Форум » ТАЙНЫЕ ИСТОЧНИКИ ИВАНА ЕФРЕМОВА » ЧТО ТАКОЕ "АРИСТОН"? » Ответить

ЧТО ТАКОЕ "АРИСТОН"?

Эуг Белл: Аристон ("Лезвиё бритвы") - тончайшая грань между двумя противоположностями. Аристон - сущность красоты. Точка покоя в центре циклона. Равновесие. О на числовой оси между + и -. Слово предложил Андрей Козлович. Я привел свое не то чтобы "определение" - скорее описание. Передаю слово автору термина.

Ответов - 74, стр: 1 2 3 4 All

Алексей Ильинов: Прежде всего обратимся к весьма компетентному источнику — работе выдающегося русского философа, исследователя античной философии и культуры Алексея Фёдоровича Лосева «Двенадцать тезисов об античной культуре», где встречается упоминание «метрона». Тезис VII. Если все существует только в космосе и ничего, кроме него, нет, если он сам себя выражает, и то, как он себя выражает, есть абсолют, тогда это уже не просто космос, а... произведение искусства. С точки зрения всей эстетики античности космос есть наилучшее, совершеннейшее произведение искусства. Этот мой тезис утверждает: перед нами – художественное понимание космоса. Сам термин "космос" указывает на лад, строй, порядок, красоту. То, что это – наилучшее произведение искусства, обычно более или менее признается. А что такое человеческое искусство? Это только жалкое подобие космологического искусства. Космос есть тело абсолютное и абсолютизированное. Оно само для себя определяет свои законы. А что такое человеческое тело, которое зависит лишь от себя, прекрасно только от себя и выражает только себя? Это – скульптура. Только в скульптуре дано такое человеческое тело, которое ни от чего не зависит. Так утверждается гармония человеческого тела. Поэтому суждение о том, что античный космос – произведение искусства, вскрывает очень многое. Следует сказать, что античная культура не только скульптурна вообще, она любит симметрию, гармонию, ритмику, "метрон" (а это значит "мера"), то есть все то, что касается тела, его положения, его состояния. И главное воплощение этого – скульптура. Античность – скульптурна. Алексей ЛОСЕВ "Двенадцать тезисов об античной культуре" Источник: http://www.philologoz.ru/losev/antic12t.htm Я понимаю Аристон как «синергию» Человека-микрокосма и Вселенной-макрокосма, как воплощённый идеал Богочеловека и Богочеловечества Вселенского — Homo Universalis, как космическую гармонию «дольнего» и «горнего». А вот упоминания «метрона-аристона» в контексте античной философии почти нет в Интернете. Есть ссылки на «Туманность Андромеды» Ефремова, а также есть ссылки и на тексты Андрея Козловича на разных форумах.

Трак Тор: ЧТО ТАКОЕ "АРИСТОН"? Аристон вычисляется по формуле: Метрон = Аристон :)

Эуг Белл: Или, согласно симметричности: Аристон=Метрон :) Нет, Олег. Причем здесь Лосев? Речь идет об очередной гипотезе ИАЕ. Она состоит в том, что МЕЖДУ двумя противоположностями находится точка равновесия. И это есть наивысшее совершенство. Аристон - это наилучшее. Он равен Метрону - мере. Но МЕРА не в традиционном смысле, то есть речь не идет о каком-то интервале, где выполняется мера. Речь идет о МЕРЕ-ТОЧКЕ. Именно такая точечная Мера означает совершенство. Нужно не находиться в пределах меры (по Гегелю), но найти ту точку, грань, лезвиё - где такая мера-точка дает высшую гармонию двух начал.

Cat: Эуг Белл пишет: Такие пассажи с глубокомысленным видом мог выдавать какой-нибудь средневековый схоласт, Андрей Козлович, или ноосферисты-космисты, которым нет нужды заботиться о смысле и логике сказанного, лишь бы что-нить сказануть, умное с виду. Но Вы вроде имеете представление о научном методе, логическим мышлением не обделены, а все равно пишете такую галиматью. Хотя то, что я написал, подпадает под некорректные способы ведения спора (переход на личности) Просто неохота в очередной раз разбирать и показывать всю бессмысленность данного "откровения".

