Форум » БИОГРАФИЯ И ПУБЛИКАЦИИ » Истоки » Ответить

Истоки

Трак Тор: Истоки[pre2]Кто узнает хотя бы один город, тот узнает все города Утопии: до такой степени сильно они похожи все они друг на друга... Томас Мор.[/pre2] В науке, философии и литературе никто не пишет текстов на пустом месте. У всех свои истоки. Но больших успехов добиваются, вероятно, те, кто смог влезть на плечи гигантов. Роль таких гигантов в творчестве Ефремова будет обсуждаться в теме по ссылке, а здесь о прочих источниках его: источниках вдохновения и фактических, а так же об аналогиях в творчестве.[more]Например, мне кажется, есть сходные с ТуА мотивы в древней утопии "На блаженных островах" (название примерное) ассирийца (предположительно) Ямбула. А название "Туманность Андромеды", вероятно, взято у Вивиана Итина. Обсудим?[/more]

Ответов - 130, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

Дед Мороз: Видите, Вам, как обладателю аналитического ума, проще

Дед Мороз: Ещё из <Фантастики, рождённой революцией>: Отчётливо прослеживается преемственность между повестями Богданова и Аэлитой Толстого. Богданов впервые в утопии попытался заменить героя -"экскурсанта" на героя - человека со всеми его особенностями, достоинствами, недостатками. Он поставил творческую проблему: не только показать иной мир, но и попытаться понять, как будет этот мир действовать на попавшего в него земного человека; в частности, будут ли по - разному вести себя русский интеллигент, вроде Леонида, и русский пролетарий в марсианском обществе. Эта творческая установка явно предвосхищает ситуацию Лось - Гусев в "Аэлите". Много общего есть и в истории любви Леонида и Лося.

Алексей Л.: Богданов был также директором Института переливания крови и умер, поставив опыт на себе (популярная версия - по приказу Сталина). Вообще в те годы почему-то были очень модны медико-биологические эксперименты, а также гипноз и телепатия. В литературе - "Остров доктора Моро" Уэллса (вот действительно ужас!),"Собачье сердце", "Человек-амфибия"... массовый гипноз - "Аэлита", "Мастер и Маргарита"... Случайные совпадения? А в жизни? Мичурин, Павлов, Мечников, Дуров (гипнотизер, брат дрессировщика), позже Мессинг... А вот версия из журнала "Компьютерра" примерно 1996 г. (автора и название не помню, на сайте нет). Якобы для полного омоложения нужно полностью перелить кровь "донора" "пациенту". Для чего на самом деле был предназначен ГУЛАГ.


Дед Мороз: Ю.Медведев "Свет над озером мрака": Нет, не на пустом месте возводил Ефремов свой "Час Быка". Тысячи незримых нитей протянуты от романа к отечественной и мировой литературе. Так, картины благоденствия коммунистического государства Земли, все эти звездные и спиралевидные системы поселков, - "между которыми были разбросаны центры исследования и информации, музеи и дома искусства, связанные в одну гармоническую сетку, покрывавшую наиболее удобные для обитания зоны умеренных субтропиков планеты", - картины такого рода перекликаются и с "Четвертым сном Веры Павловны" Н. Г. Чернышевского в романе "Что делать?", и с "Будущим Земли и человечества" К. Э. Циолковского, и с первой советской утопией В. А. Итина "Страна Гонгури", появившейся в 1922 году* (перекликаются даже имена героинь: Нолла - Олла). Прообраз тайного общества "Серых Ангелов" легко усматривается в антиутопии Е. Замятина "Мы" (1925 г.). Прообраз "кжи" - тормансианских рабов - в раннем рассказе А. Платонова "Потомки солнца" (1922 г.). По свидетельству самого Ефремова, идея Великого Кольца миров заимствована им у Циолковского, однако можно указать источник еще более ранний - фантастический роман Александра Ярославского "Аргонавты Вселенной" (1926 г.). А недавно, например, симферопольский литературовед Л. В. Павленко предположил, что Ефремов "представляет нам в "Часе Быка" версию платоновского "идеального" государства, понимаемую как элитарно-диктаторскую и построенную на духовном и политическом насилии". -------------------------- * В 1922г. вышел роман классика - Аэлита, но Итин повесть написал по мотивам собственного же рассказа "Страна Гонгури", году в 18-м написанного. Наверное, поэтому он, а не Толстой, автор первой советской утопии

