Форум » СОВЕТ ЗДОРОВЬЯ » Мозг человека (и сознание) » Ответить

Мозг человека (и сознание)

Эуг Белл: Прочитал (почти дочитал) великолепную книжку академика Бехтеревой (внучки того самого, великого), директора "Института Мозга" (к сожалению, ее уже, кажется, нет в живых). "Магия мозга и лабиринты жизни" Можно познакомиться с достижениями нейрофизиологии и нейропсихологии за последние годы в мiре. Я приведу только один небольшой кусочек. ==== Возможности мозга человека практически неограниченны. Мне почти всегда кажется – и, думаю, это именно так, – то когда человек говорит: я «устал» от какой-то умственной работы, – дело совсем не в ней. Дело в более или менее неудобной и длительно фиксированной позе, духоте помещения, возможно, в эмоциональном напряжении, связанном или не связанном с деятельностью, или, наконец, в каких-то болезненных факторах. Но совсем не в том, что устал богатейший мозг от деятельности, в которой он может использовать массу запасных возможностей (из числа все тех же гибких звеньев). Однако все это может быть верно при одном обязательном условии. Мозг должен находиться в оптимальном режиме, который предоставляют в его распоряжение все его астрономические возможности. В этих условиях нейронные популяции реально или потенциально полифункциональны, связи функционируют, уровень активации различных зон мозга легко меняется в соответствии с необходимостью. Если бы люди были здоровы и, скажем так, оказывались бы менее часто подавленны или перевозбуждены домашними, национальными, государственными и глобальными проблемами, творческий потенциал человечества значительно увеличился бы. Особенно сейчас, в фазу растущего информационного потока. ===== Предлагаю в этой теме рассмотреть также и философские вопросы.

Ответов - 23, стр: 1 2 All

Cat: Мы используем мозг далеко не наполную мощь. На несколько процентов, наверное. Говорят, что человек постепенно овладеет если не всеми, то гораздо большими ресурсами мозга. Но биологическая эволюция мозга уже опаздывает. Сколько там потребовалось человеку пройти путь от мозга австралопитека до мозга хомо сапиенс, несколько миллионов? Но началась уже новая, гораздо более быстрая эволюция - машинная, технологическая. И вот, что поможет человеку раскрыть возможности своего мозга на полную мощность - это слияние его сознания с компьютерным "интеллектом". Новые технические примочки, о которых мы даже еще в полной мере не догадываемся, проникнут в мозг и заставят его наконец работать на полную катушку. Более того, соединение возможностей мозга с возможностями "компьютерного интеллекта" породит поистине гремучую смесь. Какие там йогические практики? Они ж длятся десятилетиями, и результат - только немного большие по сравнению с обычными людьми способности. Соединение мозга человека и компьютерного процессора (процессора, естественно, не нынешнего, а будущего) даст возможность достигнуть того, о чем йоги и не мечтали, и гораздо проще, чем они. И вот чего не предвидел Ефремов. За это ему минус. Способности Прямого Луча, говорите? Соединение машинных и человеческих способностей гораздо перспективнее и, главное, ближе к реальности. Все идет к тому, что технологическая эволюция вытеснит быилогическую. И новые постлюди будут также отличаться от хомо сапиенс, как сами хомо сапиенс отличаются от австралопитеков, если не больше. Поэтому, кстати, и "ефремовского" коммунизма не будет. Ну скажите, нафига постлюдям 2300 г. н.э. коммунизм, описанный в 1957 г. н.э.? Это понятие для них, возможно, будет звучать также, как для нас звучит понятие первобытного человеческого стада. Все это мое персональное мнение, даже не дилетанта в биологических и компьютерных науках, а просто профана в них, через это прошу в пианиста больно не стрелять

Эуг Белл: Да, я согласен. Но какие-то аспекты такого видения все-таки останутся при неизбежном компьютерном "усилителе" мозга. ===== Дальше в своей книге Бехтерева пишет (причем с огромной искренностью, вызывающей сильную симпатию!) о своей жизни, о встречах с неизведанным... Причем, довольно критично подходит ко всему, и дает понять, что все, что с ней происходило, трудно объяснить с т.з. современной психологии. Среди всего этого наиболее интересны ее воспоминания о встрече с Вангой. Все дело в том, что именно в случае с этой книгой я считаю, невозможна ложь, потому что, в общем-то уровень научности и уровень ИСКРЕННОСТИ, которая чувствуется интуитивно, не дает повода усомниться в честности и правдивости написанного. Я понимаю, что даю некую уступку Андрею Козловичу, НО все же надеюсь на возможность приведения этого фактического материала к схеме, которую я выше описывал, где утверждается НЕРАЗРЫВНОСТЬ живого мозга и психики. "Разрыв" здесь, по моему твердому убеждению, ТОЛЬКО ИЛЛЮЗОРНЫЙ. Связанный с нашим незнанием возможностей и "устройства" подсознания и сверхсознания.

