Форум » АКАДЕМИЯ ПРЕДСКАЗАНИЯ БУДУЩЕГО » Футурология Ефремова » Ответить

Футурология Ефремова

Трак Тор: Из интервью газете "Гудок", 24 ноября 1970 г., № 275:[quote]«- Каким представляется вам земной транспорт через 100 - 200 лет? - Тут у меня большие расхождения с моими советскими и зарубежными коллегами-фантастами. Я считаю, что скорость наземного транспорта не должна очень сильно возрастать - для массовых передвижений это не нужно. В исключительных случаях - для выяснения срочных вопросов, для медицинской помощи и тому подобного - должен, конечно, существовать сверхбыстрый транспорт, скажем ракеты. В остальном же он должен быть экономичным. Скорость поезда 200 километров в час мне кажется вполне достаточной. [/quote]Уже через 40 лет она стала в 2 раза больше ефремовского прогноза: китайцы опять «впереди планеты всей», запустив в 2009г. в эксплуатацию самые быстрые в мире колёсные поезда, курсирующие между городами на постоянной основе. «Поезд может разгоняться до 395 км/ч», – цитирует Daily Mail слова Чжана Шугуана (Zhang Shuguang) из Министерства железных дорог (фото Xinhua/Cheng Min). [more]Абсолютным рекордом скорости для колёсных поездов является достижение суперпоезда TGV, развившего в апреле 2007 года — 574,7 километра в час (на данный момент рекорд принадлежит японским поездам) - 581 километр в час). Но то был лишь единичный опыт. К слову, максимальная скорость на линии недавно дебютировавшего поезда "Сапсан" (созданного для России в Германии) и курсирующего ныне между Санкт-Петербургом и Москвой, составляет 250 км/ч. Технически он способен на большее, но не позволяет состояние дороги. Что же касается средних скоростей на маршруте у подобных поездов, то для Японии нормой является – 240 км/ч, для Франции – 275 км/ч, рапортует Daily Mail. Максимально допустимая эксплуатационная скорость движения высокоскоростных пассажирских поездов с колесным подвижным составом - 350 километров в час). [/more]

Ответов - 43, стр: 1 2 3 All

Алексей Л.: По-моему, 200 км/ч часто очень мало. Самолеты шумят, отравляют воздух, до аэропортов трудно добраться. "Прыгающие самолеты" в ТА (очевидно, стратосферные или космопланы) - действительно, для особых случаев. Так что нужны поезда на 400-600 км/ч. Но вот чего не пойму. Первая в мире скоростная ж.-д. в Японии шла по эстакадам, так же планировали и уже начали было строить магистраль Москва-СПб. Видел огромные разрушения в центре Питера 10 лет назад на 4 стороны - на Москву, Хельсинки, Минск и Урал. То есть практически весь город хотели снести. Оказалось, не надо?.. Реализация предлагаемой ОАО "РЖД" ТП позволит: в среднесрочной перспективе обеспечить скорость движения поездов до 400 км/ч (на основе внедрения передовых инновационных разработок в области управления движением и средств инфраструктуры, в качестве пилотной будет использована линия Москва – Санкт-Петербург); в долгосрочной перспективе создать совершенно новый вид транспорта, основанный на принципах магнитной левитации, со скоростью движения до 1000 км/ч. А вот здесь более подробно рассмотрены социальные аспекты ВСМ и маглевов (высокоскоростные колесные и магнитные магистрали) - ТТ

Ксения: Моё собственное впечатление от TGV оказалось не очень приятным: смотреть в окно практически невозможно. На виды за окном полюбоваться не получилось: всё сливается в смазанное цветовое пятно. То есть нужно обязательно иметь с собой какое-то дело на нетбуке, книгу или смотреть фильм на DVD- проигрывателе (они выдаются пассажирам напрокат). Быстро,конечно, но эта скорость оказывается ещё и социально-избирательной (цена билетов на скоростные поезда - особенно на Сапсан). А остальным приходится "уступать дорогу". Пока на деле возникает масса внутренних сложностей (в т.ч. - проблемы с сеткой расписаний). И это не только сложности на РЖД. В той же Франции мне удалось попасть в отдалённый пункт моего путешествия благодаря TGV. Но съездить на пригородной электричке в Кале и посмотреть на зимнее море (была такая мечта) не вышло: железнодорожники бастовали.