Алексей Ильинов: Ещё обратите внимание на романы «Звёздные Короли» и «Возвращение на звёзды» Эдмонда Гамильтона, с которыми Ефремов был знаком. Ну а его «Туманность Андромеды» была ничем иным, как «нашим ответом Гамильтону». Гамильтон описал освоенную человечеством Галактику спустя 200 тысяч лет. Имена героев очень даже «знакомые» — Зарт Арн, Джал Арн, Хелл Берелл, Шорр Канн и т.д. Идея «звёздной федерации миров» особенно ярко заявила о себе в западной НФ где-то в 1920-е годах. Гамильтон использовал эту идею в своих произведениях в 1930-х и 1940-х годах. Ефремов, будучи хорошо знаком с новинками западной Sci-Fi, создал поразительный, не имеющий аналогов, соборный мир, который до сих пор не даёт нам покоя. Может быть и в самом деле он был пришельцем из Эры Великого Кольца?

Дед Мороз: Трак Тор пишет: * В 1922г. вышел роман классика - Аэлита, но Итин повесть написал по мотивам собственного же рассказа "Страна Гонгури", году в 18-м написанного. Наверное, поэтому он, а не Толстой, автор первой советской утопии. Википедия пишет: В доме одного из профессоров университета М. А. Рейснера познакомился с его дочерью Ларисой Рейснер, которая в 1917 году передала в журнал Максима Горького «Летопись» первый написанный Итиным фантастический рассказ «Открытие Риэля». Горький отнёсся к рассказу доброжелательно, однако его журнал закрылся и текст остался неопубликованным. ...в 1920 г. получил из Петрограда чудом сохранившуюся рукопись «Открытия Риэля» и переработал её в утопический роман «Страна Гонгури». Книгу он издал по собственной инициативе в типографии газеты «Канский крестьянин» в 1922 году. Значит, Ю. Медведев имел в виду доступный широкому кругу читателей опубликованный вариант; что не опровергает фактического первенства Страны Гонгури.

Дед Мороз: Аэлита жива!!! Статья написана сегодня в 07:18 Наконец в журнале «Полдень ХХ1век» началась публикация «КАФЫ» Прашкевича! Аэлита ожила в очередной раз. А ведь в следующем году исполняется 90 лет со дня создания этой первой ласточки новой отечественной фантастики. Это одно из произведений, которые издаются при любых правителях. Она оживала не раз. Сначала в песнях и стихах Анчарова и Вахнюка, затем в рассказах «Третий рассказ Аэлиты» и «Звезды последний луч...». Затем в статьях Ревича и Балабухи. Наконец в «Магацитлах» Головачева. И вот очередное возвращение к читателю. Спасибо БНС и Геннадию! http://fantlab.ru/user40138/blog

Дед Мороз: Находка Андрея Константинова. "...Нужно сказать, что Ленин отнюдь не всегда и не во всем соглашался с Богдановым. Известно, как жестко он раскритиковал его в своей книге "Материализм и эмпириокритицизм". Однако во времена Ленина известное разномыслие в рядах партии все же допускалось, и никаких особых оргвыводов из подобной критики не делалось. Богданов пережил Ленина всего на четыре года. Вечный выдумщик и экспериментатор, он искал секрет бессмертия и погиб в 1928 году в результате неудачного эксперимента, проведенного на самом себе. Возможно, в каком-то смысле ему повезло, что он не дожил до сталинских репрессий. Тот факт что его раскритиковал Ленин, в сталинские времена автоматически стал означать, что его книги больше нельзя было публиковать, а те книги, что были опубликованы ранее, надолго попали в спецхран. Шли годы, и люди стали забывать про роман "Красная Звезда". Вместо него советскому народу был предложен роман "Аэлита", написанный "политически выдержанным" писателем А.Н.Толстым по мотивам сочинений Богданова (А.Н.Толстой вообще был мастером превращать Пиноккио в Буратино). Смысл Красной Звезды как символа высокоразвитой технической цивилизации оказался утерян..." http://noogen.su/mars.htm

