Форум » РОЛЕВЫЕ ИГРЫ » Идеологии как ролевые игры » Ответить

Идеологии как ролевые игры

Трак Тор: Эта тема - продолжение темы с Ноогена Идеологии: фантомы прошлого (часть 1(в архиве форума)) [more]В ноябре-декабре на форуме прошла идеологическая битва. Они повторяются на форумах Ефремовской субкультуры раз-два в год (наблюдаю с 2004г на 5-ти примерно форумах), т.е. закономерно. Хотя пережевывание прошлого кажется малопродуктивным для будущего (А.К.), к плохопережеванному приходится возвращаться. Примерно год назад Е.Беляков предложил «деидеологизацию», выделив «мягкие», допустимые идеологии (нефундаменталистские формы религии и др.) и «жесткие», бесчеловечные - фашизм и коммунизм 20-века. Сразу же после этого сообщества НК и ЭрфРом распались. Идеология — форма общественного сознания (в ходу также определение «ложная форма сознания»). В отличие от И.Ефремова и А.К. я понимаю тезис «бытие определяет сознание» (точнее, общественное бытие... но это отдельная тема) классически, в смысле Маркса, без всякой дополнительной диалектики (более того, считаю этот тезис главным открытием Маркса). Человек, имеющий «общественное бытие», обязательно получит от него какую ни на есть идеологию. В зависимости от его конкретного бытия идеология может быть от главной до какой-нибудь маргинальной (но с ней жить в обществе тяжелее). Отбросить идеологию — не выйдет. Если возникает иллюзия, что и сознание определяет бытие, надо внимательно посмотреть, чье бытие и чье сознание. Например, в 20-30гг (формирование совнарода) общ. бытие всех определялось (корректировалось и направлялось, точнее) сознанием вождей, а уж их, вождей, сознание — их собственным бытием, которым они жили ранее (для понимания большевизма Ленина тут существенно, что его брата повесил царь). Итак, то что идеологии у нас разные (жили в разных Советских Союзах и в разное время, можно доказать) и нет никого без идеологии — это нормально. Беда, когда начинаются претензии на единственно правильную... Где-то на форуме мелькала мысль, что лишь 5% людей живут сознательно (мне очень интересно было бы знать источник). Конечно, жить все время сознательно — все равно, что в камере под яркой лампой круглосуточно. Но если люди в диалоге не выходят из бессознательного состояния почти совсем - говорят не они, говорят между собой их фантомы (или фантом одного человека с другим человеком). Как говорил А. Богданов (а за ним и Ленин про самого Богданова - необоснованно, имхо): мертвый хватает живого...[/more] Тот, полуторагодичной давности текст, я сейчас написал бы по-другому (точнее, дополнил бы им старый): Идеологии как ролевые игры. Фундаментальная потребность человека в обретении смысла существования (как показал В.Франкл*, борьба за это - основная движущая сила личности) влечет его во включение в системы общественных массовых коммуникаций. В процессе этого власть над индивидуальным умом получают управляющие общественные идеи, нормы и установки - идеологии. [more]Их истинность удостоверяется общественными институтами: государством, обществом, партией, великим вождем... Велик соблазн усвоить уже готовые к употреблению смыслы (а Франкл утверждал, что смысл должен быть создан самим человеком), особенно вдалбливаемые уже с пеленок. Этот процесс сопровождается неизбежным обманом со стороны институциональных объектов** и массовым самообманом людей. История 20-го века с его марксизмом-ленинизмом и фашизмом служит тому подтверждением. Тяжеловесные идеологические клише 20-го века сменяют легкие и незатейливые идеологические клипы века 21-го, но суть не меняется: человек представляет себя то беззаветным строителем коммунизма, то бесстрашным борцом с ним, то "адекватным менеджером" или "звездой". Те или иные социальные роли прошиваются в базовых структурах сознания человека в соответствии с его общественным, подконтрольным идеологиям, бытием и незаметно для самого человека подменяют саму его личность в общественных коммуникациях. Мертвый идеологический фантом хватает живого человека***.* В.Франкл. Человек в поисках смысла. М, 1990. **Д.И. Дубровский. Обман. Философско-психологический анализ. М, "Рэй", 1994. ***Этот образ идеологического вампира нарисован А.Богдановым в его марсианских романах и использован В.Лениным уже против самого Богданова. Продолжение следует UPD. выделенное синим курсивом надо рассматривать как последовательная, в соответствии с господствующей (или раскручиваемой "четвертой властью" в данное данное время) идеологией, смена основного состояния - не как выборная роль в компьютерной игре![/more]

