Форум » АКАДЕМИЯ ПРЕДСКАЗАНИЯ БУДУЩЕГО » Порог Роба » Ответить

Порог Роба

Эуг Белл: Я предлагаю обсудить одну из основных тем форума: проблему эколого-демографического кризиса, то, что Ефремов называл "Порог Роба". Я написал небольшую статью на эту тему. Прошу читать и высказываться. http://planetologija2005.narod.ru/pr.htm ПОРОГ РОБА [more]Будущее земли в прошлом в нашей стране всегда рассматривалось в радостных, светлых красках. Причем считалось, что это светлое будущее, этот коммунизм, наступит закономерно, как исполнение неких естественно-исторических законов, открытых, якобы, Марксом. Коммунизм неизбежен, капиталистическое общество обречено – так утверждали учебники «научного коммунизма». Однако во второй половине прошлого (20-го) века на основе развития системного анализа и вычислительной техники были сделаны прогнозы, перечеркнувшие эту радостную картину. Одним из первых многовариантность будущего развития Земли понял замечательный русский ученый и писатель-фантаст Иван Ефремов. В своем романе «Час Быка» (1968 год) он рассматривает два пути, по которым может последовать цивилизация, столкнувшаяся с экологическим кризисом. Причем развилка, согласно Ефремову, очень близка – первая половина 21 века. В этом веке, согласно прогнозам Ефремова, а в дальнейшем – в семидесятых годах – теоретиков Римского клуба, а потом и многообразных частных исследований, человечество столкнется с проблемами, связанными с конечностью ресурсов (если понимать это слово широко, включая и жизненное пространство, и природу в целом). Этот комплекс проблем Ефремов назвал «порогом Роба». Мы будем в дальнейшем пользоваться этим термином. Итак, Ефремов установил, что рано или поздно технический прогресс приводит цивилизацию к порогу Роба. Некоторые даже почитатели творчества Ефремова не верят в существование такого «порога». Поэтому нужно еще раз отметить, что это произойдет в ближайшем будущем совершенно неотвратимо. Два основных фактора этого процесса следующие. 1) Население быстрыми темпами увеличивается. Никто не знает, насколько оно увеличится. Считается, что земное население будет расти в течение нескольких десятилетий, а потом количество людей начнет падать. Весь вопрос в том, насколько быстро это произойдет. От этого зависит острота проблемы, которая нас «ожидает». Можно представить население в первом приближении поделенным на сектора «белых» и «цветных» рас. В настоящее время прирост населения идет за счет «цветного» сектора, тогда как «белые» расы сокращаются. Если представить себе, что рост численности человечества уменьшится в ближайшее время, то это будет означать, по всей видимости, усиление диспропорций этих двух секторов, что уже сейчас приводит к самым разнообразным сложным последствиям. Страны с «белым» населением вынуждены будут принять существенные меры по защите своей территории от «цветных» мигрантов из «цветных» стран, переживающих голод и перенаселение. Это увеличит степень неравенства рас. Уже возник «капитализм» на уровне стран (есть страны-капиталисты, такие как США и т.д., и страны-пролетарии, такие как страны третьего мира). Если же население будет еще долго увеличиваться, то численность населения станет критической. И тогда голод будет грозить уже всему человечеству в целом. Иными словами, мы должны будем в течение 21 века перейти некий барьер роста населения, что, очевидно, неизбежно. 2) Изменения в отношениях с природной средой. Можно говорить о вмешательстве в климат. В самоподдерживающиеся системы. Изменяется пропорция «животных» (в том числе и прежде всего – человека) и «растений». Развитие цивилизации, освоение территорий приводит к тому, что растений становится все меньше, тогда как животных (людей) все больше. Зеленые растения поглощают углерод, животные его выделяют. Отсюда простейшее следствие: увеличение углерода в атмосфере. Каждый выдох приближает нас к порогу Роба. Это неизбежно приведет к самым разнообразным последствиям, одно из самых серьезных – потепление, таяние ледников, повышение уровня мирового океана, многообразные катастрофы. Природа не сможет уже отрегулировать эти воздействия, которые станут необратимыми. Сказанное неизбежно приведет к сложнейшим социальным проблемам, к решению которых современное общество не готово. Мы приближаемся к порогу Роба с традициями капиталистического общества накопления и потребления, ставшего универсальным и доминирующим на планете. Такое общество формирует стандарты высокого потребления и эгоизма. Как раз именно это противоположно той этике, которая требуется для человека эпохи «порога Роба». Для современного человека «западного» образца, характерна эгоистическая жадность, безудержное стремление к повышению своего так называемого «уровня жизни», ставшее общепринятым равнодушие к несчастью другого человека. Это качество характерно и для потребительского общества в целом. Эти жизненные приоритеты неизбежно приведут общество в самый жесточайший кризис, важнейшими сторонами которого станет как раз именно резкое пониженгие уровня жизни: перенаселение и запредельное загрязнение среды. Дело в том, что ресурсы и природная среда – одни на всех. Спастись в эпоху «порога Роба» может только человечество в целом. Все вместе, но никак не поодиночке и не за счет других. Эти качества (эгоизм и потребительство) переходят на уровень целых стран и становятся факторами международной политики. Страны руководствуются исключительно своими собственными интересами, не понимая, что индивидуальное благосостояние страны возможно лишь при общих коллективных действиях. Образно говоря, все мы сидим в одной лодке, и раскачивать ее, чтобы оказаться повыше других, означает просто утопить всех и себя самого. Возьмем в качесвте примера хорошо известную всем автомобилистам крупных городов проблему пробок на дорогах. В Москве, например, через 4-5 лет эта проблема, в связи с резким увеличением числа частных автомобилей, грозит просто остановить весь транспорт. Уже теперь пробки приводят к бедствиям, когда машины скорой помощи не могут проехать к больным, а пожарные