Эуг Белл: Теперь я хотел бы несколько сменить тему и привести материалы о Бруно Беттельгейме. С моей точки зрения, именно его исследования (в период, когда он был узником фашистского концлагеря) доказывают тезим, который я недавно выдвинул, состоящий в том, что НЕ ТОЛЬКО БЫТИЕ МОЗГА (И ЕГО СОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ) для существования СОЗНАНИЯ НЕОБХОДИМО, но оно И ДОСТАТОЧНО: то есть если имеется работающий, живой, здоровый МОЗГ, то отсюда С НЕОБХОДИМОСТЬЮ вытекает и СУЩЕСТВОВАНИЕ ПСИХИКИ. Что ставит крест на теориях "живых мертвецов", "манкуртов" и т.п. из "Знание - сила" * М.Максимов. Только любовь... Не мало ли? * Бруно Беттельгейм родился в 1903 году в Вене. Он -- детский врач, лечил детей с психическими травмами. Почти всю жизнь он жил со своими пациентами и написал много замечательных книг о детях. Всю жизнь -- кроме полутора лет. которые он просидел в гитлеровских концлагерях Дахау и Бухенвальд. Он многое перевидал и пережил там. Но главное, что потрясло Беттельгейма -- психолога, воспитанника знаменитой Венской школы психоанализа. профессионального наблюдателя человека, -- это разрушительное воздействие лагерной жизни на личность заключенного. И он решил исследовать механизм этого разрушения. Психологическое изучение лагерной жизни изнутри -- согласитесь, не совсем лабораторный эксперимент. Результатом такого смертельно опасного исследования стала книга, которую Беттельгейм создал в лагере. Я сказал "создал", а не "написал", потому что делать какие-либо записи в лагере строжайше запрещалось. Свою книгу Беттельгейм запоминал наизусть. слово за словом, страницу за страницей. Он считает, что эта книга спасла ему жизнь, защитив его душу от разрушения. В ней Беттельгейм излагает методологию превращения нормального здорового человека в "идеального заключенного" -- существо, лишенное личности, какого бы то ни было внутреннего содержания. Зато все "идеальные заключенные" похожи друг на друга как две капли воды. Ими очень легко управлять -- тысячью, миллионом таких существ может руководить один человек, переключая кнопки на панели, как управляют радиомоделями. ===== Поведение человека в экстремальных условиях Должен сразу предупредить, что это тема тяжелая, мрачная,-- примером экстремальных условий будут служить гитлеровские концлагеря. Но сначала я хочу объяснить, почему взялся за эту тему. Дело в том, что лагеря уже с ранней юности внушали мне животный ужас и одновременно -- притягивали к себе. Только став взрослым, я смог разобраться в этой мешанине чувств. Прежде всего, оказывается, как только начинаешь задумываться над тем, что происходило в этих лагерях, внимательно читать книгу и смотреть фильмы, то сразу возникает множество вопросов. Вот лишь некоторые из них. 1. Почему было так мало случаев сопротивления? Обычная картина -- колонну в тысячу человек ведут на работу три эсэсовца с собакой. Заключенные --- немцы, они -- на своей, родной земле. Ну почему не вцепиться зубами в горло этим эсэсовцам и не бежать? Почему лагерем в двадцать тысяч заключенных легко управляла эсэсовская администрация в сто человек -- и всегда был полный порядок? 2. Почему заключенных так плохо кормили -- на грани выживания? Ведь концлагеря выполняли в Германии определенную экономическую функцию, у них был план, производственная программа. А с 1939 года, с начала второй мировой войны, они стали работать и на войну. Рабочий день в лагере продолжался шестнадцать -- восемнадцать часов, выходных не было. Казалось бы, немцы, такие дотошные и предусмотрительные, должны были понимать, что если заключенных кормить лучше, то и работать они будут лучше. Ведь в Германии не было голода, с продовольствием у них было все в порядке почти до самого последнего дня войны. 3. Обычная ситуация, мы знаем ее по фильмам и книжкам. В лагерь попадают два человека. Один -- высокий, сильный, мужественный и т. д. Другой -- невзрачный, не приспособленный к жизни, в очках и т. п. Но вот проходит всего несколько месяцев -- и что мы видим? Тот, сильный, мужественный, буквально разваливается у нас на глазах, становится доносчиком, превращается в ничто -- и погибает. А другой, в очках, несмотря ни на что, остается человеком, поддерживает своих товарищей по несчастью, совершает подвиг. Почему? 4. Группа заключенных загружает вагоны песком. Вдруг эсэсовец ни с того ни с сего приказывает им бросить лопаты и грузить песок руками Или хрестоматийное выкапывание и закапывание канав, перетаскивание камней из одной кучи в другую и назад. Зачем? Конечно, среди эсэсовцев попадались и такие, которым страдание узников доставляло особое наслаждение, но это не объяснение, поскольку в большинстве случаев это были самые обычные немцы. Это вопросы, на которые трудно ответить. И я привел лишь несколько, есть еще много других: почему запрещалось иметь часы, хранить фотографии близких... Все непонятное -- притягивает. А теперь -- самое главное. Привычная сцена из лагерной жизни: эсэсовец заставляет группу заключенных выполнять бессмысленные "упражнения": "Встать! Лечь! Встать! Лечь!" Смотришь -- и волосы начинают шевелиться на голове, тебя охватывает животный ужас. Вроде бы ничего страшного. Мы привыкли видеть большие группы людей, согласованно выполняющих команды,-- строй солдат, массовые гимнастические упражнения. Дело, однако, в том, что когда дают команду, то между ее получением и началом исполнения есть небольшой зазор -- нужно время на обработку команды внутри человека. Как бы мал ни был этот зазор, наблюдатель легко его улавливает. Так вот. У заключенного этого зазора нет. Команда мгновенно проваливается в исполнительные органы. Обработки внутри не происходит, потому что "нутра" -- нет. У этого существа (это не человек) нет внутреннего содержания, нет личности, нет души -- как хочешь это называй. Ты понимаешь это кожей -- и тебя сжимает страх. Ты понимаешь, что и с тобой можно сделать то же самое. Такое существо дальше я буду называть "идеальным заключенным", Оно похоже на модель, управляемую по радио: один человек переключает кнопки на пульте управления -- и тысячи, миллионы "идеальных заключенных" выполняют нужные движения. Задачей гитлеровских концлагерей поначалу и было научиться превращать нормального, здорового человека за три года а "идеального заключенного". Как? Об этом я и собираюсь рассказать. Мой план таков: сначала -- автор книги, из которой я обо всем этом узнал, и сама книга, потому что история ее создания поучительна. Затем основное содержание -- методика разрушения личности в условиях концлагеря и некоторые способы психологической защиты, за которые цеплялись заключенные. Окончу я разделом о том, какую роль играли концентрационные лагеря в жизни тогдашней Германии, в жизни свободного немца. Примерно через три месяца пребывания в лагере Беттельгейм стал понимать, что сходит с ума. Он обратил внимание на то, что включился в некую странную деятельность, которой все узники предавались, как только выпадала свободная минутка. Вместо того чтобы использовать эти редкие мгновения для отдыха -- поспать, почитать,-- заключенные исступленно обсуждали следующие темы: возможные смены и перестановки в лагерной администрации и их последствия для заключенных, догадки о том, что завезут завтра в лагерный магазинчик, международное положение (например, будет ли Турция выступать на стороне Германии в случае войны). Ненормальность этой деятельности, которой Беттельгейм поначалу даже не мог придумать название, сразу бросалась в глаза: ведь узники были лишены какой бы то ни было информации о том, что они с таким, жаром обсуждали, поскольку в лагере никогда ни о чем ничего не известно. Кроме того, общее настроение, атмосфера этих разговоров -- все, что ни произойдет, все -- к худшему. В результате, заключенные оказывались в еще более угнетенном состоянии, чем они были до этого. И тут Беттельгейм принял решение, которое и сделало его Беттельгеймом. Чтобы не сойти с ума, он как профессиональный психолог займется изучением этого, несомненно болезненного, поведения человека в концлагере. Так родилась книга "Просвещенное сердце". Но это еще не все. В лагере запрещалось держать карандаш и бумагу, делать записи. Беттельгейму пришлось писать эту книгу "в уме" -- долгими, бесконечными часами работая лопатой или перетаскивая камни, заучивать наизусть строчку за строчкой. Забегая вперед, скажу, что по мере продвижения к состоянию "идеального заключенного" у человека появляется амнезия -- частичная потеря памяти. Распад личности -- распад цельной картины мира. Для узника становится реальным только