Форум » ТАЙНЫЕ ИСТОЧНИКИ ИВАНА ЕФРЕМОВА » Три посвящённых (продолжение) » Ответить

Три посвящённых (продолжение)

Андрей Козлович: Решил потихоньку выложить перевод "Кибалиона", который мне понравился. Кто переводчик не знаю. Напоминаю, автор книги неизвестен. Она была издана в Чикаго, в 1908 г., издательством «The Yogi Publication Society» («The Kybalion. A Study of the Hermetic Philosophy of ancient Egypt and Greece». The Yogi Publication Society, Chicago, 1908). Под псевдонимом "Три посвящённых". Книга претендует на то, что раскрывает основы секретной герметической религии, на которую, на мой взгляд, опирается и творчество Ефремова. Интернет работает плохо, поэтому мне придётся выкладывать текст небольшими постами. Планирую выкладывать по главе в сутки.

Ответов - 288, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

Андрей Козлович: Важность этого будет оценена любой мыслящей личностью, сознающей, какими созданиями настроений, чувств и эмоций являются большинство людей, и как мало самообладания проявляют они. Если вы остановитесь и поразмыслите минутку, вы поймете, как часто эти движения Ритма действовали на вас в вашей жизни — как период Энтузиазма сменялся неизменно противоположным чувством и настроением Депрессии (подавленности). Или как ваши настроения и переходы Мужества сопровождались такими же настроениями Страха. И так всегда было с большинством людей. Приливы и отливы чувств всегда поднимают и отпускают их, но они никогда не подозревали о поводе, ни о причине психических явлений. Понимание действия этого Принципа дает ключ к власти над этими ритмическими движениями чувств и возможность познать себя лучше и уйти от унесения этими приливами и отливами. Воля выше проявления этого Принципа в сознании, хотя сам Принцип не нарушим. Мы можем избегать его воздействия, но несмотря на это Принцип действует, Маятник всегда качается, хотя мы можем спастись от того, чтобы он увлек нас за собой. Есть другие признаки действия этого Принципа Ритма, о которых мы хотим сейчас поговорить. В его действие входит и то, что мы называем Законом Уравновешивания. Одно из определений или значений этого слова — уравновешивание, — «служить противовесом», именно в этом значении и пользуются Герметисты этим термином — именно на этот Закон, когда он гласит: «Мера движения вправо является мерой движения влево», ритм уравновешивания. Закон уравновешивания проявляется в том, что движение в од¬ном направлении определяет движение в противоположном или к противоположному полюсу — одно балансирует другое, служит ему противовесом. На ритмическом плане мы обнаруживаем множество примеров этого Закона. И тот же закон. Маятник часов совершает определенное движение налево, затем — равное расстояние направо. Времена года уравновешивают друг друга таким же образом. Приливы и отливы следуют тому же закону. И тот же закон проявляется во всех явлениях Ритма. Маятник с короткими движениями в одном направлении не дальше отклоняется и в обратном направлении, тогда как большее движение вправо неизменно влечет большее движение влево. Объект, запущенный на определенную высоту, должен пройти то же расстояние при возвращении, сила, с которой снаряд запускается вверх на милю, воспроизводится при его возвращении. Этот закон постоянен на физическом плане, как вам покажут ссылки на образцовые авторитеты.

Андрей Козлович: Но Герметисты ведут его еще дальше. Они учат, что человеческие душевные состояния подчинены тому же Закону. Человек, получивший глубокое наслаждение, подвержен глубокому страданию, тогда как тот, кто чувствует горе не столь сильно, способен испытать небольшую радость. Свинья мало страдает душевно, но и наслаждается весьма мало — она уравновешена. С другой стороны, некоторые животные чувствуют сильные радости, но их нервный организм и темперамент заставляет их испытывать и страдания в весьма сильной степени. То же относится и к Человеку. Существуют темпераменты, дающие возможность лишь низких степеней наслаждения, и равно небольших степеней страдания, тогда как другие дают возможность наиболее сильного наслаждения, но вместе с тем весьма сильного страдания. Действует такое правило, что способность к боли и удовольствию в каждом типе сбалансирована (уравновешена). Здесь полностью проявляется Закон Уравновешивания (компенсации). Но все же Герметисты идут в этом вопросе еще дальше. Они считают, что прежде, чем человек сможет испытать определенную радость или степень удовольствия, он должен быть пропорционально далеко к другому полюсу чувств. Они утверждают вместе с тем, что Отрицательное предшествует Положительному, в данном случае, то есть, что после испытания определенной степени наслаждения вовсе не следует то, что называли бы «расплатой за него» с соответствующим уровнем страдания, наоборот, наслаждение — это движение Ритма, соответствующее Закону Компенсации, на уровне страдания, испытанного прежде, либо в настоящей жизни, либо в предшествующих перевоплощениях. Это бросает новый свет на проблему Страдания Герметисты полагают цепь жизней непрерывной, и так образующей часть одной жизни индивида, что впоследствии понятно такое ритмическое движение, тогда как она не имела бы смысла, не допусти мы достоверности перевоплощений.