не поспевают к местам возгорания. В будущем эта проблема окажется, очевидно, тупиковой. Не помогут никакие туннели, никакие обводные транспортные пути. Единственное (и притом достаточно простое) решение состоит в том, чтобы резко ограничить или вообще запретить движение личного транспорта в пределах Садового кольца, ограничить внутри МКАД, создать стоянки у въездов в город, а также станции метро у этих стоянок. Одновременно требуется развитие и увеличение комфотности сети общественного транспорта в городе. Но как бы ни были разумны эти централизованные решения, они связаны с принятием общих ограничений на так называемую «свободу передвижения», поэтому встретят серьезное сопротивление. Требуется определенный общий уровень солидарности, коллективизма, чтобы люди это поддержали и осуществили. И перемены такого типа требуются во многих сферах. Нам всем (как на уровне стран, так и на уровне обычных людей) нужны совершенно другие приоритеты, другая этика. Прежде всего – это понимание, что «колокол звонит по тебе», что «человек – не остров, а материк» (Дж. Донн). Нужно научиться осознавать себя не как отдельного индивида, противопоставленного всему остальному человечеству, а как участника огромного человеческого коллектива, имеющего определенные обязанности и несущего ответственность за других людей. То есть принять себя прежде всего как человека, живущего на планете, которая имеет определенные пределы, подобно тому как живут люди на космическом корабле. А это в нашу эпоху и еще в большей мере – в ближайшие десятилетия означает ограничение потребления. Нужно понять, что потребительство не ведет к росту и развитию как общества, так и человека. Внутреннее духовное развитие, образование и самовоспитание только тормозится большим количеством вещей и удовольствий. В наше время безудержное, безоглядное потребление становится аморальным. И первая максима (моральное правило), которую должен принять наш современник, состоит, очевидно, в том, чтобы жить со спартанской скромностью, гораздо больше ценя свободное время и саморазвитие, нежели потребление дорогих благ. Аналогичная этика коллективизма должна быть принята и в международных отношениях. Развал всех цивилизаций, - отмечал Ефремов, - связан с моральным упадком. Однако нет никаких оснований предполагать, что такой духовный поворот мог бы быть осуществлен в ближайшее время. Ни государства, ни отдельные люди отнюдь не стремятся к изменениям. Можно только надеяться на небольшие сдвиги, в том числе на моральное воздействие экологического движения, некоторых религиозных течений. Можно также надеяться на воздействие локальных катастроф, которые нужно воспринимать как предупреждения о будущей глобальной катастрофе. Нам предстоит крупнейшая моральная революция, но она запаздывает, и может не состояться. Что это означает? Порог Роба, в сущности, это тот уровень морального совершенствования, который необходим человечеству, чтобы решить экологические проблемы с минимальными потерями. Но если мы не достигнем этого уровня, то для перехода в следующий период, в следующий век, потребуются настолько мощные силовые воздействия со стороны государства, что это не обойдется без последствий. Ефремов показал в своем романе общество, которое прошло порог Роба посредством такого рода диктаторских мер. Это общество осталось на многие века тоталитарным. Его техническое развитие замедлилось. Уровень массовой морали, от которого зависит комфортность и даже физическое здоровье людей понизился до предела. Причем выход из олигархического режима для такого общества невозможен без вмешательства извне. На Торманс прилетают звездолетчики с Земли, но если Торманс произойдет на самой Земле, то надеяться на чью-то помощь будет просто наивно. Можно предположить, что однобокое техническое развитие, выгодное лишь олигархии, приведет к дальнейшей деструкции общества, к разрушению человеческих начал, к вмешательству техники в организм человека, прежде всего – в мозг и гены, и закончится полным вырождением человечества, а то и превращением его в космического монстра, в общество, состоящее из мутантов, симбиотически соединяющих все уменьшающиеся биологические фрагменты и нанотехнические органы. В цивилизацию, которая трудновообразима даже в мрачных фантазиях научных фантастов. И которая опасна для окружающего нас Космоса и иных мыслящих «островов». Какова вероятность всего этого кошмара? Что дает нам надеяться, что этого не произойдет? Какие силы могут нас «спасти»? Думается, что доброе начало заложено в самом человеке, в его длительной (в основном – биологической) эволюции. Начиная с «черного ядра» беспощадной борьбы за существование низших существ через светлую «мантию» развития биологического альтруизма к светлому началу первичной коллективистичности человеческого общества (с доминированием генов заботы о долго взрослеющем потомстве) и к темной, но тонкой коре индивидуализма последних нескольких тысячелетий – вот так выглядит так называемая «природа человека» - самое трудное в жизни. Этот «слоеный пирог» добра и зла не дает перевеса ни тому, ни другому. А значит, можно надеяться на конечную победу доброго начала, зависящую от наших общих усилий в работе над собой и в распространении знаний о возможных альтернативных дорогах человеческой цивилизации в ближайшем будущем. О тех действиях и установках, которые необходимы для победы светлого варианта, Доброта, активность, умение действовать сообща, познание, нестяжание и дисциплина, позволяющая хотя бы поддерживать собственное здоровье – вот что нужно каждому из нас стремиться воспитывать в себе и своим примером делать модным для окружающих. Роль «субъективного фактора» становится главной. Маленькая гирька индивидуальных усилий каждого из нас может оказаться решающей для судьбы всей планеты. И нельзя ждать, потому что время идет, часы взрывного устройства порога Роба уже запушены. И осталось совсем немного лет, чтобы подготовиться к возможной эколого-демографической катастрофе: теоретики указывают на сроки 15-20, много 25-35 лет… [/more]

