Форум » БИОГРАФИЯ И ПУБЛИКАЦИИ » На плечах гигантов » Ответить

На плечах гигантов

Трак Тор: На плечах гигантов [more]Во времена английского физика и математика Исаака Ньютона (1643—1727 гг.) было широко известно замечание-размышление французского философа-платоника Бернар(д)а Шартрского (Bernardus Carnotensis), жившего в XII веке, о том, что любой мыслитель может делать новые шаги в познании мира лишь благодаря многочисленным наработкам своих гениальных предшественников — Бернар(д) Шартрский сравнил современников любой эпохи с карликами, стоящими на плечах предков-гигантов. Такое сравнении появилось во время размышлений и восхищения, которые неизбежно возникали, когда Бернар(д) Шартрский переводил труды своего духовного наставника — древнегреческого философа Платона (V—IV века до н. э.). Исаак Ньютон, употребивший эту фразу в письме к своему коллеге, английскому естествоиспытателю Роберту Гуку (1635—1703 гг.), сделал эту мысль широко известной. [/more] Я полагаю, что в применении к ИАЕ гиганты, о которых говорил Бернар(д) Шартрский - это Уэллс и Богданов. Итак, сквозная тема - три великие утопии ХХ века, в хронологическом порядке, и их авторы: Александр Богданов (1873-1928) - "Красная звезда", 1908 Здесь_Издание 1929г - без купюр; "Инженер Мэнни", 1914 (и, кстати, замечательный рассказ 14-го года "Праздник бессмертия") ; Герберт Уэллс (21 сентября 1866 — 13 августа 1946) - "Люди как боги", 1923; Иван Ефремов (1907(08) -1972) - "Туманность Андромеды", 1955-56

Ответов - 75, стр: 1 2 3 4 All

Трак Тор: Перенос из ТОППЕ Я считаю у ИАЕ были "три источника, три составные части": Уэллс, Богданов и фантастика от Итина (написавшего первый, до А. Толстого нФ роман) до... до не знаю, кого. Оказывается, фантастика 20-х - 30-х была очень многочисленна, до тех пор, пока Сталин (вероятно) не свернул ей шею. "Путешествие Баурджеда" точно из-за Сталина не печаталось. Несколько текстов по теме у меня есть. Особенно много про "Тибетский опыт". Итак, первый, самый мощный исток - Уэллс. Или все же Богданов? Его КЗ раньше ЛкБ) написан. Но о том, что ИАЕ знал и любил Богданова мне известно только со слов Т.И. (что по моей просьбе любезно выяснил А.К.), а об Уэллсе общеизвестно - сам ИАЕ писал. Об опальном Богданове осторожный ИАЕ понятно почему не упоминал. Для затравки текст, бросающий некоторое пятно на главный источник - Уэллса. Это может объяснять многие странности в творчестве ИАЕ. Кросс-пост: Nut писал(а): Раз уж такая пьянка, при возможности самостоятельно тоже посмотрю, может, где и действительно что-то такое есть. Но только не в вышеприведённых двух случаях. Помогу вам. Выше я писал про произв. Уэллса, на к-рые ссылался Р.Уилсон, но к-рые не входили в наши полные собрания. Вроде он имел ввиду труд Уэллса "Современная утопия". Выше мы уже говорили о том, что в утопическом царстве в брак вступать будет дозволено только сильным, здоровым людям. Ясно, что этим имеется в виду избежать физического вырождения людей. Хилые дети могут рождаться только от хилых родителей, не имеющих права вступать в брак. Современная утопия предусматривает случаи, когда безнадежно хилые люди как в детском, так и в зрелом возрасте будут уничтожаться.Ну и тд., в том же духе. Не зря не печатали в советское время (до 1991 г.). Этот очерк был написан в 1903 году, цитирован по собр. соч. в приложении к журналу "Вокруг света" в 1909 году. Ефремов вполне мог его читать. Я, впрочем, настаиваю, что это некий перехлест великого мыслителя и писателя (у великих иногда все слишком) , и только, но иные и фашизм могут усмотреть. Повторю, связь (в т.ч. идейная) Уэллса и ИАЕ несомненна, он сам о том многажды писал, и это не могло не отразится на произведениях Ефремова, что бы вы не говорили. Об этом, правда, не принято говорить на мемориальных Чтениях Конец переноса