Трак Тор: А.Лазаревич пишет: Шли годы, и люди стали забывать про роман "Красная Звезда". Вместо него советскому народу был предложен роман "Аэлита", написанный "политически выдержанным" писателем А.Н.Толстым по мотивам сочинений Богданова (А.Н.Толстой вообще был мастером превращать Пиноккио в Буратино). Тогда напрашивается цепочка: мастер превращать Пиноккио в Буратино дал путевку в жизнь молодому начинающему писателю И.Ефремову; тот, когда приспело время, с подачи мэтра вышел на Богданова (есть свидетельство (Т.И. по словам А.К.), что ИАЕ знал и любил Богданова) и, таким образом, его КЗ стала одним из прототипов не только ТуА, но ЧБ!

Третий: Сочинений Рейснера у меня нет, но: А в очень отсталом обществе, говорит Рейснер... «при слабости крупного капитала группа интеллигентов может даже выдвинуться на положение псевдо-класса, который, будучи по существу лишь профессиональной организацией, на самом деле получает вид, характер и значение подлинного класса-хозяина. В этих случаях интеллигенция, образующая правящую касту, придает кастовый характер всему обществу». http://www.fundeh.org/files/publications/148/tr2-2.pdf Там же: Но еще более показательна типология интеллигенции Рейснера: «Интеллигенция выполняет свою профессиональную задачу при помощи трех функций...»но это уже другая история.

