Форум » ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИАЕ » Символика имён собственных в Туманности Андромеды » Ответить

Символика имён собственных в Туманности Андромеды

Ксения: Меня давно интересовала символика имён собственных у ИАЕ. Об этом было уже сказано немало, кое-какие вопросы я задавала в других темах и получала интересные ответы. Хочу попробовать обобщить, но не в форме законченного текста (как в случае с темой «Музыка у ИАЕ»). Сделаю это максимально конспективно, чтобы разворачивать мысли в ходе обсуждения (надеюсь, что оно возникнет : ) ) Итак, я прошу участников форума, пусть уже не в первый раз, обратиться к литературоведению :) Наиболее интересно и целостно имхо представлена символическая система имён собственных в ТуА. Известно, что изначально этот роман - для совсем юных. Тем более интересна символическая нагрузка имён, которая не может быть считанна в школьном возрасте. Не так ли в сказках и мифах, которые дети считывают только на уровне сюжета, а более глубокие слои со сложной смысловой нагрузкой откладываются у них в памяти до более сознательной поры? [more] Почему имхо символика в ТуА есть? У и ИАЕ много проявлений его тесной взаимосвязи с культурой Серебряного века (поэзия, музыка). Не стану называть ТуА «символистским романом». Но в кругу предположительно прочитанных им авторов символы весьма в ходу. Какие имена собственные в ТуА образуют систему символов? Названия звездолётов - прежде всего. Уж очень необычны они для СССР, где принято было корабли называть именами людей или аббревиатурами. Поддерживает эту цепочку названий очень необычное имя одной из героинь: Низа Крит. А также некоторые фабульные моменты сюжета, связанные с ней и не только. Давайте я объясню, что конкретно мне тут видится (хотя вопросов у меня больше, чем ответов). А вы (надеюсь, кого-нибудь это заинтересует) будете прояснять, дополнять и поправлять. Итак. 1. В ТуА есть Низа Крит. Крит – место базирования древней культуры, о которой ИАЕ много раз упоминает. К тому же, на Крите орфики (см. Таис) трансформируют культ Диониса (см. диссертацию Вяч. Иванова «Дионис и прадионисийство»). Дионис (очень важная фигура в истории культуры и религии, как вы знаете) – «бог родом из Нисы». Это ли не этимология имени Низы Крит? Другой вариант происхождения её имени был мне подсказан Алексеем Л.: «возлюбленная и убийца Иуды». Но самый известный мотив, связанный с Критом – это, конечно, Минотавромахия. 2.Теперь корабли. «Тантра» - не только «система практик для достижения высшей реализации», но ещё и «нить» в переводе с санскрита. Нить Ариадны? «Парус» - ещё один мотив критского сюжета. «Альграб». Бузиновские пишут, что это анаграмма Грааль Б. Второй Грааль? Мне не удалось найти серьёзного источника, в котором говорилось бы о втором Граале – «чаше Иуды». Может быть, кто-нибудь найдёт ссылку? «Тинтажель» - замок, в котором находился по одной из версий первый Грааль. Там же разворачивается история Тристана и Изольды. Кстати, их серьёзные исследователи отождествляют с Тесеем и Ариадной. http://litlikbez.com/zarubEzhnaja-proza-raznoE-lEgEnda-tristanE-i-izoldE-page-68.html Даже есть пошаговое сравнение этих двух историй в два столбика «Лебедь» - многообразнейшая символика: от Брахмы и христианства до розенкрейцеров. И всё подходит к миссии этого корабля :) «Аэлла» - гарпия по имени Вихрь у меня не встраивается в эту систему. И не стану притягивать за уши. Может, кто-нибудь объяснит? 3. Наконец, некоторые сюжетные моменты. Я уже писала в теме о взаимоотношениях, что треугольник Веда-Дар-Эрг Ноор имхо напоминает треугольник Изольда-Тристан-король Марк. Кстати в этом сюжете тоже есть чёрный парус. При этом в паре Эрг-Низа тоже есть интересный момент. Происходящее на «железной звезде» Т (Низа жертвует собой ради спасения Эрга) – практически инверсия сюжета «Розы и креста» Блока. Вот, кстати, авторский комментарий Блока к «Розе и кресту» http://blok.ouc.ru/rosa-i-krest.html Для меня ключом к этой инверсии стала фраза Низы уже на земле, в санатории: «Я кажусь хрупким цветком?» И я даже не буду наводить тень на плетень вроде-бы розенкрейцерством ИАЕ. Хотя именно созвездия Змееносца и Лебедя есть в знаке «Ордена Лебедя» и в этом заложен смысл, близкий идее ТуА: «наступление времени «пробуждения мира от тяжкого сна, который встретит с открытым сердцем, непокрытой головой и босыми ногами восходящее Солнце»». Приведу пару ссылок, хотя источник, к сожалению, не серьёзный. http://aquarius-eso.ru/blog/?p=28 : http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=545 : http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=280 К чему я веду в итоге? Получается, что в стремлении к высшей реализации герои ТуА совершают два путешествия «за Граалем» (в поисках истины, знаний, нового рая – как угодно). Первое – получается под знаком «чёрного паруса». Миры Веги – это не новый рай для человечества. И герои отправляются за вторым новым раем - к зелёному Ахенару. А кто-то находит «чашу Грааля» на празднике пламенных Чаш… Является ли «чашей Грааля» (потенциальным источником неведомых истин и знания) диск на звезде Т (кстати, именно туда посылают Тинтажель)? Думаю, да. А в качестве важной этической "путеводной нити" выступает особая радость (блоковская "радость через страдание, иначе - самопожертвование"). Она протягивается от "страдающего бога" орфиков Диониса поступкам Низы на звезде Т, к экипажу "Лебедя". Думаю, о смысловой нагрузке этих символов можно ещё порассуждать. Но главное - эта символика не противоречит прямому текстовому содержанию романа. Она его закрепляет, углубляет и обогащает. В теме "Николай Рерих..." А. Ильинов цитировал Рериха по Теплицыну (жаль, не нашла первоисточник цитаты). Очень подходяще:[quote]«Символ Чаши с древних времен является утверждением Служения. …Символ Чаши означает всегда самоотвержение. …Каждое высокое деяние может обозначаться сомволом Чаши. Все самое высокое во благо человечества нуждается в этом знаке. Чаша Грааля или Чаша Сердца, отдавшего себя на Великое Служение, есть самый Космический магнит. Сердце Космоса отражается в этом великом символе. Все образы героев духа могут быть изображены как несущие Чашу. …И детей, и молодых нужно приучать мыслить о Чаше. Нужно понять все многообразие образов великого символа Чаши»[/quote] А ведь наверняка ИАЕ это читал! [/more] Как вы считаете?

