Форум » ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИАЕ » Символика имён собственных в Туманности Андромеды » Ответить

Символика имён собственных в Туманности Андромеды

Ксения: Меня давно интересовала символика имён собственных у ИАЕ. Об этом было уже сказано немало, кое-какие вопросы я задавала в других темах и получала интересные ответы. Хочу попробовать обобщить, но не в форме законченного текста (как в случае с темой «Музыка у ИАЕ»). Сделаю это максимально конспективно, чтобы разворачивать мысли в ходе обсуждения (надеюсь, что оно возникнет : ) ) Итак, я прошу участников форума, пусть уже не в первый раз, обратиться к литературоведению :) Наиболее интересно и целостно имхо представлена символическая система имён собственных в ТуА. Известно, что изначально этот роман - для совсем юных. Тем более интересна символическая нагрузка имён, которая не может быть считанна в школьном возрасте. Не так ли в сказках и мифах, которые дети считывают только на уровне сюжета, а более глубокие слои со сложной смысловой нагрузкой откладываются у них в памяти до более сознательной поры? [more] Почему имхо символика в ТуА есть? У и ИАЕ много проявлений его тесной взаимосвязи с культурой Серебряного века (поэзия, музыка). Не стану называть ТуА «символистским романом». Но в кругу предположительно прочитанных им авторов символы весьма в ходу. Какие имена собственные в ТуА образуют систему символов? Названия звездолётов - прежде всего. Уж очень необычны они для СССР, где принято было корабли называть именами людей или аббревиатурами. Поддерживает эту цепочку названий очень необычное имя одной из героинь: Низа Крит. А также некоторые фабульные моменты сюжета, связанные с ней и не только. Давайте я объясню, что конкретно мне тут видится (хотя вопросов у меня больше, чем ответов). А вы (надеюсь, кого-нибудь это заинтересует) будете прояснять, дополнять и поправлять. Итак. 1. В ТуА есть Низа Крит. Крит – место базирования древней культуры, о которой ИАЕ много раз упоминает. К тому же, на Крите орфики (см. Таис) трансформируют культ Диониса (см. диссертацию Вяч. Иванова «Дионис и прадионисийство»). Дионис (очень важная фигура в истории культуры и религии, как вы знаете) – «бог родом из Нисы». Это ли не этимология имени Низы Крит? Другой вариант происхождения её имени был мне подсказан Алексеем Л.: «возлюбленная и убийца Иуды». Но самый известный мотив, связанный с Критом – это, конечно, Минотавромахия. 2.Теперь корабли. «Тантра» - не только «система практик для достижения высшей реализации», но ещё и «нить» в переводе с санскрита. Нить Ариадны? «Парус» - ещё один мотив критского сюжета. «Альграб». Бузиновские пишут, что это анаграмма Грааль Б. Второй Грааль? Мне не удалось найти серьёзного источника, в котором говорилось бы о втором Граале – «чаше Иуды». Может быть, кто-нибудь найдёт ссылку? «Тинтажель» - замок, в котором находился по одной из версий первый Грааль. Там же разворачивается история Тристана и Изольды. Кстати, их серьёзные исследователи отождествляют с Тесеем и Ариадной. http://litlikbez.com/zarubEzhnaja-proza-raznoE-lEgEnda-tristanE-i-izoldE-page-68.html Даже есть пошаговое сравнение этих двух историй в два столбика «Лебедь» - многообразнейшая символика: от Брахмы и христианства до розенкрейцеров. И всё подходит к миссии этого корабля :) «Аэлла» - гарпия по имени Вихрь у меня не встраивается в эту систему. И не стану притягивать за уши. Может, кто-нибудь объяснит? 3. Наконец, некоторые сюжетные моменты. Я уже писала в теме о взаимоотношениях, что треугольник Веда-Дар-Эрг Ноор имхо напоминает треугольник Изольда-Тристан-король Марк. Кстати в этом сюжете тоже есть чёрный парус. При этом в паре Эрг-Низа тоже есть интересный момент. Происходящее на «железной звезде» Т (Низа жертвует собой ради спасения Эрга) – практически инверсия сюжета «Розы и креста» Блока. Вот, кстати, авторский комментарий Блока к «Розе и кресту» http://blok.ouc.ru/rosa-i-krest.html Для меня ключом к этой инверсии стала фраза Низы уже на земле, в санатории: «Я кажусь хрупким цветком?» И я даже не буду наводить тень на плетень вроде-бы розенкрейцерством ИАЕ. Хотя именно созвездия Змееносца и Лебедя есть в знаке «Ордена Лебедя» и в этом заложен смысл, близкий идее ТуА: «наступление времени «пробуждения мира от тяжкого сна, который встретит с открытым сердцем, непокрытой головой и босыми ногами восходящее Солнце»». Приведу пару ссылок, хотя источник, к сожалению, не серьёзный. http://aquarius-eso.ru/blog/?p=28 : http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=545 : http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=280 К чему я веду в итоге? Получается, что в стремлении к высшей реализации герои ТуА совершают два путешествия «за Граалем» (в поисках истины, знаний, нового рая – как угодно). Первое – получается под знаком «чёрного паруса». Миры Веги – это не новый рай для человечества. И герои отправляются за вторым новым раем - к зелёному Ахенару. А кто-то находит «чашу Грааля» на празднике пламенных Чаш… Является ли «чашей Грааля» (потенциальным источником неведомых истин и знания) диск на звезде Т (кстати, именно туда посылают Тинтажель)? Думаю, да. А в качестве важной этической "путеводной нити" выступает особая радость (блоковская "радость через страдание, иначе - самопожертвование"). Она протягивается от "страдающего бога" орфиков Диониса поступкам Низы на звезде Т, к экипажу "Лебедя". Думаю, о смысловой нагрузке этих символов можно ещё порассуждать. Но главное - эта символика не противоречит прямому текстовому содержанию романа. Она его закрепляет, углубляет и обогащает. В теме "Николай Рерих..." А. Ильинов цитировал Рериха по Теплицыну (жаль, не нашла первоисточник цитаты). Очень подходяще:[quote]«Символ Чаши с древних времен является утверждением Служения. …Символ Чаши означает всегда самоотвержение. …Каждое высокое деяние может обозначаться сомволом Чаши. Все самое высокое во благо человечества нуждается в этом знаке. Чаша Грааля или Чаша Сердца, отдавшего себя на Великое Служение, есть самый Космический магнит. Сердце Космоса отражается в этом великом символе. Все образы героев духа могут быть изображены как несущие Чашу. …И детей, и молодых нужно приучать мыслить о Чаше. Нужно понять все многообразие образов великого символа Чаши»[/quote] А ведь наверняка ИАЕ это читал! [/more] Как вы считаете?