Ответов - 152, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Эуг Белл: Ribelanto! По-моему, понятие "эффективность" нужно дополнить подсчетом баланса Горя и Радости (т.к. эффективность нужно понимать по отношению к какому-то книтерию). И тут становится существенным подсчет суммарной эффективности (баланса Г-Р) для группы в целом. Например, одному плохо, другому хорошо - как оценить? Арифметике Г-Р я посвятил статью (есть на ПЛАНЕТОЛОГИИ planetologija2005.narod.ru). Но там - только первый этап изучения проблемы.

Cat: Ribelanto пишет: Так ведь эта формула крайне приблизительна. История и социология- не математика, и чисел здесь нет, просто когда в эту формулу ставится "моральный уровень низкий" получается "вероятность порога Роба высокая". Вот именно, что формула точная. Неточны, причем по своей природе, элементы, в нее входящие. Ribelanto пишет: И всё же "мораль"- это не критерий. Вот именно. Ribelanto пишет: В лучшем случае у каждого своё собственное понимание, то есть субъективное, и сколько ни бились лучшие умы человечества над объективным определением морали, всегда получалась авторитарная идеология, призванная защищать диктаторские режимы. Да. Ribelanto пишет: Поэтому слово "мораль" предлагаю заменить на "эффективность сосуществования". Представим две группы по два человека в каждой. В одной из них постоянно ссорятся друг с другом, пытаются обмануть, поработить или даже убить друг друга, в другой же царствует взаимная поддержка и сотрудничество. Какая из них более эффективна? Какая из них решает задачи, поставленные перед ними окружающим миром более эффективно? Ответ будет один и тот же вне зависимости от "моральных представлений" отвечающего, будь он христианином, либералом или коммунистом. Нет, ответ не будет один и тот же. "Эффективность сосуществования" - такая же расплывчатая субъективная "величина", как и мораль. Ведь эта "эффективность" также, как и мораль, определяется в соответствии со вкусами того, кто ее и определяет. Возвращаясь к приведенному Вами примеру, можете не сомневаться, что для средневековых пап крестовые походы были самыми что ни на есть "эффективными", и эту "эффективность" они не променяли бы ни на что другое. Даже если в группе из двух человек эти двое сорятся, тот, кто победил второго (и, допустим, присвоил его собственность), несомненно сочтет такое положение дел вполне эффективным. "После нас хоть потоп" - вполне себе эффективная идеология, с точки зрения некоторых. Так что "эффективность сосуществования" - тоже не подходит в качестве объективного критерия.

Ribelanto: Дело в том, что эта модель рассматривается не с точки зрения участников групп, о которых идёт речь, а со стороны некоего отстранённого наблюдателя. Естественно, что для участника именно его способ преодоления трудностей будет самым эффективным. В обществе немного проще, в том смысле, что любой грамотный человек может выступать в роли наблюдателя, как это делает Ефремов. А средневековые папы всё же были конкретно заинтересованными участниками.