то, что происходит внутри лагеря. Весь мир за пределами колючей проволоки нереален, его не существует. Все болезненные, мучительные воспоминания о семье, близких, о прошлой нормальной жизни подавляются. Человек начинает забывать то, чего нельзя забыть,-- имена своих родителей, название родного города... Он видит: с ним. происходит что-то ужасное, и этот ужас ускоряет разрушительный процесс, идущий в его руте. Книга, которую Беттельгейм "писал" в лагере, спасла ему жизнь -- защитила от лагеря, позволила остаться человеком. К моменту выхода из лагеря она была почти готова -- оставалось только ее записать. Это большая книга -- в ней триста страниц. (Бруно Беттельгейм. -- "Просвещенное сердце"., Нью-Йорк, 1960.) Методика превращения человека в "идеального заключенного" Впадание в детство Суть метода -- прививание взрослому психологии ребенка. Это проявляется в лагере повсюду. Хроническое недоедание заставляет Человека все время думать о еде. Постоянные темы разговоров заключенных: что давали или будут давать в столовой, что удалось достать в лагерном магазине, стащить со склада, выменять на что-нибудь ценное, что едят эсэсовцы и т. п. Далее, в лагере особое, преувеличенное внимание -- чистоте. У заключенных все время проверяют чистоту рук, ушей, обуви, постели. Как их наказывают? Взрослому человеку при всем честном народе снимают штаны и стегают его розгами --- типично детское наказание. Д,алее, в лагере действует огромное число законов, предписаний, инструкций, постановлений и так далее. Причем многие на них неизвестны заключенным, зачастую противоречат друг другу и создают в лагере такую обстановку, в которой каждый, твой шаг -- нарушение. Ты все время находиться в состоянии нашкодившего школьника -- тебя все время есть за что наказать. В результате -- взрослый человек начинает вести себя, как ребенок. В лагере между заключенными нет сильных, постоянных привязанностей, нет настоящей дружбы. Узники -- как дети, то поссорятся, то помирятся, то снова ссорятся. Этические нормы -- детские. Заслугой считается украсть, утащить что-нибудь из лагерного хозяйства. В лагере полно добровольных доносчиков, хотя доносительство никак не вознаграждается, не создает лучших условий, не спасает от газовой камеры. Эпизод из моего школьного детства. Как-то в классе третьем-четвертом у нас в школе завели такой порядок. Утром у входа нас встречала милая пионервожатая в белом халатике с красным крестом. Мы показывали ей ладошки и входили в школу. Если у тебя ладошки грязные, ты отправляешься в умывалку, а затем в класс. Никого не наказывают, не высмеивают -- инцидент на этом считается исчерпанным. Но я до сих пор помню то неясное чувство неловкости, стыда, унижения, от которого я смог отделаться, только прочитав Беттельгейма. Казалось бы, все правильно: чистота -- залог здоровья. Но когда тебе десять лет, ты -- взрослый человек, а эти ладошки низводят тебя до уровня трехлетнего ребенка. Коллективная ответственность В лагере не наказывают именно того человека, который совершил проступок. Наказанию подвергается вся группа заключенных, в которой находился провинившийся. Если нарушение произошло в бараке, наказывают весь барак, если во время работы -- всю рабочую команду. Бывали случаи, когда и весь лагерь отвечал за проступок одного человека. Этот метод хорош тем, что заставляет самих заключенных следить, чтобы в лагере всегда все было в полном порядке. Тебе не дадут совершить подвига, поступка твои же товарищи по несчастью -- они вовремя свяжут тебя по рукам и ногам. Парадоксальная ситуация -- интересы эсэсовцев и заключенных начинают совпадать. Легко понять, что возможность нести ответственность за свои собственные поступки -- сильное душеукрепляющее средство, и в лагере оно недопустимо. Не высовывайся В лагере постоянно, примерно на одном уровне, поддерживается "фон террора": время от времени на глазах у заключенных кого-то секут розгами, расстреливают, посылают в газовую камеру. Вот стоит эсэсовец. Он чувствует, что для поддержания этого фона уже пора кого-то наказать. Кого выбрать, когда все такие неразличимые -- одинаково постриженные, в одинаковых полосатых пижамах? Того, кто хоть чем-то выделяется из общей массы, то есть еще сохранил что-то свое, индивидуальное. (Внимание! Уже обсуждавшийся нами "механизм СА. Е.А.Б.) Сила этого метода в том, что человек в своем естественном стремлении к безопасности станет сам производить внутреннюю работу по разрушению своей личности, чтобы слиться с этой серо-полосатой массой, стать неотличимым. Не смотри Еще одна сцена из .лагерной жизни. Эсэсовец измывается над своей жертвой. К месту действия приближается группа заключенных. Метров за десять они все, как по команде, демонстративно поворачивают головы в другую сторону и переходят на бег трусцой. Эсэсовец останавливает их: "Смотрите -- так будет со всяким, кто осмелится...". Что же происходит? Все правильно -- заключенные показывают эсэсовцу, что они "не видят" того, что им не положено видеть, но видят, если им это прикажут. Суть метода -- подмена естественных, спонтанных реакций человека реакциями по приказу: прикажут -- вижу, прикажут -- не вижу. Почему в лагере запрещено носить часы? Имея часы, ты знаешь, сколько времени осталось до обеда, можешь распределить свои силы, сам что-то спланировать, сам, хоть в какой-то мере, управлять ситуацией. Это частный случай общего правила -- отсутствие в лагере информации о чем бы то ни было. Информация -- не просто удобство, это возможность самостоятельно оценить ситуацию, это какое-то право. А в лагере человек лишен даже "самого личного" права -- права на смерть. Попытка самоубийства наказывалась... смертной казнью. Утренняя зарядка Завыла сирена. 45 минут -- на то, чтобы встать, прибрать постель, совершить утренний туалет, выпить чашечку теплой жидкости, называемой "кофе", и построиться на плацу. Заправке постелей -- особое внимание. Все должно иметь абсолютно правильную геометрическую форму: углы -- прямые, поверхности -- плоские. Подушка -- в форме куба, одеяло, на которое специально нанесен симметричный прямоугольный рисунок, должно быть сложено способом, соответствующим этому рисунку. И не просто одна постель, но и ряд их в одном проходе должны быть выстелены по струнке -- иногда эсэсовцы проверяют заправку постелей с помощью геодезических приборов. Теперь представьте себе барак, двух- или трехэтажные нары, а на них -- люди, разбуженные сиреной после шестичасового заполненного кошмаром сна. Тот, кто наверху, неизбежно портит все тому, кто внизу. И если хоть одна постель будет убрана неправильно, пострадают все. А у тебя только 45 минут. Идет зарядка, зарядка враждой и ненавистью к своему же товарищу, заключенному. Но вот с постелями покончено, теперь -- в туалет. Ну, туалет -- это слишком сильно сказано. На барак в тысячу человек -- пять открытых всем ветрам и взорам толчков. Выстраивается очередь. У всех заключенных из-за плохого питания, тяжелой работы и общей нервной обстановки трудности с желудком. Очередь двигается невыносимо медленно. Она начинает подгонять человека, занимающего толчок, оскорблениями, насмешками. Надо успеть, потому что потом, во время работы, если тебя прихватит, придется идти к эсэсовцу и, превратившись в ребенка, выпрашивать у него разрешение сходить в туалет. Вдоволь поиздевавшись над тобой, он может разрешить. А может -- не разрешить. Идет утренняя зарядка злобой и ненавистью, которой должно хватить на весь день. Эта едкая кислота, накапливаясь внутри человека, обращается против него самого -- разъедает его существо. Защита Работа Если мы ищем средство самоутверждения, что-то такое, на основе чего можно строить, а не ломать, то первое, приходящее в голову, это работа. Человек может думать так: "Ну ладно. Я вижу, что творится вокруг. Но то, что я делаю, я делаю хорошо. Я -- специалист, меня уважают, и этого у меня не отнимешь". Конечно, в лагере не так уж много возможностей для квалифицированного труда, но кое-что все же есть -- небольшие заводы, мастерские и так далее. Представим себе интеллигента, который попадает, скажем, на кирпичный завод. Поначалу у него все валится из рук, вместо кирпичей -- причудливой формы" лепешки. Но он очень старается. И вот месяца через три он уже делает вполне приличные кирпичи. Они и ему самому нравятся, да и другим не стыдно показать. Правда, одна мысль не дает ему покоя -- а куда идут его красивые кирпичи? В соседнем лагере строится крематорий, в котором будут сожжены тысячи, миллионы людей. А может быть, и он сам. "И я своими кирпичами участвую в строительстве этого