Дед Мороз: Радий Радутный. Кошмары рая. Нехороший человек Федор Березин. Взял и написал статью о «Туманности Андромеды». Мало того, что на классика наехал, так ведь и сделал это раньше меня! Зато если у меня и были сомнения о моральности и полезности такого мероприятия, то он их развеял, за что спасибо. И взглянув на читанный-перечитанный роман со своей колокольни, еще раз доказал, что классику перечитывать надо. И думать при этом. Что же касается «наезда»… а может, это и не наезд ? Судите сами. Но начну немного издалека (впрочем, как и уважаемый Березин). Но Федор смотрит вперед, как и подобает фантасту, а у меня с детства привычка поглядывать под ноги, а также оглядываться. В результате Березен спрашивает "для чего все это ? Зачем жители далекого и прекрасного будущего экономят энергию и терпят бытовые неудобства?"; а я, личность более приземленная, спрашиваю "почему все это?". И ответ получается мрачноватый. Впрочем, начнем сначала. В прекрасном мире нет ядерной энергии. На первый взгляд — совсем. И это хорошо. Но только тоже на первый взгляд. Потому что в самой середине романа, в незначительном эпизоде, все-таки упоминается, что в в «глубине старых выработок на материке запрятались установки ядерной энергии». А используется она для питания «сложнейшего комплекса машин», добывающих титановую руду. Так что без атома все-таки не обойтись… И не обходятся. Но боятся. Боятся настолько, что по «Великому Кольцу» посылают предупреждения о недопустимости использования атомной энергии. Боятся также эпидемий (о них позже), но особенно опасаются инопланетной заразы. Одни карантины на Тритоне чего стоят. А уж меры безопасности, предпринятые экипажем «Тантры» на темной планете! Кстати, о «Тантре». Экипаж звездолета не знает его маршрута! Эрг Ноор вскольз упомянул (а, скорее всего, проболтался): «Если бы … мы могли получить горючее, — продолжал он в ответ на немой вопрос собеседницы, — я повел бы экспедицию дальше.» Мило, не правда ли ? Особенно, если учесть, что его собеседница — не корабельный кок, а астронавигатор. Параноидальная секретность всплывает неоднократно, особенно в областях, так или иначе связанных… опять же, с различным излученим. "Изучают ископаемых животных пермской эпохи — двести миллионов лет тому назад. Трепещу с нашими жалкими тысячами… — Сразу изучают, не выкопав? Как же так? — Да, сразу. Но как это делается, еще не узнала. Один из сидевших за столом, тощий желтолицый человек, вмешался в разговор: — Сейчас наша группа сменяет другую. Только что закончили подготовку и приступаем к просвечиванию. — Жесткими излучениями? — догадался Дар Ветер." Помните ? Очаровательная спутница Дар Ветра — тоже не уборщица, а профессиональный историк, и раскопала не одну сотню курганов. И абсолютно не в курсе не такого уж нового метода. Ну да ладно… Обе женщины весьма привлекательны, и допустим (всего лишь допустим!), что высокопоставленные мужи таскают их с собой… ну, скажем так, по другой причине. Но что это ? «Заведующие памятными машинами... решали, что из полученных сообщений следует увековечить в памятных машинах, что направить в линию общей информации или дворцы творчества». Что-то мне это напоминает… «Почему-то их прозвали гнездами памяти. Если человек хотел избавиться от ненужного документа или просто замечал на полу обрывок бумаги, он механически поднимал забрало ближайшего гнезда и бросал туда бумагу; ее подхватывал поток теплого воздуха и уносил к огромным топкам, спрятанным в утробе здания.» «1984», если кто не узнал. Роман - предупреждение Джорджа Оруэлла, написанный в 1948 г. ( переставьте две последние цифры :) Кстати, терминология Оруэлла кое-в-чем напоминает язык Ефремова! Не замечали ? Министерство Любви — Академия Горя и Радости. Министерство Изобилия — Академия Производительных Сил. Академия Стохастики и Предсказания Будущего — Министерство Правды. И вообще, новояз шагнул далеко вперед. Можно ли сравнивать примитивное слово «неголод» с жизнеутверждающим «прекращением невероятной расточительности питания» ? Итак, в мире Ефремова царят жесточайшая цензура, секретность, радиофобия… что еще ? Промывания мозгов не хватает. Впрочем, хватает. Корабельный врач предлагает легко излечить Эрга Ноора от любви. О квалификации современных судовых врачей всем известно — они в основном пользуются зеленкой, а не новейшими медтехнологиями. Следовательно, если технология тонкого вмешательства в эмоциональный баланс — это «зеленка», то ? А вот еще: аппарат гипносна, психоделическая музыка, «голубые сны, от которых человек становится благодушным и слишком спокойным». Оруэлловский О'Брайен со своими крысами отдыхает. А вот чего у них нет, так это компьютеров. То есть, они есть, но… Малая модель «электронной расчетной машины» имеет свой стол. К скольки шкафам присоединен этот стол, неизвестно, но «до сих пор из-за