Эуг Белл: На самом деле это - переделанная и дополненная старая статья. ПОРОГ СИНЕД РОБА (К столетию Ивана Ефремова) В апреле следующего года исполнится 100 лет Ивану Ефремову, «отцу» советской фантастики. Именно в 2008-м году, а не в 2007-м, как поспешили объявить многие средства массовой информации: Ефремов в ранней юности прибавил себе год, а потом так и осталось. Сто лет – хороший повод вспомнить выдающегося писателя, создавшего художественное приложение хрущевской Программы КПСС (хотя, учитывая, что «Туманность Андромеды» появилась раньше, есть основание поразмышлять, что к чему приложением было). Прошло не так уж много лет со времени выхода главных романов Ефремова (40-50), но читаются они со странным чувством перехода в другую эпоху (разумеется, не в светлое будущее, о котором в них написано). Ефремов – как никто - писатель своего времени. А чем же оно отличалось от нашего? Нынче полки книжных магазинов забиты самыми разными книгами. Писателем может стать каждый. Однако в условиях информационного кризиса значение любых книг съедает инфляция смысла: даже великих писателей читают редко… В недавнем прошлом это было не так. Была цензура, хотя она и она не была абсолютной. Сквозь нее просачивались немногие самые сильные произведения – и их читали. Стоило слегка «призакрыть» книгу, как она немедленно «открывалась читателем и становилась популярной и читаемой. Так ведь и произошло с «Часом Быка». …Конец пятидесятых годов в мировоззрении советского человека отметился двумя полярно противоположными книгами. «Один день Ивана Денисовича» и «Туманность Андромеды» Ефремова. Безусловно – «запрограммированными» сверху: такая «симметрия» вряд ли продукт случайности. Прошлое рисовалось мрачными красками: уже теперь это не только мрак царской Российской империи, но и «культ личности». Будущее земли рассматривалось, наоборот, в радостных, светлых красках. Одно уравновешивалось другим. Причем считалось, что это светлое будущее наступит закономерно, как исполнение неких естественно-исторических законов. Коммунизм неизбежен, капиталистическое общество обречено – так утверждали учебники «научного» коммунизма. «Субъективный фактор» способен лишь отодвинуть или придвинуть светлое будущее человечества. «Мы вас похороним!», - грозил Америке, стуча ботинком по кафедре, Хрущев. И при этом он опирался на теорию Маркса. Однако во второй половине прошлого (20-го) века на основе развития системного анализа и вычислительной техники были сделаны иные прогнозы, перечеркнувшие эту радостную картину (для кого-то, впрочем, она радостной отнюдь не была). И одним из первых многовариантность будущего развития Земли понял все тот же Иван Ефремов. В романе «Час Быка» (1968 год) он описывает два пути, по которым может последовать цивилизация, столкнувшаяся с экологическим кризисом. Причем развилка, согласно Ефремову приходится буквально на наше время. «Великое сражение Запада и Востока, или битва Мары, было тоже в семнадцатом круге? - спросила Чеди. - В год красной, или огненной, курицы семнадцатого круга, - подтвердила Фай Родис, - и продолжалось до года красного тигра». То есть 2005-2010 годы. Аналогичные даты (2020-50 гг.) – получались в моделях Римского клуба, а потом и многообразных частных исследований. Среди авторов «посланий» именно Габор (вероятный прототип Синед Роба, изобретатель голоографии) высказывался в том духе, что человечество входит в кризисную полосу неподготовленным, и что главным фактором, способным противостоять возможной гибели в тисках ли голода, в ядерном ли кошмаре будет трансформация морали и общих жизненных установок. Но вот прошло уже сорок лет, а сделано ведь ничего не было! Некоторые даже почитатели творчества Ефремова не верят в существование «порога Роба». Поэтому, рискуя наскучить повторением общеизвестного, отмечу два основных фактора этого процесса. Население быстрыми темпами увеличивается. Никто не знает, насколько оно увеличится. Считается, что оно будет расти в течение нескольких десятилетий, а потом количество людей начнет падать. Весь вопрос в том, насколько быстро это произойдет. Со времен Ефремова население Земли удвоилось. По самым оптимистическим прогнозам в ближайшие годы оно вновь почти удвоится, то есть от 3 миллиардов в семидесятых достигнет 11-12 миллиардов в 20-х годах нашего века. Земля напоминает чашку Петри, в которой растет культура бактерий: биомасса увеличивается, достигает максимума, а потом резко гибнет. Можно только надеяться, что существа, наделенные разумом, поведут себя не так, как бактерии, и тогда уменьшение населения произойдет «не так быстро». Причем все это осложняют диспропорции. Можно представить население Земли в первом приближении поделенным на сектора «белых» и «цветных» рас. В настоящее время прирост населения идет за счет «цветного» сектора, тогда как «белые» расы сокращаются. Если представить себе, что рост численности человечества уменьшится в ближайшее время, то это приведет (и уже приводит) к самым разнообразным сложным последствиям. Страны с «белым» населением вынуждены будут принять существенные меры по защите своей территории от «цветных» мигрантов из «цветных» стран, переживающих голод и перенаселение. Это увеличит степень неравенства рас. Уже возник «капитализм» на уровне стран (есть страны-капиталисты, такие как США, и страны-пролетарии, такие как страны третьего мира). И мы должны будем в течение 21 века перейти некий барьер общего роста и диспропорций населения, и это, очевидно, неизбежно. Нас неминуемо затягивает в гиганскую воронку, и пройти через «горлышко бутылки» придется все равно, и вопрос только в том, кто спасется в этой давке. Вторая проблема касается изменений в отношениях с природной средой. Можно говорить о вмешательстве в климат. В самоподдерживающиеся системы. Изменяется пропорция «животных» (в том числе и прежде всего – человека) и «растений». Развитие цивилизации, освоение территорий приводит к тому, что растений становится все меньше, тогда как животных (людей) все больше. Зеленые растения поглощают углерод, животные его выделяют. Отсюда простейшее следствие: увеличение углерода в атмосфере. Каждый выдох приближает нас к порогу Роба. Это приведет к самым разнообразным последствиям, одно из самых серьезных – потепление, таяние ледников, повышение уровня мирового океана, многообразные катастрофы. Природа не сможет уже отрегулировать эти воздействия, которые станут необратимыми. Все эти аспекты задают вполне определенные ограничения на тип личности и характер общества, если предположить, что земное общество выдержит предстоящие в нашем веке испытания. И было бы недостаточно сказать, что человек будет (или должен стать) гораздо более развитым в плане этики, что предполагает развитие образовательной инфраструктуры. Определенные качества, имеющиеся в наше время, просто не смогут иметь места, иначе общество элементарно не выживет: и это напоминает перевертывание в будущее антропного принципа. Если этого не произойдет, просто некому будет наблюдать такое общество. Каждое качество имеет противоположное, отрицание невозможного дает образ реального. Человек будет гораздо мягче, добрее, миролюбивее, женственнее, терпимее. Значительно заботливее и не только о близких, но и о любых людях. Значительно разумнее, рациональнее… Все то же самое – по отношению к обществам. Удивительно, но это очень похоже на те качества, которыми обладают обитатели ефремовской «утопии» - Земли через два и три тысячелетия. И это уже без всякого «естественно-исторического» закона. Без базиса и надстройки. Без ведущей роли партии. А просто потому, что иначе человечество просто, скорее всего, не выживет вообще, или скатится на уровень ранних примитивных обществ, или превратится в тоталитарный, медленно деградирующий Торманс. Нам просто необходимо стать лучше. И вот еще одно, что совпадает в предвидениях Ефремова и тех экспликаций, которые следуют из представления о грядущем цивилизационном кризисе. Мы приближаемся к порогу Роба с традициями капиталистического общества накопления и потребления, ставшего универсальным и доминирующим на планете. Такое общество формирует стандарты высокого потребления и эгоизма. Как раз именно это противоположно той этике, которая требуется для человека эпохи «порога Роба» и следующей, если предположить, что она будет. Для современного человека «западного» образца характерна эгоистическая жадность, безудержное стремление к повышению своего уровня жизни, ставшее общепринятым равнодушие к несчастью другого человека. А теперь это уже наша повседневность – поэтому я описываю нас. Эти качества характерны и для потребительского социума в целом. Эгоизм и потребительство переходят на уровень целых стран и становятся факторами международной политики. И такие жизненные приоритеты как раз и приведут общество в самый жесточайший кризис, как раз наоборот (в чем диалектика) именно к резкому понижению уровня жизни, перенаселению и запредельному загрязнению среды. Ресурсы и природная среда – одни на