Форум » ЗВЁЗДОЧКИ ПАМЯТИ » Памяти умерших. Наследие. » Ответить

Памяти умерших. Наследие.

Трак Тор: Сборная тема.

Ответов - 113, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Трак Тор: Вайль пишет:Стилистическое различие важнее идейного, потому что затрагивает неизмеримо более широкие аспекты жизни - от манеры сморкаться до манеры мыслить От непонимания этой мысли много недоразумений. Как часто бодаются коммунисты и антикоммунисты, думая, что это идейные разногласия. А на поверку - стилистические. Примеры - на 2-х "братских" форумах. Более глубокие - на любом одном. Манеры мыслить - как они отличаются...

Эуг Белл: Ну да. Отличие в том, что на ТОМ форуме тебя периодически оскорбляют (такова уж там "манера мыслить")...

Трак Тор: Этточно. Идеологическая ажиотация переходит и в такие формы. Тут можно сказать - дурные манеры, Вайль ведь писал:"от манеры сморкаться до манеры мыслить". Ленинский посыл: с противниками не спорят - на них кричат, плюют... Поразительно, но это ефремовское высказывание я нашел в 5-ти томнике "Воспоминания о Ленине", там об этой ленинской манере с восторгом говорил старбол Ольгин (Новомейский), кажется. Кажется, при этом он цитировал какого-то иностранного журналиста-коммуниста (я приводил соотв цитату на Ноо) Но это уже крайности - важно помнить, что расхождения в манере мыслить есть у всех, необязательно из-за этого переходить к оскорблениям.

Degen1103: Посмотрел четыре сокуровские "Беседы с Солженицыным". Поразительно, как мысли Александра Исаевича перекликаются с Ефремовым! Про красоту, про значение искусства, про свободу... Конечно, не во всём - напр, про веру они бы наверняка поспорили... Но какой могучий мыслитель, какой несгибаемый дух! Сам факт появления человека такого масштаба, создавшего Книгу, от которой дракон если не сдох, то вынужден был сменить шипастую шкуру на волосяной покров - это как маяк из завтра.

Эуг Белл: Почему бы не говорить Русская буржуазная революция конца 20 века? К несчастью, разрушив старую систему, Солженицын открыл дорогу, скажу так, открыл "портал" для подземных адских творений, которые на поверку оказались бывшими секретарями ВЛКСМ...

Эуг Белл: То есть я хочу сказать: значение Солженицына (как и его "собрата" ИАЕ) - еще для будущего. Солженицын "зафиксировал" нам прошлое наше, а ИАЕ мечтал о ярком и хорошем будущем, но главное - ПРЕДУПРЕДИЛ о Тормансе, к которому мы неумолимо движемся...

Degen1103: Уж что заслужили! Солженицын и сам резко критикует олигархию. Однако дело не в этом. Главное, конечно - это его место в русской словесности, свежая струя в изрядно загаженном потоке языка, могучие формулы-пословицы, математически точные саркастические диагнозы-определения... Разве это - прошлое?!! Нам только ещё предстоит осознать, переварить Солженицына! Пока он слишком близок, как в фильме Сокурова.

arjan: Degen1103 пишет: четыре сокуровские "Беседы с Солженицыным"Надо тоже пресмотреть, ибо видел его лишь по ТВ... Последний же фильм, что смотрел - "Жить не по лжи" (РТР 2001) - жаль, на YouTube его не только нет, но и... не заливается (хотел залить фрагмент - идет "ошибка", почему - точно не знаю, но видимо в рипе остались какие-то метки, а YouTubе заморочен на авторских правах). Вновь поражает голос и интонация самого АИС во вступлении - сколь они отличается от нескрываемого двоемыслия сегодняшних политиканов и гуру всех мастей... Какой-то "крыс" уже отметился и на этой странице: "не просто лжи, а огромной" - как это нам знакомо...

arjan: *PRIVAT*

Cat: Вопрос действительно риторический: думаю, без разрешения автора выкладывать в Сеть сканы не стоит. Даже в целях популяризации наследства такого человека, как А.Сахаров, которое, наверное, заслуживает того, чтобы его популяризовали.