крематория". Можно, конечно, посильнее зажмуриться и сосредоточиться на совершенствовании формы кирпичей. Но как только эсэсовцы замечают, что у заключенного кирпичи начинают получаться, его сразу же переводят на другую-- самую грязную и тяжелую работу. Цель -- показать тебе, что от твоего умения, старания, от тебя ничего не зависит. Ты будешь делать то, что может сделать любой. Еще лучше, если эта работа к тому же и бессмысленна. Отсюда перетаскивание камней с места на место и погрузка песка в вагоны ладонями. Я говорил уже, что доносчики не пользовались в лагере никакими привилегиями. Принцип тот же самый -- нельзя допустить, чтобы заключенный мог бы сам чего-то достичь, своими действиями повлиять на свое положение. Таким образом, у человека выбивается из рук мощное защитное средство -- работа. Элита Другое сильнодействующее средство самоутверждения -- власть. Управлять другими людьми, принимать решения, нести ответственность за судьбы этих людей -- все это, несомненно, цементирует личность человека. И в концлагере такая возможность существует. Потому что всей жизнью концлагеря управляют заключенные. В бараке -- это староста, а в больших бараках, состоящих из отделений, ему подчиняются старосты отделений. Бараки объединены в "острова", и есть старосты островов, а на самом верху -- староста лагеря. Капо, начальник рабочей группы,-- заключенный, начальники столовой, мастерских, поликлиники -- заключенные. И потому, в частности, сотня эсэсовцев может управлять лагерем в несколько десятков тысяч человек, что почти всю работу за них выполняют сами заключенные. Представителей этой разветвленной, многоярусной иерархии называют в концлагере "элитой". Человек, прорвавшийся в элиту, действительно обладает властью. Но он не может не сознавать, что его цели полностью совпадают с целями эсэсовской администрации. Если ты -- староста, то, защищая себя и людей из своего барака, ты должен стремиться к тому, чтобы в бараке всегда был полный порядок. А это как раз то, к чему стремится и эсэсовец. И мысль о том, что ты становишься активным соучастником всего, что творится в лагере, отравляет твою душу. Конечно, ты можешь спасти своего человека от газовой камеры. Но вместо него ты все равно должен внести в список кого-нибудь другого. И поставить под этим списком свою подпись. И еще. Поразительно, как быстро человек, попавший в элиту, забывает те лишения и страдания, которые он терпел, когда был обыкновенным заключенным. Дело в том, что жизнь элиты резко отличается от жизни заключенных. Элита питается значительно лучше и отдельно, она лучше одета, меньше работает, больше времени проводит в помещении. Некоторые даже живут в отдельных комнатах. И вот староста посылает на смерть заключенного, которого он застал за одним из самых страшных преступлений -- когда тот рылся в помойке в надежде найти картофельную шелуху. Староста, который еще три месяца назад полжизни бы отдал за пригоршню этой шелухи, теперь представить себе не может, как это можно быть таким голодным. Это удивительное свойство человеческой психики -- попав из невыносимых условий в более благополучные, человек быстро и начисто все забывает. Поэтому староста не может залезть в шкуру заключенного, взглянуть на мир его глазами. Для старосты это существо другой породы, и здесь он тоже сближается с эсэсовцем, переходя на другую сторону колючей проволоки. Самоучитель по выживанию Книга Беттельгейма "Просвещенное сердце" переведена на много языков. Автор предисловия к французскому изданию назвал ее "самоучителем по выживанию". Оба слова здесь важны. Во-первых, она помогает человеку защитить свою личность от разрушения, а в экстремальных условиях это равносильно физическому выживанию. Во-вторых, в книге можно найти много конкретных "правил поведения". Они не собраны в одном разделе -- эту книжку надо читать самому и самому выбрать из нее то, что тебе лично подходит. Это, действительно, самоучитель. Итак, представим себе, что мы оказываемся в концлагере. И так же, как и Беттельгейм, очень скоро начинаем понимать, что еще немного -- и нам крышка. Надо сопротивляться. Но как? Первый шаг к спасению -- понять, чему надо сопротивляться (знание -- сила). Лагерь хочет превратить нас в "идеальных заключенных", разрушив, с нашей же помощью, нашу личность. Значит, сопротивляться -- это укрепить ее, сделать ее твердой, найти способы самоутверждения. Самое общее правило -- создать вокруг себя Область Автономного Поведения. Область, внутри которой можно самостоятельно совершать поступки и нести за них ответственность. Эту область ты тоже выбираешь сам, исходя из склада характера. Это может быть очень маленькая область. Перескажу еще раз эпизод из лагерной жизни Беттельгейма, который я приводил, говоря о воспитании детей. Беттельгейм, еще совсем новичок, сидя в столовой, брезгливо оттолкнул от себя миску с баландой. Его сосед, "старичок" -- так в лагере называют заключенных с большим стажем, -- дал ему совет: "Если хочешь быстро сдохнуть, тогда можешь не есть. Но если ты решил выжить, то запомни: во-первых, ешь всякий раз, когда дают есть, во-вторых, спи или читай, когда представится свободная минута, и, в-третьих, чисти зубы по утрам". "Старичок" перечислил ему почти все, что в лагере не заставляют делать. Поэтому чистка зубов по утрам может быть поступком. Самое важное: поступки -- не только то, что мы делаем. Это то, что делает нас. Это формообразующее средство. Мне очень по душе это место из книги. Здесь делается упор на личное, индивидуальное сопротивление. Человек, зная, против чего он борется, борется в одиночку. Я очень не люблю это знаменитое: "Один в поле не воин". В истории, начиная с древней и до наших дней, были случаи, когда всего один человек говорил: "Нет. Не буду" и тем останавливал неправое дело. Но даже если не было видимых последствий его поступка, в лагере становилось одним "идеальным заключенным" меньше -- значит, лагерь не победил. И еще -- всякая Область Автономного Поведения хороша, но некоторые -- в особенности. Беттельгейм рассказывает о двух филателистах, с которыми он вместе сидел. Они, конечно, очень быстро нашли друг друга и, улучив минутку, страстно обсуждали свои коллекции. Первое время это увлечение давало им возможность сопротивляться лагерю. Но постепенно действие этого средства стало ослабевать -- ведь коллекции-то остались дома. А всего, что находится вне лагеря,-- не существует. Судьба этих двух филателистов трагична. Они не смогли больше черпать силы из этого источника, дружба их расстроилась, и вскоре они погибли. А вот научная работа Беттельгейма в лагере -- это пример совсем другой деятельности. Деятельности, непосредственно направленной на ту жизнь, которая его окружала. Надо добавить, что это было смертельно опасное исследование -- ведь работа психолога связана с опросом "пациентов". Каким образом в лагере, кишащем доносчиками, его никто не выдал, можно объяснить только атмосферой, которую создавала вокруг личность Беттельгейма. Теперь, после этих общих рассуждений, я хочу сказать о двух конкретных правилах, выбранных из книжки. Черта В сознании человека все время должна находиться черта -- граница, которую он никогда, ни при каких условиях, не переступит. Совершая поступок, находящийся за этой чертой, человек просто перестает быть собой, и поэтому его существование уже не имеет смысла. Здесь важны две вещи. Первое -- черта, которую ты для себя выбрал, постоянно должна находиться в твоем сознании. Второе -- она может двигаться. Ведь условия в лагере меняются: то, что вчера еще было смертельно опасно, сегодня -- вполне допустимо. Или наоборот. Конечно, черту нельзя двигать уж очень часто и, во всяком случае, нельзя двигать в тот момент, когда ты принимаешь решение. Вот реальный случай из жизни лагеря. Команда заключенных перетаскивает камни. Эсэсовец, присматривающий за их работой, вдруг замечает, что двое заключенных стараются выбирать камешки поменьше и этим нарушают принцип "Не высовывайся". Требуется их наказать -- эсэсовец приказывает им выкопать для себя могилу и залезть в нее. Затем он вызывает заключенного из соседней рабочей команды и приказывает ему закопать тех двоих живьем. Заключенный отказывается это сделать! Эсэсовец сопровождает приказ ударами приклада -- снова отказ. Имя этого человека известно -- им был польский аристократ Стшаска. Известно оно потому, что это был редчайший случай открытого неповиновения, за это в лагере -- расстрел на месте. Но наш эсэсовец выказывает более глубокое понимание лагеря. Вот задача: как должен поступить эсэсовец? Пока читатель думает, ...

