Форум » БИОГРАФИЯ И ПУБЛИКАЦИИ » Послесловия, предисловия, рецензии, статьи, монографии... (продолжение) » Ответить

Послесловия, предисловия, рецензии, статьи, монографии... (продолжение)

Дед Мороз: Послесловие В.И.Бугрова к роману "Час Быка" Источник: И.Ефремов. Час Быка. Свердловск. Средне- Уральское книжное издательство. 1989. "Всему на свете приходит конец. Дочитана, перевёрнута последняя страница романа - и взгляд читателя наткнулся на послесловие... Зачем оно? [more]Разве недостаточно эпилога, в котором изложен финал экспедиции звездолёта "Тёмное Пламя" к планете красного солнца в созвездии Рыси; сообщена, пусть и бегло, дальнейшая судьба тех героев романа, что остались живы; наконец, обобщены результаты экспедиции? Что ж, среди читателей наверняка найдутся такие, кто уже в достаточной мере знаком с творчеством Ефремова, знает его книги и биографию, словом - обо всём информирован не хуже автора данного послесловия. Охотно верю! Но... Это лишь сейчас, в самые последние годы, тиражи книг его начинают приобретать соответствующий масштабам нашей страны, и, значит, гигантской нашей читательской аудитории действительно массовый характер. Лишь сейчас возвращается из небытия лучшая книга писателя - вы держите её в руках. И к сожалению, до сих пор крайне скудна и малодоступна критико - биографическая литература, Ефремову посвящённая... Всякий ли читатель сумеет в этих условиях оценить по достоинству роль романа "Час Быка" в современной нашей фантастике, определить его место в творчестве самого писателя, понять неслучайность обращения Ефремова к исследованию малосимпатичного варианта социального облика далёкого будущего? Наконец, прояснить для себя хотя бы отчасти, почему всё - таки роман этот, вышедший в 1970 г. отдельной книгой, и притом очень даже солидным по тем временам двухсоттысячным тиражом, в течение долгих семнадцати лет не только не переиздавался, но словно бы ушёл в тень, растворился постепенно в сумраке библиотечных хранилищ и вообще исчез - будто и не было его? Стремление помочь читателю разобраться во всём этом и побудило нас сопроводить книгу кратким послесловием... жанра. Летом 1972 г. мне посчастливилось взять интервью у Ивана Антоновича. Естественно, первым моим вопросом было: почему и как зрелый и сложившийся учёный решил начать всё сначала в качестве литератора? И услышал в ответ: " Причиной тому два обстоятельства. Прежде всего неудовлетворённость системой доказательств, которыми может оперировать учёный. Планы и замыслы... необычайно широки. А исполняются они, я думаю, в лучшем случае процентов на тридцать...А в форме фантастического рассказа я - хозяин. Никто не спросит: где вычисления, опыт? что взвешено, измерено?.. Второе обстоятельство - неудовлетворённость окружающим миром... Писатель, как и учёный, мечтает о лучшем, о гораздо лучшем. Но...существующий в вас мир, мир только для вас, - это неживой мир. Он - открытие ваше, изобретение, создание, но он - мёртв...Естественно желание рассказать об открытом вами мире, сделать его явным для других. Так вот и рождается писательская потенция". Алмазы, найденные трудягами - геологами в недрах Восточной Сибири, словно где - нибудь в Южной Африке ( ну кто мог тогда предположить, что совсем скоро это пророчество станет явью?!). Таинственное озеро на Алтае, малопонятным образом воздействующее на психику случайного пришельца. Не менее загадочныеразвалины обсерватории где - то в Каракумах... Всё это, существующее и свершающееся сейчас, и если не здесь, не рядом, так, во всяком случае, в пределах собственной страны, конечно же, было просто "обречено" на успех; сильные, смелые, мужественные,неутомимые герои Ефремова, в непридуманных - уж очень достоверной казалась обстановка - обстоятельствах находящие выход кипучей своей энергии, взывали к подражанию, побуждали искать и бороться, причём не обязательно физически: то были приключения высшего порядка, приключения Мысли... [/more]