Ответов - 81, стр: 1 2 3 4 5 All

СтранникД: Ийон Тихий пишет: А почему не самое простое - созвездие Лебедь? Наверное, чтобы не путать.... Созвездие это созвездие, а звездолет это звездолет. Созвездие тоже названо не в честь самое себя.

СтранникД: Вот еще некотрые факты в вопросе символичности имен героев Ефремова. Правда уже из ЧБ. Здесь прослеживается некая связь с Востоком, и в частности с Индией, а как следствие с Агни-Йогой. Имя одной из учениц в прологе и эпилоге КУНТИ. Ку́нти (санскр.) — героиня древнеиндийского эпоса «Махабхарата», жена царя Хастинапуры Панду и мать трёх старших из пяти братьев Пандавов — главных героев «Махабхараты». При рождении её назвали Притхой, и по обету отец девочки царь ядавов Шура отдал её своему бездетному кузену царю Кунтибходжи. По имени приёмного отца царевна стала прозываться Кунти. Есть еще имя одной из членов экипажа ТП, обольстительной ОЛЛЫ Дез. Что же такое олла? Оказывается это погребальная урна (синоним "сосуд"), в которой хранился пепел сожженного трупа и которую ставили в гробницу. На них обычно были нанесены определенные символы. А символы, как составляющая древнего символического языка и форм всегда несли в себе информацию о тайном знании. Интересно, какую именно тайну хранила в себе Олла Дез?

