Форум » БИОГРАФИЯ И ПУБЛИКАЦИИ » Музыка в мире ИАЕ » Ответить

Музыка в мире ИАЕ

Ксения: В триаде «ТуА», «СЗ» и «ЧБ» очень много страниц посвящено искусству. Но музыка для ИАЕ - не просто один из его видов. Хочу поделиться своими наблюдениями над тем, какое место ИАЕ в своём мире будущего отводит музыке. Букв получилось много :) , поэтому разбиваю текст на несколько постов. I. Вводные II. Вроде-бы привычное: музыка в пении и танцах. Но не только… III. Музыка будущего – какая она? IV. Самое главное: музыка в других сферах жизни будущего.

Ответов - 63, стр: 1 2 3 4 All

Ксения: I. Вот несколько вводных: о том, как ИАЕ понимает искусство. «Именно в том, чтобы помогать подыматься из инферно, и состоит назначение художника». (ЧБ, Эпилог)Искусство по ИАЕ – не просто эстетика и духовная сила, преображающая человека.«Развивать эмоциональную сторону человека стало важнейшим долгом искусства. Только оно владеет силой настройки человеческой психики, ее подготовки к восприятию самых сложных впечатлений. Кто не знает волшебной легкости понимания, дающейся предварительной настройкой - музыкой, красками, формой?.. И как замыкается человеческая душа, если ломиться в нее грубо и принудительно. Вам, историкам, лучше, чем кому другому, известно, сколько бед вытерпело человечество в борьбе за развитие и воспитание эмоциональной стороны психики». (ТуА, гл. 7) И всё же поэзия, живопись, танец пребывают у ИАЕ «на положенных местах». А музыка используется в его мире гораздо шире. Но, обо всём по порядку. Профессиональным музыкантом ИАЕ, как известно не был. Очевидно, точнее всего записать его в «просвещённые любители». По текстам разбросаны упоминания о различных музыкальных произведениях. Имя ЗПЛ «Тёмное пламя» - это название одной из пьес Скрябина. Делая эскиз к портрету Фай Родис, скульптор Ритин с Ян-Ях напевает романс Даргомыжского на стихи Лермонтова «Мне грустно»: «Родис откинулась в кресле, положив ногу на ногу. Перед нею устроился скульптор Ритин; полностью уйдя в свои наброски, он потихоньку напевал что-то очень знакомое. Фай Родис вспомнила: это была древняя мелодия Земли, вспомнила и слова к ней: "Мне грустно потому, что я тебя люблю". Поразительно, как музыка, вставшая из глубины веков, соединила обе планеты, пробилась в чувствах землян и тормансиан одинаковой струйкой прекрасного». (ЧБ, гл. 11 «Маски подземелья»)Музыкальными терминами ИАЕ пользуется на любительском уровне. Но – какая интуитивная музыкальность! Какое понимание всех (ещё до сих пор не исчерпанных!) возможностей музыки: не только эстетических, но и психофизиологических!

Ксения: 2. Мир ИАЕ наполнен музыкой Многие героини триады поют. Не стану перечислять все эпизоды пения Веды (В ТуА – вживую, в ЧБ – на видеозаписи). Чара Нанди однажды аккомпанирует и вторит ей, затем начинает петь сама. Не раз поёт и Фай Родис – когда едет в Чагасом в хранилище записей по секретной подземной ж/д ветке. Поёт она и для Чеди: отрывок из "Прощания с планетой скорби и гнева", пятый период ЭРМ, «на более древние стихи» (Гумилёва «Земля, оставь шутить со мною»). Есть у ИАЕ и мужское пение: поёт командир «Теллура» Мут Анг в «Сердце змеи». Пение как естественная эмоциональная реакция на происходящее – такую ситуацию ИАЕ в своей триаде описывает не раз. Умение так, эстетически реагировать - видимо, для ИАЕ важное свойство. Именно оно отличает Сю Те, тормансианскую возлюбленную Вир Норина, и приближает её к земным женщинам: «Они пошли к сумрачному городу, и звенящий голос тормансианки разнесся по пустынной равнине: "Свой последний год живу на свете, в городах других не побывав, никого хорошего не встретив..." - звонкая летящая мелодия напомнила Вир Норину что-то очень знакомое, слышанное еще в раннем детстве». (ЧБ, гл .12 «Хрустальное окно») «Сю-Те бросалась к астронавигатору и замирала, прильнув к нему с закрытыми глазами, едва дыша. Она часто пела и начинала обычно с проникновенно-печального, а потом с задором пускалась в сложную вязь ритмического танца… Она поверяла ему детские мечты, рассказывала свои юные переживания с тонкостью чувств и наблюдений, доступных не всякой женщине Земли. И снова пела…». (ЧБ, гл. 13 «Кораблю – взлёт!») Откликаться на происходящее не только пением, но и сочинением музыки свойственно героям ИАЕ. Астроном Ингрид Дитра и Кэй Бэр на «Тантре» пишут «монументальную симфонию "Гибель планеты", вдохновленную трагической Зирдой». (ТуА, гл. 1 Железная звезда) Командир «Теллура» («Сердце змеи») в тон своим размышлениям импровизирует: «Гармонично сплетенные темы единства 3емли и космоса стали раздваиваться, отдаляться. Противоречия спокойной печали и жестокого дальнего грома накипали, усиливались, прерываясь звенящими нотами, словно криками отчаяния. И вдруг мерное, мелодичное развертывание темы замерло. Удар столкновения был сокрушителен, и все рассыпалось лавиной диссонансов, скользнув, как в темное озеро, в нестройные жалобы невозвратной утраты. Неожиданно под пальцами Мут Анга родились ясные и чистые звуки прозрачной радости, она слилась с тихой печалью аккомпанемента». Музыка – аккомпанемент к танцам. Женщины ИАЕ танцуют не хуже, чем поют. И делают это даже чаще: если Эвда и Веда просто упомянуты как превосходные танцовщицы, то Чара Нанди и Олла Дез предстают богинями танца – каждая в соответствующем романе. Не отстают и Фай с Эвизой (гипнотический танец перед Советом четырёх). И, понятное дело: танец – неотъемлемая часть фитнеса на всех звездолётах ИАЕ. Так что, как говорится – «танцуют все»! Но меня здесь интересует музыка - аккомпанемент к этим танцам. Итак. Балетная сюита, исполненная на празднике Пламенных Чаш была написана композитором специально для Чары Нанди. ИАЕ придумал музыку «с ритмом мелодии в пронизывающем пении скрипок и низком звоне медных струн», с внезапными изменениями темпа (с «ураганного» на «адажио»). Ах, как хочется провести для этой пламенной вещи с её неожиданностями, сочетанием хищности и нежности параллели с Кармен-сюитой Бизе-Щедрина! Да вот незадача – Щедрин сделал свой балет для жены-балерины Плисецкой на 10 лет позднее выхода ТуА. Танцев в ЧБ больше – вот вам и мрачная антиутопия! Танец Оллы Дез: «Заструилась мелодия. Как бегущая река с ее всплесками и водоворотами. Потом замерла, вдруг внезапно сменившись другой, печальной и замедленной, низкие звуки словно всплывали из зеркально тихой, прозрачной глубины. Отвечая ей, в глубине импровизированной сцены, разделенной на две половины - черную и белую, - появилась нагая Олла Дез. Легкий шум послышался из зала дворца Цоам, заглушенный высокими и резкими аккордами, которым золотистое тело Оллы отвечало в непрерывном токе движения. Менялась мелодия, становясь почти грозной, и танцовщица оказывалась на черной половине сцены, а затем продолжала танец на фоне серебристой белой ткани. Поразительная гармоничность, полное, немыслимо высокое соответствие танца и музыки, ритма и игры света и тени захватывало, словно вело на край пропасти, где должен оборваться невозможно прекрасный сон». (ЧБ, гл. 7 «Глаза Земли») Тут в описании музыки используются сравнения не со стихией огня, а со стихией воды – всё более тонко и текуче (можно представить на слух что-нибудь из импрессионистов, так любивших эту стихию: «Игру воды» Равеля или что-нибудь «водное» из Дебюсси). Неслучайно тормансиане не оценили. Поэтому в бой вступает «тяжёлая артиллерия» (точнее – подразделение спецназ): краснознаменный вокально-танцевальный дуэт имени Шахеразады. На форуме «МЕ» почему-то любят искать облик героинь ИАЕ в фото моделей. Пойду и я по этому поп-пути: не удержусь от ссылки на видеоhttp://www.youtube.com/watch?v=PSJ9WPMtCPE (рекомендуется смотреть с отметки 2:04 ) Не стану цитировать эту сцену – все её наверняка помнят и любят. Приведу лишь комментарий Оллы: «Родис и Эвиза умело воспользовались воздействием ритмов на подсознание. Совместное ритмическое пение, верчение в древности считали магией для овладения людьми, так же как военные маршировки и совместную гимнастику у йогов». (ЧБ, гл. 7 «Глаза Земли») Вот это очень важно! Музыка у ИАЕ – не только искусство, но и способ воздействия! Это – самый уникальный момент в музыкальной концепции ИАЕ, и я к нему обязательно вернусь после исчерпания эстетического аспекта.