всех. Спастись в эпоху «порога Роба» может только человечество в целом. Все вместе, но никак не поодиночке и не за счет других. Высокое потребление не ведет к росту и развитию как общества, так и человека. Внутреннее духовное развитие, образование и самовоспитание только тормозится большим количеством вещей и удовольствий. В наше время (и еще больше в ближайшем будущем) безудержное, безоглядное потребление вообще становится аморальным, так как рядом люди будут гибнуть от голода (и уже гибнут). Первая этическая максима ближайшего будущего состоит в том, чтобы жить со спартанской скромностью, гораздо больше ценя свободное время и саморазвитие, нежели потребление дорогих благ. Все имущество Дар Ветра умещалось в одну сумку. Страны в наше время руководствуются исключительно своими собственными интересами, не понимая, что выживание страны возможно лишь при общих коллективных действиях. Президент одной страны может начать бомбить другую просто из стремления повысить свой избирательный рейтинг. Или возьмем в качестве примера хорошо известную всем автомобилистам крупных городов проблему пробок на дорогах. В Москве, например, через 4-5 лет (а то и раньше) эта проблема, в связи с резким увеличением числа частных автомобилей, грозит просто остановить весь транспорт. Уже теперь пробки приводят к бедствиям, когда машины скорой помощи не могут проехать к больным, а пожарные не поспевают к горящим домам. Не помогут никакие туннели, никакие обводные транспортные пути. Единственное (и притом достаточно простое) решение состоит в том, чтобы резко ограничить или вообще запретить движение личного транспорта в пределах Садового кольца, ограничить внутри МКАД, создать стоянки у въездов в город, а также станции метро у этих стоянок. Одновременно требуется развитие и увеличение комфотности сети общественного транспорта в городе. Но как бы ни были разумны эти централизованные решения, они связаны с принятием общих ограничений на так называемую «свободу передвижения», поэтому обязательно встретят серьезное сопротивление. Требуется определенный общий уровень солидарности, коллективизма, чтобы люди это поддержали и осуществили. И перемены такого типа требуются во многих сферах. И политики должны выбираться не по их принадлежности к тем или иным партиям или идеологиям, а в зависимости от того, насколько они способны осуществить спасительные проекты. И, как это ни странно, общество «Туманности Андромеды» - это вовсе не «коммунизм» и не утопия, а оптимистический сценарий встречи современного общества с «порогом Роба». Каким-то таким оно и должно выйти из этого испытания, если у человека хватит разумности не погибнуть и не деградировать. Нам всем (как на уровне стран, так и на уровне обычных людей) нужны совершенно другие приоритеты, другая этика. Прежде всего – это понимание, что «колокол звонит по тебе», что «человек – не остров, а материк». Нужно научиться чувствовать себя не отдельным индивидом, противопоставленным всему остальному человечеству, участником огромного человеческого коллектива. То есть принять себя прежде всего как человека, живущего на планете, которая имеет определенные пределы, подобно тому как живут люди на космическом корабле. Развал всех цивилизаций в истории, - отмечал Ефремов, - связан с моральным упадком. Однако нет никаких оснований предполагать, что все пойдет по «оптимистическому сценарию» и такой духовный поворот осуществится в ближайшее время. Ни государства, ни отдельные люди отнюдь не стремятся к изменениям. Можно только надеяться на небольшие сдвиги, в том числе на моральное воздействие экологического движения, некоторых религиозных течений. Можно также надеяться на воздействие локальных катастроф, которые нужно воспринимать как предупреждения о будущей глобальной катастрофе. Нам предстоит крупнейшая моральная революция, но она запаздывает, и может не состояться. Порог Роба, в сущности, это тот минимум морального совершенствования, который необходим человечеству, чтобы решить экологические проблемы. Но если мы не достигнем этого уровня, то для перехода в следующий период, в следующий век, потребуются настолько мощные силовые воздействия со стороны государства, что это также не обойдется без последствий. Ефремов показал в своем романе общество, которое прошло порог Роба посредством такого рода диктаторских мер. Оно осталось на многие века тоталитарным. Его техническое развитие замедлилось. Уровень массовой морали, от которого зависит комфортность и даже физическое здоровье людей понизился до предела. Причем выход из олигархического режима для такого общества невозможен без вмешательства извне. На Торманс прилетают звездолетчики с Земли, но если Торманс произойдет на самой Земле, то надеяться на чью-то помощь будет просто наивно. Можно предположить, что однобокое техническое развитие, выгодное лишь олигархии, приведет к полной дальнейшей деструкции общества, к разрушению человеческих начал, к вмешательству техники в организм человека, прежде всего – в мозг и гены, и закончится полным вырождением человечества, а то и превращением его в космического монстра, в общество, состоящее из мутантов, симбиотически соединяющих все уменьшающиеся биологические фрагменты и нанотехнические органы. В цивилизацию, которая трудновообразима даже в мрачных фантазиях научных фантастов. И которая опасна для окружающего нас Космоса и иных мыслящих «островов» (буде они существуют). Какова вероятность всего этого кошмара? Что дает нам надеяться, что этого не произойдет? Какие силы могут нас «спасти»? Доброе начало заложено в самом человеке, в его длительной (в основном – биологической) эволюции. Начиная с «черного ядра» беспощадной борьбы за существование низших существ через светлую «мантию» развития биологического альтруизма млекопитающих к светлому началу первичной коллективистичности человеческого общества (с доминированием генов заботы о долго взрослеющем потомстве) и к темной, но тонкой коре индивидуализма последних нескольких тысячелетий – вот так выглядит так называемая «природа человека» - самое трудное в жизни, по словам Ефремова. Этот «слоеный пирог» добра и зла не дает перевеса ни тому, ни другому. Значит ли это, что можно надеяться на конечную победу доброго начала? Это зависит от наших общих усилий в работе над собой и в распространении знаний о возможных альтернативных дорогах человеческой цивилизации в ближайшем будущем. Доброта, активность, умение действовать сообща, терпимость, познание, нестяжание и дисциплина – все это нужно каждому из нас во имя общего спасения. Роль «субъективного фактора» становится главной. Маленькая гирька индивидуальных усилий каждого из нас может оказаться решающей для судьбы всей планеты. Потому что время идет, часы взрывного устройства порога Роба уже запушены. И осталось совсем немного лет, чтобы подготовиться к возможной эколого-демографической катастрофе: теоретики указывают на сроки 15-20, много 25-35 лет… Конечно, Иван Ефремов был коммунистом, человеком своего времени. Но при более внимательном рассмотрении рассуждений Ефремова оказывается, что основная ткань его рассуждений не зависит от идеологии. И это особенно важно доказать сейчас, когда книжки великого фантаста стараются использовать в политических спекуляциях. Диктатор «планеты страдания» Торманса Чойо Чагас вещал: «Ученые - обманщики, трусы и ничтожные прислужники. Во многих поколениях они обманывали правителей и народ Ян-Ях, и, насколько я знаю, то же было в старину на Земле. Они обещали, что планета может прокормить неограниченное количество людей, и совершенно не учли, что земля истощится задолго до назначенной ими предельной цифры. Не учли вреда химических удобрений, отравивших растения и почвы, не учли необходимости определенного жизненного пространства для каждого человека. Не понимая всего этого, они не постеснялись выступить с категорическими заключениями. И в результате вызвали страшную катастрофу. Восемьдесят лет Голода и Убийств! Правда, за ошибки и наглость они расплатились. Тысячи ученых повесили вниз головами на воротах городов или перед их научными институтами. Ученые всегда обманывали нас, владык, и особенно математики и физики, в реальных успехах которых никто, кроме них самих, не мог разобраться. Так поступали жрецы и маги Земли. Нет, я не люблю ученых. Мелкие, тщеславные люди, избалованные легкой жизнью, а думают, что они знают тайны судьбы!» …Когда перечитываешь эти тексты, становится яснее замысел Ефремова. "Час Быка" - РОМАН-ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. И еще в большей степени это предупреждение для нас, чем для современников писателя. Но это не абстрактное предупреждение. Не как думалось раньше: не дай бог, чтобы у вас возник тормансианский тоталитаризм, потомки. Нет. Речь идет о вполне конкретном предупреждении, о планетарном кризисе, из которого и могут родиться наиболее ужасные формы тоталитаризма, соединяющие тотальный контроль и полное безразличие к судьбе отдельно взятого человека. Евгений Беляков, 2007, Москва