Ответов - 107, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Трак Тор: Это похоже на "богатые тоже плачут" :) А сермяжная правда в том, что в вашем обсуждении (ну вы поняли, о чём я) утрачена нить. Как всегда почти. Попробуйте её найти, но без длинных убойных цитат.

makcum: Трак Тор пишет: У меня вопрос по поводу вашего труда. Кто такой загадочный Л.А., открывший:) существование и роль романа "Гимн Лейбовичу"? Это вы сами? Если вы по поводу писем Ефремова, то они взяты отсюда - http://иванефремов.рф/publ/stati_ob_ivane_efremove/ivan_efremov_drugaja_storona_medali/2-1-0-161 а первоначальный источник здесь - http://www.za-nauku.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1044&Itemid=35

Трак Тор: Понял. Л.А. - это Леонид Григорьевич Антипенко, спсабо. ЗЫ. Возможно, он почитывал наши форумы, в частнсти, бурные обсуждения писем Олсона и романа Миллера:)

СтранникД: На "Ноо" дана ссылка на интересное мини-исследование "Час быка". http://cosmicore.livejournal.com/54886.html Из которого логично вытекает, что известные попытки А.Козловича "демонизировать" философию Ефремова, привязав ее ко всяким там "преступлениям творца" и пр. остаются простыми домыслами. Ларчик-то открывается просто: "час быка" - время между 1-3 часами ночи перед рассветом - психологически тяжело переживаемый человеком период времени, когда томишься в ожидании рассвета - первоначальное название романа "Долгая заря". Символика вполне очевидна. Любопытна реакция импактного "генерала" с "Аристона" на данную ссылку, размещенную Дед Морозом. Эта реакция красноречиво подтверждает предостережения Трак Тора адресованные владельцу этого сомнительного ресурса, с приходом туда данного товарисча ("генерала") ставшего еще более сомнительным.

Дед Мороз: Информация от А.К. http://cosmicore.livejournal.com/54886.html

Дед Мороз: http://dissidences.hypotheses.org/4826 - вроде бы "диссидентские" произведения ИАЕ с точки зрения французских писателей.

Дед Мороз: И такой ещё вариант этой статьи http://www.nlr.ru/prof/publ/bibliograf/2013/bd16.pdf

Дед Мороз: Иван Ефремов и стегоцефалы https://fantlab.ru/forum/forum1page1/topic2544page103#msg2291398

Дед Мороз: Открытое письмо читателям http://novymirjournal.ru/index.php/news/98-efremov-nasledniki

Трак Тор: Спасибо. Хорошо бы - на Ноогене ссылку разместили, не понимаю, чего вам бояться. Если я помещу - не проживет и дня. Аллан Иванович, Таисия Иосифовна и Дария Аллановна Ефремовы просто вынесли приговор 700-страничному труду (повторив в основном оценку критиков, писавших ранее): "Надеемся, что все, кому имя Ивана Антоновича Ефремова небезразлично, смогут отличить подлинные воззрения писателя и мыслителя от откровенно бредовой философии соавторов, изложенной в книге, а издательство впредь будет более ответственно подходить к выбору авторов биографий для серии «ЖЗЛ» и работе с их текстами".

Дед Мороз: Я ж оттуда ушёл после Майдана и соответствующих обвинений, поскольку понял, что разъяснить ничего не удастся, а быть объектом для постоянных насмешек или обвинений - как-то уже и возраст не тот...Алёну Савельеву постигла та же участь.