Ксения: III. Музыка будущего По возможности кратко: 1) концепция музыки будущего; 2) музыкальные инструменты; 3) музыкальные произведения будущего. 1. Концепция музыки будущего Идеи того, в какую сторону будет развиваться музыка в будущем, ИАЕ берёт у Скрябина. Это цветомузыка. У Скрябина был «цветной слух» (синестезия). ИАЕ распространяет эту способность на всех землян. Вот ссылка на сравнение СИМФОНИИ ФА МИНОР ЦВЕТОВОЙ ТОНАЛЬНОСТИ 4,750 МЮ Зига Зора и скрябинского «Прометея» на форуме «МЕ»:http://www.mirefremova.borda.ru/?1-31-0-00000001-000-60-0-1303730641 (см. мой пост от 09.04.11 16:12). Идея цветного слуха имеет продолжение и в ЧБ. Вот гл.2 «Цена рая»: «Двадцать дней, как плыли каравеллы, Встречных волн проламывая грудь. Двадцать дней, как компасные стрелы Вместо карт указывали путь. Напевая эти древние слова на мелодию "Вспаханного Рая", Чеди Даан ворвалась в круглый зал, увидела Фай Родис, склонившуюся над машиной для чтения, и смутилась. - Вхожу в мышление ЭРМ, - пояснила Чеди, - сегодня ровно двадцать дней, как мы затормозились и неподвижно висим в пространстве! - А вам не кажется, - слова Фай Родис сопровождались ее обычной скользящей улыбкой, - что "Вспаханный Рай" не подходит для стихов ЭРМ? Дейра Мир, недавно создавшая кантату, сторонница сумрачного красно-оранжевого спектра мелодий. А мне представляется, что поэты ЭРМ - хорошие люди, потому что создавали в тех условиях добрые, хорошие вещи голубого спектра». То есть все земляне ИАЕ имеют скрябинскую цвето-слуховую особенность! Видимо ИАЕ представил себе, что это не частный случай, аномалия мозга, а дальнейший путь развития способов музыкального восприятия! 2. Музыкальные инструменты будущего. ИАЕ оставляет в живых гитару. Пусть как реликт, но очень удобный для пения на природе – другого не придумывает. Зато изобретает инструменты, которыми укомплектованы звездолёты: - «маленький электронный скрипко-рояль» на «Тантре», - «ЭМСР - электромагнитный скрипкорояль - давно уже заменил жестко звучащий темперированный рояль, сохранив его многоголосую сложность и придав ему богатство скрипичных оттенков. Усилители звука этого инструмента могли придавать ему в нужные моменты потрясающую силу. … Как и в старинном рояле, пальцы музыканта определяли все оттенки звучания, хотя производили звук не при помощи молоточка и струны, а тончайшими электронными импульсами почти мозговой тонкости» - на «Теллуре». «Богатство скрипичных оттенков» - это очевидно возможность извлекать интервалы меньше полутона (минимальный интервал на рояле). Опыты построения таких инструментов были у К.К. Сараджева (1900-1942). О том, что ИАЕ они были известны, говорят всего лишь две цитаты из Сараджева: 1.«Я сознаю и чувствую, что мировоззрение звуковое мое необходимо для музыкальной науки будущего. Но, к великому моему горю, я не вижу, чтобы кто-нибудь мог понять меня. … Посвятить… в теорию моей музыки я не вижу возможности, потому что не встречал такого, как мой, слуха. Должно быть, только в будущем у людей будет такой слух, как мой?.. Только в нашем веке я одинок, потому что я слишком рано родился!». 2. «Да, каждая вещь, каждое живое существо Земли и Космоса звучит и имеет определенный, свой собственный тон. Тон человека постигается вовсе не по тону его голоса, человек может не произнести ни одного слова в присутствии человека, владеющего истинным слухом; однако им будет сразу определен тон данного человека… Для истинного слуха пределов звука — нет, как нет предела в Космосе!» Вот такой музыкальный космизм… Есть у ИАЕ ещё и солнечный рояль (видимо – на солнечных батареях, раз он «немой ночью»). Это уже на Земле, в ТуА, в стане морской археологической экспедиции. Важно! Все эти инструменты по сути – синезаторы! Терменвокс (1920г.) в прототипы ефремовских синтезаторов записать нельзя – там нет клавиатуры. Самый первый синтезатор АНС (Ал. Ник. Скрябин, между прочим!) был сконструирован Мурзиным в 1958 году – практически параллельно ТуА! Интереснейшее пересечение. Возможно, прекрасно осведомлённый насчёт Скрябина ИАЕ знал про ведущуюся работу Мурзина? 3) музыкальные произведения будущего Систему музыкальных жанров ИАЕ оставляет в том виде, в каком она существовала в СССР на момент написания этих книг. Композиторы будущего по-прежнему пишут симфонии и романсы. Конкретных произведений упоминается много – я уже их всех перечислила выше.

