Форум » БИОГРАФИЯ И ПУБЛИКАЦИИ » В закоулках оккультизма (отн. ИАЕ к Блавацкой и Рерихам) » Ответить

В закоулках оккультизма (отн. ИАЕ к Блавацкой и Рерихам)

Эуг Белл: В своих воспоминаниях А.А.Арендт пишет: “Во время встречи Ю.Н.Рериха с Иваном Ефремовым разговор зашёл о Блаватской. “Ефремов сказал, что не может доверять этой женщине, что она слишком “по-женски” пишет и что там много просто подтасовок... Ю.Н. очень строго посмотрел в упор на И.А. “Книги Блаватской очень серьёзны, даже слишком серьёзны для того, чтобы все могли их понимать. А что касается подтасовок, то там их нет совсем”. - “Да?!” - удивился Ефремов” (А.А.Арендт. О Юрии Николаевиче Рерихе, стр.88-89). Внимательнее. "Да?" - удивился Ефремов. И кто-то у нас хочет создать впечатление, что СРАЗУ ЖЕ И СОГЛАСИЛСЯ, что "подтасовок нет совсем" и т.д. То есть предполагается здесь, что Ефремов был дурачком что ли? Фактически эта сценка говорит не о том, что Ю.Н.Рерих "завербовал" сходу Ивана Антоновича в свою рериховскую веру в плодовитую даму русского и международного оккультизма (он ОЧЕНЬ СТРОГО ПОСМОТРЕЛ на ИА! В УПОР! А? по-моему, прелесть...), а, скорее, что ИАЕ подобно Вир Норину ушел от разговора. То есть он ОСТАЛСЯ ПРИ СВОЕМ МНЕНИИ, что "не может доверять этой женщине, что она слишком “по-женски” пишет и что там много просто подтасовок...". Отсюда видно, что ИАЕ ЧИТАЛ САМ даму оккультизма, и высказал СВОЕ СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ. И что же на это ему ответил Ю.Н.Рерих? "Книги Блаватской очень серьёзны, даже слишком серьёзны для того, чтобы все могли их понимать". Это он - ИАЕ. Ох, какой знакомый тон! Как он хорошо сохранился у нынешних последователей Рериха и Ко! (Фактически я знаю одного, не обессудьте). ВЫ, НЕУВАЖАЕМЫЙ ИАЕ - фактически сказал Ю.Н.Рерих, - ТЕКСТЫ ВЕЛИКОЙ БЛАВАТСКОЙ ПРОСТО НЕ ПОНЯЛИ! РАСТИТЕ, УМНЕЙТЕ - И ТОГДА ПОЙМЕТЕ. И что же мог ответить на это бедный ИАЕ? А только то, что и ответил: "Да?!" Спасибо А.А.Арендт за безыскусный рассказ. Известно, что Рерих младший прорывался к ИАЕ еще один раз и через И.Ф.Беликова атаковал его произведениями Блавацкой (чтобы тот понял, наконец!). Известна также история, что Юрий Николаич еще один раз приехал к Ивану Антоновичу, но того не оказалось дома...

Ответов - 34, стр: 1 2 All

Degen1103: более чем достаточно цитат и ссылок Не могли бы привести наиболее характерные, если Вас не затруднит? ...А то, что от ефремовского корня столько побегов отпочковалось - это прекрасно! Из-за Казанцева или даже Снегова никто копий не ломает - у тех всё однозначней, прямолинейней, декларативней... Хотя у того же Снегова Пантеон прямо-таки пронизан масонской символикой, если верно понимаю...