Андрей Козлович: Но Герметисты утверждают, что Мастер или передовой ученик способны в значительной степени ускользнуть от движения к страданию указанным ранее способом нейтрализации. Поднимаясь на более высокий план, они избегают и спасаются от большей части жизненного опыта, приходящего к обитающим на низших планах. Закон Уравновешивания играет роль в жизни мужчин и женщин. Будет замечено, что каждый расплачивается за все, чем он обладает или в чем нуждается. Если он что-то имеет и ему чего-то недостает — то баланс подведен. Никто не может «сохранить пени и получить кусочек пирога одновременно». Все имеет свою приятную и неприятную сторону. За вещи, которые приобретаются, заплачено потерянным. Богатый обладает многим, что не недостает бедному, в то время как бедный часто обладает вещами, недоступными богатому. Миллионер может обладать склонностью к пиршеству и богатству, с помощью которого может получить все деликатесы и роскошества своего стола, в то же время ему недостает аппетита, чтобы наслаждаться таковыми. Он завидует аппетиту и пищеварению рабочего, которому недостает богатства и наклонностей миллионера и который получает больше удовольствия от своей простой пищи, чем может получить миллионер, даже если бы он с его аппетитом был пресыщен, а его пищеварение — не расстроено, так как желания, склонности и привычки — различны. И так во всей жизни. Закон Равновесия всегда в действии и всегда проходит сквозь время, даже если множество жизней потребуется для возвратного Движения Маятника Ритма.

Андрей Козлович: Глава 12. ПРИЧИННОСТЬ «Каждая причина имеет свое следствие, каждое следствие имеет свою Причину, все совершается в соответствии с Законом; случай — лишь название непознанного Закона. Существует множество планов Причинности, но ничто не избежит Закона». Кибалион. Великий Шестой Герметический Принцип — Принцип Причины и Следствия — заключает ту истину, что Закон распространяется на всю Вселенную, что ничто не происходит случайно, что случай — лишь обозначение существующей причины, но не познанной или неосознанной, что явления непрерывны без исключений или разрывов. Принцип Причины и следствия лежит в основе всего научного мышления, древнего и современного, и провозглашен он был Учителями Герметистами в древнейшие дни. Хотя многочисленные и разнообразные споры между различными школами мысли возникали с тех пор, полемика шла, главным образом, в деталях действия Принципа, а еще чаще — о значении определенных терминов. Основной принцип Причины и Следствия признавали справедливым практически все мыслители мира, достойные этого звания. Думать иначе — означало бы исключить все явления вселенной из сферы Закона и Порядка и предоставить их во власть чего-то воображаемого, что люди назвали «случаем». Небольшим рассуждением можно показать, что нет такой вещи, как чистый случай. Вебстер определяет слово «случай» следующим образом: «Предполагаемый фактор или тип деятельности, отличный от силы или цели; действие или деятельность такого фактора — событие, случайность, авария и т. д.». Но небольшое размышление покажет вам, что не может быть такого фактора, как случай, в смысле чего-то внешнего по отношению к Закону — чего-то вне Причины и Следствия. Как может существовать что-то действующее в необычном мире, свободном от законов порядка и преемственности последнего? Такое «нечто» было бы совершенно независимо от упорядоченного мира и поэтому превыше его. Мы не можем ничего себе представить вне ВСЕГО, что было бы вне Закона, поскольку ВСЕ — само по себе Закон. Нет места во вселенной для чего-то внешнего и независимого от Закона. Существование такового «нечто» обратило бы в ничто все естественные законы и ввергло бы мир в хаотический беспорядок и беззаконие.