Эуг Белл: ... поделюсь с ним следующим наблюдением. Я увлекся этой книжкой давно и вот уже более десяти лет рассказываю и обсуждаю ее с самыми разными людьми. И не было еще ни одного случая, чтобы кто-нибудь из моих слушателей не нашел правильного решения за эсесовца. Ну так что? Это очень просто. Надо, разумеется, вынуть тех двоих из могилы, посадить туда Стшаску и приказать им его закопать. И они его закапывают. А теперь что? Когда голова Стшаски уже еле виднелась из-под земли, эсэсовец приказывает им снова поменяться местами. Стшаску выкапывают, те двое -- снова в могиле. На этот раз Стшаска их закапывает навечно... У Стшаски была черта, и, значит, он был еще человеком. Мало смысла было его расстрелять -- он так и погиб бы вместе со своей чертой. Нужно было ее сломать, и теперь Стшаска сам покатится по наклонной дороге, ведущей к "идеальному заключенному". До черты Предположим, что тебе предстоит совершить гадкий поступок. Но он-- до черты, поэтому все нормально, ты его совершишь. Правило заключается в том, что ты должен сознательно отнестись к этой ситуации: привести доводы в пользу этого поступка. "Да, это мерзкий поступок, но я его совершу, потому что иначе: а) я лишусь чего-нибудь важного, б) пострадает моя семья или в) пострадают мои товарищи, или г) ... и так далее. На первый взгляд -- уж очень удобное правило. Все мы люди интеллигентные, а это значит, что мы всегда сможем оправдать любое свое поведение. Но не будем спешить, разберем такую ситуацию. Вот типичный лагерный метод. Собирают группу людей и на протяжении, скажем, часа читают им вслух что-нибудь такое, что и так развешано по всему лагерю.-- правила лагерного поведения или лагерные новости, или еще что-нибудь в этом роде. Это один из вариантов низведения взрослого до состояния ребенка -- насильно читать ему вслух то, что он и так знает или сам может прочесть. Теперь посмотрим, как ведут себя заключенные. Вот они получили приказ собраться в помещении, где происходит чтение вслух. Большинство сразу автоматически встает и идет, куда сказано, -- приказ без помех проваливается в ноги. Другие начинают ерзать, как будто испытывают некоторое неудобство. Они себя убеждают, что надо идти. А потом -- идут. И это -- замечательно, это значит, что они еще не прошли весь путь, ведущий к "идеальному заключенному". Самое страшное -- автоматизм поведения: сказали -- идешь. "Мусульмане" Итак, методика готова. Впереди -- цель, которую рисовал перед собой Гитлер: он один за пультом управления -- и миллионы "идеальных заключенных", мгновенно исполняющих команды. Эта идеальная картина выглядит мрачно и безысходно. Но я хотел бы закончить обсуждение этого раздела на оптимистической ноте. Дело в том, что эта цель недостижима. "Мусульманами" называли в концлагере заключенных, которые прекратили сопротивление и уже не замечали ничего вокруг. Они перестали принимать пищу, следить за собой и лишь машинально выполняли приказы, поступавшие извне. У них не осталось уже никаких внутренних побуждений. Если положить в руку "мусульманину" кусок хлеба, он машинально сжует его, уставившись в одну точку отсутствующим взглядом. Другие заключенные узнавали "мусульманина" по характерной походке -- он шел, приволакивая ноги. Жить ему оставалось недолго, это -- ходячий труп. "Мусульманин" -- и есть "идеальный заключенный". Осталась одна оболочка, внутри -- ничего нет, нет и стремления жить. А человек живет до тех пор, пока хочет жить. Создать "идеального заключенного" можно, но это будет нежизнеспособное существо. И если бы Гитлеру удался его план "перевоспитания" людей, то он получил бы целую Германию мертвецов. Теперь займемся теми, кого не удалось "перевоспитать". Ведь были заключенные, которые выдержали и пять, и даже десять лет лагеря. Откуда у них запас прочности? Дело в том, что эти люди выросли и большую часть жизни прожили в дофашистской Германии. Они создали в своей душе фундамент, на который можно было опереться. Вот эти "пережитки прошлого" и дали им силы сопротивляться давлению лагеря. Не все удалось сохранить, не обошлось, разумеется, без потерь: они стали не такими людьми, какими вошли в лагерь. Но они -- выжили. И примерно к 1942 году, когда стало ясно, что программа перевоспитания Германии не дает нужных результатов, рабочие лагеря стали постепенно превращаться в лагеря уничтожения -- лагеря смерти. А новые уже строились сразу как лагеря смерти. Итак, взрослые люди оказались не очень подходящим материалом. А что если взять ребенка с чистой, как белый лист бумаги, душой и прямо со школы готовить его в "идеальные заключенные"? Или еще лучше -- прямо с яслей. Так возникла фашистская молодежная организация "Гитлерюгенд". Довести этот эксперимент до конца не удалось, но каков был бы результат, мы уже знаем. ===== А что мы "знаем"? Лично я... ничего не знаю... (Или речь идет об исследованиях Беттельгейма о воспитании детей?

