. Сердце Космоса отражается в этом великом символе. Все образы героев духа могут быть изображены как несущие Чашу. …И детей, и молодых нужно приучать мыслить о Чаше. Нужно понять все многообразие образов великого символа Чаши»[/quote] А ведь наверняка ИАЕ это читал! [/more] Как вы считаете?

Ответов - 81 новых, стр: 1 2 3 4 5 All

СтранникД: Давненько не брал я в руки шашки... Наткнулся тут ещё на одно интересное имя, на которое раньше не обращал внимания. Веда Конг обратилась к невидимой аудитории: «Две песни военного периода ЭРМ, недавно переведенные Тир Гвистом. Мелодии оставлены без изменения». Чьи-то руки передали Веде легкий музыкальный инструмент с широким плоским резонатором и струнами, натянутыми на длинный гриф. Пальцы ее извлекли долгие звенящие звуки простой и тоскливой, как падающие слезы, мелодии. «Молитва о пуле», – сказала Веда, и ее низкий сильный голос наполнил большую комнату дворца. Обращение к какому-то богу с мольбой о ниспослании гибели в бою, потому что в жизни для человека уже более ничего не оставалось. – «Смертельную пулю пошли мне навстречу, ведь благодать безмерна твоя», – повторила Чеди. – Как могло общество довести человека, видимо, спокойного и храброго, до молитвы о пуле? Другая песня показалась еще более невероятной: Счастлив лишь мертвый! Летят самолеты, пушки грохочут и танки идут, струи пуль хлещут, живые трепещут, и горы трупов растут… "Час Быка" Итак, Ефремов вновь верен принципу символичности в выборе имён. Тир Гвист - некий переводчик (или историк, а, возможно, даже композитор), имеющий явный интерес к нашим временам (ЭРМ) - временам войн, насилия и убийств. Скорее всего, у Ефремова обе песни, исполняемые Ведой, прямая отсылка к так называемой Битве Мары. Примечательна фраза из песни струи пуль хлещут, которая раскрывает нам символический смысл имени. Тир - место для стрельбы, где летают пули. Гвист (от английского gwist) - это твист. То есть танец, основанный на таких элементах, как кручение, закручивание, верчение. Собственно, одним из значений этого слова и есть: крутить, закручиваться, закрутить, закручивать, покрутить, вертеться, скручивать, переплетать, перекручивать, перекрутить. Вот вам и метафорическое струи хлещут, а, как известно, "пуля дура" и вполне закономерно кручение, верчение и перекручивание этих "струй" на поле боя. Как-то так.



полная версия страницы