Алексей Ильинов: Degen1103 пишет: Из-за Казанцева или даже Снегова никто копий не ломает - у тех всё однозначней, прямолинейней, декларативней... Даже Александр Петрович Казанцев и то «непрост», как может показаться. Скажем, его поздний роман-дилогия «Донкихоты Вселенной», купленный мной не так давно за гроши на книжном развале, поразил тем, что он... непримиримо антисталинский. И очень оптимистичный. Консерватор до мозга костей Казанцев, о коем братья Стругацкие писали почти как о мракобесе и инквизиторе, написал яркий роман, где в образе средневекового церковного иерарха с «параллельной Земли-Землии» И Сталия (ранее — И Джугия) выведен известный политический деятель. Нужные цитаты, конечно, можно выложить. Хотя, с другой стороны, вся «Таис Афинская» насыщена ими до предела. Ведь это не просто увлекательный роман о минувшем, но самая настоящая энциклопедия по античным мистериям, герметизму, орфизму, ведическим мистериям Индии и проч. Однако, думаю, не стоит лишний раз делать ту работу, которую некогда замечательно проделал писатель-фантаст, эколог и самобытный философ Андрей Козлович, один из постоянных участников и отцов-основателей сего Форума. В своей книге «Аристон — Вечный путь по лезвию бритвы (Концепция ноосферного развития)» он более чем обстоятельно разобрал герметико-гностическую парадигму, которая наличествует в работах Ивана Ефремова. Например, смотри здесь: http://mirefremova.borda.ru/?1-11-30-00000060-000-0-0-1236010255 + http://mirefremova.borda.ru/?1-11-30-00000063-000-0-0-1236084630. К сожалению, полный текст книги сейчас в Интернете почему-то недоступен. Всё же одну цитату приведу. Цитата из "Таис Афинской", где речь идёт о Тантре - древнейшей традиции дравидской (то есть ещё доарийской) Индии: Высший мир мы называем так не потому, что он находится где-то наверху, а обозначая его качество по сравнению с окружающим, - сказал темнолицый, - я начал говорить тебе о двух разных путях к достижению совершенства. Первый путь, повторяю, путь ясности мысли - это уничтожение всех физических желаний, даже желания продолжать жизнь. Но у темнокожих древних обитателей Индии, к которому принадлежу я, разработан другой путь, философия изначальная для всей индийской мысли и особенно пригодная для современной эпохи невежества, зависти и злобы, именуемой Кали-Югой. В ней самые глубокие познания и самое мощное умение повелевать силами человеческого тела. Она называется Тантрой. Краткая суть ее в том, что человек должен испытать все главные желания жизни с высочайшим напряжением, чтобы в короткий срок изжить их и освободиться. - И ты последователь Тантр? - спросила Таис. Жрец ответил утвердительным жестом. - И освободился навсегда от соблазнов и желаний? - Она посмотрела на жреца так выразительно, что все мышцы его могучего тела напряглись. Он набрал полную грудь воздуха и продолжал: - Тантра не отвергает желания, особенно Эроса, признавая в нем движущую силу жизни и возможность духовного возвышения. И мы никогда не отказываемся помочь другому в этом восхождении, памятуя историю Брахмы. Индиец рассказал прелестную легенду о любви небесной апсары к главному богу индийской троицы Брахме. Занятый созерцанием и совершенствованием, он не ответил на ее призыв. Тогда апсара прокляла его, напророчив ему почитание от верующих меньшее, чем для всех других богов. Брахма отправился к другому богу троицы Вишну; и тот разъяснил ему, что совершен тяжкий грех, для исправления которого он должен стать любовником апсары и совершить еще тридцать других покаяний для очищения, ибо женщина - величайшая драгоценность и действенные руки Природы-Шакти. Мужчина, отказывающий женщине в страсти, кто бы она ни была, совершает большой грех. Поэтому последователи Тантры поклоняются Шакти и весьма изощрены в Эросе.

Эуг Белл: Не вижу в этих ссылках реальных "связей" ИАЕ с масонами. Имхо, их и не было. Если говорить о "связях" с деятелями "иррациональных культов", то через свою первую жену ИАЕ был так или иначе связан с теософами и, возможно, с какмими-то исследованиями индологов помимо этого мутного течения. Хотя то, с чем контактировал ИАЕ могло быть как раз достаточно светлым. Вспомним, что Витаркананда из ЛБ имел прообразом реального великого чесловека, очень светлого "мудреца" Вивекананду, ученика Рамакришны. Возможно, ИАЕ прочитал блестящую книгу "Вселенское Евангелие Вивекананды", принадлежащую перу Ромена Роллана и опубликованную в его собрании сочинений в те годы. Затем - много времени он посвятил изучению древних культов, в том числе орфических и гностических... Имхо, его взгляды детерминировались, в основном, НАУКОЙ И НАУЧНЫМ МЕТОДОМ, и он критически относился ко всему этому. Что видно и из "лекции" Гирина. "Агни-йогой он одно время увлекался, но потом, после ознакомления с Ю.Н.Рерихом больше об этом не писал. Я думаю, Рерих-сын ему не понравился. Я считаю, что о масонстве ИАЕ НИЧЕГО НЕ ЗНАЛ. Переубедите, если сможете.