Эуг Белл: Бруно Беттельгейм

Эуг Белл: Я планирую открыть тему о Бруно Беттельгейме на форуме ТОППЕ. А сейчас я могу указать адрес, для он-лайнового чтения (не скачивания!) книги "Просвещенное сердце". http://www.zone4iphone.ru/index.php?p_id=21&b=5serdtse1.epub Там же можно книжку, конечно, и скачать, но в формате epub, пока еще плохо освоенном нами.

Cat: Если есть возможность, предлагаю посмотреть пару лекций (13 мин. и 55 мин. ) о проблемах, связанных с работой мозга Т.В. Черниговской, профессора кафедры общего языкознания филфака СПбГУ и прочая, и прочая, и прочая... Там неявно проскакивает и проблема солипсизма, и проблема соединения мозга человека и компьтера, и этические проблемы, связанные с этим. Упоминает она и имя профессора Мамардашвили, о котором кто-то говорил на этом форуме. Ролики находятся на сайте солипсизм.ру Лекции Т.В. Черниговской о мозге

Degen1103: Интервью С.В. Савельева на сайте журнала "Наука и жизнь": Происхождение мозга как иллюстрация теории эволюции. Сергей Вячеславович Савельев более 20 лет занимается исследованиями физиологии, анатомии и эволюции нервной системы. Он не только известный ученый, но и талантливый популяризатор науки, автор 7 книг, член Союза художников России. В числе его монографий – «Происхождение мозга» (М.: ВЕДИ, 2005), «Сравнительная анатомия нервной системы позвоночных» (М.: ГЭОТАР, 2001); «Эмбриональное формообразование мозга позвоночных» (М.: изд-во МГУ, 1993). В книге«Происхождение мозга»С.В. Савельев представил эволюционную теорию переходных сред как основу для разработки нейробиологических моделей происхождения хордовых, первичноводных позвоночных, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих. Там же он привел примеры использования нейробиологических законов для реконструкции путей эволюции позвоночных и беспозвоночных животных, и основные принципы адаптивной эволюции нервной системы и поведения.

Эуг Белл: Прочитал интервью. Но я не понимаю, какие основания сомневаться в билатеральной асимметрии мозга. Уж проверяли-перепроверяли... Странно вообще-то.

Эуг Белл: Вот основной экспериментальный метод. Ведь это проверялось и воспроизводилось во многих лабораториях. За это даже Нобелевка была дана... ===== В норме оба полушария работают в тесном взаимодействии, дополняя друг друга. Различие между левым и правым полушариями можно изучать и у здоровых людей, не прибегая к хирургическому вмешательству — рассечению комиссур, связывающих оба полушария. Для этого может быть использован метод Джун Вада — метод «наркоза полушарий». Он был создан в клинике для выявления речевого полушария. По этому методу в сонную артерию на одной стороне шеи вводят тонкую трубку для последующего введения раствора барбитуратов (амитал-натрия). Так как каждая сонная артерия снабжает кровью лишь одно полушарие, то введенное в нее снотворное попадает в одно полушарие и оказывает на него наркотическое действие. Во время теста больной лежит на спине с поднятыми руками и считает от 100 в обратном порядке. Через несколько секунд после введения наркотика можно видеть, как бессильно падает одна рука пациента, та, которая противоположна стороне инъекции. Затем наблюдается нарушение в счете. Если вещество попадает в речевое полушарие, то остановка счета в зависимости от введенной дозы длится 2-5 мин. Если в другое полушарие, то задержка всего несколько секунд. Таким образом, этот метод позволял на время выключать любое полушарие и исследовать изолированную работу оставшегося. Вот с этого сайта http://www.pedlib.ru/katalogy/katalog.php

Эуг Белл: Книжку Савельева можно скачать здесь.