Ответов - 188, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

Трак Тор: А.К. писал: Христианство, ислам, коммунизм, демократия и т.д. и т.п. могут быть представлены как в гуманистической, так и в антигуманистической интерпретации, исключение составляет фашизм, который является полностью антигуманистическим Все же современный (а, значит, и исходный, до гитлеровского сумасшествия) фашизм не является исключением. кроме «левых» политический партий и общественных организаций митинг провели также и националисты из ВО «Свобода». Во время шествия они держали черно-красные флаги и выкрикивали лозунги типа: «Олигарху - тюрьму, свободу - рабочему», «Прочь олигархов», «Бунтуй! Люби! Права не отдавай!», «Трудовой Кодекс - рабский кодекс!», «Украинский Первомай - праздник борьбы!», «Нет - повышению тарифов, да - повышению зарплаты!». (из донецких новостей). Фашистские лозунги неотличимы от коммунистических бывают. И не скажешь, что они плохи однозначно

Трак Тор: основной целью любой идеологии всегда было конституирование индивидов в воображаемые «субъекты» (центры свободной инициативы) общества, чтобы обеспечить их действительное подчинение социальному порядку, отводя им роль либо слепых его сторонников, либо жертв. Религия вообще («связка» человека с богом) и христианство в частности представляли в этом отношении архетип идеологии и ее функций внушения иллюзий свободы для обеспечения действия необходимости. Спиноза в свое время дал полную картину этой характерной функции идеологии, а что касается религии, то его наблюдения были более глубокими, нежели наблюдения Маркса. Однако в настоящее время бессознательная природа идеологии может быть отнесена к выдвинутой Фрейдом научной концепции бессознательного психического, самого «вызванного» формами идеологии, присущими семье как объективной структуре[26]. Итак, внеисторичность идеологии как бессознательной сферы проживаемого опыта означает, что даже в бесклассовом обществе сохранится ее система ошибок и обмана, чтобы придать жизненно важное единство социальной структуре самого коммунизма, точно так же невидимой и непроницаемой для индивидов внутри ее[27]. В силу этого марксизм как наука никогда не совпадет с проживаемыми идеями и убеждениями масс при коммунизме. Перри Андерсон, один из ведущих марксистских интеллектуалов современности и главных теоретиков движения «новых левых». Член редколлегии «Нью лефт ревью» (New Left Review).

Трак Тор: основной целью любой идеологии всегда было конституирование индивидов в воображаемые «субъекты» (центры свободной инициативы) общества, чтобы обеспечить их действительное подчинение социальному порядку, отводя им роль либо слепых его сторонников, либо жертв. Религия вообще («связка» человека с богом) и христианство в частности представляли в этом отношении архетип идеологии и ее функций внушения иллюзий свободы для обеспечения действия необходимости. Спиноза в свое время дал полную картину этой характерной функции идеологии, а что касается религии, то его наблюдения были более глубокими, нежели наблюдения Маркса. Однако в настоящее время бессознательная природа идеологии может быть отнесена к выдвинутой Фрейдом научной концепции бессознательного психического, самого «вызванного» формами идеологии, присущими семье как объективной структуре[26]. Итак, внеисторичность идеологии как бессознательной сферы проживаемого опыта означает, что даже в бесклассовом обществе сохранится ее система ошибок и обмана, чтобы придать жизненно важное единство социальной структуре самого коммунизма, точно так же невидимой и непроницаемой для индивидов внутри ее[27]. В силу этого марксизм как наука никогда не совпадет с проживаемыми идеями и убеждениями масс при коммунизме. Перри Андерсон, один из ведущих марксистских интеллектуалов современности и главных теоретиков движения «новых левых». Член редколлегии «Нью лефт ревью» (New Left Review).

