Форум » БИОГРАФИЯ И ПУБЛИКАЦИИ » Истоки » Ответить

Истоки

Трак Тор: Истоки[pre2]Кто узнает хотя бы один город, тот узнает все города Утопии: до такой степени сильно они похожи все они друг на друга... Томас Мор.[/pre2] В науке, философии и литературе никто не пишет текстов на пустом месте. У всех свои истоки. Но больших успехов добиваются, вероятно, те, кто смог влезть на плечи гигантов. Роль таких гигантов в творчестве Ефремова будет обсуждаться в теме по ссылке, а здесь о прочих источниках его: источниках вдохновения и фактических, а так же об аналогиях в творчестве.[more]Например, мне кажется, есть сходные с ТуА мотивы в древней утопии "На блаженных островах" (название примерное) ассирийца (предположительно) Ямбула. А название "Туманность Андромеды", вероятно, взято у Вивиана Итина. Обсудим?[/more]

Ответов - 130, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

Андрей Козлович: У Гурджиева и Успенского многое заимствовано у Блаватской. Бузиновские же исходят из того, что "Диск" многое заимствовал у Гурджиева и Успенского. Вот, что интересно, Беляев, по Бузиновским, вроде, не был членом "Диска", тем не менее в "Прыжке в ничто" есть вот такая более, чем интересная фраза: Джон Мильтон в своей поэме «Потерянный и возвращенный рай» уверяет устами ангела, что ось нашей Земли до грехопадения Адама стояла перпендикулярно к плоскости земной эклиптики и на Земле был круглый год одинаковый весенний климат. Земная ось была наклонена в наказание за грехопадение первого человека, и климат Земли ухудшился. Тот же вариант Сада Эдема, что и у Ефремова на Тормансе. Похоже, что Беляев либо всё же был членом "Диска", либо лены "Диска" ему достаточно доверяли.

СтранникД: Андрей Козлович пишет: У Гурджиева и Успенского многое заимствовано у Блаватской. Бузиновские же исходят из того, что "Диск" многое заимствовал у Гурджиева и Успенского. Вот, что интересно, Беляев, по Бузиновским, вроде, не был членом "Диска", тем не менее в "Прыжке в ничто" есть вот такая более, чем интересная фраза: Лично мне интересно, какое отношение всё это имеет к Ефремову?

Дед Мороз: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D0%90%D0%BA%D0%B0%D1%88%D0%B8 это отсюда: В не меньшей степени на проблематику повести воздействовали идеи антропософии, в частности, «Хроники Акаши»: А. Н. Толстой принимает существование Атлантиды и борьбу рас как двигатель древней истории. Описания Атлантиды очень похожи на её описания, приведённые в книгах антропософов. «Во вселенной носится живоносная пыль, семена жизни, застывшие в анабиозе. Одни и те же семена оседают на Марс и на Землю, на все мириады остывающих звёзд. Повсюду возникает жизнь, и над жизнью всюду царствует человекоподобный: нельзя создать животное, более совершенное, чем человек, — образ и подобие Хозяина Вселенной». «Разум есть материя, более твёрдая, чем камень, и более быстрая, чем свет». «Вещь есть временное сгущение разума». «В кристалле разум находится в совершенном покое. В звёздном пространстве разум — в совершенном движении. Человек есть мост между этими двумя состояниями разума. Его ноги вырастают из кристалла, живот — солнце, глаза — звёзды, голова — чаша с краями, простирающимися во всю Вселенную» http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%8D%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B0_(%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD)

Дед Мороз: Трак Тор пишет: Не знаю, как Аристон, а Нооген связь (идейную, разумеется) этих предприятий отрицает. Сат - Ок и Хелленроккен ратуют за связь произведений ИАЕ с Рерихами и Блаватской. Интересно прочесть первую "Аэлиту" ( сам ещё не успел ) и сделать выводы: http://litfile.net/book/478609/468000-469000

Трак Тор: Сат-Ок отрицает связь с Блаватской, а с Хелен он стал ругаться, как выпихнул с форума тех, с кем ругался раньше. Хелен - она, извините, как сорока, тащщит себе в гнездо всё яркое и блестящее.

Дед Мороз: Он с Хелен? Поступила информация от знатоков, что "всё, что в "Аэлите" связано с атлантами, Толстой напрямую переписал у Блаватской".

СтранникД: Дед Мороз пишет: Поступила информация от знатоков, что "всё, что в "Аэлите" связано с атлантами, Толстой напрямую переписал у Блаватской". Вполне возможно. Очень созвучно "Тайной доктрине" и "Разоблаченной Изиде"

Олег Умов: Имена А. Толстой видимо сам изобретал. Магацитлов там разных...