Эуг Белл: Если все равно в инете есть графическая копия - вряд ли автор будет против более совершенной.

arjan: Наткнулся на статью в "Новом Мире" N1 за 1964 его редактора В.Лакшина - "Иван Денисович, его друзья и недруги". И оказалось, что в рунете до сих пор НЕТ её полного (лишь краткие изложения и рефераты) и читабельного (есть лишь графический и корявый PDF) текста - т.е. ПОСТЦЕНЗУРА в действии... Ибо в этой статье буквально ВСЕ - суть и нынешних дебатов о личности Солженицына, ибо эту статью и ей подобные сегодня почти НИКТО НЕ ПОМНИТ, - оттого "мысль" охлоса и кружит на одном месте ... Короче - завёлся, распознал PDF в Файнридере (с трудом, ибо шрифт оригинала малоразборчив и разбит в два столбца), вычитал и с радостью делюсь :) В. ЛАКШИН «ИВАН ДЕНИСОВИЧ, ЕГО ДРУЗЬЯ И НЕДРУГИ» Новый Мир, N1 за 1964 Трудно представить себе, что еще год назад мы не знали имени Солженицына. Кажется, он давно живет в нашей литературе и без него она была бы решительно не полна. Каждый новый его рассказ — хвалит, ругает ли его критика — не оставляет читателя безучастным. О нем говорят, его цитируют, судят его с какой-то особой, необычной для наших литературных споров требовательностью, которая есть первый знак того, что мы по-настоящему задеты и взволнованы. Заурядность располагает к благодушию оценок, но тот, кто поразил нас при первом своем появлении, не может рассчитывать на снисходительность. И таков уж закон читательской психологии или, если угодно, предрассудок ее, что, какие бы новые темы и формы ни разрабатывал Солженицын в «Матрёнином дворе» или рассказе «Для пользы дела», ему не избежать сравнений с его первой повестью — к выгоде или невыгоде для нее. Так или иначе, но повесть «Один день Ивана Денисовича», с которой А. Солженицын вошел в литературу, остается для большинства читателей как бы эталоном его деятельности художника. Тем полезнее сейчас, когда в критике уже высказаны различные точки зрения на талант Солженицына, оглянуться назад и пристальнее всмотреться в эту маленькую повесть. «Один день Ивана Денисовича» был прочитан даже теми, кто обычно повестей и романов не читает. Один такой «нерегулярный» читатель сказал мне: «Я не знаю, плохо или хорошо это написано. Мне кажется, иначе и написать нельзя».Повесть поражала жестокостью и прямотой своей правды. Это был тот редкий в литературе случай, когда выход в свет художественного произведения в короткий срок стал событием общественно-политическим. Н. С. Хрущев дал высокую оценку этой повести, тепло отозвался о ее герое, сохранившем достоинство и красоту трудового человека и в нечеловеческих условиях, о правдивости изложения, о партийном подходе автора к явлениям столь горькой и суровой действительности. Сам факт появления повести был воспринят людьми как подтверждение воли партии навсегда покончить с произволом и беззакониями, омрачавшими недавнее наше прошлое, И понятно, что гражданская смелость автора была отмечена прежде и повсеместнее, чем его художественная смелость. Что пользы в праздных вопросах. Вспомним лучше, какие чувства пережили мы, открыв впервые повесть Солженицына и начавши читать эту, казавшуюся неуклюжей, грубовато-небрежной и в то же время подчинявшую нас какому-то своему могущественному ритму, прозу: «В пять часов утра, как всегда, пробило подъем — молотком об рельс у штабного барака. Перерывистый звон слабо прошел сквозь стекла, намерзшие в два пальца, и скоро затих: холодно было, и надзирателю неохота была долго рукой махать. Звон утих, а за окном все так же, как и среди ночи, когда Шухов вставал к параше, была тьма и тьма, да попадало в окно три желтых фонаря: два — на зоне, один — внутри лагеря. И барака что-то не шли отпирать, и не слыхать было, чтобы дневальные брали бочку парашную на палки — выносить».Веско, тяжело, как отрубленные, падают эти слова, и вот уже отодвигается, расплываясь в очертаниях, только что окружавший нас привычный, живой и вольный мир, и мы оказываемся где-то за огромным снежным голым полем, за двумя рядами колючей проволоки, за предутренней тьмою, раздираемой накрест двумя прожекторами с угловых вышек. Вот сейчас мы очнемся вместе с Шуховым на клопяной вагонке в деревянном, с паутиной инея по стенам бараке. С ним вместе, закутавшим ноги в телогрейку, натянувшим на голову одеяло, еле угревшимся и нездоровым, будем тянуть эти минуты после подъема, пока власть имеющая рука Татарина не сбросит Шухова с нар. И потом выйдем из барака и пойдем за ним по двору, где бегают, запахнувшись в бушлаты и дрожа от мороза, зэки, мимо столба с термометром и рельса на толстой проволоке — в надзирательскую, мыть пол. А после, кое-как управившись с этой работой, опять на мороз. Так, миновав лишь несколько первых страниц, мы побываем вместе с Шуховым в штабном бараке, санчасти, столовой, а постом вернемся ненадолго к его вагонке — вот уже и весь лагерь как на ладони, кроме разве что БУРа, который стоит за дощатым заплотом в центре лагеря и будет стоять каким-то мрачным наваждением до конца повести... Полный текст статьи.