Ксения: IV. Самое главное: музыка в других сферах жизни будущего Вот это имхо у ИАЕ действительно круто: 1. Музыка в психофизиологической настройке человека. 2. Музыка в настройке и сигналах приборов. 3. Музыка как отражение важнейших принципов бытия. 1. Музыка в психофизиологической настройке человека. Музыкой в мире ИАЕ выводят из длительного сна во время космических полётов.«Включайте музыку и свет пробуждения. Всем! Низа быстро нажала ряд кнопок, и во всех каютах звездолета, где спали члены экспедиции, стали перемежаться вспышки света и раздалась особая, постепенно усиливающаяся музыка низких вибрирующих аккордов. Началось постепенное, осторожное пробуждение заторможенной нервной системы и возвращение ее к нормальной деятельности…Эрг Hoop, приняв необходимую дозу пищи, лежал в полусне под невыразимо приятным электромассажем нервной системы. Медленно отходила пелена забытья, еще окутывавшая мозг и тело. Пробуждающая мелодия звучала мажорнее в нарастающей частоте ритма». (ТуА гл. 1 Железная звезда)Сердце Змеи прямо начинается с процесса пробуждения звездолётчика: «Сквозь туман забытья, обволакивающий сознание, прорвалась музыка. "Не спи! Равнодушие - победа Энтропии черной!.." Слова известной арии пробудили привычные ассоциации памяти и повели, потащили за собой ее бесконечную цепь». (Сердце Змеи)Музыкой у ИАЕ лечат Дара Ветра (сейчас музыкотерапия – на уровне средневековой медицины): «Когда со зловещим упорством стали повторяться приступы равнодушия к работе и жизни - одного из самых тяжелых заболеваний человека, - Эвда Наль, знаменитый психиатр, исследовала его. Испытанный старый способ - музыка грустных аккордов в пронизанной успокоительными волнами комнате голубых снов - не помог. Осталось лишь переменить род деятельности и лечиться физическим трудом там, где нужна была еще повседневная и ежечасная мускульная работа». (ТуА гл.2 Эпсилон Тукана) 2. Музыка в настройке и сигналах приборов. Приборы в мире ИАЕ сигнализируют об изменениях музыкой: - в звездолёте: «Напряжение поля тяготения возросло, и приборы откликнулись изменением мелодии аппарата искусственной гравитации… Тональность звучания приборов непрерывно понижалась, без отсчетов говоря об изменении обстановки полета. Звонкие удары вплелись в мелодию приборов, заглушая тревожный звон аппарата, вычислявшего соотношение силы тяготения и скорости». (ТуА гл. 1 Железная звезда)- на земле:«Его слова были заглушены тревожными музыкальными аккордами, раздавшимися вслед за звонким щелчком на циферблате часов Галактики. - Предупредительный по всей Земле. Всем энергостанциям, всем заводам, сетевому транспорту и радиостанциям. Раздался тяжелый, грозный звон, будто зазвучала массивная медь». (ТуА гл. 2 Эпсилон Тукана) И для настройки самих приборов ( на восстановлении спутника в открытом космосе, замечу!) применяется музыка: «Дар Ветер добрался до фундаментов солнечных машин, которые раскинулись веером вокруг громадной втулки с аппаратом искусственного тяготения, и подключил свою спинную батарею к входной клемме проверочной цепи. В телефоне его шлема зазвучала несложная мелодия. Тогда он параллельно присоединил стеклянную пластинку с нанесенной на ней тонкими золотыми линиями схемой. Раздалась та же мелодия. Вращая два верньера, Дар Ветер привел в совпадение временные точки и убедился в отсутствии расхождений не только в мелодии, но и в тональности настройки». (ТуА гл. 12 Совет звездоплавания) Почему? Моё мнение: музыка максимально быстро через эмоциональное восприятие воздействует на человека и заставляет откликаться на сигналы приборов минуя более медленные механизмы рационального мышления. А настройки на слух (как настройка музыкальных инструментов по камертону) – тончайшая работа с тончайшими приборами будущего. 3. Музыка как отражение важнейших принципов бытия. Возможно, это всего лишь ефремовская метафора. Но зная, насколько ИАЕ впитал в себя культуру Серебряного века (Гумилёв, Скрябин), думается, что он действительно проводил такую аналогию. « - Ты по-прежнему увлекаешься кибернетикой наследственности? - спросил Дар Ветер. - О, да! Тор меня увлек еще больше - он музыкант, как его отец. Он и его подруга... они мечтают работать в области, где музыка облегчает понимание развития живого организма, то есть над изучением симфонии его построения. - Ты говоришь как-то неопределенно, - нахмурился Дар Ветер. - Я еще не могу, - смутился Дис. - Может быть, Тор скажет лучше. Другой юноша покраснел, но выдержал испытующий взгляд. - Дис хотел сказать о ритмах механизма наследственности, живой организм при развитии из материнской клетки надстраивается аккордами из молекул. Первичная парная спираль развертывается в плане, аналогичном развитию музыкальной симфонии. Иными словами, программа, по которой идет постройка организма из живых клеток, - музыкальна! - Так?.. - преувеличенно удивился Дар Ветер. - Но тогда и всю эволюцию живой и неживой материи вы сведете к какой-то гигантской симфонии? - План и ритмика этой симфонии определены основными физическими законами. Надо лишь понять, как построена программа и откуда берется информация этого музыкально-кибернетического(54) механизма, - с непобедимой уверенностью юности подтвердил Тор Ан. - Это чье же? - Моего отца, Зига Зора. Он недавно обнародовал космическую тринадцатую симфонию фа минор в цветовой тональности 4,750 мю». (ТуА, гл. 7 Симфония…)Тем более что в ЧБ Эвиза на беседе с врачами строит свою речь по принципам музыкальной композиции: «Эвиза посмотрела на темное небо Торманса, перевела взгляд на фиолетовые полосы теней и почувствовала, как ее подхватила музыкальная логика мысли». (ЧБ гл. 10 Стрела Аримана) Присуща ли музыкальная логика мысли ИАЕ – отдельная тема для исследования. Во всяком случае музыка для него имеет огромное значение.