Эуг Белл: Еще некоторые иллюстрации к статье. Портрет Дэнниса Габора (Синед Роба) Рост мирового населения в течение истории (график из журнала "Демоскоп") Виден характер кривых - это экспонента. Характер этой кривой коварен: ее рост долгое время можно принимать за постоянный (линейный), потом она неожиданно "взрывается". Экспонента типична именно для сложных систем с положительными обратными связями.

balu: Эуг Белл пишет: В целом свыше 10 процентов населения Земли - 643 миллиона человек, проживающие на низинных территориях, рискуют пострадать от затоплений, вызванных повышением уровня океана. В наибольшей степени - в Китае, Индии, Бангладеш, Вьетнаме, Индонезии, Японии, Египте, США, Таиланде и на Филиппинах. А еще китайцы суперплотину строят в аккурат на стыке геологических плит. И есть серьезные опасения, что не выдержит.

steppecat: balu пишет: А еще китайцы суперплотину строят в аккурат на стыке геологических плит. Нельзя исключить полностью, например, возможности того, что они-то там в тайне подготавливаются ещё и к Великому Зыплыву или Регате (какими ещё способами человеку можно себя прославить или показать? Хотя бы найти достойное и благодарное применение своим способностям.). 23 ноября: Kто-нибудь, кто сами знают толк в различных плотинах и др. гидротехнике (их проектировании, моделировании, возведении, эксплуатации и др.). Могли бы в контексте данной темы интересно рассказать о любимом деле? Всё в этом времени проходит, но, там, где идут процессы, живые души живут и творят, кто во что горазд. А на счет числа человек: - как их следует считать, складывать, учитывать? Стороннему наблюдателю можно, например, считать тела: по головам, по рукам, ногам и т.д. А души разве возможно так считать? Они же вроде бы должны быть: С одной стороны они должны быть трансцендентными сущностями по отношению к материальным образованиям? А с другой – в материально-структурном смысле, нерасщепимы и не суммируемы? На каждую мыслимо-выделимую частичку бытия (например, на живую клеточку организма) должна приходиться одна своя уникальная (переменчивая) душа. И на весь составленный из них многоклеточный организм тоже – одна уникальная (переменчивая) душа, которая, так или этак пожив, повозившись со своим телом и его окружением, и пообщавшись (посредством этого тела) с другими, «улетит» в другое, оставив материальное тело в том или ином состоянии (и следы своей деятельности). И для неё важно, – как хорошо она сможет себя проявить, что сделать, и, какое внимание ей уделят другие (с кем она оказалась в «переплёте»). А чисто цифровая (интегрирующая) статистика её как-бы «убивает», сливая в нечто (чужое или глухое к ней) целое (для чисто постороннего подсчётчика, конечно, «убивает» (имхо)). Например, когда статистика, игнорируя её индивидуальность, «гласит»: - Мол, твоё тело всего лишь «интегральная единица» ужасного числа каких-то жертв или такой-то процент от валового продукта, и сим числом всё сказано. - То понятно, живая душа станет оказывать сопротивление такому «обесцениванию» того, что именно ей дорого. На всякий случай попрошу не воспринимать мои высказывания, как подкоп под Авторитет Статистических методов.

Эуг Белл: Вот график Килинга http://wwwn.popmech.ru/part/?rubricid=3 Этот великий ученый более 50 лет измерял концентрацию углекислоты в атмосфере вдали от промцентров. Мелкие систематические колебания в рамках года связаны с сезонным усилением и уменьшением "дыхания" планктона в мировом океане.

Эуг Белл: Короче, Игорь, за последнее время я осознал, что процесс конвергенции идеологий (который так красиво обозначен был у Арсеньева символом Башни) - слишком долгое дело, а "горлышко" как раз быстрое. И в этих самых дискуссиях переубедить кого-то не удастся до наступления Порога Роба, который намечается началом аж в 2015-20 году. За оставшиеся несколько лет (хорошо, если 10) переубедить никого не удастся. Проще искать уже "готовых" единомышленников и растить молодых и зеленых. Посмотри, за последние годы никакой конвергенции вообще нет, а есть дивергенция, ясно ощутимая (в т.ч. между мной и тобой :) ). Отсюда - изменение Преамбулы. ЭТО ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ДЕЛО ПРАКТИКИ. Эуг Белл пишет 21.02.08: Речь тут идет о необходимости СПАСТИ мир. Спасти то лучшее, что в нем есть, что накоплено Эволюцией. Здесь говорится об огромной опасности, нависшей над современной цивилизацией, исходящей из самой этой цивилизации. О том, что Разум в безумном заблуждении способен уничтожить сам себя. Что нам уже в нашей жизни, уже близко, уже через 15-20 лет будет грозить то, что называется "экологический кризис", и выход из этого "порога Роба" состоит в попытке (может быть - последней!) духовного и физического роста, морального воспитания и самовоспитания.

Трак Тор: Эуг Белл пишет: По самым оптимистическим прогнозам в ближайшие годы оно вновь почти удвоится, то есть от 3 миллиардов в семидесятых достигнет 11-12 миллиардов в 20-х годах нашего века. Эти данные, как и экспоненциально-гиперболические графики из "демоскопа", нуждаются в уточнении. Современные теории (подтверждающиеся опытом) говорят о другом: остановка роста по модели Капицы и медленный рост по модели ООН (или наоборот, запамятовал) Это иллюстрация к антиинтуитивному поведению сложных систем: интуитивно чувствуется, что раз был экспоненциальный рост, то и дальше так будет, вплоть до демографической катастрофы. Однако синергетические модели дают даже гиперболический рост в прошлом (близкий численно к экспоненциальному), но в окрестности точки сингулярности (приблизительно наши дни) смена фазовой траектории на другую,где роста нет. Это типичное поведение сложной, нелинейной системы: она не описывается функцией, а лишь набором фазовых траекторий, смена которых происходит по объективным, но внутренним системным причинам. Их чаще видят задним числом, имхо. Модели системной динамики типа "Мир" устарели, имхо.