Андрей Козлович: Тщательное изучение показывает, что то, что мы называем случаем, — лишь выражение, относящееся к неясным причинам, которые мы не можем познать. Слово «случай» возникло от слова, означающего «упасть» (как падение кости), идея, означающая, что падение кости (игра в кости) и многие другие случайности являются событием, которое нельзя отнести к какой-либо причине. Именно в этом значении обычно употребляется этот термин. Но при более пристальном изучении предмета обнаруживается, что нет какого бы то ни было случая при падении кости. Каждый раз, когда кость падает и показывает определенное число, оно подчиняется закону, настолько же непоколебимому, как и те, что управляют вращением планет вокруг солнца. За падением кости существуют причины или цепи причин, уходящие глубже, чем может следовать ум. Положение кости в коробке, величина мускульной энергии, выразившаяся в броске, положение стола и т. д. и т. п. — все это вот причины, действие которых можно увидеть. Но за этими видимыми причинами существуют еще цепи невидимых, предшествовавших причин, причем, все они оказали влияние на число кости, которое оказалось наверху. Если бросать кость много раз, обнаружится, что числа будут выпадать почти равное количество раз, т. е. будет равное число двоек и т. д., которые будут наверху. Подбросьте в воздух монету, и она упадет либо «орлом», либо «решкой», но при достаточном количестве бросков орлы и решки выпадут почти равное количество раз. Это — действие закона «усреднения» (среднего). Но как средний так и единичный броски подчиняются закону Причины и следствия, и как мы можем видеть из предыдущих случаев, ясно видно, что просто невозможно, чтобы кость упала иначе, нежели это произошло при одних и тех же обстоятельствах в одно и то же время. При тех же причинах последовали бы те же результаты. Всегда есть «мотив» и «почему» в каждом событии. Ничто никогда не случается без причины или даже цепи причин.

Андрей Козлович: У тех, кто изучает этот принцип, возникает некоторое смущение при мысли, что они не могут объяснить, как одно может вызвать другое, т. е. быть «творцом» другого. Как правило, ни один «предмет» никогда не вызывает, т. е. не «творит» никакой другой предмет. Причина и следствие имеют дело лишь с «событиями». «Событие» — это то, что приходит, поступает или случается как результат или следствие предшествующего события. Ни одно событие не творит другое, а лишь является звеном, предшествуя в огромной упорядоченной цепи событий, проистекающей из творческой энергии ВСЕГО. Существует и преемственность между всеми событиями — предшествующими, следующими и последующими. Существует связь между всем, что происходило прежде и впоследствии. Камень, сорвавшись с горы, проломил крышу в коттедже в долине. На первый взгляд мы считаем это дело случая, но при исследовании предмета мы обнаружим огромную цепь причин за этим случаем. Во-первых, был дождь, который, смягчив почву, поддерживавшую камень, кроме этого было действие солнца, других дождей и т. д. и т. п., которые постепенно отделили кусок камня от скалы, далее существенной причиной образования горы и ее сдвига может быть землетрясение и т. д. до бесконечности. Далее мы можем исследовать цепь причин дождя и т. д. Далее мы могли бы рассмотреть существование крыши. Короче, мы вскоре обнаружили бы себя погрязшими в болоте причин и следствий, из которого мы вскоре постарались бы выбраться. Так же как человек имеет двух родителей и четверо прароди¬телей, 16 прапрародителей — родителей и т. д., скажем до сорока поколений, когда число предков дошло бы до нескольких миллионов — так же и с причинами, стоящими всегда даже и за пустяшными событиями или явлениями, такими, как полет крошечного кусочка копоти перед глазами. Не так легко проследить его путь с древнейшего периода, когда он был частицей мощного ствола дерева, который впоследствии превратился в уголь и т. д., до тех пор, пока он не пролетел перед вами по пути к дальнейшим приключениям. И могущественная цепь причин и следствий привела его в настоящее состояние, причем последнее опять-таки одно из звеньев в цепи событий, которые повлекут за собой другие события еще сотни лет после настоящего времени. Одним из ряда событий, связанных с частичкой копоти, было написание этих строк, вследствие чего пришлось выполнить определенную работу наборщику, и аналогично, корректору, и которые вызовут определенные мысли у вас, а также у других, которые, в свою очередь подействуют на других и т. д. выше мыслительных способностей человека — все из-за полета крошечного кусочка копоти, причем все это показывает относительность, а также взаимосвязь явлений, и дальнейшего факта, что «нет великого, нет малого в Разуме, который является причиной всему».