Дед Мороз: Подумалось, что каждый видит ИАЕ сквозь призму своего восприятия. Кроме авторов книги, и АК, и Олег со СтранникомД, и возможно, с Гором. Вот и Е. Беляков, Е. Аржанов. А уж Андрей Козлович имеет "особый взгляд", о чём занесено в скрижали этого форума. И наша женская часть...И Максим Михайлов, и Мечтатель 21. Антон...буквально все. Да и я , наверно. А ещё Ю. Медведев, Брандис-Дмитриевский, Чудинов, бр. Стругацкие и О. Бердник, Л. Михайлова ...по большому счёту. И семья ИАЕ.

Трак Тор: А что насчет Алёны Савельвой? Она как воспринимает (я больше не про ИАЕ. а про жисть у вас)? Я думаю, "ленинопад" её огорчает Дед Мороз пишет: быть объектом для постоянных насмешек или обвинений - как-то уже и возраст не тот...Алёну Савельеву постигла та же участь. А вот Гор не испугался насмешек (и даже глумления в хамском стиле драконьем) - он там разместил вашу ссылку и даже больше добавили, с форума ЖЗЛ. Сейчас на Ноо идет бодалово (пока не мочилово:). Между прочим, родственники ИАЕ тоже не совсем корректны в своих нападках

Дед Мороз: Дочь её (в Киеве)-за Майдан, а она сама (в Северодонецке) - колеблется из стороні в сторону. Но стоило ей разместить на НОО свои впечатления от пребівания на Майдане с дочерью через дней 10 после завершения, как актив НОО записал её в штатніе враги народа ( самое лояльное вісказівание біло "ті близорука" ). И подключились к травле даже её реальніе подругі по Ефремовским чтениям в Москве. Теория Кашпировского-Глобі-Чумака-Талькова на тему: давайте снесём памятники вождям, предадим их тела земле, запретим компартию и т.д. Єто неєффективно, и отчасти вандально. Тогда сочувствующие будут или проводить митинги с драками, или уйдут в подполье. "Разруха в головах" (М. Булгаков).

Трак Тор: «День литературы» — газета русских писателей (ежемесячное литературное издание) об эпохальной ЖЗЛ-ке: Валерий ТЕРЁХИН. УСПЕХИ И… НЕУДАЧА. Хотелось бы им (Г.Ерёминой (так у автора) и Н.Смирнову) напомнить: роман «Час Быка» был впервые исследован мною во взаимосвязи с развитием мировой фантастики как направления в мировой литературе, зарождением и становлением внутри неё жанров утопии и антиутопии в авторской монографии «Иван Ефремов – провозвестник мультивременного асинхронного реализма (М.: «ТЕИС», 2002; М.: «Знак», 2009, 2-изд). В неё была включена отдельная глава 5 «Роман «Час Быка». История создания книги и её судьба» Во-первых - О.Ерёминой, во вторых - не впервые: есть как минимум "О ЧЁМ ПРЕДУПРЕЖДАЛ "ЧАС БЫКА"" (© В. Чистяков, "Уральский следопыт" , 1989 г.), в третьих, тираж эпохалки самого обидевшегося на невнимание автора рецензии - 300экз против 5т.экз рецензируемой книги. Правда, в комментариях к основному тексту "газеты русских писателей" про ЖЗЛ-ку (так любят авторы свой труд называть) написано: Из досье RGIN: Книга выпущена на средства Фонда Рерихов. Нооген – организация-агент («дочка»). Тираж оккультной пропаганды под брендом издательства «МГ» складируется на квартире мадам. Теософы башляют: экземпляр сдают по 500 рублей... Ну, далее наводка для налоговиков. Что совецкий СП был гадюшником, ещё АБС писали ("Хромая судьба", вроде). Лягания и подставы "русских писателей" - ну яблочко от яблони... Примечательно, что повышенное внимание к ИАЕ после выхода труда иначе как, пардон, "срач" не назовешь... По ссылке образец. Сама рецензия малоинтересна как и её автор ("Идея простругацкого лобби — это пять баллов" - справедливо издевается Н.Смирнов), но комменты доставляют. Ещё добавить новомировские и прочие - "всё смешалось в доме Облонских"... Собственно, то же самое (но в бОльших масштабах и с бОльшим ожесточением) присходит и на так называемых "ефремовских форумах". Внутри них, конечно, относительное единодушие - я имею ввиду фракционную борьбу. Она и так давно была, а тут ещё господа русские националисты ощерились на космополитизм true-поклонников ИАЕ :) Ну вот, и я добавил :) PS. А до меня, менее, чем через час после появления той ссылке в обозримом доступе, добавил старина Горфельд, гордо ушедший с Ноогена зализывать виртуальные раны :) Вернется, куда он ещё денется в своём красном скафандре.