большого веса, размеров и хрупкости нельзя было устанавливать на звездолетах электронную машину-мозг типа ИТУ для всесторонних операций». А «памятные сети — коридоры в километры длиной, составленные из миллиардов элементов». А ведь плохо им без компьютеров! Расшифровка первого сообщения от инопланетян (специально закодированного так, чтобы кто угодно мог его расшифровать ) заняла 90 лет. Разработка переводных машин — 200 лет . Для сравнения — у нас языковые модули к Promptu появляются чуть ли не каждые полгода. Интернета тоже, естественно, нет. Есть какая-то «общая линия» — но что в нее направить, решают те самые «заведующие памятными машинами...» Причем, это не телевизор — по общей линии можно заказать хоть видеоролик из каталога, хоть целую цветомузыкальную симфонию (чего по интернету сделать, кстати, нельзя) — то есть, дело не в технике. Техника позволяет. Даже с космосом связь вполне, вполне… Хотя нет. Связь-то есть, но какой ценой она дается! Для связи с орбитальной станцией приходится пробивать канал. У Ефремова написано — «в атмосфере», я же скромно предполагаю, что воздух электромагнитным лучам не такая уж большая помеха, а все дело в ионосфере. То есть, в радиационном поясе. Которого сейчас нет — ведь, в конце концов, мы вполне успешно связываемся с Луной, Венерой, Марсом. Эросом вот с недавних пор. Значит пояс — искусственный, образованный, скорее всего, космическими ядерными взрывами. Кстати, в пользу гипотезы о мощных радиционных поясах говорит и косвенный аргумент: удивительно малое количество спутников. А те, которые есть, висят или на стационарной орбите, или еще выше. То есть, все что ниже 36000 км — загажено. Бедный озоновый пояс! Ведь теперь он действительно пояс, а не сфера. Не верите? А почему выше и ниже 30 гр. широты никто не живет ? Только пастухи сидят в башнях, и на землю стараются без особой необходимости не спускаться. А молоко замораживают и долго хранят в подземных холодильниках. Зачем ? Может, для того, чтобы «высветилось»? Крепко повоевали! А с кем ? А вот с кем: «Упорство защитников старого мира едва не привело к крупнейшей катастрофе все человечество». Естественно — кто проиграл, тот и виноват. О том, кто именно применил атомное и бактериологическое оружие, прямых данных нет. Однако можно предположить, что если бы так отличилась проигравшая сторона — то об этом орали бы на всех углах, как в СССР о предательстком нападении Германии. Отсюда мораль... Кстати, о победивших. Цветистые названия разных контор характерны не только для новояза. Название академий разобраны выше, а вот еще: Институт Южного неба, Вторая Великая революция, Век Расщепления, Дом Высшей Музыки, Дни Прекрасной И имена персонажей довольно характерны — два односложных слова. Среди Дар Ветров, Мвен Масов, Эргов Нооров откровенно китайское имя Ляо Лян совершенно не выглядит диссонансом. Так что же получается ? Чисткой истории, цензура, сильна централизация, промывание мозгов, военная паранойя — в принципе, свойственно любой версии коммунизма. А вот самоограничение, экономия, «подвинутость» на вопросах морали, культурная революция, наконец — это уже характерные черты известно кого. Вот это да! Это ж каким гением надо быть, чтобы в годы засилья цензуры и советско-китайской дружбы протащить роман-предупреждение. Мало того, что антикитайский, так еще и антисоветский. И намеки, намеки, намеки... Некоторое количество сейчас обнаружить легко, некоторые засекут только профессионалы-историки, некоторые — увы! — слишком зашифрованные автором, навсегда останутся просто не совсем понятными фразами. Золотой конь — и история о пропавшем золотом запасе небольшой страны. Это намек на испанское золото, присвоенное сталинским СССР ? Может быть. Инфантильный Мвен Мас, облизывающийся на каждую красивую женщину — жертва мозгомойки ? Или кто-то из современников Ефремова ? Или просто псих (а кто еще будет лазить голым на скалу, махать оттуда руками, «точно угрожая кому-то») ? «Пояс космического льдя на краю звездной системы». Облако Оорта ? Или пояс Койпера ? Намек на борьбу с космополитизмом ? Но это же не французская булочка, срочно переименованная в «городскую», это все-таки устоявшийся термин ? А подвиги Геркулеса, без которых юноша не считается мужчиной ? Это такая же формальность, как прием в комсомол, или действительно подвиги которые проходят не все ? Или вот: «Благодаря знаниям... Земля избавлена от ужасов перенаселения». Мрачновато. Одна небрежно упомянутая «сыворотка Анти-Тья» не поможет. Увы, раскрыть все намеки я не в состоянии, но и никто, думаю, этого не сможет сделть. Может, стоить объединить усилия — например, на nul-t (http://forum.rusf.ru/nul-t/) или на форуме «Интересной газеты» (www….. ) ? Подумайте, уважаемые читатели. А я пока пойду «Час Быка» перечитывать. Тоже надо бы взглянуть на него… с другой стороны.