Трак Тор: Cat пишет: Если есть возможность, предлагаю посмотреть пару лекций (13 мин. и 55 мин. ) о проблемах, связанных с работой мозга Т.В. Черниговской, профессора кафедры общего языкознания филфака СПбГУ и прочая, и прочая, и прочая... Свежее интервью с с крупнейшим отечественным специалистом в области теории сознания, руководителем кафедры конвергенции естественных и гуманитарных наук Петербургского государственного университета профессором Татьяной Черниговской. "Огромный проект «BRAIN» американский. Гигантские деньги даны на расшифровку механизмов мозга и его моделирования. Вот, скажем, нам повезло бы и мы бы узнали, как действительно устроен мозг, как он умудряется работать. Это могло бы иметь последствия цивилизационного масштаба. Изменились бы средства коммуникации, изменились бы образование, медицина, вся техника — вообще все. Поэтому на это денег не жалеют. Европейский проект — «Human brain project». Тоже огромные деньги. В нем участвуют лучшие университеты и научные центры по всему миру". У нас на Руси огромные деньги сейчас не на изучение работы мозга - на его вынос, на войну. Зато у нас русская духовность.

СтранникД: Ученые выяснили, сколько времени сознание человека продолжает жить после смерти ЛОНДОН, 11 сентября. В фантастических романах и кинолентах авторы неоднократно описывали, что происходит с мозгом после смерти. Некоторые ученые также выдвигали теории о том, что мозг человека может функционировать в течение нескольких секунд после того, как перестает биться сердце. Британские ученые из Университета Саутгемптона провели обширный эксперимент, в ходе которого пытались найти научное обоснование тому, что человеческое сознание может функционировать и после смерти. Экспериментом руководил доктор Сэм Парниа, а результаты его опубликовал научный журнал Resuscitation. В исследовании участвовали свыше двух тысяч человек, перенесших остановку сердца — британцы, американцы и австрийцы. Из них 40% людей удалось вернуть к жизни и те рассказали, что их сознание на момент клинической смерти работало, передает портал Ecosever. Всего выжили 330 участников, среди них 140 заявили, что помнят и осознавали, как и когда их реанимировали и как оказали помощь. Ученых вдохновило на новые исследование то, что те больные, кому не смогли полностью помочь врачи, даже в течение двух-трех минут после смерти демонстрировали работающее сознание. Источник: http://www.rosbalt.ru

СтранникД: Cat пишет: Мы используем мозг далеко не наполную мощь. На несколько процентов, наверное. Говорят, что человек постепенно овладеет если не всеми, то гораздо большими ресурсами мозга. К вопросу о том так ли уж важен мозг для человека, и с чем именно связано сознание и личность - с мозгом (как биологическим "компьютером", управляющим работой физической оболочки-тела) или душой (как разумной духовной сущностью в материальной оболочке-скафандре): Во Франции мужчина 50 лет жил практически без мозга Известно, что человек без мозга прожить не может, однако, в описании одного журнала Lancet 2007 года выпуска, была найдена необычайная история, раскрывающая жизнь одного французского гражданина. В больницу явился 44-летний мужчина с жалобами на слабость в левой ноге. Врачи провели обследование и обнаружили кисту в задней черепной ямке, то есть, спинномозговая жидкость заполнила практически весь череп при этом мозгового вещества осталась небольшая часть. Выяснилось, что гражданин Франции в детстве страдал гидроцефалией – большим скоплением жидкости в головном мозге, однако, ему провели шунтирование, что позволяло выкачивать лишнюю жидкость из мозга и в 14 лет шунт был изъят. После этого мужчина жил, как и все другие люди, женился и стал отцом двоих детей. Стоит отметить, что уровень его IQ показывает 75, что немного ниже средней отметки 100, но не является показателем развития интеллекта. В любом случае данный факт показывает, что ученым есть еще над чем работать в области изучения человека. Источник: http://planet-today.ru/novosti

СтранникД: Мозг человека может вместить всю информацию Интернета Человеческий мозг может хранить в десять раз больше воспоминаний, чем считалось прежде. Такие выводы сделали американские учёные из Института Солка. Нейробиологи измерили ёмкость синапсов – мест контактов клеток мозга, которые отвечают за формирование воспоминаний. Оказалось, что в среднем один синапс может соответствовать почти пяти компьютерным битам информации. Это означает, что человеческий мозг имеет ёмкость в один петабайт или один квадрильон байт. Поясним. Наши мысли и воспоминания — результат электрической и химической активности мозга (вопрос довольно спорный, на мой взгляд - электрическая и химическая активность мозга в данном случае скорее следствие, а не причина мыслительного процесса). Ключевой момент такого рода деятельности — прохождение сигнала через синапс, место взаимодействия соседних нейронов (клеток нервной ткани, составляющей мозг). Выходной путь (аксон) одного нейрона соединён с входным путём второго нейрона (дедрит). Импульсы проходят через синапсы в виде химических веществ, называемых нейромедиаторами, чтобы оповестить принимающий нейрон, что нужно передать электрический сигнал для других нейронов. Каждый нейрон через тысячи своих синапсов может быть соединён с тысячей других нейронов. Синапсы активно исследуются учёными, так как их дисфункция может вызвать целый ряд неврологических заболеваний. Исследователи Института Солка решили внести свою лепту. Они сконструировали 3D-модель нейронных связей во фрагменте гиппокампа крысы. Выяснилось, что иногда аксоны одного нейрона формируют два синапса с двумя дендритами другого нейрона примерно в десяти процентах случаев. То есть образуется два канала связи, по одному из которых "сообщение" может дублироваться. Далее нейробиологи решили измерить разницу между синапсами, чтобы определить их размеры. Как оказалось, синапсы, которые раньше считались либо большими, либо маленькими, либо средними, имеют другую систему градации. Учёные выявили 26 категорий синапсов, и каждый отличался по объёму от своего "соседа" почти на восемь процентов. Так как объём памяти зависит от размеров синапсов, 8%-ное увеличение может играть существенную роль. Если перевести на компьютерный язык, получается, что объём памяти равен 4,7 бита на один синапс. Ранее считалось, что объём памяти в гиппокампе для краткосрочного и долгосрочного хранения информации составляет лишь один или два бита. "Когда мы реконструировали каждый дендрит, аксон, глиальный процесс и каждый синапс из фрагмента гиппокампа размером с эритроцит, то были поражены сложностью и многообразием синаптических связей", — отмечает профессор Университета Техаса Кристен Харрис (Kristen Harris). Многократная передача сигналов и система изменчивости синапсов обеспечивает достоверную доставку данных. Так как каждые две минуты синапсы меняются в большую или меньшую сторону. "Каждые две-двадцать минут ваши синапсы изменяются по размеру. Синапсы адаптируется в соответствии с сигналами, которые они получают", — отмечает один из исследователей Том Бартол (Tom Bartol). "Это настоящая сенсация в области нейробиологии, — говорит ведущий автор исследования профессор Тэрри Сейновский (Terry Sejnowski). – Мы обнаружили ключ к разгадке принципа работы нейронов гиппокампа с низким уровнем энергопотребления, но высокой производительностью". Он отмечает, что самые скромные подсчёты указывают на то, что объём памяти примерно в десять раз больше, чем считалось прежде. Это примерно один петабайт, что можно сравнить со всей информацией всемирной паутины. Результаты исследования были опубликованы в научном журнале eLife.