Третий: Кстати: почему Ефремов не склоняет «Дар» в «Дар Ветер» и не называет персонажа просто «Дар» или «Ветер»?


СтранникД: Третий пишет: Кстати: почему Ефремов не склоняет «Дар» в «Дар Ветер» и не называет персонажа просто «Дар» или «Ветер»? Интересный вопрос. Насколько помнится, всех мужчин он в романе именует "по имени и фамилии" Мвен Мас, Эрг Ноор, Рен Боз, Бет Лон, Грим Шар (в данном случае склоняется только фамилия и это вполне логично). В то время, как женщин Ефремов иногда именует просто по имени (есть даже такие, которые имеют просто имя, например Онар). Возможно, это для легкости восприятия при довольно сложном и необычном звучании этих имен для русского слуха (если еще принять как вариант, что ТуА это книга, писавшаяся для подрастающего поколения). Кстати, по ходу дела обнаружил еще одну возможную символику связанную с именем Онар. Если помните, это девушка встретившаяся Мвену Масу на Острове Забвения, которую преследовал Бет Лон, и которую африканец защитил от него. Есть два возможных первоисточника этого имени: 1) Онар - имя гигантов в марийской мифологии, которых боги создали раньше людей и заселили ими Землю. Согласно одному из мифов, Онар является к людям, чтобы устроить их жизнь. Однако люди впоследствии забывают своих богов наров, и времена изобилия заканчиваются. Этот вариант мифа можно символично связать с сущностью самого Острова Забвения. Ушедшие на остров отказываются от жизни на "большой земле", где "люди, как боги", и времена "изобилия", т.е. существования в рамках общеземной экономики заканчиваются. Своеобразное "изгнание из рая". В другом варианте мифа Онар спускается к людям после того как одна девушка рожает урода и прячет его на небо, которое раньше «ходило» низко над землей. Небо с грохотом поднимается ввысь, а девушку проглатывает земля (так появляются первый гром и карстовые провалы). После этого к людям спускается Онар на красивой кобыле (Онар вульо – "кобыла Онара" < праф.-уг. *weδe, "олень"). С тех пор эта кобыла (радуга) показывается на небе всякий раз после дождя. Нары не знают земледелия, но покровительствуют ему (отсюда связь с дождем, разливом вод). Здесь в образе "урода", которого прячут на небе, можно усмотреть фигуру Бет Лона, "небо" рассматривать, как земное общество, которое раньше было единым для всех, а затем отдалилось - появилась разделяющая пропасть между двумя общинами. А образ "радуги" представить, как прозрение и Бет Лона и самого Мвен Маса, лучезарный путь возвращения на "большую землю", который в перспективе (после осознания таким отрицательным и низко павшим персонажем, как Бет Лон своих ошибок) может быть путем возвращения и всех остальных, проживающих на острове. 2) Есть еще один вариант трактовки имени Онар, который может быть ближе Ефремову, так трепетно относившемуся к эллинам и их культуре. Онар - жрец Диониса. Женился на Ариадне после того, как ее покинул на о. Наксос афинский герой Тесей. Хотя здесь имя принадлежит мужчине, а не женщине, но, на мой взгляд, интересно не само оно, а упоминание Ариадны, путеводная нить которой вывела Тесея из Лабиринта. Так же встреча с Онар по сути предопределила возвращение в мир Мвена Маса (да и Бет Лона впоследствии). Получается, эта девушка послужила неким знаком судьбы для африканца. Есть и еще одно указание на подобную трактовку - имя бога Диониса, ведь прообразом греческого Диониса послужил египетский Осирис - бог духовного возрождения после смерти, и строгий судья для каждого человека в загробном мире, бессмертие в котором мог получить только достойный.

balu: СтранникД пишет: Здесь в образе "урода", которого прячут на небе, можно усмотреть фигуру Бет Лона, "небо" рассматривать, как земное общество Так Бет Лона и отправили "на небо", на какие-то рудники на другой планете.

СтранникД: balu пишет: Так Бет Лона и отправили "на небо", на какие-то рудники на другой планете. Хорошо подмечено.