Трак Тор: Отсюда: Возможно, КГБ озаботился не шпионством, а тем, как писатель получает пророческую информацию? На этот вопрос Ефремов отвечает в разных своих работах по разному. Его герои «прозревают» то благодаря генной памяти, то за счет подключения к ноосфере. И романе «Туманность Андромеды» говорится про «Великое кольцо»: космос заполнен визуальной информацией, которую посылают с далеких звезд наши братья по разуму. В романе эти радиосигналы улавливаются спутниками. Но сделан намек и на другие контакты: героя книги во время эксперимента посещает видение инопланетянки. Как будто Ефремов рассказывает о собственном опыте сверхчувственного восприятия. Ну прямо как у нас в разговоре о "духовном Тибетском Опыте" :)

СтранникД: Трак Тор пишет: Ну прямо как у нас в разговоре о "духовном Тибетском Опыте" Действительно.

Трак Тор: Здесь отмечено использование идеи ИАЕ о Храме Нежной Смерти. Более того, завязка сюжета сходна с ЧБ. Смотрите сами: Юлия Иванова Последний эксперимент Другие названия: Земля спокойных, Ostatni eksperyment Повесть, 1973 год Аннотация: Эту планету нашли случайно. Она оказалась чуть ли не точной копией Земли и получила название Земля-бета. И живут на ней переселенцы с нашей Земли. Вот только что-то на Земле-бета отняло у людей способность чувствовать. Любовь и ненависть, злоба и сострадание — для бетян уже не просто пустые слова, они этих слов даже не знают. Они равнодушны ко всему, кроме себя. (с Фантлаба)