Ответов - 80, стр: 1 2 3 4 All

Gleb: (перенос из темы Аэлла) "Аэлла" - так назывался один из межзвездных кораблей в ТуА. Что за имя? Оказывается, Аэлла - это древнегреческая гарпия, одна из гарпий. Это женщина с крыльями или огромная птица с женской головой. Имя Аэлла переводится как "Ветер, буря". Обычно гарпий изображали уродливыми, но вот как изобразил Аэллу современный художник.

anamezon: Да нет такого корабля в "Туманности андромеды"!

Эуг Белл: "Усовершенствование анамезонных двигателей, ставших экономичнее, позволяет большую дальность полета одиночного корабля. Предполагавшиеся в тридцать восьмую экспедицию звездолеты "Аэлла" и "Тинтажель" устарели по сравнению с только что законченным "Лебедем" - круглокорпусным кораблем вертикального типа с четырьмя килями устойчивости. Мы становимся способны на более дальние полеты". ТуА, гл.1.

anamezon: Да, простите! ага, я как написал, вспомнил, что про это говорилось в " Совете звездоплавания"

Эуг Белл: Нормально. Сомневаться полезно. Заодно я обратил внимание на слово "Тинтажель". Оно значит рыцарский замок из легенд о короле Артуре. Несмотря на незначительную ошибку, я чувствую, что Вы - знаток Ефремова. Пишите!