СтранникД: Спасибо за тему. Было очень интересно и познавательно почитать.

Эуг Белл: В "эпоху ЭрфРома" я проводил изыскания о музыке в "Лезвии бритвы". Надо будет поискать - там много было дополняющего, Ксения.

СтранникД: Ксения пишет: почему-то любят искать облик героинь ИАЕ в фото моделей. Пойду и я по этому поп-пути: не удержусь от ссылки на видеоhttp://www.youtube.com/watch?v=PSJ9WPMtCPE (рекомендуется смотреть с отметки 2:04 ) А ссылка-то заблокирована. Интересно, что там такое было?

Дед Мороз: Ксения пишет: На форуме «МЕ» почему-то любят искать облик героинь ИАЕ в фото моделей. Пойду и я по этому поп-пути: не удержусь от ссылки на видеоhttp://www.youtube.com/watch?v=PSJ9WPMtCPE (рекомендуется смотреть с отметки 2:04 ) Я готов считать героиней ИАЕ Вас, только расскажите, что считаете нужным, о себе

arjan: Спасибо за отличный цикл статей, Ксения! Чуть до-оформил Ваши посты для удобочитаемости, не возражаете?) Ксения пишет: Все эти инструменты по сути – синезаторы! Терменвокс (1920г.) в прототипы ефремовских синтезаторов записать нельзя – там нет клавиатуры. Самый первый синтезатор АНС (Ал. Ник. Скрябин, между прочим!) был сконструирован Мурзиным в 1958 году – практически параллельно ТуА! Интереснейшее пересечение. Возможно, прекрасно осведомлённый насчёт Скрябина ИАЕ знал про ведущуюся работу Мурзина?Я сам с юности страстный любитель электронной музыки и, само-собой, синтезаторов: делал самодельные ЭМИ, чинил и модернизировал промышленные "Йоники" (так их называли в народе), "примочки" к гитарам и многое т.п. В это же время (середина 70-ых) на близлежащем брянском радиозаводе (Кремний) начала выпускаться серия ЭМИ "Электроника" - от знаменитого двух-клавиатурного ЭМИ (ещё не синтезатора!) "Электроника ЭМ-003" (брянского "Farfiza";), до т.н. "стринга" , и лишь с начала 80-х стали везти из-за бугра (и делать "самопально") клавишные аналоговые одноголосные синтезаторы (напр. "Moog"-и, на которых так славно играет мой любимый Manfred Mann;), затем - аналоговые многоголосные (напр. "Polymoog"), а затем грянул т.н. FM-синтез (знаменитая Yamaha DX-7), ставший революцией в качестве звука и удобстве оперативной смены тембров ;) В 90-ые же свершилась следующая (и пока последняя) технологическая революция - появились полностью цифровые ( в т.ч. "семплерные") многоголосные синтезаторы, - и так вплоть до виртуальных "MIDI-студий", доступных каждому обладателю компьютера... Что касается студийного АНС, то он звучал с 60-ых чуть ли не в каждом фильме или телеспектакле с элементами фантастики - вплоть до шедевральных саундтреков к фильмам Тарковского (композитор Э.Артемьев и "МЭСЭМ" - Московская Экспериментальная Студия Электронной Музыки), о чем рассказывается в книге Татьяны Егоровой «Вселенная Эдуарда Артемьева»: Они познакомились весной 1970 года на квартире у художника Михаила Ромадина, куда композитора привел его друг Владимир Серебровский. Неожиданно, когда общий разговор повернул в сторону электронной музыки, Тарковский заинтересовался тем, что делает Артемьев. Они договорились встретиться в Студии электронной музыки, и действительно Тарковский очень скоро там появился. Внимательно наблюдал за способами обработки звука, вслушивался в краски электронных тембров, отметив некоторую отстраненную холодноватость их колорита. На том и разошлись. А осенью Андрей его разыскал, попросил почитать сценарий готовившегося к запуску фильма «Солярис» и предложил с ним работать. При этом никаких специальных установок относительно музыки не выдвигал, поставив только одно условие: в картине обязательно должен звучать Бах, которого Тарковский просто боготворил, отводя гениальному немцу в реестре своих любимых композиторов первые десять мест. Что касалось всего остального, то он предоставлял Артемьеву полную свободу. «Правда, Андрей тут же добавил, что собственно музыка как таковая в фильме ему не нужна, и мою задачу он видит в организации натуральных шумов, может быть, в их темброво-ритмической обработке на синтезаторе, «пропитывании» какой-то музыкальной тканью с тем, чтобы их звучание обрело яркую индивидуализированность, специфичность и эмоциональную выразительность. Я был буквально поражен его словами, его требованиями, которые он передо мной выдвигал. Честно говоря, я не был тогда готов к подобному разговору, хотя не считал себя новичком в кино, имея за плечами несколько кинокартин. В итоге я попытался все-таки написать музыку. Не знаю, пошло ли это на пользу фильму. По крайней мере, Тарковский ее в фильме оставил»... http://www.tarkovskiy.su/texty/vospominania/Artemiev.html

Ксения: Большое спасибо всем за отклики! СтранникД пишет: А ссылка-то заблокирована. Интересно, что там такое было? а было там Beyonce & Shakira - Beautiful Liar. придётся, видимо, желающим посмотреть - своими руками идти на youtube... Напоминаю про отметку 2:04 Эуг Белл, действительно будет здорово, если Вы найдёте и вывесите здесь свою статью про музыку в "Лезвии".Я встречала только список упоминаемых там композиций. arjan, спасибо огромное за кропотливую работу. В word у меня были шрифтовые выделения, но при копировании на форум они слетели. С Вашим оформлением всё стало действительно читабельнее Дед Мороз, спасибо вновь за цветы :) Думаю, разговоры о моей персоне будут в этой теме оффтопом. Может быть, напишете в разделе "О форуме" в теме "Знакомимся..." что Вас, собственно, интересует?

Эуг Белл: http://mirefremova.b.qip.ru/?1-5-0-00000006-000-0-0-1165278625 Об одном из романсов из ЛБ.