Дед Мороз: Любопытно об "Аэлите" http://samlib.ru/s/sapiga_a_w/tolstoj_aelita.shtm

СтранникД: ВНИМАНИЕ!!!! ВНИМАНИЕ!!!! ФОРУМ ПОДВЕРГСЯ ВИРУСНОЙ АТАКЕ !!!! ВИРУС ЗАНЕСЕН С НЕРАБОТАЮЩЕГО ФОРУМА "АРИСТОН"!!!! ВИРУС ОЧЕНЬ ОПАСЕН И ГРОЗИТ ОБРУШИТЬ РЕСУРС МИЕ!!!! СРОЧНО!!!! ПРОСЬБА К АДМИНИСТРАТОРУ ФОРУМА ЗАБЛОКИРОВАТЬ ДОСТУП НА ФОРУМ ВИРУСА OERN АНАЛОГИЧНО ЗАБЛОКИРОВАННОМУ ВИРУСУ MAKCUM!!!!

Трак Тор: К вопросу об источниках, из статьи Ирины Каспэ (сегодня обсуждаемой в теме Острова): Строго говоря, «Туманность Андромеды» не первое произведение, реанимировавшее после длительного перерыва образ «дальнего» будущего. В середине 1956 года в журнале «Техника − молодежи» (там же несколько месяцев спустя будет опубликована и «Туманность») печатается текст инженера Льва Попилова, выполненный в популярном в то время жанре «научно-фантастического репортажа», − «2500 год. Всемирная выставка». Выставка достижений народного хозяйства − идеальный топос, позволяющий автору соединить «практичность» (которая предписывалась советской научной фантастике с конца 1930-х годов) и утопию. Получившаяся утопия настолько образцово-тоталитарна, что, кажется, ни на минуту не проговаривается о «вытесненной негативности»: жизнь ее обитателей подчинена строгому распорядку (собственно повествование прерывается постольку, поскольку наступают часы дневного сна), а указ Всемирного совета об ответственности за несоблюдение правил физической и умственной гигиены отменен лишь в 2130 году исключительно потому, что выполнение этих правил становится естественной потребностью каждого человека. Но, пожалуй, наиболее выдающиеся преобразования тут − планетарные. После запуска искусственных солнц на Земле всегда безальтернативно светло (ср. оруэлловское «Мы встретимся там, где нет темноты»); единое для всей планеты время теперь отсчитывают «гигантские цифры», которые проецируются «на голубой шатер небосвода» и оказываются «видны с любой точки земной поверхности невооруженным глазом»[31].[31] Попилов Л. 2500 год. Всемирная выставка. Очерк («Репортаж из будущего») // Техника − молодежи. 1956. № 7. С. 26, 29.

Трак Тор: А вот ещё один фантастический репортаж, из далёкого (для автора) будущего, ... 1979г.!Огромный до потолка зал заседаний, вздымающийся амфитеатром. Вместо людских голосов — радиораструбы, рядом несколько висящих рук по образцу высовывающихся из автомобилей. Над каждым раструбом цветные электрические лампы, под самым потолком экран. Посредине трибуна с микрофоном. По бокам трибуны распределители и регуляторы голосов и света. Два механика — старик и молодой — возятся в темной аудитории. Старый (сдувая разлохмаченной щеткой из перьев пыль с раструбов) Сегодня важное голосование. Смажь маслом и проверь голосовательный аппарат земледельческих районов. Последний раз была заминка. Голосовали со скрипом. ... Оратор Включить одновременно все районы федерации! Старший и младший Есть! Одновременно загораются все красные, зеленые и синие лампочки аудитории.Далее говорится про всепланетное голосование. Что-то мне это напоминает... Постойте, это же... но нет, это же не 1979, это лет через 2 тыщи: Загоравшиеся в потолке зала золотые, синие, изумрудные или красные огни показывали оценку <...> - Ясен ли вопрос для постановки на голосование? - спросил Гром Орм. В ответ вспыхнуло множество зеленых огоньков <...> Гром Орм заметил красный огонь у сиденья Эвды Наль. " Эту цитату все знают, а вот первую... Внимание, вопрос: откуда, какого автора, из какого года написания первая цитата? Подсказка: мы это в советской школе по литературе проходили...