Трак Тор: Перенос из темы послесловия. рецензии... ЧБ:- Люди, - сказал Чойо Чагас, прикрывая веками узкие свои глаза,- тени, не имеющие значения в истории. Живут только их дела. Большевик А.Богданов писал в КЗ: Человек - личность, но дело его безлично. Рано или поздно он умирает с его радостями и страданиями а оно остается в беспредельно растущей жизни. Правда, большевика Богданова большевики-ленинцы не взяли в свое будущее. А Ефремов взял, что показывают многочисленные параллели (теперь вот еще и эта, спасибо автору рецензии Тиань с Я-рушки) в их текстах. Странно только, что эту богданово-ефремовскую мысль высказал страшный олигарх Чойо Чагас. Неисповедимы пути господни

Трак Тор: Уэллс, Герберт Джордж - британский писатель и публицист. Автор известных научно-фантастических романов. Крупнейший мастер критического реализма. Сторонник фабианства. Трижды посещал Россию, где встречался с Лениным и Сталиным. В 1895 году Уэллс написал своё первое художественное произведение — роман «Машина времени» о путешествии изобретателя в отдалённое будущее. На протяжении творческой жизни (с 1895) Уэллс написал около 40 романов и несколько томов рассказов, более десятка полемических сочинений по философской проблематике и примерно столько же работ о перестройке общества, две всемирные истории, около 30 томов с политическими и социальными прогнозами, более 30 брошюр на темы о Фабианском обществе, вооружении, национализме, всеобщем мире и прочем, 3 книги для детей и автобиографию, по его произведения снято 17 фильмов И. ЕФРЕМОВ, На пути к роману “Туманность Андромеды”. Журнал "Вопросы литературы", 1961, № 4, с.142-153:Мысль о воспитании связана со всем обликом человека будущего, которого я пытаюсь показать в “Туманности Андромеды”. И в этом — человеческом — плане мой роман полемизирует с некоторыми вещами Уэллса, особенно с его “Машиной времени”, где нарисована пессимистическая картина “затухания” и обмельчания человечества. Конечно, с Уэллсом я не только полемизировал, но и учился у него мастерству, искусству фантастики. В частности, его роман “Люди как боги”, (который я ценю у него больше других) явился своего рода “отправной точкой” для “Туманности Андромеды”.(Курсив мой - О.Ч.) Полемизировал Иван Антонович в ТуА и с ЛкБ, где уэллсовскую точку зрения на структуру пространства и как надо проводить основополагающий опыт (в ЛкБ это опыт Ардена и Гринлейк) высказывал отрицательный герой Бет Лон. UPD. Иван Ефремов "ПОЗНАВАТЬ ДИАЛЕКТИКУ ЖИЗНИ"Из классических утопистов мне наиболее приятен Фурье (он наиболее трезв в суждениях). На "Андромеду" они могли повлиять лишь отдаленно, потому что теперь это - почти религиозные мечты о праведном человечестве, и мы понимаем, насколько сложнее общественное развитие нашей планеты. Ближе всего к Андромеде Уэллсовские "Люди как боги" (Men like gods) - вещь в свое время так же недооцененная нашими философами, как позднее кибернетика.

Дед Мороз: Трак Тор пишет: Уэллс, Герберт Джордж - британский писатель и публицист. Автор известных научно-фантастических романов. Крупнейший мастер критического реализма. Сторонник фабианства. Трижды посещал Россию, где встречался с Лениным и Сталиным. А также с учёными Н.А.Рыниным, Я.И.Перельманом и фантастами А.Н.Толстым, А.Р.Беляевым ...