arjan: В Женевском «Музее истории письменности» (Фонд Мартина Бодмера) — Фонд Мартина Бодмера (Fondation Martin Bodmer) - это уникальная коллекция, размещенная в здании, находящемся в центральной части пригорода Cologny, была для Мартина Бодмера (1899-1971) делом всей его жизни. Это собрание, принадлежащее к числу крупнейших частных библиотек мира, отражает историю развития человеческого разума со времени появления письменности. В коллекции около 160 000 единиц хранения на 80 языках, в том числе несколько сотен западно-европейских и восточных рукописей, 270 инкунабул (напечатанных до 1500 года книг), среди которых один из редких экземпляров Библии Гутенберга. Если говорить о еще более древнем прошлом, то коллекция включает также клинописные таблички, греческие и коптские папирусы (в том числе древнейшие рукописи Евангелия от Иоанна и три комедии Менандра), а также исторические свидетельства древних цивилизаций (в частности, греческие и римские монеты) и даже собрание минералов и окаменелостей. В феврале 1971 года, перед самой смертью, Мартин Бодмер, озабоченный тем, чтобы эта уникальная коллекция не была рассеяна и позволила бы будущим поколениям лучше узнать и понять историю человечества, решил превратить свою библиотеку в частный фонд, признанный как общественно полезный. В подтверждение этого 21 ноября 2003 года был торжественно открыт новый музей, построенный по проекту архитектора Марио Ботта, в котором теперь хранятся самые лучшие экспонаты этой впечатляющей коллекции. Практическая информация (2010 г.): Адрес: 19-21 route du Guignard CH-1223 COLOGNY (GENEVE) Как добраться: - автобус А от остановки Rive до остановки Cologny-Temple - автобус 33 от остановки Rive до остановки Croisee de Cologny Время работы: со вторника по воскресенье с 14:00 до 18:00. Стоимость посещения: - Полный билет - 15 CHF - Льготный билет - 10 CHF http://www.tour-puzzle.ru/index.php?productID=140 — с 14 мая по 16 октября 2011 проходит выставка, посвященная жизни и творчеству Александра Солженицына: две тысячи страниц рукописей, документы, личные вещи и фотографии; многие предметы были впервые показаны широкой публике. Выставку открыла вдова писателя Наталия Солженицына и первый издатель книг АИС на Западе — Жорж Нива: Здесь все и правда как-то пронзительно лично. Оказывается в детстве у Солженицына был квадратный почерк. Фантастическую повесть «Страна Пирамид» он написал в расходном журнале АО «Мельстрой», который мама принесла с работы — бумаги не было. Привычка экономить, кроить ножницами, останется. В его дорожном пенальчике — скрепки, ластик и крохотные карандаши в 3 сантиметра. Он всегда дописывал их до конца. «И не в путешествиях он тоже любил писать маленькими карандашиками, дописывал до конца, — вспоминает Наталия Солженицына. — Не знаю, почему. Он вообще не любил выбрасывать чистую бумагу, отрезал незаписанный конец листа. Он считал, что каждая вещь должна отслужить целиком своей, что правильно — не разбрасывать то, что сделано другими людьми». Даже для музея с таким роскошным собранием рукописей, от Илиады до Бодлера, такие экспонаты — просто фантастика. Здесь тот самый ГУЛАГ, который пролежал в земле 20 лет. Друзья из Эстонии закопали рукопись, пока Солженицыны были в изгнании. Здесь первые узлы «В круге первом». И рабочие конверты «Красного Колеса» — их было 250. В синем — замыслы, в сером — досье на персонажей, в черном — структура. Еще в одном, из-под фотобумаги — наброски, образы: птицы, животные. Математическая точность и самодисциплина — Солженицын писал много, убористо, а потом с лупой, которую ему подарили в цюрихской лавке, разбирал свои черновики. «Он разбрасывает огромный объем информации по невероятному количеству конвертов и папок, их сотни. А потом он их сплавляет, и это становится романом», — рассказывает куратор выставки Жорж Нива. И всегда — от руки, до самого последнего дня. Когда-то пером, потом шариковой ручкой, которую Солженицын удивительно полюбил. Лишь публицистика располагала его стучать на машинке. Еще письма — неблизким людям. Своим, родным, друзьям — всегда от руки, с восклицательными знаками, необычно для него размашисто. В XXI веке, веке компьютеров, все это кажется таким непривычным. Для Музея истории письменности Солженицын — молодой писатель. Но здесь его рукописи, даже самые последние, вдруг стали казаться старше. Кусочки желтой бумаги, вырезки, самодельные конверты и даже пометки на полях любимых книг — теперь все это часть наследия большой страны. А здесь, в Женеве, получается, и всего мира.Увы, видеорассказ об этой международной выставке в рунете пока всего один — этот, от Вестей, что пришлось хитро скачивать и перезаливать на YouTube: похоже, из миллионов русскоговорящих юзеров это сегодня интересно и важно лишь нам