Дед Мороз: Н.А. Рынин - Межпланетные сообщения. 1928 г. ГЛАВА III. Полеты при помощи минус и плюс материи. В этой главе мы рассмотрим проекты полета в межпланетное пространство, предложенные различными романистами и основанные на идее уничтожения притяжения Земли при помощи особого вещества, которое или не допускает силу тяготения в аппарат - такое вещество мы назовем минус - материей, или же оно пропускает силу или лучи тяготения сквозь аппарат, не задерживая их в нем и, тем самым, не позволяя им действовать на него, — такое вещество мы назовем - плюс - материей. Проектов, основанных на применении — и + материй — много. Мы описываем проекты А. Дюма, Богданова, Уэльса, Сахулки и Лассвица, Сервиса, Фезандиэ и Муханова. Критику этого способа дал Я. Перельман в своем первом издании «Межпланетных путешествий», каковую мы ниже и приводим" Аэронеф и этеронеф А. Богданова Писатель А. Богданов в своем сочинении «Красная звезда» (роман утопия. 1908 г.), дает описание двух летательных аппаратов: одного для полета в земной атмосфере, который мы будем называть «земным аэронефом» и другого для полета между Землей и Марсом, называемом этеронефом 2. 1Отметим попытку П. А. Орловского объяснить причину силы тяготения влиянием действия волн эфира, которые, встречая на своем пути материальное тело, и производят на него действие ,,тяготения". 2Упомянем, что проектом А. Богданова еще в 1908 году серьезно интересовался покойный Л. М. Мациевич, который старался выяснить конструкцию аппарата, на котором должны были лететь марсиане (см. Сборник памяти Л. М. Мациевича. СПБ. 1912, стр. 17). Принцип отделения от Земли и поддержания в воздухе обоих аппаратов один и тот - же,—при помощи так называемой «минус материи»; движение же вдоль достигается в обоих аппаратах по разному: в земном аэронефе—при помощи электрического двигателя, вращающего трехлопастный винт, а в этеронефе — при помощи реактивного двигателя, как в ракете. Вот как описывает Богданов свойства и сущность «минус - материи»: «Электрическая теория материи, необходимо представляя силу тяготения в виде какой - то производной от электрических сил притяжения и отталкивания, должна привести к открытию тяготения с другим знаком, т, е. к получению такого типа материи, который отталкивается, а не притягивается Землей, Солнцем и другими, знакомыми нам планетами. Это явление можно сравнить с диамагнитным отталкиванием тел и с отталкиванием параллельных токов разного направления. Глубокое изучение радиирующих элементов и их распадение и анализ строения материи привели к открытию элементов, отталкиваемых земными телами, к установлению способов их сохранения и препятствования к удалению их из солнечной системы и, затем, при помощи их и был произведен синтез «минус - материи». Внешний вид ее похож на ртуть. Каждый летательный аппарат имеет в себе резервуар, наполненный достаточным количеством этой материи «отрицательного типа». Затем, остается дать этой, уже «невесомой системе» поступательное движение при помощи электрического двигателя с винтом в воздухе, или при помощи реактивного двигателя—в безвоздушном пространстве». Переходим к описанию летательных аппаратов: Рис. 44. Земной аэронеф Богданова. 3емной аэронеф (рис. 44) имеет вид небольшой лодочки для перевозки 2 - 3 человек. Она сделана из металла и стекла. В ее передней части и борта и дно стеклянные (1,1), толщиною 2 сантиметра со стальными переплетами. Над носовыми бортами две плоских хрустальных пластинки (1',1'), соединенных под острым углом, должны разрезывать воздух и охранять пассажиров при быстром движении. Среднюю часть лодочки занимает электрическая машина (4), которая, при помощи вала (6), вращает трехлопастный винт (7). Передняя часть лодочки вместе с машиной прикрыта сверху тонким пластинчатым навесом, прикрепленным к металлической оковке стеклянных бортов и к легким стальным колонкам. У Земли аэронеф удерживается балластом. Минус - материя помещается в баллоне (5). В кресле (3) помещается пилот, по бокам имеются скамейки (3) для пассажиров. Скорость полета аппарата— 240 км/час. Этеронеф А. Богданова. А. Богданов в своем вышеупомянутом сочинении «Красная звезда» дает описание устройства и полета с Земли на Марс особого аппарата. По описанию Богданова нами составлен чертеж этого «этеронефа» (рис. 45). Способ полета на нем и устройство его заключается в следующем: Принцип полета: в верхнем этаже помещаются баллоны с «минус - материей», которая парализует силу земного тяготения, и весь аппарат может висеть в воздухе без подпорки. Движение - же этеронефа достигается при помощи реакции при взрывах особого вещества. Вот как описывает Богданов действие этой силы: «Движущая сила этеронефа—это одно из радиирующих веществ, которые нам удается добывать в большом количестве. Мы нашли способ ускорять разложение его элементов в сотни тысяч раз; это делается в наших двигателях при помощи довольно простых электрохимических приемов. Таким способом освобождается громадное количество энергии. Частицы распадающихся атомов разлагаются со скоростью, которая в десятки тысяч раз превосходит скорость артиллерийских снарядов. Когда эти частицы могут вылетать из этеронефа только по одному определенному направлению т. е. по одному каналу с непроницаемыми для них стендами, тогда весь этеронеф движется в противоположную сторону, как это бывает при отдаче ружья или откате орудия. По известному закону живых сил, можно рассчитать, что незначительной части миллиграма таких частиц в секунду вполне достаточно, чтобы дать этеронефу равномерно - ускоренное движение.» Устройство этеронефа... http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/rynin/ryn-2/03.html

