Форум » БИОГРАФИЯ И ПУБЛИКАЦИИ » Ефремов и Волошин » Ответить

Ефремов и Волошин

Эуг Белл: Ефремов много цитировал Волошина. Достаточно вспомнить, что в ТуА он привел героев на могилу Волошина, конечно, не назвав имени, но процитировав стихотворение. Там герои ведут философские беседы. Так ИАЕ пытался по мере сил "воскресить" имя великого русского поэта. Я собираюсь написать очерк о философии Волошина, а пока перечитываю его стихи. Возникли 2 мысли. 1. Долгие годы Волошин считал, что Россия возродится после всех революционных передряг. Он придавал этому некое мистическое значение. "Умирать - так умирать с тобой, и с тобой, как Лазарь, встать из гроба". И если огню русской трагедии не хватит топлива, то - "вот плоть моя". Однако в последних стихотворениях высказывается и другая мысль - "простая мысль" киммерийской земли: русская культура погибла (или скоро погибнет) и ничто уже не возрадит ее. Как погиб Рим, как погибла Греция. То есть в сознании Волошина произошло своего рода "очищение" от первоначальной религиозно-мистическо-романтической мистики. Следуя позднему Волошину, стоит осознать эту мысль и привыкнуть к ней. Мы УЖЕ стоим на руинах великой русской цивилизации... И Чехов, Толстой, Достоевский, Ахматова, Цветаева (да и сам Волошин) - все это БЕЗВОЗВРАТНО ПРОШЛО. Между прочим. в последние десятилетия у нас не появилось ни одного выдающегося писателя, живописца, поэта, композитора... 2. Волошин различал "видимую реальность" и "скрытую", глубинную. Задача Поэта (с большой буквы, Мастера) состоит в том чтобы "называть имена" - фиксировать глубинную составляющую жизни, бытия. Внешнее Волошин считал как бы вообще и не существующим. Его завет - жить глубинными смыслами, в восприятии общества, истории, в личных отношениях с окружающими. Он настолько признавал доминирование "глубинных смыслов", что считал возможным предсказание будущего, то есть пророчество (в истории). Однако, к разочарованию, наверно, Андрея Козловича, Волошин был, как я считаю, весьма далек от "идей" "Кибалиона", разделяя далеко не все из них. Волошин был близок к Р.Штейнеру, известному европейскому лидеру оккультизма. Он, как и некоторые другие деятели Сер. века, восхищался им как личностью. Волошин даже ездил в Европу и принимал участие в постройке оккультного Храма (кажется - антропософского), который потом был сожжен Гитлерм - Гётенаума. Он расписывал там какой-то огромный занавес. И в дальнейшем Волошин был постоянно рядом с масонством, но, как мне кажется, существовали в его мировоззрении как тенденции, притягивающие его к оккультизму и массонству, так и отталкивающие. Все это было бы интересно рассмотреть подробнее. Экскурсоводы в его музее говорят о том, что Волошин был "настоящий масон", но я сомневаюсь в этом. Во всяком случае, описание "глубинной реальности" в его стихах и прозе выглядят подчас слишком НАУЧНО, и подобное никогда я не встречал ни в каких оккультных "трудах". Есть еще одна сторона: сами оккультисты и массоны относились к Волошину с подозрением. Мне также кажется, что один из мотивов разрыва М.В. с его первой женой - различие в восприятии некоторых сторон учения Штейнера.