Трак Тор: А вот у БНС несколько иной взгляд на порог Роба в целом. Пессимистический, но без истерик: "У меня такое впечатление, что ничего фундаментального нового в социуме происходить вообще не будет. Мы просто приспособимся к новому образу жизни — когда то здесь, то там взрывают некое (никому не известное) кафе или захватывают вдруг в заложники школу… ужасно, конечно, омерзительно, доколе продлится это поганство!.. — но ежедневные дела так неотложны, а эпицентр событий так далек… и потом все это уже было и как-то, худо-бедно, но обошлось: спецназ разобрался… или ОМОН? Да, жертвы — это ужасно, но ведь и это все уже было: в Беслане, кажется, были сотни жертв… Это покорное бормотание сделается нашей самой привычной реакцией на ЛЮБЫЕ ужасы терроризма, включая, увы, и неизбежный (в конце концов) теракт на АЭС. Мы привыкаем (и легко!) к самым продолжительным локальным войнам; мы привыкли к ежедневным голодным смертям в Африке; мы привыкли к авиакатастрофам и к тому, что уличный трафик убивает народу больше, чем серьезная война; очередной Чернобыль способен еще пока нас немного расшевелить, но сколько их еще понадобится на нашу голову — два-три? — чтобы и они приучили нас оставаться в общем равнодушными? Наверное, человечество иначе не умеет. Наверное, оно слишком велико. Наверное, оно слишком загружено повседневными своими делами, чтобы оставить еще хотя бы малый кусочек души своей на что-то «постороннее», «непрактичное», на то, что «ни съесть, ни выпить, ни поцеловать» — на сострадание, на сопереживание, на милосердие. И при этом оно терпеливо, оно дьявольски терпеливо! Этого качество у него не отнимешь. Оно привычно перемалывает любые неприятности, обрушившиеся на любую (но не слишком заметную!) часть себя, — будь то мор, глад или акция международного терроризма. Социопсихологи, может быть, скажут, какая именно доля этого непроворотного тела должна оказаться раздраженной, задетой, уязвленной, чтобы тело беспокойно зашевелилось, наконец почувствовало неудобство, испытало бы потребность в восстановлении утраченного статус-кво. И боюсь, это не «плохо», и не «хорошо», это — ТАК. У нас нет в запасе другого человечества — только такое: готовое, если понадобится, умереть за своего ребенка, да что там за ребенка — за сорокачасовую рабочую неделю готовое умереть, — но решительно не способное палец о палец ударить ради «дальнего своего»."

steppecat: Трак Тор пишет: Наверное, человечество иначе не умеет. Наверное, оно слишком велико. Наверное, оно слишком загружено повседневными своими делами, чтобы оставить еще хотя бы малый кусочек души своей на что-то «постороннее», «непрактичное», на то, что «ни съесть, ни выпить, ни поцеловать» — на сострадание, на сопереживание, на милосердие. По-моему надо содействовать развитию и внедрению в промышленность и в бытовой обиход экологичной техники и технологий (в частности содействовать развитию культуры утилизации и переработке отходов хозяйствования)(это то, что само собой не зарождается и без чего Порог Роба навряд ли можно обойти).

Беляков: Сценарий будущего http://www.washprofile.org/ru/node/7910 Экспертный проект TechCast опубликовал набор наиболее вероятных сценариев развития человечества на ближайшие десятилетия. Примерно 2010 год. Продолжение процессов развития информационных систем и электронной коммерции. В частности, ожидается бурное увеличение объемов информационного трафика, быстрое эволюционирование имеющихся и появление принципиально новых видов электронных устройств (например, система распознавания голоса сделает возможным управление машинами с помощью голосовых команд). Это приведет к кардинальным переменам в сфере государственного и корпоративного управления. Вероятен переход религий на "электронные" рельсы - к примеру, службы могут проводиться онлайн. Возможно появление личных "электронных помощников" человека. Новые товары и услуги будут выводиться на рынок быстрее, чем когда-либо ранее. Стоимость информационных технологий и оборудования будет снижаться. Крах грозит многим нынешним гигантам - например корпорации Microsoft, которая не выдержит борьбы с десятками новых конкурентов. Ожидается бум на рынках кино, музыки и ТВ. Примерно 2020 год. Начало новой высокотехнологической революции. Ее движущими силами станут "зеленый" бизнес, альтернативная энергетика и иные практики, направленные на улучшение качества жизни человека, не угрожающее окружающей среде. Большой бизнес в массе своей перейдет на экологические рельсы. Значительную часть мирового автопарка будут составлять гибридные автомобили, использующие в качестве топлива водород, биотопливо (спирт, растительное масло и пр.) или электроэнергию. К 2030 году примерно треть энергии будет получаться из возобновляемых источников. Бурное развитие ожидает сельское хозяйство (в том числе, основанное на использовании генетически модифицированных растений и животных). Ожидается расцвет компьютерных и биотехнологий, результатом чего станет появление новых поколений медикаментов. В частности, прорывы в изучении ДНК человека сделают возможным клонирование его внутренних органов (сердца, печени, почек и пр.) и успешные операции по их пересадке. Также станут широко доступными их искусственные заменители. Многие серьезные болезни удастся полностью победить с помощью генетической терапии - "исправления" соответствующих участков ДНК. Серьезные изменения произойдут в образе жизни представителей ряда профессий - например, учителей и юристов. Они окажутся способными передоверить часть своих рутинных обязанностей "электронным помощникам" и смогут сосредоточиться на решении стратегически важных задач. Виртуальная реальность станет действительно реальностью - она будет мало отличаться от реальной жизни, что позволит кардинально изменить процессы обучения, научного поиска, получения информации и пр. Будет широко распространен космический туризм. Электроэнергия перестанет быть дефицитом, аварии на линиях электропередач и подстанциях, оставляющие без света сотни тысяч человек, уйдут в прошлое. Им на смену придут аналогичные аварии в информационных сетях. Примерно 2030 год. В связи с развитием информационных технологий автодорожное движение и авиаперевозки станут практически полностью безопасными. Ожидается массовый переход от личных автомобилей к личным летательным аппаратам. Авиалайнеры и поезда будут передвигаться с невиданными скоростями. Ожидается качественный прорыв в сфере ядерной энергетики. Примерно в 2028 году будет создана постоянная колония на Луне. Чуть позже человек высадится на Марсе. Космос станет составной частью мировой экономики. В то же время, произойдет кризис индустриализации. Многие государства столкнутся с проблемой невозможности дальнейшего развития промышленных производств. Вероятны экологические кризисы, обострение межэтнических и межконфессиональных конфликтов, обострение проблем, связанных с оружием массового уничтожения, и пр. Вероятно использование ядерного оружия где-либо на ближнем Востоке, что, вероятно, приведет к уничтожению нескольких крупных городов. Это способно привести к мировому кризису, невиданному со времен Второй Мировой войны. В этой обстановке на мировой арене намного большую роль начнут играть религиозные лидеры, корпорации и общественные организации. Их участие и заинтересованность большинства правительств приведет к кардинальным реформам в сфере международных отношений. Примерно 2040-2050-е годы. Мир сольется воедино: его политическая карта и структура будут напоминать Европейский Союз или Соединенные Штаты Америки (юридически, США - федерация штатов, формально являющихся независимыми государствами, но уступившими федеральной власти ряд своих полномочий - например, проведения внешней политики и чеканки монеты). Благодаря этому, остроту кризисов удастся серьезно уменьшить. Численность населения будет бурно расти. Мир будет управляться децентрализовано, что позволит, с одной стороны, принимать максимально оперативные и взвешенные решения, а с другой - снизит остроту многих конфликтов и позволит отдельным культурам развиваться свободно. Это, в свою очередь, приведет к ослаблению международного терроризма, который в 1990-е годы появился на волне недовольства между Западом и миром Ислама. Человечество сконцентрируется на развитии космических программ.