Третий: Еще - такая деталь. Есть мнение, что Под героем Дара Ветера Иван Антипович (Антонович - это неверное отчество, взятое им нарочно, "для красоты") Ефремов вывел в романе самое себя. Одно «но»: назвать себя в это время в Питере Даром - все рано, что Чуковским или - чтобы человек был известен лидерством более, чем своими произведениями - Косцинским.

СтранникД: Дар Ветер собрал все мелкие вещи, принадлежавшие ему лично, уложил в шкатулку пленки с изображениями и голосами близких и важнейшими записями собственных мыслей. Со стены он снял хроморефлексную репродукцию древней русской картины, со стола - бронзовую статуэтку артистки Белло Галь, похожей на Веду Конг. Еще одна маленькое изыскание. Имя артистки, статуэтку которой так бережно хранил Дар Ветер (интересно по каким причинам? только потому, что она была похожа на Веду Конг? или были иные симпатии лично к этой артистке? ведь можно было бы хранить изображение самой Веды), вполне определенно указывает нам на ее профессию: bello по-итальянски означает "приятный", что перекликается и с французким belle - "красавица", "красотка". Естественно, какой еще быть артистке? Но здесь и скрытый намек для читателя на внешность той же Веды, раз они так похожи с Белло Галь. Еще одно из имен ТуА выбрано по сходному принципу. Врач "Тантры" Лума Ласви. Оказывается лума - вечнозеленое растение из семейства миртовых со съедобными ягодами, произрастающее в Южной Америке . И самое интересное, что эти ягоды местные жители используют в лекарственных целях. Т.е. имя для врача вполне подходящее. Особенно, если врачи дают людям жизнь (как знаменитый Аф Нут, спасший Рена Боза, вернув его с того света к жизни), а возвращение к жизни - это свет (а еще и "яркий свет", который люди видят в посмертном опыте), тогда и латинское Luma - яркость вполне подходит. Механик с "Тантры" - Тарон был видимо арменином, т.к. это армянское мужское имя. Геолог экспедиции Бина Лед В принципе может быть принятым сокращением от Альбина. Но можно копнуть и глубже, вспомнив о еврейской Каббале и Древе Жизни, где Бина (разум, интелект, понимание) является третьей из первых сфир, дойдя до которой божественный свет, попадает на уровень, где существует вечное, ничем не омрачимое совершенство. Бина здесь также называется раем. Если брать перевод значения слова, то женщина, выучившаяся на геолога и попавшая в звездную экспедицию, действительно должна была обладать недуженным разумом и интелектом. При этом фамилия Лед, вполне может послужить намеком, что на этом трудном пути быть холодноватой и рассудительной было просто необходимо, в отличие, скажем от той же Белло Галь или Чары Нанди.

СтранникД: Кстати, символика имен собственных прослеживается у Ефремова не только в ТуА или ЧБ, но и в СЗ. Так имя звездолета, ставшего посланником Земли, чей экипаж предстал перед фторными людьми иной звезды как бы "демонстрационной моделью" как всего человечества, так и всей земной культуры, истории, науки и пр. - Теллур. Теллур это химический элемент, но в тоже время имя это происходит от латинского tellus, родительный падеж telluris, что в переводе означает Земля. Здесь, видимо, имеет место и скрытый намек Ефремова на уникальность земной разумной жизни, земного человека вообще, т.к. теллур очень редкий элемент - его содержание в земной коре 1×10−6 % по массе. Примечательно и имя командира "Теллура" - Мут Анг. Можно предположить, что Ефремов, хорошо знакомый с античной культурой и несомненно с культурой др.египта, мог взять имя др.египетской богини Мут, которая считалась супругой бога Амона, и была выражением "божественной предвечности", иначе Вселенной. Среди ее имен был и такой эпитет как "владычица неба", что очень подходит для звездолетчика, решившегося безвозвратно прыгнуть в будущее на 800 лет. Вторая составляющая его имени созвучна первой Анг - может это сокращение от АНГел, что на др.греческом звучит как ангелос — «вестник, посланец». И именно Мут Анг был руководителем экипажа, ставшего посланцем Земли на просторах Вселенной, которому посчастливилось впервые столкнуться с иной жизнью.