СтранникД: Трак Тор пишет: Подсказка: мы это в советской школе по литературе проходили... Неужели Чернышевский "Что делать?"? Хотя там про автомобили и лампочки... тогда вряд ли. Честно говоря, я не припомню, чтобы мы такое в школе проходили. Даже никто на ум из классиков не приходит. Разве что Маяковский?

СтранникД: СтранникД пишет: Разве что Маяковский? Ага! Он самый - "Клоп" (погуглил ). Но в моё время его в школе не проходили (или я мимо прошёл? хотя Маяковский мне нравился).

Трак Тор: Пять баллов! Мне Маяковский, говорят, нравился до школы. Прабабушка будто бы сердилась - Что ты там понимаешь? Почитай лучше Пушкина! Но не буду врать, про программу точно не помню - но помню со школы "Клопа". Возможно, на внеклассном чтении задавали, возможно так прочел. Меня поразило совпадение самого духа всепланетного голосования в произведениях. Видать, это был какой-то советский архетип.

СтранникД: Трак Тор пишет: Меня поразило совпадение самого духа всепланетного голосования в произведениях. Видать, это был какой-то советский архетип. Ну, так, может быть, Ефремов тоже читал "Клопа" и заимствовал понравившееся?

Трак Тор: По-научному это называется реминисценция - меня Гор просветил:)

Трак Тор: СтранникД пишет: может быть, великая Битва Запада и Востока и есть сражение мира исламского с миром западным? Битва Мары - битва Будды с демонами. В стандартной "ефремовской" трактовке "демоны" - это Запад с его искушениями потребительством и т.п.. Тогда Будда - это ИГИЛ???

СтранникД: может быть, великая Битва Запада и Востока и есть сражение мира исламского с миром западным? Это не ефремовская мысль, а моя: Так человечество стремительными темпами скатилось в пропасть, где его ожидала самая страшная битва за всю историю – великое сражение Запада и Востока, Битва Мары, получившая свое название по имени буддийского бога смерти и разрушения, всемогущего повелителя зла. Эта последняя битва, как и тысячелетия назад, началась на Ближнем Востоке, и разрушила всю прежнюю цивилизацию, а вместе с ней все ее догматы в науке, искусстве, традициях, обычаях и отношениях людей друг к другу. "Чаша Отравы" Трак Тор пишет: Битва Мары - битва Будды с демонами. В стандартной "ефремовской" трактовке "демоны" - это Запад с его искушениями потребительством и т.п.. Тогда Будда - это ИГИЛ??? Возможно. Мара в представлении буддистов искушал их духовного учителя видениями красивых женщин и являл собой гибель духовной жизни. Что согласуется с ефремовскими представлениями о западной культуре. Тогда исламистов вполне можно условно назвать поборниками "духовности" в её каноническом понимании исламом. Здесь могут крыться глубокие исторические корни, о чём я и писал в своём романе. Битва Мары это не война людей, не война идеологий и веры - это небесное сражение за власть над умами и духом человечества ради корыстных целей "небожителей". ИМХО.

Трак Тор: Здесь решили, что упоминание некой индийской легенды, по которой Брахма, вопреки воле Вишну и Шивы, запустил механизм мировой эволюции, который остановить или усовершенствовать уже невозможно. Поэтому Брахма в глазах двух других членов Тримурти почти что преступник в письме ИАЕ Берднику с просьбой прислать её текст означает, что "легенду из ЛБ дал ИАЕ Бердник. Откуда он ее взял? Может, из головы?" Однако письмо датировано 16 апреля 1972 г., а ЛБ писалась с 1959 по 1963. Текст письма здесь: http://iae.makorzh.ru/letters/Berdnik/ Далее там упоминается другое письмо: очень интересно, что я нашёл подтверждение этому сразу в двух писаниях: Евангелии от Иоанна: «и дал ему Отец право Суда, ибо он есть Сын Человеческий» и в древней легенде индуизма, где говорится, что Брахма узурпировал себе право создания мира, вопреки другим членам Тримурти — Вишну и Шиве, создал его, «запустив» Махамайю (дни и ночи Брахмы), и тем самым обрёк на великое страдание свои создания, особенно мыслящие (разумные) существа рода человеческого. А это из письма Г. К. Портнягину от 26 ноября 1971 года и говорится в нём, что ИАЕ нашел, а не Бердник дал ИАЕ эту легенду. Бердник же говорит, что взял эту легенду в "в архивах ЦНБ, я нашел древний браманический манускрипт". Но из этого не следует, что ИАЕ именно у него узнал об этом в 1960г. и по-прежнему не ясен источник легенды, но точно не из "головы Бердника".



полная версия страницы