Форум » БИОГРАФИЯ И ПУБЛИКАЦИИ » Музыка в мире ИАЕ » Ответить

Музыка в мире ИАЕ

Ксения: В триаде «ТуА», «СЗ» и «ЧБ» очень много страниц посвящено искусству. Но музыка для ИАЕ - не просто один из его видов. Хочу поделиться своими наблюдениями над тем, какое место ИАЕ в своём мире будущего отводит музыке. Букв получилось много :) , поэтому разбиваю текст на несколько постов. I. Вводные II. Вроде-бы привычное: музыка в пении и танцах. Но не только… III. Музыка будущего – какая она? IV. Самое главное: музыка в других сферах жизни будущего.

Ответов - 63, стр: 1 2 3 4 All

Алексей Л.: Сочинять симфонии и романсы в честь прибытия звездолета мягко говоря, странно. Романс - чисто лирический жанр, а симфонии не пишутся за несколько дней.

Ксения: Именно поэтому я назвала ИАЕ "просвещённым любителем" в области музыки. Он замечательно понимает роль и значение музыки, удачно выхватывает скрябинские идеи как концепцию "музыки будущего". Но оставляет совершенно нетронутой жанровую систему. И не совсем корректные формулировки с профессионально-музыкальной точки зрения у него встречаются. Но это - прямо мелочи совсем, по сравнению с вышеозначенными плюсами. Кстати, насчёт "нескольких дней" - может быть это и несовсем так. Ведь "Тантра" начинает вызывать спутник 57 ещё не долетев до Солнечной (этот срок ИАЕ не оговаривает), а потом ещё и 5и недельный карантин на Тритоне положен...Так что ко времени подлёта "Тантры" к Земле вполне на вдохновении можно было бы успеть и симфонию написать :)

arjan: Ксения пишет: В описании более совершенной модели этого инструмента на "Теллуре" подчёркивается, что основная идея здесь - преодоление клавирной темперации. Увы, эти две системы струнного звукоизвлечения до сих пор не слились - напротив, разошлись ещё дальше; электропиано: механическое фортепиано с молоточковым механизмом и электромагнитными звукоснимателями, для портативности без акустических резонаторов (Fender, Rhodes и др.), электроскрипки: в акустических моделях используются микрофонные звукосниматели, в "чисто электрических" без акустического корпуса – электромагнитные (иногда на каждую струну) … Электромеханический "скрипко-орган" Ефремова – скорее всего подобие описанных электропиано и электроскрипки: т.е. аналоговый (струнный?) инструмент, возможно с электроакустической системой, но явно лишенный систем оркестрового и многопартитурного исполнения (авторитмов, секвенсоров и т.п.) - ИАЕ про них банально не знал, иначе бы наверняка подчеркнул… При всём моём уважении и даже любви к арт-року, ИАЕ явно не был его провозвестником :) Да, невольно вспоминается, что в революционные для множества наук и искусств 50-ые (время работы над ТуА), великий революционер в джазе Майлс Девис уже записал свои главные альбомы и дал музыкальному миру нескольких новаторских стилей, включая джаз-рок, а также технику исполнения симфонической классики в джазовых стилях и на современных инструментах! (примеры под катом) А к концу 60-ых и написанию ЧБ - уже успели «взорвать мир» и дорасти до классического пьедестала «рабочие парни» из Ливерпуля… Регулярно слушая радиоголоса и зная английский, ИАЕ наверняка мог слышать эту музыку и передачи о ней – но... она не отозвались в нем так, как в будущих Алексее Козлове, БГ и легионе других пост-джаз-битовых виртуозов… В этом Ефремов явно уступает коллеге Кларку, принявшему и благословившему работу Майка Олдфилда по «Песням далёкой Земли» - т.к. не увидел именно свободные тенденции развития музыки, а перенес в будущее консервативные (если не мещанские) вкусы советской номенклатуры… Увы. Под катом: Miles Davis - Concierto de Aranjuez I&II part. (Sketches of Spain, 1959), Mike Oldfield - Crystal Clear (The Songs Of Distant Earth, 1994) Ещё одно (не менее замечательное) исполнение концерта Хоакина Родриго, и пронзительный рассказ о первом прослушивании альбома "Песни далёкой Земли"


Ксения: arjan пишет: перенес в будущее консервативные (если не мещанские) вкусы советской номенклатуры… Напротив! Скрябин и прогрессивная академическая музыка (от Шостаковича до Шнитке) никогда не были в чести у советской номенклатуры. Ей больше по душе были всё же краснознамённые ансамбли песни и пляски... Вспомните по простановление о формализме в музыке, под удар которого попал Шостакович. Музыка же Скрябина задвигалась как и весь Серебряный век.

