Форум » СОВЕТ ЭКОНОМИКИ » Век Упрощения Вещей » Ответить

Век Упрощения Вещей

Трак Тор: Век Упрощения Вещей Тезисы доклада на конференции движения «Альтернативы» 20.04.07. (В сб. Библиотека журнала "Альтернативы" 1917 - 2007г.: Уроки истории СССР и будущее России. Под ред А.Бузгалина и А.Колганова.) [quote]Всепоглощающая забота о деньгах, товарах и вещах присуща не капитализму или социализму, а индустриализму. Это отражение той центральной роли, которую занимает рынок во всех обществах, где производство отделено от потребления, где каждый человек зависит от рынка, а не от своих навыков, служащих удовлетворению жизненных потребностей[/quote](Э. Тоффлер)

Ответов - 51, стр: 1 2 3 All

СтранникД: Трак Тор пишет: Тем не менее. логика подсказывает, что если не будет индивидуального жилья, то не будет домашних животных. С логикой Ефремова я не спорю... Это касаемо повседневной жизни взрослого населения. Но есть в этом мире и школы, по сути интернаты. И я не вижу никаких препятствий для общения и разведения тех же собак и кошек там непосредственно в целях воспитания подрастающего поколения. Есть там, насколько можно судить, и лечебные пансионаты и просто больницы, где могли бы найти свое применение домашние животные, известные своими лечебными качествами. Трудно себе представить, что всех их просто истребили или они вымерли.

Трак Тор: СтранникД пишет: Трудно себе представить, что всех их просто истребили или они вымерли. Лично я легко могу это себе представить. Естественно, не уверен что это хорошо. Но и не уверен, что плохо. Насчет интернатов можно развить мысль. Возможно, и не будет таких интернатов, как в ТуА, это просто личный опыт ИАЕ (как известно из воспоминаний Алана Ефремова, отец не больно-то воспитывал его - некогда было). Будет что-то другое, более интегрированная жизнь взрослых и детей (какие-то "коммуны") без необходимости вести семейное "хозяйство". И действительно, могут существовать и "зоопарки". Но личные, любимые домашние животные - вряд ли. Да и чел будет другой - возможно, набитый "протезами" (чипами, искусств. органами и т.п.) Возможно, более эмоционально холодный - откуда нам знать?

СтранникД: Трак Тор пишет: Лично я легко могу это себе представить. Естественно, не уверен что это хорошо. Но и не уверен, что плохо. И действительно, могут существовать и "зоопарки". Но личные, любимые домашние животные - вряд ли. Сейчас смотрю в новостях, как в Краснодарском крае от сильных морозов страдают птицы: лебеди, утки и др. И люди - и старые, и молодые и дети - проявляют заботу о птицах. Кто-то создал у себя во дворе дома вольер, где откармливает и лечит птиц, кто-то держит обмороженных лебедей в офисе, кто-то у себя на кухне... Будь эти люди чуточку холоднее и безразличнее, птицы погибли бы. В общем-то, какая разница? У людей и своих забот хватает в наше далеко не идеальное время, но тем не менее... Вот об этом-то я и говорю. Мне, например, трудно себе представить человека будущего, набитого чипами и искусственными органами (есть методы выращивания органов из родных клеток), подключенного к интернету и лишенного простых человеческих чувств - тех, которые делают человека человеком, и отличают его от животного или робота. Я бы не хотел, чтобы мои внуки и правнуки жили в таком мире. Но это мои личные предпочтения. Не думаю, что подобное будущее как-то соизмеримо в Веком упрощения вещей.