Дед Мороз: Ксения пишет: Дед Мороз, спасибо вновь за цветы :) Думаю, разговоры о моей персоне будут в этой теме оффтопом. Может быть, напишете в разделе "О форуме" в теме "Знакомимся..." что Вас, собственно, интересует? Ксения, расскажите, на Ваше усмотрение, о своей работе и увлечениях

Ксения: Эуг Белл пишет: http://mirefremova.b.qip.ru/?1-5-0-00000006-000-0-0-1165278625 Об одном из романсов из ЛБ. К сожалению, часть поста потеряна: ссылка про автора текста Саджая на бардовском форуме уже недоступна :(

Дед Мороз: Можно задать в браузере GOOGLE CHROME Биография Александр Саджая   http://www.nplg.gov.ge/ec/ka/amat/search.html?cmd=search&pft=biblio&qs=600%3A%D0%A1%D0%B0%D0%B4%D0%B6%D0%B0%D1%8F+%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80 [BR]http://www.google.com.ua/search?sourceid=chrome&ie=UTF-8&q=%D0%9A%D1%82%D0%BE+%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B9+%D0%90.%D0%A1%D0%B0%D0%B4%D0%B6%D0%B0%D0%B9%3F А потом я посмотрел на пост выше и увидел Ксению: женщину с глазами цвета моря - женщину с зелёными глазами.

СтранникД: Ксения пишет: а было там Beyonce & Shakira - Beautiful Liar. Ага! Видел их танец. Очень даже недурственно.

Дед Мороз: Ксения пишет: К сожалению, часть поста потеряна: ссылка про автора текста Саджая на бардовском форуме уже недоступна :( Дед Мороз отвечает: В Лит.энц.1965 г. ( в 9 томах ) есть только упоминание, что грузинский поэт Александр Саджая скончался молодым. Асатиани, Г. Ровесники Революции : [Рассказы в письмах, воспоминаниях и стихах о трех грузинских поэтах - Мирзе Геловани, Ладо Асатиани и Александре Саджая - сверстниках Октября] / Г. Асатиани // Литературная Грузия. - , 1977. - N11. - стр.18-28[MFN: 245672] UDC: 821.353.1.09 პერსონალია: Асатиани Ладо - Поэт; Геловани Мирза - Поэт; Саджая Александр - Поэт. მატიანის რუბრიკა: საქართველო; ქართველი მწერლები XIX-XXI სს.; ლიტერატურათმცოდნეობა; ქართული მწერლობა XIX-XXI ს.ს.. Прежде всего это относится к писателям, вышедшим на литературную арену во второй половине тридцатых годов. Творческая жизнь большинства из них длилась не более десяти лет. Они были очень молоды, когда началась война, жертвами которой в той или иной мере стали М.Геловани, Л.Асатиани, А.Саджая, Г.Налет-варидзе, В.Убилава, С.Исиани, В.Дховели, Д.Пататишвили, С.Жген-ти, Н.Копалиани и др. Более полная информация: [BR]http://www.dissercat.com/content/poeziya-mirzy-gelovani

Алексей Ильинов: Ксения пишет: «маленький электронный скрипко-рояль» на «Тантре» Это явно меллотрон, который в конце 1960-х годов произвёл самую настоящую революцию в той же рок-музыке. Меллотрон — это уникальный инструмент, имитирующий звучание целого оркестра. Многие прогрессив-рок группы использовали его наряду с «мугами» и «хаммондами». Например, меллотрон изумительно звучит в ранних работах тех же гениальных King Crimson или в альбомах симфо-арт-рокеров Barclay James Harvest. Музыкальная культура ЭВК и ЭВР — это, несомненно, тончайший и гармоничный синтез Архаики и Модерна. То, что можно определись как «консервативный авангард» или «археофутуризм». Правда, он сполна осуществляется уже здесь и сейчас. Прочитайте, скажем, ту же мою рецензию на шедевр Вангелиса «Mythodea», которую я некогда выкладывал у нас наряду с другими рецензиями и статьями -http://mirefremova.b.qip.ru/?1-11-30-00000095-000-0-0-1255425289 Милая Ксения, а цветы дарить Вам будем! Всё же это огромная радость для всех нас — такая чаровница в наших «боевых» рядах!

Ксения: Не сомневалась, что среди участников форума найду почитателей электронной музыки и синтазаторов :) arjan, спасибо за ссылку на прекрасный ресурс по Тарковскому. Отличный анализ артемьевской музыки к "Солярису" делает Татьяна Егорова! Алексей Ильинов пишет: Это явно меллотрон Не думаю. В описании более совершенной модели этого инструмента на "Теллуре" подчёркивается, что основная идея здесь - преодоление клавирной темперации. А меллотрон прежде всего - "аналоговый сэмплер". При всём моём уважении и даже любви к арт-року, ИАЕ явно не был его провозвестником :)

Алексей Ильинов: Приветствую, дивная Ксения! Просто очень похоже на меллотрон. Или на световую клавиатуру, которую использует всё тот же Жан Мишель Жарр. Разумеется, что арт-рок ИАЕ не изобретал (ох и ох!!! ), но, похоже, именно в нём нужно искать «один из корней» музыки ЭВК и ЭВР.

Алексей Л.: Меллотрон конструкции А.С.Зацепина представлял собой 24-дорожечный магнитофон (см. его пластинки "31 июня" и "Ищу тебя"), естественно, очень даже темперированный..

Алексей Л.: Сочинять симфонии и романсы в честь прибытия звездолета мягко говоря, странно. Романс - чисто лирический жанр, а симфонии не пишутся за несколько дней.

Ксения: Именно поэтому я назвала ИАЕ "просвещённым любителем" в области музыки. Он замечательно понимает роль и значение музыки, удачно выхватывает скрябинские идеи как концепцию "музыки будущего". Но оставляет совершенно нетронутой жанровую систему. И не совсем корректные формулировки с профессионально-музыкальной точки зрения у него встречаются. Но это - прямо мелочи совсем, по сравнению с вышеозначенными плюсами. Кстати, насчёт "нескольких дней" - может быть это и несовсем так. Ведь "Тантра" начинает вызывать спутник 57 ещё не долетев до Солнечной (этот срок ИАЕ не оговаривает), а потом ещё и 5и недельный карантин на Тритоне положен...Так что ко времени подлёта "Тантры" к Земле вполне на вдохновении можно было бы успеть и симфонию написать :)