Трак Тор: Спасибо конкурирующей фирме за дополнения (шутка:) А если серьезно, в т.н. ЕПр первенство может перейти к младоефремовцам (независимо от дат, установленных его основоположником), что естественно. Посмотрев на хронологию работ, видно, что классики (Нооген) уже перешли в мемориальную фазу (слова Гумилева: "Помнишь, как было прекрасно!") и превратились в памятник самим себе. К тому же движутся и мирефремовцы, но я буду противится этому по мере сил. Тем не менее, в помощь "конкурентам" :) выкладываю первоначальный план темы "истоки" (или на плечах гигантов, по ходу дела решил их разделить), вдруг окажется полезным (а сам не успею)? 1. На плечах гигантов, регистр Альтшуллера.. Библиотека Ап Парка (просветители) и Вырицы — фантастика 2. О влиянии Уэллса: ... 3. О влиянии Уэллса на ЧБ: роман “Бэлпингтон Блэпский”, «мир будет страшно перенаселен и всюду будут массы голодных людей. Мы будем не в состоянии прокормить их, потому, что фосфор исчезнет и что неизбежна война. Крупная война». ЧБ: Гигантские кладбища Торманса - одно из красноречивых доказательств фосфорной катастрофы, происшедшей на планете... 4. В Космос - только "от избытка сил" ("Освобожденный мир" и ЛБ) 5. О влиянии Богданова: В официальных источниках ничекго нет, но по словам ТИЕ ИАЕ знал его творчество и был неплохо знаком с его сыном - А.А.Малиновским, генетиком. Об издании романов (? - не помню, что имел ввиду про издание). 6. Воспитание — в докладе Остров Матерей 7. Интернет — в статье Предчуствие Интернета (спектротелефон — ТВФ, эл. почта) 8. Тибетский опыт — опыт Ардена и Гринлейк, 0-транспортировка 9. Горе и радость — удовольствие и страдание в гл. "Гедонический подбор" Тектологии вслед за Бентамом 10. Стрела Аримана -«Огромное неравенство культуры будет замаскировано равенством нисших комплексов культурной системы… Закон наименее благоприятных условий сурово властвует над человечеством, пока оно не овладеет им.» - Тектология 11. На полюсах искусственные солнца из радия растопили льды, а по ночам над Землей поднимались электрические луны 12. Галпктический масштаб деятельности — в "Инженере Мэнни" 13. Прогностика: 4 романа Уэллса и Лейб. ("Я читал "Гимн" и очень наслаждался. Очень интересная и мудрая книга...") 14. Главное – ТА написан в переломное время 1957 года

Дед Мороз: Благодарю Вас, Трак Тор! Смутил только пессимизм "а вдруг не успею?". С Вашей ли энергией, пытливым незакосневевшим умом и молодой душой?

Дед Мороз: Если ув. ТТ ещё не читал, просто необходимо выложить сюда: Г.Альтов. Перечитывая Уэллса ( с включением сравнительных таблиц "Судьба НФ предвидений ГУ." ) http://lib.rus.ec/b/123365/read Сейчас лихорадочно ищу в сети вышеназванные таблицы

Трак Тор: Не читал (я мало читаю). Хотя насчет регистра Альтшуллера и его табличного классификатора идей НФ в курсе. Там есть один роман Уэллса, к-рого нет в советском 15-ти томнике (потому не читал) - "Мир Вильяма Клиссольда" (1926) UPD По ссылке выше увидел одну существенную мысль: В том же романе «Освобожденный мир» Уэллс пишет, что полеты в космос начнутся лишь тогда, когда на Земле людям уже не останется никакой работы.О том же писал и Ефремов в ЛБ и еще где-то: в Космос надо выходить только "от избытка сил". В некотором смысле в 60-е был фальстарт: в Космос летели в логике гонки вооружений. Пала "империя зла" - скукожились и космические программы (особенно в РФ). Дороговато пока, на Земле много работы и надо много средств в борьбе с бедностью. Так что Уэллс и Ефремов по большому счету и тут не ошибались. Про таблицы: возможно все же имеется ввиду регистр? UPD. Повторяет уэлссовскую мысль и Ян Ларри в "Стране счастливых":Нечего на звезды смотреть, на Земле работы много