Трак Тор: 21 июня в часовне в городе Бруклайне пройдет церемония прощания с Еленой Боннэр. Затем ее кремируют, урну с прахом перевезут в Москву, Россия, и захоронят согласно завещанию рядом с мужем, матерью и братом на Востряковском кладбище. И ещё один видеосюжет о смерти Е.Боннер - от РЕН-ТВ:

arjan: Памяти Елены Боннер (одно из последних интервью, 2010 г.) Колонка статей Елены Георгиевны в журнале «Грани»

balu: Ща в ЖЖ срачи на тему новопреставленной. Лично мне сама по себе дама безразлична (хотя, судя по всему - стерва необычайная - идеальная так сказать теща, но и только). Значения ее борьбе я тоже не придаю. Но это своего рода знамя всякой экс-диссиды: вот как тут пафосно задвигает Таки-нет - Е.Г. была фронтовиком на двух войнах, и на обеих победила. После каждой из этих побед наша жизнь не стала лучше, а скорее хуже, но поражение было бы вообще смертью Если по поводу WWII я отчасти согласен (хотя не уверен на все 100% насчет именно смерти), то по поводу "второй войны" (это за демократию) - аффтар несет бред. Какая "смерть", о чем вы? Окститесь. Более того - на мой личный вкус - куда лучше бы было, если бы Боннэр в этой войне победы бы и не одерживала. Так что мое относительно позитивное отношение к даме по поводу первой войны она помножила на ноль своей антисоветской деятельностью. А вот то, что сейчас на ее могиле пляшут черти - меня очень и очень радует - потому как это прекрасное выражение отношения к ее кампфу и к его целям и к его результатам. И к ее поклонникам, которые сейчас распинаются на тему "она дала нам свободу". Vox populi т-сть.