Дед Мороз: Оттуда же: Онтэитовый корабль Итина. Идея применения минус - материи к космическим полетам нашла себе применение в повестях Вивиана Итина «Высокий Путь» (Москва 1927 г.). Рис. 46. Герберт Уэльс. Вот как описывает автор свои корабли. «Ученый Онтэ дал законченную теорию тяготения и нашел особый комплекс энергии веществ, онтэит, стремящийся от массы. Воздушные корабли представляли собой стройные дельфинообразные тела. Их оболочки были отлиты из легких металлов, в центральной верхней части помещались онтэитные поверхности, замкнутые в диафрагму изолятора, в роде тех, что устраиваются в фотографических аппаратах. Движением диафрагмы сообщалось нужное ускорение по вертикали. Освобожденные от тяжести «победители пространства» всплывали до пределов тяготения, и тогда небольшого радиоактивного двигателя было достаточно, чтобы развить планетарную скорость и лететь в любом направлении. Существовало постоянное сообщение с различными планетами. В безвоздушной среде единственной неожиданной опасностью были метеориты, блуждающие обломки миров; но точные приборы отмечали их приближение, что давало возможность избежать смертельной встречи с этими своеобразными рифами межпланетных пространств. Экран тяготения Уэльса. Принцип полета. Известный английский романист Герберт Уэльс (рис. 46) в своем романе «Первые люди на Луне» (1901 год), описывает полет двух людей из Англии (Лимпн) на Луну и, затем, возвращение одного из них обратно на Землю. Герой романа «Кевор», стремился найти такое вещество, которое было - бы «непрозрачно» для всех форм лучистой энергии. Лучистая энергия—свет, теплота, лучи Рентгена, электрические волны искрового телеграфа, тяготение—все это исходит лучами из центра и действует Рис. 47. Кеворитный аппарат. на другие тела через пространство; отсюда и название «лучистой энергии». Почти каждое тело отличается непрозрачностью для какого - либо рода лучистой энергии и прозрачно для других видов ее. Однако, для тяготения, т. е. для силы тяжести, проницаемы все тела. Можно преградами отрезать лучам света или теплоты доступ к предметам; помощью металлических листов можно оградить предмет от доступа электрических волн,—но никакими преградами не удавалось защитить предмет от действия тяготения солнца, или от силы земной тяжести. Герой романа Кевор нашел способ искусственно создавать такое непроницаемое для тяготения вещество из сплава некоторых металлов и еще нового элемента, гелия. Когда был пригоговлен первый лист искомого вещества и оно остыло до 16°, то весь столб воздуха, часть крыши и потолка над ним потеряли свой вес; произошел как бы взрыв, и все вышележащее над пластом, равно как и самое вещество, унеслись в пространство. Аппарат. Вот как Кевор описывает устройство аппарата...