arjan: Ксения пишет: Напротив! Скрябин и прогрессивная академическая музыка (от Шостаковича до Шнитке) никогда не были в чести у советской номенклатуры. Я имел в виду общую советскую тенденцию на подавление авангарда во всех видах искусства, что в музыке дошла до гонений на САМИ ИНСТУМЕНТЫ – аккордеон, саксофон и, конечно, электрогитару (про эффекты типа «мощного фуза» и не говорю;) Зато с миллионов репродукторов и патефонов неслись звуки скрипок и роялей (пока раздельных;), «неопасных» баянов и духовых – и абстрагироваться от этих вездесущих «семплов» фантасту того времени было не легче (а то и труднее), чем вообразить нуль-переход! Потому и земной «кристаллический орган» в ЧБ звучит у ИАЕ наверняка ближе к духовому, чем электромеханический Хаммонд (что уже много лет выпускался серийно), ибо сама идея постобработки звука и, тем паче, синтеза новых - у ИАЕ явно не пропущена в будущее :( С другой стороны... наслушавшись уже досыта всех видов музыки электронной, я, моё поколение и даже искушенная молодёжь потянулись обратно к аналоговому "натуральному" звуку, но записанному и воспроизводимому без любых искажений - ещё недавно непреодолимых (HI-END технологии). Ибо оркестровая симфоническая музыка производит полный эффект лишь на слушателя в зале с хорошей акустикой, а в записи через общие микрофоны и шум зала ВСЕГДА ТЕРЯЕТ несравнимо больше (интермодуляционные и т.п. искажения сложного спектра), чем студийные записи поп-музыки с немногими электроинструментами - т.е. все предыдущее время оркестровая музыка в полноценном звучании была практически недоступна вне живого концерта. Сегодня техническая возможность доступного "живого звука" уже близка, другое дело - останется ли нужна новым поколениям столь сложная и некомфортная музыка?) Алексей Л. пишет: Меллотрон конструкции А.С.Зацепина представлял собой 24-дорожечный магнитофон (см. его пластинки "31 июня" и "Ищу тебя"), естественно, очень даже темперированный.. Помню телепередачу ещё начала 70-ых (Кинопанорама?) с Зацепиным и его рассказом про увлечение радиоэлектроникой и домашнюю студию (ещё поищу это видео) с упомянутым меллотроном - он даже продемострировал его, записав семпл и сыграв с ним тему, после включив её в "закольцовке"! Для начала 70-ых это был АБСОЛЮТНЫЙ ШОК! (у меня и большинства знакомых в те годы ещё не было и обычного магнитофона - мечты с раннего детства, они - сперва монофонические и ламповые, завелись лишь к середине 70-ых). Кстати, уважаемому А.С. Зацепину 10 марта этого года исполнилось 85 лет!, - пусть запоздало, но ПОЗДРАВИМ ЕГО! А пока нашел тему о промышленных меллотронах - один из коих мы помним по поздним альбомам Битлз:

Дед Мороз: Ксения пишет: Напротив! Скрябин и прогрессивная академическая музыка (от Шостаковича до Шнитке) никогда не были в чести у советской номенклатуры. Ей больше по душе были всё же краснознамённые ансамбли песни и пляски... Вспомните по простановление о формализме в музыке, под удар которого попал Шостакович. Музыка же Скрябина задвигалась как и весь Серебряный век. В частности, в "Лезвии бритвы" упоминалась и "Элегия" С. Рахманинова.

Ксения: Именно в силу своей безусловной почвенности и приверженности к романтизму, а не "модернизму", эмигрант Рахманинов в СССР был почитаем. В отличие от эмигранта и "модерниста" Стравинского.

Дед Мороз: Ксения, спасибо, Вы снова порадовали разносторонними познаниями

Алексей Л.: Невероятно, что на Тормансе знают и поют русские романсы XIX века! Мы знаем хоть одну современную китайскую песню? А русскую тысячелетней давности? Ну ученые кое-что знают, например, былины, восходящие к V веку. На Западе сохранились несколько средневековых церковных мелодий. Но чтобы петь, да еще для собственного удовольствия?

Алексей Л.: Бейонс и Шакира - потрясающие девушки во всех отношениях (серьезно!), но поп-музыка, как часть масс-культуры, с "ноосферной" точки зрения подлежит осуждению. Кстати, удивительно, что Н.К.Рерих и Д.Л.Андреев почти одинаково ее ругали. Пересказываю своими словами. Рерих слушает радио: везде один "жац", нигде нет Вагнера. Андреев: парк культуры, фокстрот, кино, вино - все для оболванивания народа.