Алексей Ильинов: А имя Аэлла близко другому, ставшему нарицательным, имени Аэлита — от греч. аэр — воздух и литос — камень. Ещё вспомнил, что Аэллой (Эллой) звали англо-саксонского короля, который был умерщвлён викингами в 60-х годах IX столетия от Р.Х. "Ивар Бескостный и Хальвдан, как говорит сага, захватили в плен одного из предводителей нортумбрийцев — короля по имени Элла (Аэлла) и предали его мучительной смерти, вырезав у него на спине изображение орла. Так была отмщена смерть их отца Рагнара Лодброка". Да и название звездолёта "Лебедь" тоже очень красивое и, как мне кажется, совсем не случайное. Есть в нём что-то от Лоэнгрина - Рыцаря Лебедя. Да и само имя Эрга Ноора, его легендарного капитана, как уже где-то было замечено, не лишено некой "нордичности" и символических параллелей с викингской Скандинавией. Лоэнгрин — герой немецких произведений о короле Артуре. Сын Парцифаля (Персиваль), он — рыцарь Святой Чаши Грааля, посланный в лодке, которую тянут лебеди, чтобы спасти деву, которая никогда не должна спрашивать о его происхождении. Его история — это версия легенды о Рыцаре Лебедя. Лоэнгрин впервые упоминается как Лоэрангрин, сын Персиваля, в поэме Вольфрама фон Эшенбаха «Парцифаль» («Персиваль») (1210 год). Лоэрангрин и его младший брат Кардейс присоединились к своим родителям в Мунсальвеше, когда Персиваль стал Королем Грааля. Кардейс позже наследует земли их отца, и Лоэрангрин остается в Мунсальвеше как Рыцарь Чаши Грааля. Члены этого общества посланы в тайне обеспечить безопасность королевствам, которые потеряли защитников, и Лоэрангрин в конечном счёте отправляется в Брабант, где герцог умер без наследника. Его дочь Эльза боится, что королевство будет потеряно, но Лоэрангрин прибывает в лодке, которую тянет лебедь, и предлагает защищать её, хотя он предупреждает, что она никогда не должна спрашивать его имя. Он женится на герцогине Эльзе и правит Брабантом в течение многих лет, но однажды Эльза задает запрещённый вопрос. Он рассказывает ей о своем происхождении и, сев в лодку, уплывает навсегда.

Тэй Рам: Любое созвучие вызывает некие трудноопределимые ощущения. Однажды на Форуме у нас уже затрагивались такие новые и очень изысканные разделы лингвистики, как фоносемантика и фоноэстетика. На меня как читателя воздействует в первую очередь именно звучание имени "Гриф Рифт", во-вторую, пожалуй, вторичная фоносемантическая ассоциация со словом "риф" (повторяющееся созвучие воздействует на подсознание), но вовсе не то, что "гриф" означает то-то и то-то на том или ином языке (например русском).

СтранникД: Ксения пишет: Дионис (очень важная фигура в истории культуры и религии, как вы знаете) – «бог родом из Нисы». Между прочим, если говорить о пантеоне греческих богов, который последние (т.е. греки) переняли у древних египтян, то Дионис ассоциировался у греков с древнеегипетским богом Осирисом. Иными словами Осирис = Дионис. А Осирис, как многим, наверное, известно (хотя бы в общих чертах) был богом, погибщим от руки своего брата, умершим и воскрессшим богом (позже христиане переняли этот образ для создания образа Христа). В случае с ТуА мы так же можем видеть, как Низа Крит едва не погибает на планете Железной звезды (фактически она долгое время находиться на границе между жизнью и смертью, т.е. ее душа пребывает в некоем ином, духовно-нематериальном мире, как и воскресшая душа Осириса пребывает в Дуате), после чего происходит возвращение Низы к жизни (практически воскрешение) и это "воскрешение" откладывает на духовном мире девушки неизгладимый отпечаток, в некотором роде она перерождается и по новому осмысливает свою жизнь.

СтранникД: Ксения пишет: «Альграб». Бузиновские пишут, что это анаграмма Грааль Б. Второй Грааль? Альграб на самом деле имя собственное звезды - Альфы Ворона (если не ошибаюсь, уточню позже).

СтранникД: Ксения пишет: «Лебедь» - многообразнейшая символика: от Брахмы и христианства до розенкрейцеров. И всё подходит к миссии этого корабля :) Если говорить о "Лебеде", то я бы применительно к сюжету ТуА остановился все же на символике индуизма, согласно которой лебедь - это птица обладающая особым качеством - способностью отделять молоко из смеси с водой. Потому лебедь олицетворял справедливость, которую заслуживают все живые существа во Вселенной и был символом Истины. Экипаж ефремовского "Лебедя" так же установил неоспоримую истину для землян в отношении планет Синих звезд, т.е. как бы отделил мечтания и надежды от суровой реальности.

Ксения: СтранникД пишет: Экипаж ефремовского "Лебедя" так же установил неоспоримую истину для землян в отношении планет Синих звезд, т.е. как бы отделил мечтания и надежды от суровой реальности. Это установил экипаж Тантры. Символика лебедя ещё может быть и в том, что Калаханса (Брахма-лебедь) каждый новый цикл рождает новую вселенную. А экипаж Лебедя как раз летит основать новый мир человечества.