Андрей Козлович: Остановитесь на минутку поразмыслить. Если бы определенный мужчина не встретил определенную девушку, давным-давно в смутный период каменного века, то вас, читающих эти строки, не было бы здесь. И если бы вероятно та же пара не встретилась, нас, пишущих эти строки, тоже не было бы. Даже само действие писания, с нашей стороны, и чтение, с вашей, будет действовать, соответственно на ваши и на наши жизни, но окажет также прямое или косвенное воздействие и на многих других людей, живущих ныне, и которые будут жить в грядущие века. Каждая мысль, мелькнувшая у нас, каждое действие имеет свои прямые и косвенные следствия, которые и войдут в великую цепь Причин и Следствий. Мы не хотим вдаваться в рассуждения о свободной воле, или детерминизма в данной работе вследствие различных причин. Среди многочисленных причин есть одна принципиальная, а именно: что ни одна из оспариваемых строк не верна полностью — действительно, они верны лишь отчасти, в соответствии с Герметическим Учением. Принцип полярности показывает, что обе верны как полуистины, как противоположные полюсы Истины. Учения подразумевают, что человек может быть свободен и связан Необходимостью, в зависимости от понимания значения и высоты Истины, с которой рассматривается предмет. Древние писатели высказывались об этом так: «Чем далее происходит Творение от центра, тем более оно связано, чем ближе оно достигает центра, тем более оно свободно». Большинство людей является более или менее рабами наследственности, окружающей среды и т. д. и высказывает весьма малую Свободу. На них влияют мнения, обычаи и мысли внешнего мира, а также их эмоции, чувства, настроения и т. д. Они не проявляют мастерства, достойного этого имени. Они с возмущением отвергают это утверждение, говоря: — «Почему же я действительно свободен в действиях и делаю, как мне приятно — я делаю только то, что хочу делать: они не могут объяснить, откуда возникают «хочу» и «как мне приятно». Что значит их «хотеть», делать одно предпочтительно другому, что составляет их удовольствие «делать это и не делать то». Разве здесь нет «почему» и их «удовольствию» и «желанию». Мастер может изменить эти «удовольствия» и «желания» в противоположные на другом полюсе души. Он обладает «Волей к желанию» вместо того, чтобы хотеть, потому что какое-то чувство, настроение, эмоция или соблазны окружающей среды вызвали в нем стремление или желание поступить так.

Андрей Козлович: Большинство людей влачатся подобно падающим камням, послушные внешнему окружению и внешним влияниям, внутренним настроениям, желаниям и т. д., не говоря уже о желаниях и страстях других, более сильных, чем они сами, причем посредственность окружения и соблазны влекут их испытывать какого-либо сопротивления с их стороны или изъявления Воли. Движимые как пешки на шахматном поле жизни, они играют свою роль и устраняются, когда игра закончена. Но Мастера, зная правила игры, поднимаются выше плана материальной жизни и, соприкасаясь с высшими силами своей природы, властвуют над своими настроениями, характерами, качествами и полярностью, так же как и своей окружающей средой и, таким образом, становятся в игре Авторами (инициаторами), вместо того, чтобы быть пешками — Причинами, вместо следствий. Мас¬тера не ускользают от Причинности высших планов, не уступают высшим Законам, и так руководят обстоятельствами на низшем плане. Они так формируют сознательную часть законов, вместо того, чтобы быть слепыми инструментами. Хотя они служат на высших планах, они правят на материальном плане. Но и на высших и на низших — закон всегда в действии. Нет такого фактора, как случайность. Слепая богиня отвергнута Разумом. Мы можем видеть теперь глазами, проявленными и проясненными знанием, что все руководствуется всеобщим Законом — что бесконечное число законов есть ничто иное, как проявление одного великого закона — Закона, который есть ВСЕ — и что даже волосы на вашей голове сосчитаны, как гласят писания. Нет ничего вне Закона: ничто происходящее не противоречит ему. И все же не совершайте ошибки, предполагая, что Человек — лишь слепой автомат — это далеко не так. Герметические учения гласят, что Человек может использовать Закон против Закона, что высшая воля превалирует над низшей пока, наконец, не достигает стадии, где он найдет убежище в самом Законе и с презрением высмеет феноменальные законы (законы явлений). Способны ли вы ухватить внутреннюю суть Этого.