Эуг Белл: Эуг Белл пишет: цитата: Такие пассажи Наверно я в этот момент ВДЫХАЛ

Трак Тор: Эк вас на пустом месте разбирает, горячие эстонскиеаристонские парни :)

Cat: Да не очень-то это пустое место. Андрей Козлович на этом "пустом месте" вон, цельные опусы насочинял

Эуг Белл: Идея в том, что любое достижение (в том числе эволюционное) получается в "СРЕДИННОЙ ТОЧКЕ", уравновешивающей противоположности. Мне такая гипотеза кажется продуктивной и интересной. Вот только не уверен, что "метрон-аристон" в действительности имеет к этому какое-то отношение. Может быть, придумать какое-то другое НАЗВАНИЕ? Типа "глаз бури" и т.п.? ====== В процессе мышления есть такие моменты, когда противоположности как бы приравниваются, тянут в разные стороны, создают своего рода ВАКУУМ, который стремится разорваться. Это напоминает перегретую жидкость. Это равновесие перед переходом на следующую "фазу". Состояние вопроса. В философии же "мера" означает соответствие формы и содержания, количества и качества. Мера сохраняется на определенных интервалах изменения количественных показателей системы. В какой-то момент - происходит либо слом системы, либо ее усовершенствование: в любом случае система в ее старом виде (бытии) исчезает. Вот что такое "мера" в философском смысле. И то, чем здесь говорится, строго, не есть "мера". О чем речь идет? Во всяком объекте, во всяком ПЛАНЕ нужно видеть лицевую и оборотную стороны. Грубо - "за" и "против". Оба варианта надо держать в голове, и искать ТО пересечение оптических осей, где обе стороны плана дают "зеленый свет". Как пересечение осей - это ТОЧКА. ИАЕ говорит: надо искать ТОЧКУ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ "за" и "против". В ЧБ получилось так, что один магический шар улетел на Торманс, второй - остался на Земле. Поэтому невозможно было найти ТОЧКУ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ их осей. Отсюда - поражение землян, и в более глубоком смысле "поражение" тормансиан, не нашедших "выхода" из инферно. Аристон - вообще неудачное слово, поскольку означает "наилучшее" и никакого отношения к вышесказанному вообще не имеет (кроме его употребления в пословице, распространенной в среде афинского демоса).

Трак Тор: Эуг Белл пишет: Идея в том, что любое достижение (в том числе эволюционное) получается в "СРЕДИННОЙ ТОЧКЕ"... Может быть, придумать какое-то другое НАЗВАНИЕ? В теормехе есть теорема о неподвижной точке. не серединная, а неподвижная. как глаз бури. ЗЫ. Еще такая глубокая мысль об Аристоне: Когда либераст говорит вам "Архипелаг Гулаг!", отвечайте ему подобно Л.И. Брежневу: "Метрон Аристон!" :)