Degen1103: очень светлого мудреца Вивекананду, ученика Рамакришны. Пользуясь случаем, спешу сообщить, что в Москве давно действует миссия Рамакришны, и Свами Джьетирупананда проводит замечательные четверговые чтения с увлекательными рассказами и ответами на вопросы. Мне посчастливилось его немножко послушать, но уже давно, увы, такой возможности лишён...

Degen1103: о масонстве ИАЕ НИЧЕГО НЕ ЗНАЛ Конвергенция? Или мне так кажется, т.к. сам имею о масонстве предстваление весьма смутное?

Эуг Белл: Когда я буду в Москве - обязательно попробую заглянуть в гости к Рамакришне. В конце концов - это моя юность, то, во что я тогда верил (наряду с Марксом, Энгельсом, Кампанеллой, Ефремовым - в общем, со всем этим "компотом" ). Спасибо за ссылку. Из всех восточных мудрецов именно Вивекананду в свое время я перечитал почти полностью (на русском). Похоже, Ефремов знал (читал) также Кришнамурти (через первую жену).

Эуг Белл: Куда-то, по-моему, пропала тема о первой жене ИАЕ... Хорошо, но она сохранилась в ЖЖ "Мир Ивана Ефремова" http://ivan-efremov.livejournal.com/ Вот: хоть повод вспомнить о ЖЖ, который давно закинул". Может быть, найду время продолжить?... "Главная" женщина Ивана Ефремова Jan. 10th, 2009 at 11:56 AM Это первая жена Ефремова. Ее звали Елена Доме(н?)тьевна Конжукова. Ее родина - Павлодар. Затем судьба забрасывает ее в Крым. Она учится в Симферополе, в университете, которым руководил В.И.Вернадский (!). На пять лет старше ИАЕ. Так же как и он получила звание кандидата наук (по палеонтологии) без защиты: у нее уже к тому времени были серьезные научные труды. Настоящий ученый, о котором сохранилась память. Она умерла в 1961 году (!), когда практически большинство "задумок" Ефремова были уже задуманы или воплощены. Ему осталось жить 10 лет. У них был уже сын - Аллан. Который, кстати, потом говорил, что Елена Дометьевна оказала огромное влияние на ИАЕ. И что она была гораздо более "религиозна". Что он под этим подразумевал? Возможно, не христианство, а оккультизм, потому что я в интернете нашел некоего Вадима Конжукова, последователя Кришнамурти, известного в оккультных тусовках тех времен человека. Возможно, это брат Елены. А вот - портрет Елены Дометьевны: Е.Д. умерла в 1961 г., завещав развеять свой прах в Коктебельской бухте (то есть рядом с Домом Поэта - М.Волошина, о котором еще пойдет речь). Через год Ефремов женился вторично на женщине, которая была гораздо моложе его и к которой Аллан относился как к старшей сестре, по его словам, хорошо известная Таисия Иосифовна Ефремова, хранительница бумаг ИАЕ..., та, которой посвящена ТАф. Очевидно, Т.И. многое сделала для больного Ефремова в последние его годы. Но могла ли она оказать влияние на формирование его идей? Все это приводит к значительному изменению "нюансов"... Само существование Елены Дометьевны замалчивалось. В лучшем случае о ней говорили два-три слова. Это можно по-человечески понять, но, как говорится, истина дороже, и это тоже нужно понять и принять. Хотелось бы, чтобы после этой моей реплики наследники Ефремова не обрушились бы на меня с упреками. Мы получаем совершенно новую картину: объясняются связи Ефремова с Вернадским и семьей Рерихов. А также Вернадского и М.Волошина. Для меня это - новый шаг в понимании личности выдающегося философа. http://www.paleo.ru/institute/people.html?name=%CA%EE%ED%E6%F3%EA%EE%E2%E0+%C5.%C4. Блог автора:

Degen1103: Да, глубокие вскрываются корни... Но как всегда - на уровне смутных догадок, бледного отблеска тайны...

Degen1103: Н.Самохина. Эзотерика наоборот, или как Рериха в масоны произвели.