Дед Мороз: Всё поражаюсь Вашим разносторонним познаниям!

СтранникД: Дед Мороз пишет: Всё поражаюсь Вашим разносторонним познаниям! Спасибо. Кое что мы умеем. На самом деле, если хорошо покопаться в инете и подойти к этому с умом (суметь найти соответствующие символические связи), вовсе не обязательно иметь энциклопедические знания.

СтранникД: Снова "Час Быка" В проход между столиками скользнула Айода — молчаливая и пламенная, по общему мнению класса похожая на древних девушек Южной Азии, носивших в прическах или за поясами острейшие кинжалы и смело пользовавшихся ими для защиты своей чести. Имя содержит санскритский корень «yudh», означающий бой или ведение войны и может быть переведено как «непобедимый»

СтранникД: "Час Быка" Главные действующие лица. Экипаж звездолета «Темное Пламя» Астронавигатор-II — Мента Кор Социолог-лингвист — Чеди Даан Инженер биологической защиты — Нея Холли Минфа (Мента, др. греч. «мята») Персонаж древнегреческой мифологии. Сделалась наложницей Аида и была растоптана Корой, а затем превращена ею в садовую мяту. Гора Минфа находилась к востоку от Пилоса, рядом с ней священный участок Аида. Фамилия Кор здесь может толковаться очень в широком смысле: от Кор — легендарный коми-пермяцкий князь, национальный герой; до КОР («Клуб имени Октябрьской революции») — первоначальное название футбольного клуба Локомотив. Че́ди (санскр.) — древнеиндийское царство, упоминаемое в «Махабхарате» и Пуранах. В ранний период управлялось династией Пауравов, а затем — династией Ядавов. Позднее стало одной из Махаджанапад. Фамилия так же может иметь несколько значений. Например, можно предположить, что она образована от китайск. даань - городской район центрального подчинения (если учитывать миссию Чеди в столице Торманса). Или это просто голландско-германская фамилия. Нея Холли - еще одно "растительное" имя в романе, выбранное Ефремовым не случайно. Holly (англ.) - Па́дуб, или остроли́ст (лат. Ílex) — род деревьев и кустарников семейства Падубовые. С практической точки зрения падубы представляют интерес в качестве ветрозащитных насаждений, растений для морских побережий (из-за их высокой устойчивости к соли) и как весьма надёжные живые изгороди. Североамериканские индейцы использовали листья местного падуба чайного (Ilex vomitoria), известного своими слабительными и рвотными свойствами, в качестве противоядия во время своих религиозных ритуалов и в медицине (это к биологической защите и защите вообще). Но есть здесь и столь любимые Ефремовым античные отсылки. В Древнем Риме во время Сатурнианских зимних празднеств использовали остролисты ,как и омелу. А в верованиях друидов падуб символизировал солнце, поэтому древние кельты украшали свои жилища молодыми побегами растения в хмурые зимние месяцы. Этимология имени Нея, видимо, восходит к названию реки (или города) в Костромской области. До IX столетия в этих местах жили племена Меря, на языке которых «Неия» означает «переплетённая, извилистая река», а при заселении земель славянами название сохранилось.