arjan: Ксения пишет: В описании более совершенной модели этого инструмента на "Теллуре" подчёркивается, что основная идея здесь - преодоление клавирной темперации. Увы, эти две системы струнного звукоизвлечения до сих пор не слились - напротив, разошлись ещё дальше; электропиано: механическое фортепиано с молоточковым механизмом и электромагнитными звукоснимателями, для портативности без акустических резонаторов (Fender, Rhodes и др.), электроскрипки: в акустических моделях используются микрофонные звукосниматели, в "чисто электрических" без акустического корпуса – электромагнитные (иногда на каждую струну) … Электромеханический "скрипко-орган" Ефремова – скорее всего подобие описанных электропиано и электроскрипки: т.е. аналоговый (струнный?) инструмент, возможно с электроакустической системой, но явно лишенный систем оркестрового и многопартитурного исполнения (авторитмов, секвенсоров и т.п.) - ИАЕ про них банально не знал, иначе бы наверняка подчеркнул… При всём моём уважении и даже любви к арт-року, ИАЕ явно не был его провозвестником :) Да, невольно вспоминается, что в революционные для множества наук и искусств 50-ые (время работы над ТуА), великий революционер в джазе Майлс Девис уже записал свои главные альбомы и дал музыкальному миру нескольких новаторских стилей, включая джаз-рок, а также технику исполнения симфонической классики в джазовых стилях и на современных инструментах! (примеры под катом) А к концу 60-ых и написанию ЧБ - уже успели «взорвать мир» и дорасти до классического пьедестала «рабочие парни» из Ливерпуля… Регулярно слушая радиоголоса и зная английский, ИАЕ наверняка мог слышать эту музыку и передачи о ней – но... она не отозвались в нем так, как в будущих Алексее Козлове, БГ и легионе других пост-джаз-битовых виртуозов… В этом Ефремов явно уступает коллеге Кларку, принявшему и благословившему работу Майка Олдфилда по «Песням далёкой Земли» - т.к. не увидел именно свободные тенденции развития музыки, а перенес в будущее консервативные (если не мещанские) вкусы советской номенклатуры… Увы. Под катом: Miles Davis - Concierto de Aranjuez I&II part. (Sketches of Spain, 1959), Mike Oldfield - Crystal Clear (The Songs Of Distant Earth, 1994) Ещё одно (не менее замечательное) исполнение концерта Хоакина Родриго, и пронзительный рассказ о первом прослушивании альбома "Песни далёкой Земли"

Ксения: arjan пишет: перенес в будущее консервативные (если не мещанские) вкусы советской номенклатуры… Напротив! Скрябин и прогрессивная академическая музыка (от Шостаковича до Шнитке) никогда не были в чести у советской номенклатуры. Ей больше по душе были всё же краснознамённые ансамбли песни и пляски... Вспомните по простановление о формализме в музыке, под удар которого попал Шостакович. Музыка же Скрябина задвигалась как и весь Серебряный век.

arjan: Ксения пишет: Напротив! Скрябин и прогрессивная академическая музыка (от Шостаковича до Шнитке) никогда не были в чести у советской номенклатуры. Я имел в виду общую советскую тенденцию на подавление авангарда во всех видах искусства, что в музыке дошла до гонений на САМИ ИНСТУМЕНТЫ – аккордеон, саксофон и, конечно, электрогитару (про эффекты типа «мощного фуза» и не говорю;) Зато с миллионов репродукторов и патефонов неслись звуки скрипок и роялей (пока раздельных;), «неопасных» баянов и духовых – и абстрагироваться от этих вездесущих «семплов» фантасту того времени было не легче (а то и труднее), чем вообразить нуль-переход! Потому и земной «кристаллический орган» в ЧБ звучит у ИАЕ наверняка ближе к духовому, чем электромеханический Хаммонд (что уже много лет выпускался серийно), ибо сама идея постобработки звука и, тем паче, синтеза новых - у ИАЕ явно не пропущена в будущее :( С другой стороны... наслушавшись уже досыта всех видов музыки электронной, я, моё поколение и даже искушенная молодёжь потянулись обратно к аналоговому "натуральному" звуку, но записанному и воспроизводимому без любых искажений - ещё недавно непреодолимых (HI-END технологии). Ибо оркестровая симфоническая музыка производит полный эффект лишь на слушателя в зале с хорошей акустикой, а в записи через общие микрофоны и шум зала ВСЕГДА ТЕРЯЕТ несравнимо больше (интермодуляционные и т.п. искажения сложного спектра), чем студийные записи поп-музыки с немногими электроинструментами - т.е. все предыдущее время оркестровая музыка в полноценном звучании была практически недоступна вне живого концерта. Сегодня техническая возможность доступного "живого звука" уже близка, другое дело - останется ли нужна новым поколениям столь сложная и некомфортная музыка?) Алексей Л. пишет: Меллотрон конструкции А.С.Зацепина представлял собой 24-дорожечный магнитофон (см. его пластинки "31 июня" и "Ищу тебя"), естественно, очень даже темперированный.. Помню телепередачу ещё начала 70-ых (Кинопанорама?) с Зацепиным и его рассказом про увлечение радиоэлектроникой и домашнюю студию (ещё поищу это видео) с упомянутым меллотроном - он даже продемострировал его, записав семпл и сыграв с ним тему, после включив её в "закольцовке"! Для начала 70-ых это был АБСОЛЮТНЫЙ ШОК! (у меня и большинства знакомых в те годы ещё не было и обычного магнитофона - мечты с раннего детства, они - сперва монофонические и ламповые, завелись лишь к середине 70-ых). Кстати, уважаемому А.С. Зацепину 10 марта этого года исполнилось 85 лет!, - пусть запоздало, но ПОЗДРАВИМ ЕГО! А пока нашел тему о промышленных меллотронах - один из коих мы помним по поздним альбомам Битлз:

Дед Мороз: Ксения пишет: Напротив! Скрябин и прогрессивная академическая музыка (от Шостаковича до Шнитке) никогда не были в чести у советской номенклатуры. Ей больше по душе были всё же краснознамённые ансамбли песни и пляски... Вспомните по простановление о формализме в музыке, под удар которого попал Шостакович. Музыка же Скрябина задвигалась как и весь Серебряный век. В частности, в "Лезвии бритвы" упоминалась и "Элегия" С. Рахманинова.

Ксения: Именно в силу своей безусловной почвенности и приверженности к романтизму, а не "модернизму", эмигрант Рахманинов в СССР был почитаем. В отличие от эмигранта и "модерниста" Стравинского.

Дед Мороз: Ксения, спасибо, Вы снова порадовали разносторонними познаниями

Алексей Л.: Невероятно, что на Тормансе знают и поют русские романсы XIX века! Мы знаем хоть одну современную китайскую песню? А русскую тысячелетней давности? Ну ученые кое-что знают, например, былины, восходящие к V веку. На Западе сохранились несколько средневековых церковных мелодий. Но чтобы петь, да еще для собственного удовольствия?

Алексей Л.: Бейонс и Шакира - потрясающие девушки во всех отношениях (серьезно!), но поп-музыка, как часть масс-культуры, с "ноосферной" точки зрения подлежит осуждению. Кстати, удивительно, что Н.К.Рерих и Д.Л.Андреев почти одинаково ее ругали. Пересказываю своими словами. Рерих слушает радио: везде один "жац", нигде нет Вагнера. Андреев: парк культуры, фокстрот, кино, вино - все для оболванивания народа.

Алексей Л.: И Рахманинов был не совсем "наш" - увлекался джазом, написал "Рапсодию на тему Паганини" в подражание Гершвину.

Алексей Л.: "Аранхуэсский концерт" и в оригинале не совсем классика - Испания не совсем Европа, гитара не академический инструмент. и Дэвис не совсем джазмен.