Ответов - 23, стр: 1 2 All

Эуг Белл: Привожу текст о Волошине (нашел сейчас случайно в завалах) с ЭрфРома. Это - старый текст. С тех пор Дом Поэта реставрировали. Татарам строиться в Тихой бухте запретили. Добавлено: 5/1/2005, 23:17 Заголовок сообщения: Максимиллиан Волошин Максимиллиан Волошин - один из крупнейших русских поэтов Серебряного века. Он также - и выдающийся, незабываемый художник. Волошин - один из любимейших поэтов Ефремова. В шестидесятые-семидесятые годы невозможно было купить в магазине и прочитать сборник стихов поэта. Стихи его ходили в рукописях. В вечносущем в эпохи тоталитаризма самиздате. Да и фамилии Волошина мы не нашли бы в сборниках литературоведческих статей. Не случайно, увековечив память Волошина в своем романе "Туманность Андромеды", Иван Антонович так и не назвал его имени. ---------- - Я задержался наверху, - Рен Боз показал на каменистый склон. - Там древняя могила. - В ней похоронен знаменитый поэт очень древних времен, - заметила Веда. - Там высечена надпись, вот она, - физик раскрыл листок металла, провел по нему короткой линейкой, и на матовой поверхности выступили четыре ряда синих значков - О, это европейские буквы - письменные знаки, употреблявшиеся до введения всемирного линейного алфавита! Они нелепой формы, унаследованной от пиктограмм еще большей древности. Но этот язык мне знаком. - Так читайте, Веда! - Несколько минут тишины! - потребовала она, и все послушно уселись на камнях. Веда Конг стала читать: "Гаснут во времени, тонут в пространстве Мысли, событья, мечты, корабли... Я ж уношу в свое странствие странствий Лучшее из наваждений Земли!.." - Это великолепно! - Эвда Наль поднялась на колени. - Современный поэт не сказал бы ярче про мощь времени. Хотелось бы знать, какое из наваждений Земли он считал лучшим и унес с собой в предсмертных мыслях? --------- И действительно: что за наваждение здесь имеется в виду? Скорее всего, "секрет" раскрывают строки первых двух четверостиший: Выйди на кровлю. Склонись на четыре Стороны света, простерши ладонь... Солнце... Вода... Облака... Огонь... Все, что есть прекрасного в мире... Факел косматый в шафранном тумане... Влажной парчею расплесканный луч... К небу из пены простертые длани... Облачных грамот закатный сургуч... Гаснут во времени, тонут в пространстве и т.д. Стихотворение описывает закаты в Коктебеле. Я не раз был свидетелем величественной симфонии, разыгрывающейся на небе в час заката в тех местах. Думалось: почему это люди сидят дома, почему не выбегают смотреть на это потрясающее чудо. Поистине "все, что есть прекрасного в мире"... Волошин в час заката день за днем поднимался на высокую гору, где созерцал он море, далекие прозрачные синеватые силуэты гор, удивительную сказочную страну облаков... Там мог он видеть эти "к небу из пены простертые длани" и "закатный сургуч" солнца. Современный читатель, возможно, не знает, что такое сургуч. Это такое вещество, которым запечатывали письма и бандероли. В то время сургуч был яркого темно-красного цвета. Цвета солнца, уходящего за горизонт. На этой горе Волошин и похоронен. Ефремов в своем романе хочет показать высокую значимость поэзии Волошина. Действительно, потомки созранили его могилу на тысячелетия, читают его стихи. А между тем стихи Волошина были запрещены в эпоху позднего социализма, как и все, что хоть как-то могло напомнить об ужасах послереволюционных лет. Например, вот это, напоминающее то, что увидела Фай Родис в подземельи Садов Цоам. Собирались на работу ночью. Читали Донесенья, справки, дела. Торопливо подписывали приговоры. Зевали. Пили вино. С утра раздавали солдатам водку. Вечером при свече Выкликали по впискам мужчин, женщин. Сгоняли на темный двор. Снимали с них обувь, белье, платье. Связывали в тюки. Грузили на подводу. Увозили. Делили кольца, часы. Ночью гнали разутых, голых По оледенелым камням, Под северовосточным ветром За город в пустыри. Загоняли прикладом на край обрыва. Освещали ручным фонарем. Полминуты рокотали пулюметы. Доканчивали штыком. Еще недобитых валили в яму. Торопливо засыпали землей. А потом с широкою русскою песней Возвращались в город домой. А к рассвету пробирались к тем же оврагам Жены, матери, псы. Разрывали землю. Грызлись за кости. Целовали милую плоть. Симферополь 26 апреля 1921 года. Это не стихи. Это голос человека, который, видя все происходящее, уже не в силах подбирать рифму, ласкающую слух читателя. Это просто слова о том, что происходило. Это - документ, и нам очень трудно поверить, что все это - правда. Но это так, как бы ни хотелось думать о том, что - может быть, ну, бога ради, пусть это будет - поэтическое преувеличение... Как же так, люди?! В особенности страшно это было воспринимать нам в те годы, когда считалось, что террор - это только "белые", а тут, очевидно, - расстреливали "красные"... --------- Недавно я гулял возле могилы Волошина, поднимался на эту гору, сидел возле этой могилы, потом я спустился с этой горы вниз в долину. Покрытая соломенно-золотыми травами, этот ландшафт, будто взят из каких-то акварелей Волошина Так вот там стояли загорелые люди, была суета, машины дымили, вбивались в землю колья… Долина разбивалась на участки. Теперь там будет, по-видимому, татарский поселок. Татары возвращаются, но Крым ведь огромный. Почему решили этот поселок ставить именно здесь, возле