Degen1103: Потыкался поиском на масонском форуме - Ефремова читают, хвалят "Час быка", "Лезвие бритвы". Скажем, наравне с Лемом. Больше ничего не нашёл.

Эуг Белл: Очень много споров на этом форуме по поводу отношений ИАЕ с религией. Так вот я утверждаю: ИАЕ был АТЕИСТОМ. К религии он относится отрицательно. Однако некоторые АСПЕКТЫ религии (некоторые моменты религиозной практики, в основном, восточной) он считал правильным и полезным использовать. При этом - не теряя критического взгляда на религию. Единственным, пожалуй, "религиозным" моментом в философии ИАЕ было его отношение к женщине. За это уцепились уже какие-то оккультисты, по-моему, последователи "Розы Мира". Я бы сказал, это довольно глупо! "Религиозное" отношение ИАЕ к Женщине - это просто ценностное отношение и только. Это рыцарство и поэзия. Так что, последователи "Розы Мира" - руки прочь от ИАЕ! Теперь насчет "гностицизма" и "герметизма". По-моему, таких слов у ИАЕ вообще нет. Как ученый, он выражает недовольство устройством биосферы "по Дарвину", будучи убежденным дарвинистом. Он говорит о необходимости переделать природу (понимая и диалектическую "невозможность" никакой простой переделки), осознавая ее инфернальность. Концепция инфернальности - это НЕ РЕЛИГИОЗНАЯ, А ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ теория. ИАЕ говорил также, что некоторые учения в древности прозревали факт инфернальности, но делали из этого неправильные выводы. Ни гностиком, ни герметистом ИАЕ никогда не считал себя. Биосфера сложнее человека, и наука не сможет по-настоящему управлять ни природой, ни обществом, во всяком случае - в течение, может быть, многих тысячелетий...

Алексей Ильинов: Жень, парадокс то весь в том, что творчество и философия АТЕИСТА Ефремова стали самой, что ни на есть, РЕЛИГИЕЙ для его многочисленных почитателей. Ефремова я бы назвал «религиозным атеистом», ибо русский атеизм явно отличается от атеизма западного. Прежде всего потому, что обращается он к ВЕЧНОСТИ, тогда как атеизм на Западе сосредотачивается исключительно на «вещности» и чуть ли не животных инстинктах. Да и нет ничего удивительного в том, что ефремовские мысли и идеи увлекают и ВЕРУЮЩИХ людей (несмотря на бурные протесты «неокоммунистов-марксистов» типа Хазанова). Меня, например. Русский Космизм всегда был (и будет!!!) явлением религиозным. И идея Ноосферы, несмотря на то, что её серьёзно научно исследуют, весьма религиозная. Мне, скажем, очень понравилась (в какой-то радиопрограмме, посвящённой религиозному возрождению) трактовка Ноосферы как Царствия Небесного, где земное (сотворённое) и небесное (творящее) сливаются воедино. По сути, ефремовский Вселенский Коммунитаризм — это ничто иное, как возвращение к первоначальной цельности Логоса. То есть то, о чём писали и Фёдоров, и Соловьёв, и Бердяев, и Флоренский, и отец Сергий Булгаков, и Алексей Лосев, а ныне — Валерий Сагатовский.

Алексей Л.: Ага. Марксизм бывает хороший и плохой, рерихизм бывает хороший и плохой... Уже проходили.

Алексей Л.: Когда впервые прочитал Агни-Йогу, был поражен множеством совпадений с "Туманностью Андромеды". Позже узнал, в чем дело. Но вот многочисленные совпадения с "Розой Мира" совершенно непонятны. Андреев ничего не знал о Рерихах, а Ефремов об Андрееве. Кстати, было какое-то псевдообщество "Роза Мира", они даже рок-оперу сочинили, в которой Ельцин по приказу известно кого уничтожает русский народ. Так что вполне возможно, что есть и чокнутые лжеефремовцы, как есть "рерихнутые". P.S. Совершенно надуманное "исследование" - Андреев и Толкиен. Статья называется, кажется, "Они не знали друг о друге", журнал "Урания", год и номер не скажу. Сходство якобы в следующем: смена эпох и рас, постепенная деградация ("повреждение"). Но это можно найти и у многих других, как минимум от Гесиода до... Тогда и "Волшебник Изумрудного города" - теософия. P.P.S. Ну как же мне наконец зарегистрироваться?



полная версия страницы