СтранникД: Трак Тор пишет: Юлия Иванова Автор о себе: Член Союза Писателей России. Родилась, училась (журфак МГУ и Высшие Сценарные Курсы). Первый рассказ напечатан в 1958-м году в журнале "Смена". Командировки по стране, рассказы, очерки, репортажи. Замужество (мужа не меняла), рождение дочери, дипломный сценарий "Откройте - свои" на ура принят на "Мосфильме".Однако "зеленой улицы" на мои "нетленки" не было - хвалили, заключали договоры, даже выплачивали деньги, но затем на неких высших инстанциях воздвигались неведомые "табу". Конкретно ничего не говорили - просто приостанавливали, отменяли, запрещали. Устроилась на штатную работу на телевидение (т/о "Экран", сценарная мастерская), сделала несколько документальных и игровых фильмов, написала две повести, одну из которых ("Последний эксперимент") удалось напечатать лишь в журнальном варианте и в сборнике фантастики, в то время как ее издали, кажется, все страны соцлагеря. А детская повесть, пролежав несколько лет в Детгизе, вообще попала в "крамольные", хотя диссиденткой я никогда не была - просто предвидела "ловушки", в которые мы через пару десятилетий не замедлили угодить. Сейчас эти мои "пророчества", Бог даст, будут изданы. Самым мучительным в те годы было ощущение потраченных зря сил и времени. Пыталась от скуки вести достаточно бурную "светскую советскую жизнь", потом все окончательно опротивело, включая пишущую машинку. И я "замыслила побег". Поначалу снимала "домик в деревне", затем построила зимнюю дачу в Подмосковье и на четверть века "исчезла с экранов радаров". Не покидало ощущение, что какая-то неведомая сила специально подсыпала мне хинин в общепринятые радости бытия, чтобы усадить за чистку старых кирпичей и бесконечную прополку (первое время, кроме травы, на участке ничего не росло). И думать, думать: друзья и домашние считали, что у меня "съехала крыша", я же постепенно начала догадываться, Кто так жестко управился с моей жизнью. Да и всегда ею руководил - вдруг наполнились неожиданным тайным смыслом и "случайности", и бесконечные, с самого детства преследующие меня внутренние и внешние "табу", вплоть до запрета браться за перо. Мне было велено наедине с кирпичами и сорняками разобраться в чем-то самом главном. В Бога я верила всегда, как в некое абсолютное надмирное начало, высший разум. Занималась в астрономическом кружке при планетарии, часами торчала на балконе с телескопом и едва не спятила, пытаясь представить себе вселенную, не имеющую конца. В школьном дневнике сохранилась запись родителям: "Смеется на уроках дарвинизма". Я не верила, что человек от обезьяны, но не верила и в то, что Непостижимому и Всемогущему есть до меня какое-то дело. И вместе с тем все явственней ощущала Его присутствие - не в другом измерении, а где-то совсем рядом. Будто Он чего-то хочет от меня, и вот-вот состоится Встреча, которой я одновременно страшилась и жаждала. Дальше - тишина. Пережившие "Встречу" меня поймут. Хоть я и дерзнула попытаться передать личный духовный опыт, рассказывая в романе о путях поиска Истины Ганей и Иоанной. Прозрение, озарение, поворот неведомого ключа. И вот уже все иное - и мир, и ты сама. Иная шкала ценностей. Скажу только, что, ожидая приказа (Что я должна делать, Господи?), услыхала неожиданное: "А что ты сама хочешь?" И тогда дерзнула попросить, ни секунды не колеблясь: "Открой мне тайны Твои". Верующие знают, как это бывает: будто спрашиваешь сам, а ответы как бы за кем-то повторяешь вслух. На следующий день пришла женщина, снимающая у соседей дачу, и попросила разрешения оставить у меня на месяц чемодан. "В надежном месте,- как она выразилась, - Если хочешь, можешь почитать". В чемодане были книги - сочинения Святых Отцов и русское религиозное возрождение серебряного века. Читала запоем, с наслаждением, получая ответы на вопросы, которые задавала себе всю жизнь. Был конец семидесятых. Началась новая жизнь - при отсутствии внешних событий полная борьбы, испытаний, чудес и катаклизмов. Порой хваталось за, казалось бы, непосильное, вроде спасения алкоголиков и бездомных, вернувшихся из тюрьмы. Иногда Господь свершал на моих глазах воистину невозможное - если бы не свидетели, сама себе бы не поверила. Пришла к выводу, что народ вокруг не столько неверующий, сколько темный, непросвещенный в духовном плане, особенно интеллигенция, однако прикоснуться хотя бы к основам христианства невоцерковленным негде. Получался замкнутый круг. "Напиши, что Я сказал тебе, в книгу"- был ответ, когда я наугад открыла Библию, иногда поступая так в минуты сомнений, хотя священники и не одобряют подобное "гадание". Села за машинку без надежды когда-либо опубликовать - писала о пути нашего поколения к Богу. Книга была почти закончена, когда все вокруг стало неудержимо меняться в сторону какого-то коллективного безумия, затяжных прыжков без парашюта. Самоубийство народа - так я с самого начала восприняла "перестройку", а развал страны - как вселенскую катастрофу. Дело не только в надругательстве над священной для меня землей, но и над нашей шкалой ценностей, которые для меня всегда были, по выражению Бердяева, "входом к Богу с черного хода".