СтранникД: Алексей Ильинов пишет: Восток, это подлинное «царство знаков», оказывается тем культурным пространством, где раньше, чем где бы то ни было, даст о себе знать новая планетарная культура и, возможно, разовьется способность читать иероглифы природы. Восток является тем культурным пространством, которое как раз сохраняет архаичность своей культуры в неизменном виде. В частности, если говорить о том же Китае, то вся его культура основана на концепции Дао - "передача пути" - "Дао тун". Это "передача традиции", "передача истины". Данная концепция говорила о том, что еще в глубокой древности на землю с Небес был спущен "священный Путь", или "истина", которая передавалась через мудрецов из поколения в поколение. Мудрецы хранили учение в чистоте и часто в глубокой тайне обучали ему своих учеников. Таким образом обучение действительно превращалось именно в "передачу истины". Конфуций, например, особо подчеркивал, что он "не создает нового, но лишь передет". То же самое мы видим и в Индии, где священослужители-брамины хранили, изучали и передавали Дхарму - "божественный закон", предписывающий все деяния людей на земле. Отсюда столь невероятная устойчивость обоих обществ к натиску любой чуждой культуры и традиции. И именно иероглифическая письменность одна из причин тому. Иероглиф - это рисунок, со временем перешедший в символ. Он берет свои истоки из гексаграммы, которая изначально представляет собой символическую кодировку реальности. То есть несет в себе символически закодированное знание о реальном устройстве мира. Понять и расшифровать этот символизм, значит понять тайны вселенной. Гексаграммы, так же как и триграммы, практически никак не соотносятся с обычным человеческим языком, они не имеют прямого отношения к привычной нам системе информационного обмена и коммуникации между людьми. Это некий, абсолютно отличный от обыденного, способ передачи информации. Живой пример тому, к примеру, китайская книга "И цзин". Коды, изложенные в ней, основанные на гексаграммах, влияя на всю дальневосточную традицию, самими китайцами, японцами и другими народами никогда до конца не понимались, их функция не осознавалась, хотя в "И цзине" заложена некая универсальная "мировая формула", приложимая и к биохимии, и к математике, физике и многим другим областям человеческого знания. То, к чему современная наука подошла лишь несколько десятилетий назад, было доступно людям, проживавшим тысячелетия назад на китайской равнине, но так и не понято ими. Схожая ситуация наблюдается и в мире чисел, на которых построена вся современная наука. Ведь любая цифра, скажем, "1", "2" или "9" - всего лишь символ выражающий определенное зашифрованное знание, а не самостоятельный объект или математическая единица. Вот почему наши ученые, оперируя цифрами, могут составлять из них различные уравнения или производить расчеты, но, не имея знания о реальном значении каждого символа и сочетания этих символов, они в результате получают лишь неполную и приблизительную картину окружающего мира. Поэтому, видимо, важно научится читать символы, понимать, что стоит за ними. Возникает закономерный вопрос: почему нельзя было сказать напрямую, а пришлось именно выражать через символ? Почему Будда, Христос и Мухаммед говорят притчами: о "горчичном зерне" или "виноградаре и винограднике"? Китайский мудрец Чжуан-цзы рассказывает то о бабочке, то о радости рыб, задает вопросы, но не дает ответов. Потому, что это все лишь иллюстрация более яркого и запоминающегося восприятия сути. При этом не сказано ни слова о самой сути. Почему? Скорее всего потому, что это был единственный возможный способ рассказать о том, что вообще не передается словесному воплощению. Слова просто неспособны адекватно выразить это. Довольно странно, если учесть, что основной способ передачи информации между людьми это речь. Но оказывается она не может выразить самое насущное, самое главное и самое возвышенное, оказывается просто неприспособленной для этого. Наблюдается явный дисбаланс, некая ущербность, недоразвитость речевой функции. Можно предположить, что у людей были возможности "беседовать" между собой по-другому и они утеряли эту способность... А можно подумать: что если речь - это вынужденное свойство, приспособляемость тех, кто передавал знания людям? Поэтому иначе, чем зашифровать свои знания в символической форме, они поступить не могли. Вот почему люди в восточных культурах (и не только) воспринимали возвращение или сохранение архаики, как возвращение к гармонии, к "Золотому Веку", вот почему самое древнее, чем древнее тем значительнее и мудрее, считалось у индийских браминов основным признаком "божественности". А если сам человек "божественен", значит, он, как биологический вид потенциально был подготовлен для другого существования, и весь организм с его мозгом, используемым лишь на одну десятую, свидетельствует нам именно об этом. Вот именно в этом можно рассматривать положительные стороны "упрощения" той же речи, о которых писал Ефремов в ТуА вкупе с развитием третьей сигнальной системы. Тогда такое "упрощение" будет на самом деле шагом вперед, эволюционным развитием, уходом от существующего уровня работы нашего сознания, когда уровень вариативности, находящийся между гением и "серостью", не очень велик в рамках задач познания вселенной и предназначения самого человека. Ефремов, видимо, понимал это, отсюда мы можем видеть в его модели будущего уход в ту самую архаичность, присущую Востоку.

Трак Тор: Вообще-то ВУВ - чисто литературный прием, повод поговорить об образе жизни. А в ней нет единой линии, а есть разные гармоники, колебания, складывающиеся меж собой. Наряду с упрощением вещей есть усложнение - например, мобильники все сложнее, это уже по сути мощный компьютер и он может превратиться во внешне простое, маленькое, многофункциональное устройство типа браслета ефремовских звездолетчиков, только круче. И оно может упрощать усложнившуюся по многим направлениям жизнь. Писал я о том в повести. Да толку-то от прожектов... Жизнь идет своим путем, угадывать его - типа детской игры: интересно, а кому-то может и полезным оказаться, если впереди большое время жизни...