Андрей Козлович: Глава 13. ПОЛ «Пол проявляется во всем, все имеет мужской и женский принципы, Пол проявляется на всех планах». Кибалион. Великий Седьмой Герметический Принцип — Принцип Пола заключает в себе истину, что существует пол, проявленный во всем — что Мужской и Женский принципы всегда присутствуют и действуют во всех фазах явлений, на всех планах жизни и на каждом в отдельности. Здесь нам кажется будет уместно обратить внимание на тот факт, что пол, в его Герметическом понимании, и Секс, в его общепринятом значении, не одно и то же. Слово «Пол» возникло из латинского корня, означающего «порождать», «производить». После минутного размышления вы увидите, что слово это имеет гораздо более широкий и более общий смысл, нежели термин «Секс», поскольку последний относится лишь к физическим различиям между особями мужского и женского рода. Секс — лишь проявление Пола на определенном плане Великого Физического Плана — плана органической жизни. Нам хотелось бы, чтобы вы запомнили это различие по той причине, что определенные писатели, получив весьма поверхностное знание по Герметической философии, попытались отождествить этот Седьмой Герметический Принцип с дикими, фантастическими, а часто и предосудительными теориями и учениями, касающимися Секса. Функция пола — исключительно творить, производить, порождать и т. д. и проявления его видны на каждом плане явлений. В какой-то мере трудно привести доказательства этому с научным подходом, поскольку наука еще не признала, что этот принцип имеет всеобщее приложение. Но все же некоторые доказательства исходят из научных источников. Во-первых, мы находим отчетливое проявление Принципа Пола среди частиц ионов или электронов, образующих основу материи, как ее понимает наука, и которые, образуя различные сочетания, формируют Атом, до последнего времени считавшегося конечным и неделимым. По последнему слову науки атом составлен из множества частиц, электронов или ионов (различные названия из различных источников), вращающихся относительно друг друга и колеблющихся с большой интенсивностью и частотой. Но при этом утверждается, что своим существованием атом обязан концентрации отрицательных частиц вокруг положительных — т. е. положительные частицы как бы оказывают определенное влияние на отрицательные, заставляя последние складываться в определенные комбинации и так «творить» или «порождать» атом. Это находится в соответствии с древнейшими законами Герметиков, которые всегда отождествляли Мужской Принцип пола с Отрицательным, а Женский — с положительным полюсом электричества (так называемого).

Андрей Козлович: Теперь несколько слов об отождествлении. У людей сложилось весьма ложное представление относительно качества так называемого Отрицательного полюса электрической или намагниченной материи. Термины — положительный и отрицательный — весьма неправильно применимы к таким явлениям науки. Слово «положительный» означает нечто действительное и сильное, сравнимое с «отрицательной» нереальностью или слабостью. Ничто таковое не следует из действительных электрических явлений. Так называемый отрицательный полюс батарей — действительно полюс, в котором и посредством которого генерируются или производятся новые образования и энергии. Ничего «отрицательного» в этом нет. Лучшие научные авторитеты используют теперь слово «катод» вместо «отрицательного» слова, «катод» греческого происхождения и означает «происхождение», «путь порождения» и т. д. С катодного полюса вылетает рой электронов или частиц: из того же полюса исходят те удивительные «лучи», которые произвели коренную ломку научных концепций в течение последнего десятилетия. Катодный полюс — Матерь всех странных явлений, которые сделали бесполезным все старые учебники и превратили давно установленные теории в жалкие обрывки научных спекуляций. Катод или отрицательный полюс является материальным принципом электрических явлений и самых удивительных форм материи, неизвестных науке. Как видите, наш отказ употребления термина «отрицательный» в нашем понимании предмета оправдан, равно как и настаивание на замене старого термина на слово «Женский». Факты поддерживают нас в этом мнении, не принимая уже во внимание Герметические учения. Поэтому мы будет пользоваться словом «женский» вместо «отрицательный», говоря об этом полюсе электричества.