Алексей Л.: Кстати, АНС был практически нетемперированным аппаратом - в октаве не 12 и даже не 24, а 72 ступени, на слух соседние неразличимы.

Алексей Л.: О симфонии эволюции жизни. Музыка (или речь) Солнца записана, вчера послушал ее в интернете. Есть гипотеза, что этими электромагнитными импульсами оно создало жизнь на Земле и управляет ей, как и всей Солнечной системой. По-моему, так и есть.

Алексей Л.: ЭМСР явно не был многотембровым (в отличие от электрооргана) и неясно, допускал ли такое же множество способов звукоизвлечения, как скрипка (тонее, смычковые).

Алексей Л.: Скрябин, как ни странно, исполнялся и в первые послевоенные годы, возможно, как ответ на увлечение нацистов Вагнером. Вообще Сталин, конечно, музыку не понимал, но у него были абсолютно не советские и даже утонченные вкусы - Булгаков и Вертинский. Очень странно.

arjan: Алексей, я бы просил вас не делать отдельные сообщения для каждой мысли и без контекстных цитат - это неудобочитаемо (как минимум!). Может вам не удается ДОПИСАТЬ в изначальное (т.е. не можете войти в "edit"?) - так для этого нужно зарегистрироваться, что мешает? Сделайте это, пожалуйста, для общей пользы!

Дед Мороз: Уважаемые специалисты в области цветомузыки! Сравните, пжл, тему цветомузыки в произведениях ИАЕ и данном: А. Беляев "Изобретения профессора Вагнера" ( Человек, который не спит1926; глава 10 - Что делается за окном ). Может ли это быть истоком эпизода о симфонии Скрябина в ТуА? И эпизода в ЧБ ( см. ниже ): - А вам не кажется, - слова Фай Родис сопровождались ее обычной скользящей улыбкой, - что "Вспаханный Рай" не подходит для стихов ЭРМ? Дейра Мир, недавно создавшая кантату, сторонница сумрачного красно-оранжевого спектра мелодий. А мне представляется, что поэты ЭРМ - хорошие люди, потому что создавали в тех условиях добрые, хорошие вещи голубого спектра. Вы знаете, что из тех времен я больше всего ценю русскую поэзию! Она мне кажется наиболее глубокой, мужественной и человечной среди поэтического наследия всего тогдашнего мира. Хорошие люди всегда носили в себе печаль неустроенной, инфернальной жизни, и мелодии их песен не должны были быть мажорнее зеленого спектра. - Но уцелевшие записи музыки, - возразила Чеди, - изобилуют даже желтыми мелодическими линиями. - Это так, но не забывайте, Чеди, перевоплощаясь в девушку ЭРМ, что в творчестве того времени всегда разделялись две стороны - внешняя и внутренняя. Внутреннюю умели выражать лишь косвенно, а внешняя была маской в желтом, оранжевом и даже инфракрасном спектре мелодий, ее называли еще абстрактной, как бы надэмоциональной музыкой. Некоторые несли на перекинутых через плечо ремнях маленькие красные с золотом коробочки, настроенные на одну и ту же музыку, которую земляне причислили бы к зелено-голубому спектру. До сих пор вся слышанная ими музыка Торманса принадлежала лишь к красному или желтому вееру тональностей и мелодий. Теперь вернёмся к "Человеку, который не спит" А.Р.Беляева-глава 10- Что делается за окном: - Превращение световой волны в звуковую. Вы знаете, что многим музыкантам каждая гамма или тон кажутся окрашенными в определённый цвет. Н/п, C -dur - белый цвет, A - moll - синий, D - dur - розовый... Я хочу установить соотношение звуковых и световых волн. Цветомузыка - идеи синестезии, гармонического соединения различных ощущений, появились ещё в ХIX веке, но технические средства для такого соединения возникли лишь в 60х гг. ХХ в. ( фантастовед и библиограф А.П. Лукашин ).

Ксения: Дед Мороз,Ваш пост требует уточнения - по знакам препинания и по фактам, которые Вы приводите. Иначе невозможно комментировать - смысл практически непонятен.

Дед Мороз: Здесь начало: http://alltxt.org.ua/read.php?id=1502&page=22 Здесь продолжение: http://alltxt.org.ua/read.php?id=1502&page=23 Здесь окончание: http://alltxt.org.ua/read.php?id=1502&page=24

Ксения: Ваши добавления и исправления сделали вопрос немного понятнее. Особенно, когда "ЛБ" Вы исправили на "ЧБ". Правда, без кавычек отделять друг от друга цитаты мне трудновато :) Про "техсредства в 60-e" - это про деятельности питерских и казанских энтузиастов. А про раньше - да, были теории (в т.ч. - Ньютона). "Световы органы" (до ХХ в.), без электричества конечно были слабоваты. Однако по-прежнему у Вас в ТуА присутствует "эпизод о симфонии Скрябина". Это неточность. Там есть глава с эпизодом исполнения симфонии Зиг Зора. Прототипом этого произведения (что следует из интертекстуального анализа) может быть поэма Скрябина "Прометей" с впервые введённой в партитуру световой строкой. Ни в одной из трёх симфоний Скрябина партии света нет. Теперь по сути вопроса: не есть ли текст Беляева - источник текста Ефремова. Имхо - не есть. Ибо у обоих текстов есть один источник - реальность. Я имею ввиду реальное существование скрябинских идей. Оба писателя знали об этих идеях. Причём Ефремов, судя по эпизоду с прослушиванием из ТуА, а также по ЧБ (с "Тёмным пламенем" и приводимыми цитатами), был знаком с творчеством Скрябина лучше.

Трак Тор: Ефремов, вероятно, во всех вопросах, о к-рых писал, был осведомлен лучше, чем Беляев. По одной из ссылок Деда Мороза прочел, что Беляев черпал свои знания из ближайшего популярного журнала (как большинство из нас:). А Ефремов был ученый прежде всего и у него "премудрые тетради"

Дед Мороз: Уважая мнение Трак Тора - был ли Ефремов специалистом в области музыки или цветомузыки?

Трак Тор: Нет, но он был специалистом в работе с информацией (как-никак доктор наук и лауреат Госпремии). Значимую инфу берут в первоисточнике, по к.мере, в научных, а не популярных источниках. Думаю, сведения о Скрябине и цветомузыке он так и получал, ему не было нужды черпать их в беллетристике.

Дед Мороз: Думаю, это аргумент типа "Учение Маркса всесильно, потому что оно верно"

Дед Мороз: Огромное спасибо Ксении! Спасибо Трак Тору! Без его идей не было бы здесь многих интересных тем. Да и за графическое оформление текста спасибо. Ув. ТТ напоминает слова моего наставника: "Кто ясно мыслит, тот и ясно выражается". Чего не всегда могу сказать о себе.