arjan: И.Ефремов пишет: считаю, что скорость наземного транспорта не должна очень сильно возрастать - для массовых передвижений это не нужно. В исключительных случаях - для выяснения срочных вопросов, для медицинской помощи и тому подобного - должен, конечно, существовать сверхбыстрый транспорт Ефремов не уточнил теории и факты для своего вывода, но сегодня мы знаем главный из них: революция коммуникативных технологий, уже сегодня позволяющая работать, получать и использовать небывалый объем информации по любой тематике - включая культурные шедевры, "приобретать" необходимое и даже "путешествовать" - физически не отлучаясь с места жительства (постоянного или временного)! И сам ИАЕ, будучи по многим причинам "не выездным" - компенсировал это объемной перепиской и книгообменом с продвинутыми иностранцами, слушаньем радио на английском, регулярными просмотрами зарубежных фильмов (в т.ч. фестивальных?) и т.д., что, возможно, дополнительно сэкономило ему время путешествий физических - для "погружения вглубь";) Поэтому, доступная каждому возможность физической поездки в отдаленное место (на тот же зимний берег Франции) безусловно желательна, но рваться туда "всем и сразу" (тем паче делать из этого "элитарные ритуалы") в информационно-постиндустриальном мире уже не жизненно-необходима для реальных запросов души и тела Опыт же долгожителей говорит, что максимально здоровым пока можно быть лишь в своем ареале: частые же и дальние перемещения (даже с телепортацией;) сегодня чреваты сбоями имунных, хроносинхронизирующих и т.п. механизмов, оптимизированных поколениями для жизни в своём климатическом и т.д. регионе. Но для полностью "мобильной" жизни будущего нужен другой - новый человек


Ксения: arjan пишет: Опыт же долгожителей говорит, что максимально здоровым пока можно быть лишь в своем ареале - частые же и дальние перемещения (даже с телепортацией) сегодня чреваты сбоями имунных, хроносинхронизирующих и т.п. механизмов, оптимизированных поколениями для жизни в своём климатическом т.д. регионе. Но для полностью "мобильной" жизни будущего нужен другой - новый человек arjan, хорошая перекличка с темой Факторы долголетия (а разделе Академия человека)! Надеюсь, мой комментарий не сочтут за оффтоп. Насколько я помню, "новый человек" у ИАЕ тоже оказывается перед выбором: мобильная, интенсивная, но относительно краткая жизнь или не такое яркое, ненасыщенное нагрузками и более длительное существование. Я имею ввиду фразу Юния Анта при знакомстве с Мвеном Масом: "Ещё один из бреванов!" (ТуА, гл. 2 Эпсилон Тукана) Так что имхо это будет проблемой для любой эпохи, только в ином масштабе. Что же касается "реальных запросов души и тела"... Тут мне остаётся только развести руками: уж слишком они индивидуальны :) Кому без меднокожей девушки из звёздной системы Эпсилон Тукана жизнь не мила, а кому - без бутылки водки каждую пятницу ;)

arjan: Ксения пишет: Что же касается "реальных запросов души и тела"... Тут мне остаётся только развести руками: уж слишком они индивидуальны :)Я как раз не о форсмажной необходимости - вроде вод Баден-Бадена для больных подагрой или климата Капри для туберкулезников (и тем паче - вывозе ребенка на солнышко: ради Бога, коли пока живем не в упомянутых ИАЕ широтах), а о "плановых" - туристических и т.п. турах современников (вновь доступных лишь меньшинству наших граждан - как и при СССР ;) Ксения пишет: "новый человек" у ИАЕ тоже оказывается перед выбором: мобильная, интенсивная, но относительно краткая жизнь или не такое яркое, ненасыщенное нагрузками и более длительное существование. Этот выбор у них решился лишь массовым продлением жизни до 150 и более лет (2-3 сегодняшних) - с таким её запасом можно именно никуда не спешить ;)

Degen1103: Энергетические затраты на перемещение возрастают примерно в квадрате с ростом скорости, а сверхзвуковой пассажирский самолёт - это вообще полное жлобство! Поезда, корабли и дирижабли - вот транспорт будущего. И, конечно, велосипед!