Трак Тор: Странно, до сих пор у нас в Истоках не замечен Эрих Фромм. Об этом много писал Эуг Белл, но вот так навскидку затрудняюсь найти где и о чем. А пока предлагаю посмтореть на самого Эриха Фромма здесь, в Интервью Эриха Фромма телеканалу ABC (эфир от 25 мая 1958). Там он заявляет, что он социалист (что не приветствовалось тогда в США), но резко критически отзывается о СССР и что социализмом там и не пахло - вероятно, поэтому интервью вообще могло попасть в ихний эфир

Дед Мороз: А.Р. Беляев - Прыжок в ничто (1933). Литературным толчком к его созданию могла послужить "Мистерия - Буфф" (1918) В.В. Маяковского. В этой пьесе капиталисты, спасаясь от потопа мировой революции, строят гигантский "ковчег", на кот. спасаются "семь пар чистых и семь пар нечистых" - представители"высшего общества" и необходимые для обслуживания "ковчега" трудящиеся. Затея кончается крахом. Впоследствии идея "космического ковчега" и бегства с Земли последних представителей капиталистического мира стала распространенным сюжетом НФ - ее использовали, например, А.П. Казанцев, И.А. Ефремов, Ю.И. Забелло и многие др. А. Балабуха - А. Беляев: СС в 5 тт.Л. Дет.лит.1985. Том 5. с.232 - комментарии к роману "Прыжок в ничто".

Дед Мороз: «Ты, который позднее явишь здесь своё лицо! Если твой ум разумеет, ты спросишь, кто мы…? Кто мы…? Спроси зарю, спроси лес, спроси волну, спроси бурю, спроси любовь… Спроси землю, землю страдания и землю любимую… Кто мы…? МЫ-ЗЕМЛЯ…!» http://www.inpearls.ru/comments/82296 ИАЕ - Туманность Андромеды ( последняя глава ) http://books.google.com.ua/books?id=r6KXCl4KMH8C&pg=PA411&lpg=PA411&dq=%D1%82%D1%8B+%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B%D0%B9+%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B5+%D1%8F%D0%B2%D0%B8%D1%88%D1%8C+%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%8C+%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B5+%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%BE&source=bl&ots=gbhUiuLNcu&sig=YzSgBgy1lCy3C-pJvgLRSYa8_iw&hl=ru&sa=X&ei=HkmXUbz9CMOmtAbnxoGYDg&ved=0CDgQ6AEwAg#v=onepage&q=%D1%82%D1%8B%20%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B%D0%B9%20%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B5%20%D1%8F%D0%B2%D0%B8%D1%88%D1%8C%20%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%8C%20%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B5%20%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%BE&f=false "А в 1910 г. появилась книга Константина Бальмонта "Змеиные цветы", в кот. содержались переводы древних хроник майя, повествующих о гибели священной страны Астлан.Переводил Бальмонт, конечно, не с языка майя - за него эту работу проделал французский миссионер Шарль Этьен Брассер де Бурбур. С 1854 г. он окормлял индейцев гватемальской деревни Рабиналь, составлял грамматику их языка, искал старинные испанские рукописи, пока в 1864 г. не понял, что древние мексиканцы похожи на платоновских атлантов". Зеев Бар-Селла "Александр Беляев". М. Молодая гвардия. 2013. стр. 175 - 176. http://www.mezoamerica.ru/indians/maya/popol_baboshkin.html

Дед Мороз: И, если не ошибаюсь, нет литературоведческих примечаний, подобным примечаниям Эуг Белла к ЧБ, больше ни к какому произведению ИАЕ?

Дед Мороз: Специалисты в области фантастики утверждают, что в первых изданиях "Аэлиты", начиная с 1923 г., было много теософии. ИАЕ мог почерпнуть склонность к ней и оттуда.

СтранникД: Дед Мороз пишет: в первых изданиях "Аэлиты", начиная с 1923 г., было много теософии. ИАЕ мог почерпнуть склонность к ней и оттуда. А разве Ефремов интересовался теософией? По-моему, это только точка зрения с "Аристона". Я что-то примеров такого интереса не припомню.

Трак Тор: Ефремов интересовался Агни Йогой - дочерним предприятием Теософии. Не знаю, как Аристон, а Нооген связь (идейную, разумеется) этих предприятий отрицает.



полная версия страницы