Ксения: Дед Мороз пишет: был ли Ефремов специалистом в области музыки или цветомузыки? Повторюсь в который раз: он был просвещённым любителем (это словосочетание употребляю на уровне термина). Это значит, что он не имел профессионального музыкального образования и, следовательно, ему не была доступна исполнительская ипостась. Что не мешало ему тонко чувствовать и любить музыку. (это, кстати, к вопросу об эмоциональности. Для ИАЕ музыка - это прежде всего выражение эмоций. Как выяснилось в другой теме, многие из форумчан считают, что в текстах он эмоции выражает недостаточно. Однако он их прекрасно и сильно чувствует. И его герои,следовательно, тоже. Просто в силу глубокой дисциплины чувств не допускают эмоциональной распущенности). по поводу профессионализма работы с информацией - полностью солидарна с Трак Тором. Наверняка это помогало ему ориентироваться в области музыкальных идей. А судя по количеству упоминаемой в текстах ИАЕ музыки - он обладал обширным слушательским опытом и кругозором.

Дед Мороз: Делайте со мной что хотите - не хочу попасть в такое будущее , где женщины обладают глубокой дисциплиной чувств. Простите за офф - топ!

Ксения: Я ответила Вам в теме Взаимоотношения героев и героинь в мире будущего ИАЕ

Алексей Л.: Гаснут во времени, тонут в пространстве Мысли, событья, мечты, корабли… Я ж уношу в своё странствие странствий Лучшее из наваждений Земли!.. У меня эти строки давно связаны с прелюдией И.-С.Баха, известной по фильму "Солярис". По-моему, это просто об одном и том же!

Ксения: Прелюдия - это хоральная прелюдия, в общем-то - обработка мелодии хорала. У неё есть текст, который Баху, естественно, был известен. Так что, вот о чём эта баховская прелюдия: Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ,Ich bitt, erhör mein Klagen, Verleih mir Gnad zu dieser Frist, Laß mich doch nicht verzagen; Den rechten Glauben, Herr, ich mein, Den wollest du mir geben, Dir zu leben, Meinm Nächsten nütz zu sein, Dein Wort zu halten eben. Текст предположительно Иоганна Агриколы, 1529.

Алексей Л.: Очевидно, что И.-С.Бах был гораздо шире, выше и глубже не только использовавшихся им "по производственной необходимости" канонических текстов, но и вообще своего времени.

Ксения: Причём на практике осуществлял собственное "расширение, углубление и рост ввысь" путём посвящения своих опусов "Господу Богу". И с начальством постоянно вздорил - аж из города в город переезжать приходилось. А музыка его - да, шире, выше и глубже

Олла Дэз: http://www.youtube.com/watch?v=YKLE2NS03lY&feature=player_embedded#at=211 Напомнило о родине... Начинаю тосковать по нашим деревьям, апельсиновому небу, голубой почве... По нашим желтым морям...

Эуг Белл: Еще такой вопрос: ИАЕ обожал русскую музыку. Мог он слушать руский романс, живший тогда благодаря Штоколову и Обуховой... Мог он слышать и И.Реброва. Из-за границы могли привести друзья пластинку, или где-нибудь в гостях... И вот вопрос: как бы, по-вашему, ИАЕ отнесся бы к исполнению Ивана Реброва: http://www.youtube.com/watch?v=HOJBVok4hMU&feature=related http://www.youtube.com/watch?v=DXo1Jn6ojSc&feature=related http://www.youtube.com/watch?v=-uq2ceQTR28&feature=related (Мое мнение сразу скажу: мне и тогда нравилось, и теперь, не знаю, когда больше).

Дед Мороз: Олла Дэз пишет: Напомнило о родине... Начинаю тосковать по нашим деревьям, апельсиновому небу, голубой почве... По нашим желтым морям... Это, наверно, ассоциации звука с цветом? А у меня вызвало ассоциации цвета с кино: https://sites.google.com/site/locmanfantastiki/uchastniki/slava/zizn-moa---kinematograf

Degen1103: В поисках минималистического авангарда наткнулся на прелюбопытнейшую статью про композитора-революционера Корнелиса Кардью. Про музыку сказать ничего не могу - поставил пока на закачку фортепьяно - но жизненный путь заслуживает уважения, если и не разделять политические взгляды Кардью. В 70-х Корнелис Кардью отказался от всех своих авангардистских опусов и перешёл к практической революционной борьбе, к просвещению пролетариата в марксистско-ленинско-маоистском духе, к агитации против британского и американского империализма. Частью этой борьбы он считал и музыку – он сочинял новые революционные песни и фортепианные пьесы на мотивы ирландских и китайских народных песен и революционных гимнов. Звучали он не авангардно, а довольно нежно – в китчево-романтическом духе, чтобы быть близкими и понятными трудовому народу. В 1979-м композитор стал одним из создателей Революционной Коммунистической партии. 13 декабря 1981-го года Корнелиса Кардью перед его домом в Лондоне сбила машина. Обстоятельства смерти прояснены не были.

Degen1103: ...Послушал и пришёл к ожидаемому выводу, что пропаганда творчеству категорически противопоказана. Авангардисты для расширения человеческого сознания сделали несравненно больше, чем соцреалисты и иже с ними.

Degen1103: На "Классике" есть тема, посвящённоая практически забытому питерскому композитору Веселову Вадиму Федоровичу (1931-1990). Прошёл по ссыле на Контакт и обнаружил вот что: Сочинения: опера — Мы — Земля! (по роману "Туманность Андромеды" И. Ефремова, 1967); оратория — Сын земли (сл. В. Брюсова, 1962); кантаты...

Дед Мороз: Спасибо, Деген1103, что появился! Может, твоя информация и Ксению привлечёт

СтранникД: Degen1103 пишет: опера — Мы — Земля! (по роману "Туманность Андромеды" И. Ефремова, 1967) Жалко что ссылок на саму оперу нет. Интересно было бы послушать.

Трак Тор: Слабинский пишет о 15-х Чтениях 2012г. в Вырице:А.А.Попов рассказал об опере Вадима Веселова "Мы - Земля" по роману И.Ефремова "Туманность Андромеды". После прослушанных отрывков оперных арий появились ассоциации с оперой "Князь Игорь". Родилась мечта послушать оперу Веселова в хорошем театре и с хорошей сценографией.Стало быть, есть в природе запись этой оперы, а не только ноты!

Трак Тор: До кучи: В.Гризодубова (та самая. Герой Советского Союза) сообщает: в Тарту, в театре «Ванемуйне» был поставлен балет «Час Быка»…Из текста ясно, что в советское время.



полная версия страницы