Эуг Белл: Согласен, ГЛАЗ ЦИКЛОНА (ГЦ) - лучше. Аристону я даю отставку. Теперь о том, где проявляется ГЦ. 1. Эстетика. Истинная краса и гармония лежит в точке пересечения противоположных тенденций. Пример (один из важнейших в искусстве, приводимый ИАЕ): гармония женского тела. Есть две тенденции: (а) необходимость быстро бегать, (б) иметь широкий таз, чтобы менее травматично происходили роды. В результате - "волна". 2. Методика познания. Прорыв происходит в точке пересечения двух противоположных парадигм. Но необходим выход в иное измерение. Так принцип относительности Галелея синтезировал теории Птолемея и Коперника. Принцип относительности Эйнштейна - теории Максвелла и остальную физику и т.д. 3. Этика. Глубинное понимание ситуации достигается, если рассмотреть ее "обратную сторону" (медали). При этом первоначальное "добро" рассматривается как "зло", а "зло" как "добро" (то есть в так называемом зле находятся позитивные аспекты, а в добре - негативные). После этого находится точка пересечения этих двух аспектов. (Именно ЭТОТ принцип был положен мной в основу моего анализа творчества самого ИАЕ). Эта методика вообще уже давно сознательно применяется мной. Так понимание христианства, имхо, невозможно без анализа гностицизма. А там Бог и Дьявол меняются местами. Истина очередная) где-то в "точке пересечения", в раскрывающем новое измерение проблемы синтезе, этих двух тенденций. Или, например, в идее организации коммуны в наше время. Надо найти "обратную сторону медали" и новый смысл этого проекта. Людям, не поспевающим за такого рода мышлением, кажется, что таким образом первоначальная идея хоронится. На самом деле все совсем наоборот. Словосочетание "точка пересечения" всюду здесь означает ГЦ.

Эуг Белл: Вот, что такое Глаз Циклона (предыдущее название, которым я уже не буду пользоваться, "Аристон"). Еще раз: почему "Аристон" - это плохой термин. (а) он ассоциируется с иерархией: одно лучше, другое хуже и т.п., (б) он задает какую-то как бы систему - своего рода идеологию. Я против того, чтобы под крылом МЕ развивалась некая новая идеология. Мы не секта и не религия ИАЕ. Но, мне кажется, уже возник какой-то оттенок религиозности. Может, изнутри не видно, но снаружи проглядывается довольно четко. Андрей, конечно, не хотел бы, очевидно, быть новым пророком и предметом культа. Со мной то же самое. Но слово "Аристон" уже Алексей употребляет как символ и знамя. Это слово означает только "наилучшее". И только. Оно несет также аллюзию на аристократию. Это, имхо, пустое слово и немного вредное. Предлагаю с ним завязать. Само "явление" я лично буду называть Глаз Циклона или ГЦ (аналогично СА). Это - "философский", диалектический принцип.

Трак Тор: Эуг Белл пишет: Я против того, чтобы под крылом МЕ Вспомнилось "под крылом самолета..." мне парадоксальным образом кажется - ИАЕ самолет, а не звездолет. У него практически нет Неведомого, Неизвестного, Нового. То есть есть, но для школьников: черные медузы, фторная жизнь, РТИ, Совет экономики вместо Совмина и т.п. Философских принципов под крылом МЕ лучше не создавать - проехали.

Эуг Белл: Это твое мнение. У нас скептиков перевес. Мне вообще у ИАЕ интересны прежде всего "философские принципы": СА, инферно, вот ГЦ (называемый также Лезвием бритвы и неудачно Аристоном). Я это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ценю у ИАЕ. Если ты это не воспринимаешь - никто тебя ни в чем не обвинит. Ты и в ГК не веришь - чё там 7 млрд населения, ведь "краснобай и баламут" сказал: "Все будет хорошо". Ты ни во что не веришь, Трак Тор, и в этом есть своя доля веры .

Андрей Козлович: Эуг Белл пишет: (а) он ассоциируется с иерархией: одно лучше, другое хуже и т.п., А тебе не кажется, что Глаз Циклона ассоциируется с разрушением? Во всяком случае мне термин не понравился, и я им пользоваться не буду. Возможно очень простое слово, хотя, оно, наверное, новое - "Оптимум", но звучит не очень красиво, поэтому я предпочту Аристон. ИАЕ, наверное, к этому слово тоже пришёл не после одного года исканий. Эуг Белл пишет: Я против того, чтобы под крылом МЕ развивалась некая новая идеология. Я, напротив, "За", и убеждён, что будущее за ноосферной идеологией.