могилы Волошина, к кторой также как как сказал о себе когда-то Пушкин, «не заростет народная тропа»? А люди, русские люди, идут и идут. И когда я поднимался на гору, где могила Волошина, там были люди. И действительно, это тропа существует, даже две тропы, и они не зарастают, потому что люди идут и идут на волошинскую могилу. Волошин - это какая-то огромная величина в русской культуре. И Коктебель, открытый Волошиным, стал энергетическим центром русской культуры. И как, скажем, трудами Достоевского и того же Пушкина русский этнос, русская этническая целостность включила невские ландшафты, так Волошин подарил русской культуре ландшафты Коктебеля. И здесь побывали все тогдашние крупные поэты и писатели «серебряного века». Тут была и Марина Цветаева, которая сейчас просто вызывает у всех поклонение. Тут был даже Маяковский, тут был Мандельштам, Вересаев, Булгаков, Пришвин, Петров-Водкин и многие другие выдающиеся, гениальные люди «серебряного века». . Этот кусок суши и моря, это побережье бузловно должно быть русским национальным заповедником. В рамках, может быть, украинского Крыма, как это исторически сложилось. Почему бы и нет? Почему бы российскому президенту не обратиться к украинскому с такой вот важной культурной великой просьбой: обсудить этот вопрос и, возможно, выработать какие-то компромиссы, если в этом есть какие-то противоречия. Почему нужно заботиться только об экономической стороне дела или, предположим, о бытовых условиях проезда через границы? Почему президентам не рассмотреть и такие вот очень важные для двух стран вопросы? А может быть, Волошинский Дом Поэта должен стать ноосферным заповедником, потому что он принадлежит через русскую культуру всему человечеству. Может быть, нужно написать в ЮНЕСКО? В ООН? Последнее известие. Дом Волошина рухнул. Его пытались неудачно ремонтировать. Теперь для востановления музея требуется 300 000 долларов. На самом деле требуется нечто гораздо большее, чем ремонт Дома Поэта. Нужен ремонт человеческих душ, а его стоимость невозможно оценить в валюте. Дверь отперта. Переступи порог. Мой дом раскрыт навстречу всех дорог. В прохладных кельях, беленных известкой, Вздыхает ветр, живет глухой раскат Волны, взмывающей на берег плоский, Полынный дух и жесткий треск цикад. А за окном расплавленное море Горит парчой в лазоревом просторе. Окрестные холмы вызорены Колючим солнцем. Серебро полыни На шиферных окалинах пустыни Торчит вихром косматой седины. Земля могил, молитв и медитаций - Она у моря вырастила мне Скупой посев айлантв и акаций В ограде тамарисков. В глубине За их листвой, разодранной ветрами, Скалистых гор зубчатый окоем Замкнул залив Алкеевым стихом, Асимметрично-строгими строфами. Здесь стык хребтов Кавказа и Балкан, И побережьям этих скудных стран Великий пафос лирики завещан С первоначальных дней, когда вулкан Метал огонь из недр глубинных трещин И дымный факел в небе потрясал. Вон там - за профилем прибрежных скал, Запечатлевшим некое подобье (Мой лоб, мой нос, ощечье и подлобье), - Как рухнувший готический собор, Торчащий непокорными зубцами, Как сказочный базальтовый костер, Широко вздувший каенное пламя, Из сизой мглы, над морем вдалеке Встает стена....................... Это стихотворение и многие другие великие произведения Волошина легко найти в Интернете. Кстати, именно отсюда четверостишье: "Будь прост как ветр, неистощим как море.......Весь трепет жизни всех веков и рас живет в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас". Есть также замечательный сайт http://lingua.russianplanet.ru/library/mvoloshin/mv_paint1.htm где можно также полюбоваться потрясающими акварелями Волошина. Между прочим, Волошин читал лекции в Симферопольском университете о поэзии, встречался с Вернадским, который тогда возглавлял этот университет, и даже дарил ему акварели со своими стихами. Вернадский сказал, что эти акварели - "наглядное пособие" по геологии Крыма. Евг Бел Цирцея Добавлено: 24/4/2005, 18:35 Заголовок сообщения: сайт с творчеством Волошина http://lingua.russianplanet.ru/library/mvoloshin.htm Евгений Беляков Добавлено: 4/7/2005, 09:30 Заголовок сообщения: И ЭТО - ТОЖЕ ВОЛОШИН! "О, эти сны о небе золотистом, о пристани крылатых кораблей!" - вспомнила Родис стихи древнего поэта России: больше всего любила она русскую поэзию ... " Священных стран Вечерние экстазы. Сверканье лат Поверженного Дня! В волнах шафран, Колышутся топазы, Разлит закат Озерами огня. Как волоса, Волокна тонких дымов, Припав к земле, Синеют, лиловеют, И паруса, Что крылья серафимов, В закатной мгле Над морем пламенеют. Излом волны Сияет аметистом, Струистыми Смарагдами огней... О, эти сны О небе золотистом! О, пристани Крылатых кораблей!.. 1907 И еще одна ссылка на сборник стихотворений великого поэта: http://www.ipmce.su/~tsvet/WIN/silverage/voloshin/vGodiStran.html

Эуг Белл: Еще ссылки: Коллекция акварелей. http://cimmeria.mccinet.ru/voloshin_watercolors.htm Статья об увлечении Волошина оккультизмом. http://www.plexus.org.il/texts/kuzmin_okkult.htm

balu: Эуг Белл пишет: другая мысль - "простая мысль" киммерийской земли: русская культура погибла (или скоро погибнет) и ничто уже не возрадит ее. Вы читали [url=http://ru.wikipedia.org/wiki/Зиновьев,_Александр_Александрович]Зиновьева[/url]? Я пока осилил только некоторые его интервью.



полная версия страницы