Дед Мороз: Однозначно, нет. К примеру, таблицы появились по Беляеву в Истоках. А.Балабуха; А.Бритиков: роман Красная звезда А.Богданова- Малиновского открыл целый ряд аналогичных утопий- Праздник весны Н.Олигера1910, Грядущий мир Я.Окунева1923, Следующий мир Э.Зеликовича1930, Страна счастливых Я.Ларри1931. Ю.Медведев - На другой планете П.Инфантьева ( ТуА )- из сборника Помочь можно живым. М. МГ.1990 (серия Школа Ефремова): " Разве нет в повести Инфантьева прообразов телевидения ( Телевизор капитана Ганешина?), голографии ( Тень минувшего?), солнечных батарей, электролётов, анабиоза ( ТуА )... А размышления о красоте, школьном воспитании - разве не чувствуется здесь связь с некоторыми страницами ТуА? А дивные картины марсианской природы, прежде всего океана, позволяющие назвать повесть, допустим, экологической утопией. А главная идея - обмен разумов?..." История от Балабухи, рассказанная незарегистрированным посетителем форума "Третий" :) - ТТ

Алексей Л.: (перенос из сокращенной темы) Друг Ленина, философ-"махист" (?) и секс-маньяк Богданов был также директором Института переливания крови и умер, поставив опыт на себе (популярная версия - по приказу Сталина). Вообще в те годы почему-то были очень модны медико-биологические эксперименты, а также гипноз и телепатия. В литературе - "Остров доктора Моро" Уэллса (вот действительно ужас!),"Собачье сердце", "Человек-амфибия"... массовый гипноз - "Аэлита", "Мастер и Маргарита"... Но почему? А в жизни? Мичурин, Павлов, Мечников, Дуров (гипнотизер, брат дрессировщика, мечтал о спящих-загипнотизированных солдатах, рабочих...), Мессинг... А вот версия из журнала "Компьютерра" примерно 1996 г. (автора и название не помню, и нет на сайте). Якобы для полного омоложения нужно полностью перелить кровь "донора" "пациенту". Для чего на самом деле и был предназначен ГУЛАГ.

Эуг Белл: Откуда Богданов "секс-маньяк"? Что-то новенькое... Ссылки, плизз. Иначе это воспринимается с юмором)

Алексей Л.: Насчет фальстарта это точно. Причем США были не умнее нас, денег потратили, наверно, больше и абсолютно бесцельно, особенно по программам "Апполо" и "Спейс Шаттл". И на Земле натворили примерно поровну, насаждая "братские" режимы и прочее. С другой стороны, без спутников связи и метеорологических мы уже не можем.

Алексей Л.: Самые разные ученые и писатели - Вересаев, Богданов, частично Толстой и другие - представляли себе людей будущего и/или инопланетян примерно одинаково. Почти все, кроме Ефремова. Огромные глаза, большие головы, крошечный рот, маленький рост, физическая слабость, голубая (серая) кожа (в дешевой кинофантастике достаточно побриться наголо). Почти нет различий между полами. Но вот что очень странно - независимо от них точно так же описывают и рисуют энлонавтов. (перенесено из другой темы)

Алексей Л.: Я и писал немножко с юмором. Он был теоретиком модной тогда "свободной любви", она же "теория стакана воды" (Ленин ее критиковал), но из публикации "Красной звезды" в 70-е эти места вырезали. В интернете та же урезанная версия*, а жаль - книга и без того скучная. ----- *Я использую текст изд. 29г. Не знаю, насколько урезан сканированный текст, но про свободную любовь среди марсиан (которая шокировала вначале землянина Леонида) там есть. - ТТ Ссылка: Бор. Легран. VI. 1929. ПРЕДИСЛОВИЕ К КЗ

Трак Тор: Если брать в расчет не только литературу как таковую, таким гигантом для ИАЕ был также, вероятно, Бартини. Благодаря ему он вступил в космологический спор со своим учителем - Уэллсом (история с Бет Лоном). См. тему Ефремов и Бартини

Дед Мороз: Спасибо Трак Тору и Эуг Беллу за предложенные темы! Открыл много нового для себя ------------- А можно ли узнать, в чём суть " космологического спора Ефремова с Уэллсом ( история с Бет Лоном )" ?