Трак Тор: Эуг Белл пишет: Ты ни во что не веришь, Трак Тор, и в этом есть своя доля веры . Мой девиз (хотя единого девиза и кумира у меня нет)Не плакать, не смеяться, а только пониматьТак как знаю и, соответствено, понимаю я мало (меньше Сократа, во всяком случае), то и мало во что верю. В частности, я не понимаю, то такое глобальный кризис :) Ноя понимаю, что утверждение, что на Эпсилон Тукана такие же девицы как у нас, только краснокожие и более красивые - произвольное и я верить в него не обязан

Эуг Белл: Девки и на Тукане девки, как говорил Мопассан.

Эуг Белл: Еще лучше - название ЭКВИЛИБРИУМ ПОИНТ - точка равновесия (ЭП).

Алексей Ильинов: Эуг Белл пишет: Но слово "Аристон" уже Алексей употребляет как символ и знамя. Это слово означает только "наилучшее". Жень, как я понимаю, тебя смущает основа слова «Аристон» - «Арист»-«Аристу»? Но, тем не менее, слово это не такое уж и простое и трактовать его можно очень даже по разному. Основа слова «Аристон» - АР-ЯР-ХАР-ХОР — означает солнечный первопринцип (откуда, собственно, и происходит древнеславянское имя Солнца — Ярило, а также ещё одно имя, пришедшее из Древнего Ирана — Хорс). Слово ХРАМ имеет прямое отношение к слову Аристон (АР-ХОР). То есть Аристон — это светоносность, это солнечность, это «небесное», пребывающее в «земном». Это синергия Макрокосма-Вселенной и Микрокосма-Человека. И как то всё сводить к «аристократии» не совсем верно (а как в таком случае быть с именем «Эрг Ноор», которое означает «Энергия Севера» и явно отсылает к викингам, кои упоминаются в «Туманности Андромеды»?). В противном случае нам придётся отказаться от античной мифологии и философии, к которым Ефремов питал особенное уважение. Глаз Циклона тоже не вполне чёткий термин. И его тоже можно по разному трактовать. Глаз Циклона — это и параллель с Всевидящим Оком во «Властелине Колец» Толкиена, и центр Галактики (правда, в центре Галактики находится колоссальная Чёрная Дыра).

Андрей Козлович: Эуг Белл пишет: Еще лучше - название ЭКВИЛИБРИУМ ПОИНТ - точка равновесия (ЭП). Опять не нравится, не звучит, сильно смахивает на понт или понты. "Реализуй свои мечты, и убери свои понты!". Алексей Ильинов пишет: Основа слова «Аристон» - АР-ЯР-ХАР-ХОР — означает солнечный первопринцип (откуда, собственно, и происходит древнеславянское имя Солнца — Ярило, а также ещё одно имя, пришедшее из Древнего Ирана — Хорс). Слово ХРАМ имеет прямое отношение к слову Аристон (АР-ХОР). То есть Аристон — это светоносность, это солнечность, это «небесное», пребывающее в «земном». Это синергия Макрокосма-Вселенной и Микрокосма-Человека. Тогда понятно почему Ефремов на нём остановился.

Алексей Ильинов: Андрей Козлович пишет: Тогда понятно почему Ефремов на нём остановился. Андрей, если составить образный ряд из ключевых понятий, терминов и названий, которые упоминаются в книгах Ефремова, то налицо поразительный синтез, осью коего, несомненно, является Индоевропейско-Евразийская Традиция. О особой любви Ивана Антоновича к дохристианской, языческой Руси, Элладе и Индии ведь очень хорошо известно. Да и Женя Аржанов на каком-то форуме называл ефремовскую цивилизацию «новоарийской» (правда, термин сей я считаю весьма скомпрометированным, да и "ассоциации соответствующие" возникают). Ефремовское общество — это поразительный пример вселенски понятого евразийства (одни скифские курганы в «Туманности Андромеды» чего стоят!) и футуристическая античность. Да ещё и с явным привкусом романтического средневековья (названия звездолётов «Тинтажель» и «Лебедь» - прямая отсылка к традиции Грааля и вагнеровскому Лоэнгрину - «Рыцарю-Лебедю»).



полная версия страницы