СтранникД: Группа ученых из Института медицинской психологии при Университете Киля в Германии создала математическую модель, помогающую понять природу человеческого сознания, сообщает Science. Результаты исследования опубликованы в Journal of the Royal Society Interface. Его авторы - группа немецких физиков и нейрофизиологов. Они создали математическую модель, позволившую найти ключевые отличия в мозговой активности человека во время бодрствования и сна. Кроме того, найдена критическая точка в сознании, определяющая его состояние. В исследовании приняли участие 20 волонтеров. Ученые вводили им мощное снотворное, используемое медиками для наркоза. При помощи магнитно-резонансной томографии фиксировалась активность головного мозга в состоянии сна и сознательного бодрствования. Исследователи заметили, что при переходе от одного состояния к другому заметно изменяется мозговая активность. Математический анализ показал, что сознание является продуктом "сбалансированного хаоса". Во время бодрствования мозг ведет себя активнее. Он максимально использует все свои зоны и структуры, объединяя их в единую систему. А в период вызванного наркозом сна погружается в "пониженное состояние" и задействует не все структуры. Ученые заявили о существовании диапазона активности. По их мнению, сознание возникает и существует в критической точке - моменте "сбалансированного хаоса", когда мозг задействует все ресурсы нервной системы и успешно координирует их взаимодействие. Превышение этого порога приводит к психическим расстройствам, а при понижении человек теряет сознание. Полученные данные планируется использовать для разработки нового метода терапии по выводу пациентов из состояния комы. Довольно странно, что учёным упорно не приходит в голову мысль о различности функций выполняемых мозгом во время бодрствования и сна. И они до сих пор связывают сознание и мозг прямой связью - первое рождается из второго. Но сознание - нематериальных объект, а мозг порождение мира материального. Несомненно оба связаны между собой некой определяющей связью, и подчинены схожим физическим законам (но лишь схожим, а не идентичным!), но они настолько же различны и адаптивны друг от друга. Сознание, как объект нематериальный, должно порождаться чем-то аналогичной природы.

Трак Тор: СтранникД пишет: Сознание, как объект нематериальный, должно порождаться чем-то аналогичной природы. Это важное замечание, но что с ним делать ученым? Они имеют дело с фактами материального мира. В то же время и у них есть сознание как исключительный феномен, который никто для себя объяснить не может - нельзя выйти из сознания и посмотреть на него со стороны. Ситуация Мюнхгаузена на болоте. Про точку "сбалансированного хаоса" очень интересно. Недобдел - ты без сознания, перебдел - с катушек съехал :) Вот это и есть метрон-аристон. Но у каждого свои тараканы в голове (это про коллег, не в обиду:)

СтранникД: Трак Тор пишет: Они имеют дело с фактами материального мира. В то же время и у них есть сознание как исключительный феномен, который никто для себя объяснить не может - нельзя выйти из сознания и посмотреть на него со стороны. Думаю, и нематериальный мир можно изучать (было бы желание). Возможности есть даже научными инструментами. Важно освободиться от академических шаблонов, сменить научную парадигму, о чем много говорилось на ефремовских форумах, и тогда всё получиться. Вспомните у Ефремова (хотя писателя приводить в обоснование научных взглядов на мир некорректно) учёные не могли долго открыть Тамас, пока не "вывернули наизнанку" свои приборы. А ведь Тамас и есть тот самый духовно-нематериальный мир, имхо. Как и сегодняшняя "тёмная материя" и связанная с ней "тёмная энергия". Поставь наука между ними знак равенства и ей откроется совсем иная картина мироздания и многочисленные неувязки теоретических выкладок разрешаться сами собой.

СтранникД: Ученые: Агрессия приводит к образованию новых нервных клеток в мозге Международная группа нейробиологов после серии экспериментов над мышами выявили, что при проявлении агрессии возрастает число нервных клеток. Учёные из России и Соединённых Штатов провели эксперимент с целью подтвердить или опровергнуть информацию о том, что агрессия увеличивает количество нервных клеток. Среди лабораторных мышей были выявлены наиболее агрессивные особи, их пересадили в отдельные клетки и дали возможность драться. Позже были отобраны «победители» схваток и изучены их мозги. Выяснилось, что у наиболее агрессивных мышей мозг работает иначе. Число нейронов гиппокампа, то есть нервных клеток, увеличивается, а при продолжении проявления агрессии их активность изменяется. Таким образом специалисты смогли подтвердить информацию о взаимосвязи агрессии и нервных клеток.

СтранникД: Американские биологи из Хьюстонского университета нашли у ворон признаки сознания. Об этом сообщается в журнале Nature Communications. Ученые в ходе наблюдения за воронами обнаружили у птиц главное свойство сознания - они способны оценивать мыслительные процессы своих конкурентов. Эксперимент состоял из трех этапов. На первом вороны охраняли свои тайники с едой от сородичей, которые находились через стенку с затвором и небольшим отверстием. Если затвор был открыт, то птица пристально смотрела на другую и проявляла беспокойство, стараясь как можно лучше защитить свою добычу от чужого прожорливого рта. Во втором случае затвор был закрыт, а отверстие - открыто. Птица не могла видеть другое пернатое, но слышала его и по-прежнему проявляла тревогу. В третьем испытании затвор и отверстие были наглухо закрыты, а ворона была полностью спокойна, даже если слышала свою соседку. То есть птицы демонстрировали беспокойство только в том случае, когда их видят конкуренты. Такое поведение является одним из главных признаков сознания и свойственно человеку, а также шимпанзе.



полная версия страницы