СтранникД: "Час Быка" Экипаж звездолета «Темное Пламя» Инженер-пилот — Див Симбел Весьма любопытное имя. Дивы в зороастризме, как и в иранской и славянской мифологиях - сверхъестественные отрицательные существа, злые духи. Это главным образом великаны антропоморфного или зооморфного вида. Они большого роста, сильны, глупы, изображаются с небольшими рожками. В сказках описываются случаи похищения ими женщин с целью сожительства. В тоже время в индийской мифологии девы(дивы) - это боги или полубоги (санскр. - «сияющий», ср. латыш. Dievs — Бог), прославившиеся тем, что учавствовали в многочисленных войнах со своими старшими братьями - асурами за господство над Землей и человеческие жертвования. В результате этих войн девы (боги) победили своих противников асуров, принеся на Землю религию, как таковую, и слепую веру в божественное, взамен познанию, за которое ратовали асуры. Грандиозная компания под названием "борьба Добра со Злом", промывавшая мозги людям в течении пяти тысячелетий, представила победителей как Силы Добра, а проигравших, как Силы Зла. С тех пор люди стали воздавать девам (богам) и почитать их, строя им храмы, принося жертвования, обращаясь к ним с хвалами и молитвами. Но на рубеже новой эры с возникновением зороастризма "полюса" Добра и Зла странным образом меняются в представлениях людей, и божественные Девы превращаются в злых существ Дивов. Этот перелом может быть связан с тем, что люди, спасаясь от смертоносных войн богов, начали мигрировать на север, принося с собой совсем нелестную память о своих прежних божествах. В данном случае любопытен именно момент изменения качества божественных существ, потому что Ефремов явно имеет ввиду именно зороастрийскую трактовку этого эпитета, что подчеркивает и фамилией героя - Симбел. Это арабское слово. К сожалению, этимологию его дать не могу, но то, что оно арабского происхождения сомнений не вызывает, т.к. соотносится с египетским названием арабского происхождения Абу-Симбел - скалой на западном берегу Нила, в которой высечены два знаменитых древнеегипетских храма во время правления Рамзеса II (прибл. 1298—1213 до н. э.). Находится в Нубии, в 280 км южнее Асуана. То, что в этой скале находятся именно храмы, посвященные богам времен индийских девов , только подтверждает правильность аналогии. Возможно, в этом имени заложен какой-то глубокий смысл, связанный с описанной мною выше трансформацией Добра во Зло, и эта трансформация как-то связана с миссией землян Эры Встретившихся Рук на Тормансе, где они выглядели в глазах местных жителей богами, сошедшими с небес и прилетевшими из земного "рая", и в тоже время склонявшимися к развязыванию грандиозной войны против инферно согласно законам Великого Кольца. Кстати, индийские девы были оснащены летательными аппаратами - виманами, на которых они бороздили просторы вселенной, и вели свои войны. Так что, специализация героя Ефремова здесь так же вполне соотносится с его именем.

СтранникД: Слева, с высоты помоста над бассейном, его приветствовала Афра Деви, биолог звездолета. Она старательно укладывала массу своих черных волос перед упражнением на трапеции.... На секунду оба замерли, смуглые, сильные и уверенные, с гладкой кожей, которую дает человеку лишь здоровая жизнь на воздухе и солнце. Очень любопытное имя. Начнем с того, что "деви" на санскрите переводится как "богиня" (аналогично "дева" - "бог"). Далее имя Афра... Можно было бы предположить, что это имя происходит от латинского слова africa, что значит «африканка». На это может в некоторой степени указывать упомянутая темноволосость и смуглость биолога "Теллура". Тогда получиться "африканская богиня" и это можно соотнести с той самой митохондрической праматерью всего человечества, которая, как известно, жила в Африке. Либо заподозрить связь с такими богинями, как Исида или Хатхор, обитавшими в той же северной Африке... Но помня две главные любви Ефремова - Др. Греция и Индия - скорее всего имя "Афра" дала биологу богиня Афродита. Афродиту связывает с Кипром, потому что именно там и появилась в мире людей богиня. И второе имя земной девушки, санскритского происхождения, непосредственно указывает на эту связь и как бы объеденяет в фантазии Ефремова две древние культуры. Тем более, что кто, кроме прекрасной земной "богини", мог удостоиться чести представлять красоту и совершенство человеческого тела перед прекрасными и холодноватыми фторными людьми чужого мира? ...По просьбе командира перед прозрачной преградой встали, взявшись за руки, Тэй Эрон и Афра Деви. Несмотря на неземное освещение, придавшее телам людей холодный оттенок голубого мрамора, все астролетчики вздохнули с восхищением — настолько очевидной была нагая красота их товарищей. Это поняли и чужие. Смутно видимые в неосвещенной галерее, они стали обмениваться между собой взглядами и непонятными короткими жестами. Афра и Тэй стояли гордо и открыто, полные того нервного подъема, который появляется в моменты исполнения трудных и рискованных задач.