Да, мы жили в условиях осажденной крепости. Да, приходилось отстреливаться, иногда по предателям, иногда попадая в своих, но противостояла нам сила, убивающая уже не тела, а ДУШИ, что по определению Господа куда страшнее! Это тот самый случай, когда "молчанием предается Бог". Так моя книга стала "оружием", с помощью которого я попыталась отстоять в меру своих слабых сил наши ценности от "тленностей". Не устаю благодарить Господа за дар слова , потому что самым для меня мучительным было ощущение бессилия перед злом, безнаказанности зла. "Терпи и спасешься", - говорили мне. Но что терпеть? Страдания, поругание и боль других? Ведь лично мне "перестройщики", вроде бы, ничего плохого не сделали. Господь заповедал нам стойко переносить собственныые скорби, а не равнодушно взирать на муки других. Главное, что я поняла: новозаветная заповедь о "любви к Богу превыше всего и к ближнему, как к самому себе" - не просто нравственно-этический закон, а Формула жизни, единственно возможный способ бытия. Где каждая часть живого целого жива, лишь добросовестно, а при необходимости и самоотверженно служа этому Целому и другим его частям, помогая им исполнить предназначение, состояться в образе и замысле Творца. Попросту говоря, рука должна не только быть для всех и Целого надежной рукой, но и помогать сердцу, голове, ногам, печени как можно лучше исполнять свои фукнкции во имя жизни Целого, а значит, и лично своего бытия. Временного - на земле и вечного - в Царствии - кто во что верит. Взаимозащита, взаимообеспечение, взаимодополнение, взаимопомощь и благоразумное взаимоограничение (нет клеткам -хищникам!) основа жизни. На этих принципах основан изложенный в романе проект Изании как объединения, взаимовыручки "наших" всей земли перед угрозой "нового мирового порядка". Преуспеть в жизни - это не подмять под себя других, а помочь друг другу состояться в образе и замысле Творца, исполнить предназначение. Изания - революция сознания, замена заинтересованности материальной заинтересованностью духовной. Для неверующих - это возможность жить без кровососов, полностью реализуя свой духовно-творческий потенциал, а для религиозного сознания - путь в Царствие. Потому что система, основанная на безудержном разрастании одних клеток за счет других и Целого, в корне противоречит Замыслу - это опухоли, сродни раковым, приводящие к разрушению и смерти. Хищничество, гордыня, самость, отпадение от других и Целого - не просто грех непослушания Творцу - это непригодность к жизни, подписание себе смертного приговора. Вавилонская блудница, царство торжества материи над духом , осужденное Творцом на страшную казнь в конце времен согласно "Откровению" - вот куда нас пытаются втянуть. "Выйди от нее, народ Мой", - таков приказ Спасителя. Не знаю, удалось ли рассказать о себе - теперь сама порой не разберу, где обо мне, где о моих героях, мои это или их мысли. А может, не мои и не их - главы об Изании будто надиктованы, не успевала записывать. В лесу, в транспорте, по ночам. Очень боялась - что-то случится, не успею. Знаю одно: я - лишь исполнитель Воли, которой не просто подчинилась, но сама буквально выпросила именно эту, достаточно рискованную судьбу - ведь на Суде теперь отвечать придется не только за себя. А концепция книги далеко не всегда совпадает с социальной политикой патриархии. О многом пришлось и умолчать - не только мои тайны. И напоследок традиционное: о чем мечтаю? Оживить Изанию, "сказку сделать былью". Может, я неисправимый "совок", но почему-то не стыжусь в этом признаться. Вот здесь есть и другие произведения автора: http://www.rusf.ru/books/323.htm

Трак Тор: СтранникД пишет: Еще бы французский выучить. Ну можете для начала почитать Французова - там на русском:) "О цивилизационной основе общества будущего, задуманного Иваном Ефремовым". Довольно интересная статья - да вы ужо приложились к её обсуждению на Ноогене. Интересно написано, хотя в своем хорошем научном стиле автор кое-где сбивается на идеологию (которая всегда оборачивается в сложных случаях пропагандой)



полная версия страницы