Алексей Л.: И Рахманинов был не совсем "наш" - увлекался джазом, написал "Рапсодию на тему Паганини" в подражание Гершвину.

Алексей Л.: "Аранхуэсский концерт" и в оригинале не совсем классика - Испания не совсем Европа, гитара не академический инструмент. и Дэвис не совсем джазмен.

Алексей Л.: Кстати, АНС был практически нетемперированным аппаратом - в октаве не 12 и даже не 24, а 72 ступени, на слух соседние неразличимы.

Алексей Л.: О симфонии эволюции жизни. Музыка (или речь) Солнца записана, вчера послушал ее в интернете. Есть гипотеза, что этими электромагнитными импульсами оно создало жизнь на Земле и управляет ей, как и всей Солнечной системой. По-моему, так и есть.

Алексей Л.: ЭМСР явно не был многотембровым (в отличие от электрооргана) и неясно, допускал ли такое же множество способов звукоизвлечения, как скрипка (тонее, смычковые).

Алексей Л.: Скрябин, как ни странно, исполнялся и в первые послевоенные годы, возможно, как ответ на увлечение нацистов Вагнером. Вообще Сталин, конечно, музыку не понимал, но у него были абсолютно не советские и даже утонченные вкусы - Булгаков и Вертинский. Очень странно.

arjan: Алексей, я бы просил вас не делать отдельные сообщения для каждой мысли и без контекстных цитат - это неудобочитаемо (как минимум!). Может вам не удается ДОПИСАТЬ в изначальное (т.е. не можете войти в "edit"?) - так для этого нужно зарегистрироваться, что мешает? Сделайте это, пожалуйста, для общей пользы!

Дед Мороз: Уважаемые специалисты в области цветомузыки! Сравните, пжл, тему цветомузыки в произведениях ИАЕ и данном: А. Беляев "Изобретения профессора Вагнера" ( Человек, который не спит1926; глава 10 - Что делается за окном ). Может ли это быть истоком эпизода о симфонии Скрябина в ТуА? И эпизода в ЧБ ( см. ниже ): - А вам не кажется, - слова Фай Родис сопровождались ее обычной скользящей улыбкой, - что "Вспаханный Рай" не подходит для стихов ЭРМ? Дейра Мир, недавно создавшая кантату, сторонница сумрачного красно-оранжевого спектра мелодий. А мне представляется, что поэты ЭРМ - хорошие люди, потому что создавали в тех условиях добрые, хорошие вещи голубого спектра. Вы знаете, что из тех времен я больше всего ценю русскую поэзию! Она мне кажется наиболее глубокой, мужественной и человечной среди поэтического наследия всего тогдашнего мира. Хорошие люди всегда носили в себе печаль неустроенной, инфернальной жизни, и мелодии их песен не должны были быть мажорнее зеленого спектра. - Но уцелевшие записи музыки, - возразила Чеди, - изобилуют даже желтыми мелодическими линиями. - Это так, но не забывайте, Чеди, перевоплощаясь в девушку ЭРМ, что в творчестве того времени всегда разделялись две стороны - внешняя и внутренняя. Внутреннюю умели выражать лишь косвенно, а внешняя была маской в желтом, оранжевом и даже инфракрасном спектре мелодий, ее называли еще абстрактной, как бы надэмоциональной музыкой. Некоторые несли на перекинутых через плечо ремнях маленькие красные с золотом коробочки, настроенные на одну и ту же музыку, которую земляне причислили бы к зелено-голубому спектру. До сих пор вся слышанная ими музыка Торманса принадлежала лишь к красному или желтому вееру тональностей и мелодий. Теперь вернёмся к "Человеку, который не спит" А.Р.Беляева-глава 10- Что делается за окном: - Превращение световой волны в звуковую. Вы знаете, что многим музыкантам каждая гамма или тон кажутся окрашенными в определённый цвет. Н/п, C -dur - белый цвет, A - moll - синий, D - dur - розовый... Я хочу установить соотношение звуковых и световых волн. Цветомузыка - идеи синестезии, гармонического соединения различных ощущений, появились ещё в ХIX веке, но технические средства для такого соединения возникли лишь в 60х гг. ХХ в. ( фантастовед и библиограф А.П. Лукашин ).

Ксения: Дед Мороз,Ваш пост требует уточнения - по знакам препинания и по фактам, которые Вы приводите. Иначе невозможно комментировать - смысл практически непонятен.

Дед Мороз: Здесь начало: http://alltxt.org.ua/read.php?id=1502&page=22 Здесь продолжение: http://alltxt.org.ua/read.php?id=1502&page=23 Здесь окончание: http://alltxt.org.ua/read.php?id=1502&page=24



полная версия страницы