СтранникД: СтранникД пишет: Механик с "Тантры" - Тарон был видимо арменином, т.к. это армянское мужское имя. Кстати, по поводу "простого механника" Тарона. Оказывается и здесь все так просто, только на первый взгляд. Тарон ко всему прочему - название одного из центров армянской истории. По одной из легенд древние армяне назвали этот край Тароном в честь одного из потомков Ноя (который, как считается, причалил на своем ковчеге к вершине горы Арарат) по имени Торгом (Тогарма на ивр.) - библейского послепотопного патриарха, потомки которого были родоначальниками армян, грузин, албанцев и других народов Северного Кавказа. В данном контексте можно пофантазировать и сравнить "Тантру" с библейским ковчегом (планета Железной звезды пожалуй будет пострашнее потопа), явившимся для Земли неким предвестником нового, позитивных изменений и движения вперед в получении нового знания (Тибетский опыт, спиральный диск из другой галактики), а так же напрямую давшей начало новой ветви человечества на планете зеленой звезды Ахернар (кто знает, может быть вместе с Эрг Ноором и Низой Крит в этот далекий полет отправился и скромный механик Тарон?)

СтранникД: balu пишет: По именам - Веда, Чара, Дар посыл ИМХО, очевиден. Ксения пишет: Поэтому пишу, спрашиваю и призываю порассуждать не о них. С Чарой Нанди действительно кажется все предельно понятно и просто... Но только с первым именем, которое как бы характеризует "женские способности" героини - чары, чаровать, чаровница... Вроде бы символика довольно поверхностная. Но Ефремов не был бы Ефремовым, если бы не вложил в имя своей героини более всеобъемлющий смысл и для этого служит второе имя девушки - Нанди. Ведь Нанди (или Нандин, что в переводе с санскрита означает "счастливый") это слуга и спутник бога Шивы в индуистской мифологии, его зооморфный образ. Нанди (как индивидуальный объект почитания) выражает идеи сексуальной мощи, деторождения и плодородия, что напрямую перекликается с образом Чары Нанди, сексуальность которой и детородная красота поразили африканца с первого взгляда. В дополнение ко всему, девушка была отменной танцовщицей. А, как известно, бог Шива это "танцующий" бог, который регулярно разрушает вселенную весьма необычным способом - своей сумасшедшей пляской. Здесь на память сразу же приходит танец Чары Нанди на празднике Пламенных Чаш, который по силе своего эстетического и духовного воздействия был столь же мощным, как и разрушающий танец Шивы.

СтранникД: Ксения пишет: Насколько на ваш взгляд ИАЕ мог опираться на скандинавскую мифологию? До сих пор мне казалось, что античность, Азия и Индия ему ближе. Действительно, эта близость проглядывает во многом. Еще одна известная героиня ТуА - Эвда Наль. ... Дар Ветер узнал в одной из женщин Эвду Наль. Впервые он видел ее без белой врачебной одежды. Ее высокая гибкая фигура выделялась среди остальных белизной кожи, еще не загоревшей. Видимо, знаменитая женщина-психиатр была очень занята последнее время. Иссиня-черные волосы Эвды, разделенные прямым пробором, были высоко подняты у висков. Высокие скулы над чуть впалыми щеками подчеркивали длинный разрез ее черных пристальных глаз. Лицо неуловимо напоминало древнего египетского сфинкса ... Дар Ветер помнил, что свою родословную Эвда Наль вела от перуанцев или чилийцев.... Вроде бы, по описанию самого Ефремова, у Эвды нужно искать явные корни среди американских индейцев (или др.египтян), но тем не менее вторая часть имени привязывает ее все к той же Индии и индуистской мифологии, т.к. Наль - царь в Древней Индии и персонаж "Махабхараты". Хотя, возможен и второй вариант: англо-саксонский вариант имени, звучащий как NAHL означает "пчелы". Знаменитая жещина-психиатр действительно должна быть трудолюбивой, как пчела, а если принять во внимание масштабы ее деятельности в рамках целой планеты, то трудолюбивой, как пчелы. Можно, развивая тему пчелы и неуловимой связи внешности Эвды с египетским Сфинксом, добавить к этой связи образ др.египетской богинии мирового порядка и истины - МААТ - чьим священным животным была именно пчела... В общем-то, взвесив все "за" и "против", Эвда Наль, как и богиня Маат, со своим "пером истины", в конце-концов выбрала себе в суженные "замухрышку" Рен Боза, на чем очень часто любит акцентировать внимание А.Козлович.