Ксения: Degen1103 пишет: сверхзвуковой пассажирский самолёт - это вообще полное жлобство! Именно! получается, что в современном мире наращивание скоростей делается исключительно ради бизнеса (делать деньги на пассажирах, делающих деньги). Транспортно-коммуникационная модель ИАЕ имхо действительно весьма разумна: скорость только для экстренных случаев (из экономии) и отказ от излишней персонализации средств связи (по соображениям охраны здоровья). Но вот о чём я задумалась под влиянием слов arjan: Поэтому, доступная каждому возможность физической поездки в отдаленное место (на тот же зимний берег Франции) безусловно желательна, но рваться туда "всем и сразу" (тем паче делать из этого "элитарные ритуалы") в информационно-постиндустриальном мире уже не жизненно-необходима для реальных запросов души и тела Не только от этих, но и дальнейших его размышлений меня потянуло на "философскую лирику" :) Спиральная дорога - это именно не только для необходимости, но и для тех самых "реальных запросов души". Обратите внимание, сколько места в ТуА уделено поездкам. И какие важные мысли вызревают в этих эпизодах. Возможность поездки - это выражение идеи свободы (неслучайно в СССР интеллигенция ехала "за туманом и за запахом тайги"!). Конечно потребность к физическому перемещению есть очевидно в генетической памяти человека (кочевника, скотовода, охотника). И эта память зовёт нас в дорогу. Но дело не только в ней. "Охота к перемене мест" на самом деле означает потребность во внутреннем, психологическом и духовном обновлении (идея паломничества). Имхо виртуал этого не заменит ( он - всего лишь "суррогат" идеи физического перемещения) И меняющийся пейзаж за окном поезда (не сливающийся в пятно от скорости) ещё долго будет великим лекарством от многих душевных хворей. Кстати, в старших классах школы Веда была влюблена в машиниста спиральной дороги - и никого более могущественного себе не представляла :)

Трак Тор: Ксения пишет: Именно! получается, что в современном мире наращивание скоростей делается исключительно ради бизнеса Однако не все так плохо с бизнесом. Он ищет новые пути. Французский экспресс TGV, японский «Шинкансен» и немецкий между-городний экспресс ICE , германский «Трансрапид» — поезд на магнитной подвеске, предназначенный для «полета» со скоростью 500 км в час - все они не только дороги в постройке, жрут уйму энергии, но и имеют малую пропускную способность по трассе из-за сложности управления на таких скоростях. Другие, экономичные варианты, как раз на скоростях 150 - 250 км, изложены в докладе Римского клуба "Фактор 4": Итальянская «Пендолино»: на криволинейных участках пути поезд будет наклоняться таким образом, что сможет сохранять свою высокую скорость. Типичная скорость составит порядка 150 км в час. Капиталовложения будут намного меньшими, чем в случае TGV или ICE, не говоря уже о Трансрапиде; и в то же время почти вдвое увеличится конкурентоспособность железной дороги. Группа «Передовые транспортные системы» в Национальной технической лаборатории (Айдахо) разработала прототип транспортной системы, потребляющей в 10 раз меньше топлива на человека, чем в автомобилях или воздушных лайнерах. Постройка одного километра ее также стоит в 5, а может быть, и в 10 раз меньше, чем одного километра шоссе или железной дороги. Путешествие на таком транспорте обошлось бы пассажиру значительно дешевле, чем на автобусе, самолете, поезде или легковом автомобиле. Называется это замечательное новшество «Кибертран». Кибертран приводится в движение двумя электродвигателями мощностью по 75 кВт при скорости до 240 километров в час по надземной направляющей дороге на опорах. А насчет велосипедов - нам остается только завидовать "загнивающему" Западу. При том. что в СССР были такие велосипедные города, как Шауляй и Дубна. Все же мы не знаем, что будет в будущем. развивать нужно все: и поезда на 500км/час, и струнный транспорт Юницкого (русский Кибертран), и велосипеды, и прыгающие стратосферные реактивные самолеты. Кстати, Degen, они, имхо, не подчиняются закону роста расходов с квадратом скорости. Я бы еще добавил электромагнитные пушки.