Трак Тор: из докл. Тибетский опыт:Идеи Уэллса о мгновенных путешествиях в пространстве изложены в главе четвертой романа "Люди как Боги". На роман падает тень Эйнштейна, но тут же исчезает: "...та вселенная, в которой мы живем, не только имеет протяженность, но и, так сказать, несколько искривлена и вложена в другие пространственные измерения, о чем прежде и не подозревали. Она выходит за пределы своих трех главных пространственных измерений в эти другие измерения точно так же, как лист тонкой бумаги, практически имеющий лишь два измерения, обретает третье измерение не только за счет своей толщины, но и за счет вмятин и изгибов". Подобные теории у Ефремова разрабатывал математик Бет Лон (и даже посылал людей в "эти другие измерения"), но "Академия Пределов Знания нашла ошибку в его построениях и дала принципиально иное объяснение наблюдавшимся явлениям". Ефремову не довелось дискутировать со своим учителем лично.Т.е. скорее Уэллс положил в основу романа то, о чем говорил Чутко, причем именно у него (Уэллса) это произошло спонтанно для людей туда, в Утопию и сложным оытом утопийцев назад. Ефремов творчески:) переработал это: у него люди коммунистического будущего проделали грандиозный опыт (случайно - как-то несолидно:) и с гигантской затратой энергии мгновенно прокололи наше пространство туда и обратно. по прямому лучу. В принципе, гипотеза о знакомстве с Бартини тут излишняя, вот и надо бы проверить, были ли они реально знакомы (или знал ли ИАЕ о его работах) или это придумали фантазеры Бузиновские. Но они ссылались на реального человека (фамилию счас не помню).

Дед Мороз: Понятно. По поводу спора Ефремова с Уэллсом есть цитата из Ефремова, рассчитанная видимо, на читателей с его интеллектуальным уровнем. А Ваши исследования помогают понять "недоговоренности" или "шифрограммы" ИАЕ всем остальным. Чисто для архива цитата: "Мой роман полемизирует с некоторыми вещами Уэллса, особенно с его Машиной времени, где нарисована пессимистическая картина "затухания" и обмельчания человечества. Конечно, с Уэллсом я не только полемизировал, но и учился у него мастерству, искусству фантастики. В частности, его роман Люди как боги ( который я ценю у него больше других ) явился своего рода "отправной точкой" для Туманности Андромеды". ---------------------- Из таблицы "Судьба научно - фантастических предвидений Герберта Уэллса" ( составлена Г. Альтшуллером в 1966 г. ) : СОН 1924 г.: Научно-тех. идеи/"Память предков" ( память о событиях, кот. пережил кто - то из отдельных предков данного человека )/ Более или менее созвучные идеи высказывались и до ГУ. Но У. впервые в НФ обосновал эту идею, намного опередившую своё время./ После долгой паузы идея вновь появилась в НФ. В "Лезвии бритвы" ИАЕ она получила дальнейшее убедительное развитие./ Что сбылось? Во всяком случае"да" имеет больше шансов, чем "нет". А источник http://lib.rin.ru/doc/i/28036p1.html указывает на теорию генетической памяти и в рассказе Ефремова "Эллинский секрет".

Дед Мороз: Трак Тор пишет: Дед Мороз пишет: А источник http://lib.rin.ru/doc/i/28036p1.html указывает на теорию генетической памяти и в рассказе Ефремова "Эллинский секрет". А что это за источник без подписи? ничего интересного там нет. А про СОН 1924 г (?) хорошо бы подробнее. В источнике без подписи есть: " из более поздних - "Эллинский секрет" (рук. 1942; 1966), в котором Ефремов обратился к проблеме генетической памяти (что обусловило столь запоздалую публикацию)" - чем богаты, тем и рады Г. Альтшуллер имеет в виду роман Г. Уэллса "Сон", написанный в 1924 г. М.б., подробнее в Регистре?

Дед Мороз: Класс 3. Подкласс 6. Генетическая передача знаний, наследственная ... Арчи Кэмпберл "Звук голоса, который тих" (1899); Г.Уэллс "Сон" (1924); Л.Келлер "Тайники прошлого" (1929); И.Ефремов "Лезвие бритвы" (1964) ... www.altshuller.ru/rtv/sf-register-3-6.asp Источник - здесь: http://www.altshuller.ru/rtv/sf-register.asp Прочесть "Сон" онлайн можно здесь: http://www.lib.kharkov.ua/INOFANT/UELS/dream.txt



полная версия страницы