Беляков: Вот тут еще. Такое чувство, что ИАЕ читали, что, даже может быть - и не маловероятно... А знаете, что многоуважаемый Уильям Хелал - при всей его респектабельности - "забыл"? Он забыл сказать, что в событиях грядущей середины нашего века огромную роль должна сыграть ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. То есть должны измениться педагогические "технологии". И, кстати, в этом плане - ВОЗМОЖНО - прав как раз ИАЕ: в возрасте от полтора года дети должны будут, наверно, в законодательном порядке воспитываться (хотя бы первые несколько дестилетий!) в специальных общественных учреждениях, работающих по новым педагогическим технологиям. Типа новых детских садов, затем школ и т.п. Ничего особенного: на ночь дети возвращаются к родителям. Я вчера ехал в поезде, где рядом со мной сидели мама, папа и два ребенка 3-х и 5-и лет. Поскольку дети постоянно двигались, они получали массу шлепков и затрещин, плакали и т.д. Это был настоящий детский ад. Поскольку, мне кажется, это - широко распространенный "вариант воспитания", это должно быть каким-то образом преодолено. И я вижу только один способ: подготовить нормальных педагогов и сделать общественное воспитание обязательным. Но - хорошим. Не таким, ломающим личность, как теперь. Должна быть новая педагогика, и это было бы КЛЮЧОМ к двери через Порог Роба.

Трак Тор: Беляков пишет: А знаете, что многоуважаемый Уильям Хелал - при всей его респектабельности - "забыл"? Он забыл сказать, что в событиях грядущей середины нашего века огромную роль должна сыграть ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. То есть должны измениться педагогические "технологии". А вот Жак Фреско в своем техноманифесте Designing_the_Future не забыл: Ты можешь перестроить всю цивилизацию, чтобы создать то, что ты посчитаешь лучшим из возможных миров, учитывая, что любая неудовлетворённая потребность для любого сегмента населения уменьшает уровень жизни для всех. Проектирование также включает в себя не только защиту окружающей среды, но и городское проектирование, транспортировку, межличностные отношения и реструктуризацию образования, если ты чувствуешь, что это необходимо.Выбор неограничен. Я потихоньку продвигаю его идеи на Ноогене в теме Разработка шаблона создания поселения нового типа(Ноополис), в основном для Ариса Лински, Алены и других. "Кадровый состав" в обсуждении не участвует.

Трак Тор: Все же, имхо, педагогическая революция - вещь принципиально негосударственная. Поэтому я её не ожидаю при нашей жизни, в которой не просматривается никакое "гражданское общество". По кр мере, в России. Мне кажется, Россия сейчас на задворках цивилизации, как бы абидна это не звучало.Беляков пишет: О чем мы говорим?! Ну, мы просто говорим... А для дел (в области педагогики) - у нас всех (большинства) есть наши дети и внуки, а у некоторых еще и ученики. должна быть и ученики учеников... С революцией пусть они (или ученики их учеников...) разбираются

Эуг Белл: Я предполагаю (футурирую ), что тряханет уже совсем скоро (очередной период Больших Событий 2012-2017 гг.), но самый крупный трясок произойдет как раз в период от 35 по 45 год. Если считать, что дожить до 85 лет - не есть никакое чудо в нашем времени (возьмем Жидкова!), то - ДОЖИВЕМ. Но фактически нам предстоит воспитать воспитателей. Следующее поколение детей - вырастет и будет рально осуществлять эти преобразования в педагогическом мире. Так что нам предстоит воспитать, повторяю, воспитателей.

Degen1103: В статье А.Козловича click here«Ляпы» Ефремова, случайны ли они? читаем: В романе «Таис Афинская» Ефремов называет точный срок смены научной парадигмы. Земля примет научную парадигму, разработанную тайным герметическим обществом орфиков через двадцать шесть веков. Парадигма орфиков, о которой он говорит существовала порядка 25,5 веков назад, впрочем, уже меньше, уже можно говорить о 25,7 – 25,8 веков, то есть парадигма сменится в XXI веке, после Второй Великой Революции. Имеется множество научных публикаций о грядущей в начале 30-х годов нынешнего века "сингулярности", достижении нынешней цивилизацией предельных темпов роста и кардинальной смены парадигмы развития - см., напр, обзоры Гиндилиса или известную статью Панова. В Агни-Йоге утверждается о скором приходе эпохи Матери Мира, буддисты ждут прихода Майтрейи - будды нового века. Хотелось бы разобраться с этим запутанным вопросом - что ещё писал Ефремов, и чего вообще ждать в ближайшем будущем? Можно ли понимать грядущую метаморфозу как конец Кали-юги?

Degen1103: О, спасибо! Распечатал, почитаю. В текущее время (для ИАЕ оно было будущим) запланирована огромная война, битва Мары (ядерная война). Хорошие люди соберутся и перебьют всех плохих?

Degen1103: Вообще - детали хронологии и многое другое по конкретике см. в моих комментарияч к ЧБ: Замечательные комментарии, огромное спасибо! Глядишь, когда-нибудь ЧБ обрастёт столь же обширными комментариями и толкованиями, как "Божественная комедия"!



полная версия страницы