Ксения: СтранникД пишет: Альграб на самом деле имя собственное звезды - Альфы Ворона (если не ошибаюсь, уточню позже). альфа Ворона - Алхиба. а вот дельта - Алгораб (в переводе с арабского - ворОна). Похоже конечно, но не совсем то. Есть над чем подумать. по названиям звёзд вот здесь удобная таблица: http://www.inarnet.ru/~lavsoft/t17.htm

arjan: Ксения пишет: Какие имена собственные в ТуА образуют систему символов? Названия звездолётов - прежде всего. Уж очень необычны они для СССР, где принято было корабли называть именами людей или аббревиатурами. Вы правы: даже вызывающе необычны и безусловно имеют связывающую базу, хотя ИАЕ нигде не обмолвился - кем и по какой закономерности нарекаются корабли звездных экспедиций (да и речь шла лишь о последних из почти четырех десятков)... Кстати, за годы с первых ефремовских чтений и десятилетие форумных дебатов - никто не углубился в эту взаимосвязь ("так много успевая говорить")... Спасибо за исследование, Ксения, это реальный вклад в неформальное ефремоведение

СтранникД: Ксения пишет: Это установил экипаж Тантры. Извиняюсь, перепутал экспедиции. Экипаж "Паруса" (а не "Тантры" все-таки, который только донес эти сведения до Земли) развеял надежды землян на райские миры Синих звезд. Поэтому "Парус" - отличный символ мечты ("белеет парус одинокий..." и т.д.), которую он олицетворял до прилета "Тантры" на железную звезду. А "Лебедь", отправляющийся к планетам Ахернара, как раз и должен установить истину в отношении этих самых планет - не окажутся ли они таким же миражом, как и миры Веги. Так мне видеться. Но и Ваша трактовка насчет создания нового мира тоже вполне возможна и логична.

СтранникД: Ксения пишет: альфа Ворона - Алхиба. а вот дельта - Алгораб Альфа Ворона - Альгораб, а Алхиба это Дельта данного созвездия, а вот Лямбда как раз Альграб (46 парсек от Земли). Кстати, Низа имя собственное одного из астероидов под номером 44.

Ксения: arjan пишет: Спасибо за исследование, Ксения у меня получился скорее список вопросов :) Давайте вместе искать ответы! СтранникД пишет: Лямбда как раз Альграб (46 парсек от Земли). Приведите, пожалуйста, ссылку. Видимо, я не там смотрю: данные Википедии с этим не совпадают :) А с астероидом Низа действительно интересно! Дело в том, что назван он именно в честь местности, гда вырос Дионис (http://en.wikipedia.org/wiki/44_Nysa). То есть Низа (Ниса)- это мифологическое место происхождения его культа. Учёные не сходятся в едином мнении где оно находится. предположения варьируются от Индии до Эфиопии. Но - главное! Получается, что имя "Низа - Крит" - это ещё и маршрут, по которому культ пришёл в Грецию!!! То есть в этом имени ИАЕ, возможно, закрепляет своё мнение о происхождении этой культуры и связи её с Индией и Азией.

Дед Мороз: http://www.starlab.ru/showthread.php?p=408107 Основные звёзды созвездия Ворон (Corvus) .: α Corvi (1-Alpha Corvi), Alchiba (Al Chiba, Al Minliar al Ghurab, Alchiba, Alchita, Alkhiba) или ull-kibb-AH, в переводе с арабского - палатка, 4.00m. - 4.01m. - 4.02m., жёлто-белый карлик, принадлежит к спектральному классу F0. Возможно Альхиба двойная, пока это не подтверждено, расстояние 48 - 49 - 68 световых лет .. Ra = 12ч.08м.24.7с., Dec = - 24°43'44'' альфа - Альхиба β Crv (9-Beta Corvi), Kraz, переменная 2.60m. - 2.65m. - 2.7m. жёлтый (бело-жёлтый) гигант (G-type), расстояние 96 - 140 - 290 световых лет .. Ra = 12ч.34м.23.2с., Dec = - 23°23'48'' бета - Краз γ Crv (4-Gamma Corvi), Gienah (Gienah Ghurab) не путать с Gienah в Cygnus, по-арабски "правое крыло Ворона, или просто крыло", 2.58m. - 2.59m. - 2.6m., бело-голубой гигант, спектр. класс = B8III, расстояние 165 - 190 световых лет .. Ra = 12ч.15м.48.3с., Dec = - 17°32'21'' гамма - Гиена δ Crv (7-Delta Corvi), Algorab (Algoral, Algorel, Algores), двойная, расстояние АВ - 24.2", pa = 214°, спектральный класс A0, компонент А белая звезда (A0V) 2.94m. – 2.95m. - 3.0m., и компонент В 8.4m. - 9.2m. красного (багрянцевого) или оранжевого цвета (K2V), с арабского – Ворон (чёрный ворон), расстояние 87 - 88 - 120 световых лет .. Ra = 12ч.29м.51.8с., Dec = - 16°30'56'' дельта - Альгораб ζ Crv (5-Zeta Corvi) BU1245 (HD107348), двойная, расстояние АВ – 11.2", ра = 66°, компонент А 5.2m., спектральный класс н/д, компонент В 13.7m., спектральный класс н/д, расстояние 360 - 385 световых лет .. Ra = 12ч.20м.6с., Dec = - 22°13' зета - без номера ε Crv (2-Epsilon Corvi), Minkar 3.0m. - 3.02m., красная звезда (оранжевый гигант), с арабского - клюв, расстояние примерно 140 - 300 - 303 световых лет и в 450 раз ярче Солнца .. Ra = 12ч.10м.07.4с., Dec = - 22°37'11'' эпсилон - Минкар η Corvi (8-Eta Corvi), Avis Satyra, 4.3m., жёлто-белый карлик, звезда главной последовательности, F-типа, шестая по яркости в созвездии, на 40% более массивна чем Солнце, но примерно моложе на 30% от возраста Солнца .. Концентрация железа в её атмосфере - примерно 93% от солнечной .. Вращательная скорость на экваторе 68 км/сек .. эта - Авис Сатира Пример обозначения основных звёзд в созвездие Ворон (Corvus) служит доказательством того, что первая звезда - Альфа, не всегда самая яркая в созвездии, и даже не одна из самых ярких ..