Degen1103: Трак Тор пишет: Кстати, Degen, они, имхо, не подчиняются закону роста расходов с квадратом скорости. Думаю, природу не обманешь. Надо опираться на воздух и воду. Его звали Сувлехим Такац, И он служил почтовой змеей. Женщины несли свои тела, как ножи, Когда он шел со службы домой; И как-то ночью он устал глядеть вниз, И поднял глаза в небосвод; И он сказал: "Я не знаю, что такое грехи, Но мне душно здесь - пора вводить парусный флот!".

Ксения: А как вы считаете, почему ИАЕ не сделал Спиральную дорогу автоматической? (У нас-то автоматическое метро уже есть). Это сознательный отказ или просто он находился в рамках представлений своего времени? Я не специалист в области экономики и не знаю, насколько эта идея рентабельна. Навскидку такой информации в сети не увидела. У нас в Москве нет, а где-то, читал, есть манекены машинистов в кабине, чтоб народ не волновался. Во времена Ефремова и вовсе непривычной психологически идея была. Да это и не важная подробность, важнее - Спиральная дорога абсолютно не рентабельна и много хуже сетевой во всех смыслах - видел где-то статеечку спеца-транспортника. А о самостроящемся межконтинентальном метро есть по кр. мере одна фантастическая идея. - ТТ

Ксения: "У нас" - я имела ввиду не географически, а хронологически :) Кстати, в Москве по плану - в 2015 пустить автоматику местами. Очень заинтересовала информация: Трак Тор пишет: Спиральная дорога абсолютно не рентабельна и много хуже сетевой во всех смыслах - видел где-то статеечку спеца-транспортника. Вот было бы здорово, если бы Вы отыскали эту статью! Или хотя-бы пересказали. Трак Тор пишет: А о самостроящемся межконтинентальном метро есть по кр. мере одна фантастическая идея. ?

Трак Тор: Статью (или что там было, мож пост на каком форуме) не отыщу. Смысл: для оптимального трафика нужна стандартная транспортная сетка-граф с узлами, а не спираль. Идея о таком метро моя собственная (нф повесть Линия), может, были другие. мне неизвестно

arjan: Ксения пишет: Спиральная дорога - это именно не только для необходимости, но и для тех самых "реальных запросов души". Обратите внимание, сколько места в ТуА уделено поездкам. И какие важные мысли вызревают в этих эпизодах. Не так уж и много места – в сравнении с трафиком сегодняшнего бизнесмена, проповедника и просто скучающего богача (не говоря про артистов), и часть поездок из ТуА вызвана как раз несовершенством (если не отсутствием) технологий вроде нынешней «удалёнки» (фриланса)… Что до «важных мыслей» (сразу вспомнилась песня Макаревича про «вагонные споры») – возможно, но и медитация на неподвижные предметы (тартака) даёт их не меньше;) Возможность поездки - это выражение идеи свободы (неслучайно в СССР интеллигенция ехала "за туманом и за запахом тайги"!). Конечно потребность к физическому перемещению есть очевидно в генетической памяти человека (кочевника, скотовода, охотника). И эта память зовёт нас в дорогу. Та романтическая интеллигенция ехала «за туманом» не всегда от хорошей жизни – чаще ей банально было некуда себя деть, плюс – душило ярмо привязки к месту прописки и «родному предприятию, что (при недостаточности и средств связи) опасно сужало поле гендерного поиска (общение и браки в одной деревне или цеху) и звало в коммуникативный «туман»... Но, была бы у молодёжи в СССР реальная возможность начать своё дело (и не лишь купи-продай), жить – где угодно душе, а не начальству и свободно общаться с миром (хотя бы по телефону мирового уровня 60-ых: в каждом доме и с надёжной дальней связью) – не стала бы мода «ехать за туманом» экзотикой..? "Охота к перемене мест" на самом деле означает потребность во внутреннем, психологическом и духовном обновлении (идея паломничества). Имхо виртуал этого не заменит ( он - всего лишь "суррогат" идеи физического перемещения) И меняющийся пейзаж за окном поезда (не сливающийся в пятно от скорости) ещё долго будет великим лекарством от многих душевных хворей. Я отвечал вам выше – отсылая к Жванецкому: Рекомендую путешествие, но не вдоль, а в глубь материи... Перед вами не банальная ширь, не заплеванный горизонт, а невиданная глубь, что гораздо ценнее и чревато открытием. Париж истоптан. Молекула – нет. Идите в клетку. Ищите в атоме. Оттуда – в гены. В генах, кроме всего прочего, ваша тяга к Парижу… http://odesskiy.com/zhvanetskiy-tom-3/v-parizhe.html И там же намекал на мудрость Гессе («Курортник») – развитую до предела в «Индийской судьбе»: прожив в гипнозе (т.е. виртуале) свою возможную жизнь, принц возвращается к старому йогу и строит рядом свой «суррогатный» шалаш…