Трак Тор: Ну вот, как по часам - 3 года и идеологическая битва (или ролевая игра). Это на форуме, а в государстве - спин. Спин, по сути – один из синонимов пропаганды, был изобретен Эдвардом Бернейсом в начале ХХ столетия как способ изменения общественного мнения с помощью манипуляции сознанием. Основаны такие убеждения не на разуме, а на глубоких чувствах. К такой подаче информации российские медиа пришли фактически давно. Инструменты – от классического Киселева до юмористических программ. Мы же правда не думаем, что шутка Ивана Урганта, где он сравнил приготовление супа с уничтожением жителей украинского села красным командиром – неудачный экспромт? Тезис о несостоятельности украинского государства звучал на международных саммитах, политологи и экономисты в деловых медиа подтверждали его фактами. Для народа это был юмор, построенный на пренебрежительном отношении, новости о неудачах правительства. Этот проект готовился не год, и не два, Киселев не в ноябре заговорил так об украинцах – на российском ТВ давно не говорят об Украине как о достойном партнере. Это полноценная интегрированная кампания с четкими ключевыми сообщениями.Л.Нестеренко. Как Владимир Путин выиграл в информационной войне. Кто не знает, Бернейс - это племянник Фрейда, отец пиара. Хотя создавал он пиар для Америки, и у нас сгодился. Ведь Россия под крики о своей Азиопе всегда повторяет зады Запада на самом деле

Трак Тор: В 13-й статье Конституции РФ записано, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Однако в наш гибридный век на любой вопрос может быть дан любой ответ, типа "нет и никогда не было". Ну нет у нас никакой государственной идеологии в соотв. со ст.13! Но в ответ на знаменитый вопрос "посадки где?" начались не только посадки, а даже политические убийства врагов отсутствующей якобы государственной идеологии. Не говоря уж о страшном, только что не сталинским "моральным осуждением" разных отщепенцев... Просто идеология эта у нас нынче "гибридная", как и всё остальное. Как государственный строй (а какой он, кстати, у нас? кто-нибудь знает? Is There Anybody Out There? (The Wall («Стена»))) Такая ролевая игра... Мать. Мама, как ты думаешь, они сбросят бомбу? Мама, а им понравится моя песня? Мама, они не убьют меня? Мама, может мне отгородиться стеной? Мама, может мне стать президентом? Мама, а правительству можно верить? Мама, меня не отправят на передовую? Мама, я просто умираю... Тише, деточка, не плачь Мамочка сделает все твои кошмары явью Мамочка набьет твою головку своими страхами Ты вечно будешь под крылышком у мамочки Она не позволит тебе взлететь, Но, может, разрешит тебе петь Мамочка согреет своего деточку Конечно, мамочка поможет ему построить стену. Роджер Уотерс. (Песня о родине-матери и её Железной Стене:)

СтранникД: Рукопожатность. Проверьте, отличаете ли вы «правильных» людей от «неправильных». Кому можно подавать руку? С кем ни в коем случае нельзя делать селфи? Кого можно пускать в бар? С кем неприлично выпивать, но допустимо просто поговорить? Возможно, это самые популярные вопросы той части российского фейсбука, которая постоянно кого-то в чем-то обвиняет, кого-то гневно расфрендживает и от кого-то показательно отписывается. Чтобы помочь читателям разобраться с ответами на часть из этих вопросов, «Медуза» придумала игру «Рукопожатность»: выбирайте себе сторону и действуйте. Игра «Медузы»

Трак Тор: Путин-бинго Угадайте, какие слова произнесет президент на «Прямой линии» Игра медузы

Трак Тор: Трак Тор пишет: Тяжеловесные идеологические клише 20-го века сменяют легкие и незатейливые идеологические клипы века 21-го, но суть не меняется: человек представляет себя то беззаветным строителем коммунизма, то бесстрашным борцом с ним, то "адекватным менеджером" или "звездой". А вот как идеология конструирует роль счастливого человека: «Красный туризм» — это не только когда китайцы ездят по памятным местам Октябрьской революции в России. Отдых в КНДР на Дальнем Востоке ожидаемо популярен среди членов партии КПРФ. По словам Натальи Кочуговой, помощника депутата законодательного собрания Приморского края Артема Самсонова, в стране даже есть отдельные гостиницы для коммунистов; по корейским меркам — пятизвездочные. Кочугова уверена: КНДР — одна из немногих стран, где можно увидеть подлинную силу идеологии. «Там люди простые, искренние, они верят своему вождю, в победу над силами зла, в идею Чучхе, — говорит она. — Они вкалывают на работе, кричат на парадах ради этого. А у нас бездуховное общество, человек человеку враг. Нам идей не хватает, гордости за свою страну».



полная версия страницы