Ксения: Спасибо, Дед Мороз! Рада снова видеть Вас на МЕ! По поводу корабля Альграб В любом случае (какая бы звезда в созвездии Ворона не называлалась "Альгораб") в переводе с арабского это значит "ворон" (точнее, "ворона"). И поскольку само созвездие в романе не фигурирует, смысловая символическая нагрузка опять-таки оказывается на названии звездолёта: невольно возникает противопоставление: Ворон - Лебедь. В 1м путешествии (с чёрной звездой Т, гибелью Зирды) "Ворон" - очевидный символ горестных вестей, наряду "Парусом" (оказавшимся "чёрным"). (Про символику ворона, напр. здесь: http://sigils.ru/symbols/voron.html) А в другое путешествие (как впоследствии выясняется - удачное) герои отправляются совсем на другой "птице" - Лебеде.

Дед Мороз: Спасибо и Вам, Ксения, что Вы находите занимательные темы для обсуждения! Очень благодарен за гостеприимство, за то, что ещё помните! Но сейчас пора бежать в наш неформальный клуб, чтоб не вышло, что здесь включили, а там исключат Ксения пишет: «Тинтажель» - замок, в котором находился по одной из версий первый Грааль. Там же разворачивается история Тристана и Изольды. Кстати, их серьёзные исследователи отождествляют с Тесеем и Ариадной. http://litlikbez.com/zarubEzhnaja-proza-raznoE-lEgEnda-tristanE-i-izoldE-page-68.html Даже есть пошаговое сравнение этих двух историй в два столбика «Лебедь» - многообразнейшая символика: от Брахмы и христианства до розенкрейцеров. И всё подходит к миссии этого корабля :) «Аэлла» - гарпия по имени Вихрь у меня не встраивается в эту систему. И не стану притягивать за уши. Может, кто-нибудь объяснит? А здесь мнение Алексея Ильинова: http://mirefremova.b.qip.ru/?1-3-0-00000042-000-0-1

Ксения: Да-да, есть и отдельная тема про имя Аэлла на МЕ. Думаю, стоит оттуда процитировать часть поста Алексея Ильинова: Ещё вспомнил, что Аэллой (Эллой) звали англо-саксонского короля, который был умерщвлён викингами в 60-х годах IX столетия от Р.Х. "Ивар Бескостный и Хальвдан, как говорит сага, захватили в плен одного из предводителей нортумбрийцев — короля по имени Элла (Аэлла) и предали его мучительной смерти, вырезав у него на спине изображение орла. Так была отмщена смерть их отца Рагнара Лодброка". Да и название звездолёта "Лебедь" тоже очень красивое и, как мне кажется, совсем не случайное. Есть в нём что-то от Лоэнгрина - Рыцаря Лебедя. Да и само имя Эрга Ноора, его легендарного капитана, как уже где-то было замечено, не лишено некой "нордичности" и символических параллелей с викингской Скандинавией. Действительно ли в этом названии может быть не античный, а нордический след?



полная версия страницы