Дед Мороз: Ув.Аржан Жванецкий, как один из разделов энциклопедии нашей жизни

Трак Тор: Андрей Козлович пишет: Вообще, то что развал великой ядерной сверхдержавы не закончился "колоссальными войнами" и "голодом и убийствами", тянет на чудо. Если Ефремов действительно умел видеть будущее, а я верю в это, то... Точнее, ИАЕ писал: "Низ пика в 1972 [это было 1969], кривая достигает максимума в 1977, и очень большое крушение с гигантскими войнами между 1998-2005 — возраст Белого Всадника Майтрейи". Цикл крушение, имхо, произошел раньше на 7 лет: 1991 - 2000гг.*. С этой поправкой все совпдает: конец сверхдержавы и "холодный" передел мира, балканские, чеченские, иранские и другие войны, десятилетие "голода и убийств" на просторах бывшего СССР. Просто современникам не так видится ужас событий, чем их впечатлительным потомкам или предкам, которые читают о них в прогнозах гадалок, математиков или фантастов или в учебниках истории. ---------- *в 1991 году развал СССР, провозглашение Чеченской Республики Ичкерия; 1994 - 96 первая чеченская война; 2000 - конец активной фазы 2-й чеченской, продолжалась фактически до 2009г. (Вики) Вопрос в том, кончился ли этот "век голода и убийств в 2000-е? Или?

Алексей Л.: О междугороднем метро - "империале" - писал Брюсов больше ста лет назад. Потом была первоапрельская шутка, что такое есть, с единственнным пассажиром-машинистом Путиным. Еще есть станция "Девяткино" в поселке Мурино Ленинградской области. Где писал? я не нашел. А метро такое есть, это не шутка, - в Китае опять же. - ТТ

Алексей Л.: В "Восстании машин" http://az.lib.ru/b/brjusow_w_j/text_0410.shtml Конечно, китайцам надо народ иногда чем-то развлекать/отвлекать от ударного строительства капитализма. Говорят, что только для этого они и летают в космос. Плюс огромный избыток рабсилы, собираются строить базу на Луне, могут построить и, скажем, подземно-подводную Спиральную дорогу. А экономическая целесообразность империала? Будем называть так, как назвал автор термина, подобно тому как Чапек назвал роботов роботами. Где-то прочитал (не могу сказать где - дело было в книжном магазине), что Москва и Петербург уже слились, но это держится в тайне (предвидение: Одоевский Владимир Федорович. 4338-й год. Петербургские письма). Если так, "первоапрельский проект" необходим.

Трак Тор: И где же про то в восстании машин? В тексте одно вхождение:Вне дома я уверенно вспрыгивал в автобус, в вагон метрополитена и империала или становился на площадку дирижабля Смотрим определение термина (Современный толковый словарь русского языка Ефремовой): кроме золотой монеты, это: Верхняя часть, второй этаж дорожной кареты, дилижанса, конки, омнибуса с сиденьями для пассажиров. При поиске по слову находится всякая мура: в основном названия фирм

Алексей Л.: Вагон кареты!? Раз империал назван сразу после метрополитена, это тоже подземная железная дорога. "Метрополитен" - "столичная"[железная дорога], "империал" - государственная [железная дорога].

Трак Тор: Это такая гипотеза?



полная версия страницы