СтранникД: Трак Тор пишет: Вообще-то ВУВ - чисто литературный прием, повод поговорить об образе жизни. Это вполне закономерно, т.к. глобально влиять на ход истории мы, как не крути, не можем. Но тенденции развития, по сути навязываемые всем "сверху" (кто-то их принимает и жить уже без них не может, кому-то они глубоко параллельны, а кто-то даже испытывает дискомфорт) в конечном итоге влияют на всех, не спрашивая их желания. Тенденция эта монопольна и направлена не на техническое развитие и улучшение жизни, а на извлечение максимальной прибыли. Яркий пример тому то же ПО Win. Разрабодчики выводят на рынок всякие "улучшенные" штуки, которые отнюдь не служат надежнее и дольше и часто имеют лишь внешние атрибуты различия, не неся в себе новаторства. Главное - новый продукт можно продать дороже старого, потому что он новый и "улучшенный". Лично для меня суть ВУВ в отказе человека от вещизма, излишнего технократизма, развитие природных способностей, в гармонии с окружающим миром.

Degen1103: У Кларка в "Земле имперской" ноутбуком (компьютером размером с книжку, появление которого и было предсказано в этом романе) пользуются десятилетиями, да и остальные вещи долго служат. Что уж говорить о благословенной Талассе! - там-то уж точно никто ничего не выкидывает, всё ремонтируется, - слишком мала площадь островов на планете Океан...

Трак Тор: На смену гигантским электростанциям придут энергетические микроузлыПо мнению сотрудника Университета Саутгемптона доктора Тома Маркварта (Tom Markvart), идея гигантских электростанций, питающих своей энергией целые города и районы, себя изжила. На смену этим монстрам должны прийти маленькие, но чистые и эффективные генераторы, обеспечивающие автономную работу небольших деревень, заводов или университетских зданий. Tom Markvart забыл про города.

Трак Тор: Академия дополнительной подготовки МВД Германии Мон-Сени в городе Херне в Руре, расположенная на месте выработанной угольной шахты и отапливаемая за счет сжигания метана, все еще выделяющегося из стен шахты, и применения солнечных панелей, производящих до 750 000 кВт/ч электроэнергии в год. Расположенный в сравнительно холодном климате, комплекс состоит из двух «вложенных» частей и напоминает высокотехнологическую матрешку. Основное задние высотой в несколько десятков метров представляет собой огромную теплицу, полностью возведенную из стекла и ... дерева. Стекла вставлены в деревянный каркас. Внутри этой «теплицы» расположен обычный кампус со своей библиотекой, отелем, рестораном и административным зданием. Благодаря тому, что воздух внутри «теплицы» всегда прогрет до температур Средиземноморья, все дома также собраны из дерева и избавлены от необходимости применения дорогих утеплителей, тройных стеклопакетов и прочих элементов теплого контура, необходимых для возведения домов на открытом воздухе. Летом проблема жары решается с помощью хитрой системы воздуховодов, проходящих под землей и отдающих ей избыток тепла, опять-таки — без применения дорогих кондиционеров.

Трак Тор: Часто тему Упрощения Вещей путают с темой "потребительства" (даже "потреблядства" - говорят особо продвинутые). По крайней мере, это не одно и то же. Метрон, сами понимаете, аристон. Но вот такая новость отсюда: Осуждается экономическая модель, «характерная для некоторых наиболее развитых государств» (они сейчас все в рядах антагонистов РФ), которая характеризуется как «безудержное потребление». Осуждается также «несправедливость насаждаемой (США?) системы международных отношений»Узнали? Это из совместного заявления предстоятелей ныне почти братских (а недавно - почти антагонистских, а в 1054г. их предстоятели взаимно прокляли друг друга) христианских церквей. Наш Святейший с помощью "верного оруженосца митрополита Илариона (Алфеева)" продавил согласованный с Кремлем вариант (с незначительными папскими поправками). Ну если РПЦ с Кремлём и Космонавтом Гором против потребления, то я за! Про "безудержное" - это токо для них возможно.

СтранникД: Интернет предлагает потребителям слишком большой выбор товаров, люди больше не доверяют техническому прогрессу и не хотят быть пунктуальными. Об этом сообщается в пресс-релизе компании Ford, поступившем в редакцию «Ленты.ру» в четверг, 19 января. К таким выводам пришли менеджеры по глобальным потребительским трендам. Потребитель часто отказывается от покупки, когда сталкивается в интернете с невероятно широким выбором товаров. Согласно исследованию, 73 процента взрослых людей считают, что они не нуждаются в таком разнообразии товаров. Другой важный тренд — разочарование в идее богатства. Для 77 процентов опрошенных в возрасте 18-29 лет оно перестало быть синонимом счастья, а показная роскошь вызывает отторжение. Общество также стало разочаровываться в техническом прогрессе. Несмотря на то что современные технологии сделали жизнь удобнее, 47 процентов опрошенных считают, что они также сделали людей глупее. При этом этическая сторона технологий волнует 86 процентов опрошенных по всему миру. Время перестает быть ценным ресурсом. Люди больше не видят преимуществ в пунктуальности, а манера откладывать дела на потом стала общественной нормой.



полная версия страницы