СтранникД: Еще один персонаж ТуА - Юний Ант. Дар Ветер подумал, что Совет умеет выбирать людей. Вслух он сказал: — Тогда вам будет хорошо с Юнием Антом — заведующим электронными запоминающими машинами. Он величает себя заведующим лампами памяти. Не от лампы — убогого светильника древности, а от первых электронных приборов, неуклюжих, в стеклянных колпаках, с выкачанным воздухом, напоминавших тогдашние электрические светильники... ....Вошел человек в той же серебристой одежде Совета Звездоплавания, как и помощник Дар Ветра. Невысокий, живой и горбоносый, он располагал к себе острым, внимательным взглядом темных, как вишни, глаз. Вошедший потер свою круглую гладкую голову. — Я Юний Ант, — назвал он себя высоким резким голосом, очевидно адресуясь к Мвену Масу. Тот почтительно приветствовал его. Заведующие памятными машинами превосходят всех ученостью. Они решали, что из полученных сообщений следует увековечить в памятных машинах, что направить в линию общей информации или дворцы творчества. Здесь с символикой довольно просто благодаря подсказкам самого Ефремова: — Еще один из бреваннов, — проворчал Юний Ант, пожимая руку новому знакомцу. — Что такое? — не понял Мвен Мас. — Моя выдумка. На латинском языке. Так я прозвал всех недолго живущих — работников внешних станций, летчиков межзвездного флота, техников заводов звездолетных двигателей. Ну, и нас с вами. Мы тоже не живем больше половины нормальной продолжительности жизни. Что делать, зато интересно! Итак, Юний от латинск. LUNIUS - "июнь". А вторая составляющая имени - Ант - имеет так же латинские корни - ANTI. Это "противоположность" чему-то. В данном случае, противопоставление слишком ученого "электронщика-архиватора" всем остальным простым людям Земли.

СтранникД: Загадочная Миико Эйгоро. — Мои предки были японцы, — продолжала Миико. — Когда-то было целое племя, в котором все женщины были ныряльщицами — ловили жемчуг, собирали питательные водоросли. Это занятие переходило из рода в род, и за тысячу лет они достигли замечательного искусства. Хотя Ефремов, словами Дар Ветра, объясняет нам происхождение имен своих персонажей как простую игру слов: .... в наше время, когда имена даются по любому понравившемуся созвучию. Впрочем, все стараются подобрать созвучия или слова из языков тех народов, от которых происходят. Он все же указывает на ключи к поиску смысловой нагрузки этих имен, хотя в случае с Миико почему-то лукавит: — Мне неизвестен смысл моего имени. Но художник действительно был. Мой прадед отыскал одну его картину в каком-то хранилище. Большое полотно — вы можете увидеть его у меня, — историку оно интересно. Очень ярко изображена суровая и мужественная жизнь, бедность и неприхотливость народа… Ведь Миико на японском означает - "жрица". Видимо поэтому девушка с японскими корнями, предки которой были ловцами жемчуга и в общем-то довольно религиозными людьми, представляется Дар Ветру такой непонятной и загадочной: ....Девушка, молчаливая и всегда немного грустная, сейчас неузнаваемо изменилась. Весело и храбро устремляясь вперед, к тяжело плещущим волнам, она по-прежнему оставалась для Ветра закрытой дверью — совсем не так, как прозрачная Веда.... Фамилия Эйгоро вроде бы так же объясняется Ефремовым: ... У нас в роду существовала легенда. Был больше тысячи лет назад японский художник Янагихара Эйгоро... Не знаю какого именно художника имел ввиду Ефремов - реально существовавшего или придуманного (интернет по этому поводу молчит), но вот сама по себе фамилия переводится как "английский Горо". А Горо довольно популярное японское имя. К сожалению мне не удалось докопаться до его значения (нет японского словаря) ... А было бы любопытно.



полная версия страницы