Эуг Белл: Миш, ты не жил при социализме. Свободные высказывания своей точки зрения, к кторым вы. новое поколение, так привыкли,тогда было невозможно. В каком-то смысле это была смерть. Если бы кого-то из вас волшебной силой переместить на 50 лет назад, вы бы просто взвыли, и вернулись бы с кардинально изменившимся менталитетом.))) Поэтому не вижу необходимости спорить с тобой. Возьми старые номера журнала "Юность" и почитай,но не 1 номер, а всю подшивку за год (например, 1972). Если решишься на такое - стошнит. И это будет реальный результат. Но, похоже, на такие подвиги молодые не способны. Один-два номера дают превратное представление о великой и прекрасной стране. Это не идеология. Это не философия, где я тебе мог бы представить какие-то логические доводы. Это - жизнь сама в ее то прекрасном, то тошнотворном варианте. А.Д.Сахаров и его жена возмутились тогда, и открыто выступили против. Было очень мало людей, которые могли бы поступить и поступали так. КАЖДЫЙ из них - замечательный, чистый и мужественный человек. А то, что комсомольские работники сделали из "перестройки" - за это отвечают не они. Просто в стране победившего социализма был невозможен плавный переход к чему-то сколь-нибудь хорошему. Что мы поняли только а постериори...

Трак Тор: Да Миша все это давно знает (а почувствовать, побыть в шкуре ведь задним числом нельзя) и имеет идеологию какую имеет (кто кого имеет - вопрос:) - его дело. Мы к тому давно привыкли, много раз бесплодно спорили и не будем из-за этого ссорится. А вот фраза сейчас на ее могиле пляшут черти - меня очень и очень радует мне не нравится, в свое время то же самое говорил КС, когда умер Ельцин и мои слова его несколько смутили, имхо. Нельзя так. ЗЫ. Еще Боннер вменяют, что она еврейка и охмурила русского мужика-академика и посадила ему на шею своих (трех вроде) детей. А другие говорят, что и мужик не русский и фамилиё его - Цуккерман! Чего только не скажешь, если идеология велит...

Алексей Ильинов: Да, спорить тут, в общем то, не совсем уместно, ибо и голос сорвёшь, и нервы истреплешь донельзя и, в конце-концов, всё равно каждый останется при своём. Я себя, например, совсем не считаю «либералом» в западном смысле этого слова, но гуманистом и патриотом своего многострадального Отечества — несомненно. Личности и Андрея Сахарова, и покойной ныне Елены Боннэр понимать нужно, всё-таки, диалектически. Односторонняя оценка здесь категорически неуместна, ибо оба этих человека были детьми своего несчастного века. Они верили (может быть и чересчур наивно, чем кое-кто очень даже «пользовался») в благоразумие человека и в его право быть оным. Искренней ли была их Вера? Время рассудит... Сейчас стало модным быть эдаким «супер-бизоном», а вот всяких там «слабаков» принято оплёвывать и издеваться над ними. Например, принято «равняться» на убитого не так давно полковника Юрия Буданова. Но в том то всё и дело, что не на «супер-бизонах» мир то наш держится.

Трак Тор: Алексей Ильинов пишет: может быть и чересчур наивно Меня поражает, что так снисходительно часто говорят про Сахарова, академика, трижды героя, лауреата, гения, человека железной, несгибаемой воли, могучего интеллекта и т.д.! Этакий наивный дурачок!



полная версия страницы