Андрей Козлович: Новейшие научные доктрины полагают, что творческие (созидающие) частицы или электроны — женского рода. Наука говорит: — «они состоят из отрицательного электричества», а мы говорим: «они состоят из женской энергии». Женская частица отделяется, или скорее покидает, от Мужской, и начинает новую деятельность. Она активнее ищет союза с Мужской, побуждаемая к этому естественным импульсом творить новые формы материи или энергии. Один писатель пошел так далеко, что написал так: — «Она в какой-то момент ищет по собственной воле соединения», и т. д. Это отделение и объединение образуют основу большей части деятельности химического мира. Когда женская частица соединяется с мужской, начинается определенный процесс. Под действием мужской энергии Женские частицы быстро колеблются и быстро вращаются вокруг последней. В результате рождается новый атом. Новый атом действительно составлен из Мужских и Женских электронов или частиц, но, когда союз создан — атом становится единым, обладая определенными свойствами, не проявляя более свойства свободного электричества. Процесс разрыва или отделения Женских электронов называется «ионизацией». Эти электроны или частицы — наиболее активные работники на поле Природы. Из их воссоединений или сочетаний возникают различные явления света, тепла, электричества, магнетизма, притяжения, отталкивания, химического средства и другие аналогичные явления. И все это возникает от действия Принципа Пола в плане энергии. Роль мужского Принципа похоже состоит в направлении определенной врожденной энергии к Женскому Принципу, запуская в действие творческие процессы. Но женский Принцип — это тот, что совершает активную творческую работу — и так на всех планах. И все же каждый принцип не способен без помощи другого. В некоторых формах жизни оба принципа объединены в одном организме. Поэтому, все в органическом мире проявляет оба пола — всегда в Женской форме присутствует Мужское начало. Герметические доктрины включают множество поучений, касающихся действия обоих принципов Пола в производстве и проявлениях различных форм энергии и т. д., но мы считаем нецелесообразным вдаваться в детали этого процесса, поскольку не в состоянии подкрепить их научными доказательствами, по той причине, что наука не достигла еще такого развития.

Андрей Козлович: Но пример, что мы вам привели — о явлениях электронов и частиц, покажет вам, что наука — на верном пути, а также дает общую идею основных принципов. Некоторые научные исследователи высказали предположение, что при образовании кристаллов, вероятно, существует нечто, соответствующее «секс - активности» — это другая соломина, показывающая, куда дует ветер науки. И каждый год будет приносить факты, подтверждающие правоту Герметического Принципа Пола. Обнаружится, что Пол постоянно действует и проявляется в области неорганической материи, и в области Энергии и Силы. Электричество уже сейчас принимается за «нечто», в котором, кажется, смешались или растворились все другие формы энергии. «Электрическая теория» Вселенной — новейшая научная доктрина, ко¬торая приобретает все большую популярность и общее признание. Итак следует, что если мы могли раскрыть в явлениях электричества — даже в самых корнях и источниках его проявлениях — четкую и несомненную очевидность присутствия Пола и его деятельности, мы имеем полное право уверять нас в том, что наука в конце концов предоставит доказательства существования во всех мировых явлениях Великого Герметического Принципа — Принципа Пола. Нет необходимости занимать наше время хорошо известными явлениями «притяжения» и «отталкивания» атомов, химического сродства, любви и ненависти атомных частиц, притяжения или сцепления между молекулами веществ. Эти факты слишком хорошо известны и не нуждаются в комментариях. Но задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что эти явления — проявление принципа Пола. Разве вы не можете видеть разумность Герметических Учений, по которым сам Закон Гравитации — это странное притяжение, из-за которого все частицы и материальные тела во вселенной стремятся друг к другу не что иное, как другое проявление принципа Пола, действующего по направлению привлечения Мужской энергии к женской, и наоборот. Мы не можем предоставить вам научные доказательства этого сейчас — но рассмотрите явления в свете Герметических учений и посмотрите, сможете ли вы выработать лучшую гипотезу, чем те, что вам предложены физической наукой. Подвергните испытанию все физические явления и вы убедитесь в очевидности присутствия Принципа Пола. Давайте перейдем теперь к расследованию действия Принципа Пола на душевном Плане. Много интересных деталей ждут нашего изучения.

Андрей Козлович: Глава 14. ДУШЕВНЫЙ ПОЛ Студенты — психологи, следующие современным течениям мыс¬ли, касающихся душевных явлений, поражены настойчивости идеи — «дуализм души», которая настолько сильно проявляется в течение последних десяти или пятнадцати лет, которая положила начало множеству правдоподобных теорий, касающихся природы и строения этих двух душ. Одна из последних Томсон И. Ходсон приобрели большую популярность в 1983 году — хорошо известная теория «объективной и субъективной» души, существование которых они предположили в каждом индивиде. Другие писатели привлекли почти такое же внимание теориями относительно «сознательного и подсознательного» разума, «активной и пассивной души» и т. д. и т. п. Теории различных писателей отличаются друг от друга, но всегда остается принцип «двойственности души». Ученик Герметической философии невольно улыбнется, когда прочитает об этих многочисленных новых идеях относительно двойственности души, причем каждая школа упорно придерживается своих убогих теорий, и каждая провозглашает, что она «открыла истину». Ученик перевернет страницы оккультной истории и вновь в неясных началах оккультных учений он найдет ссылки на древнюю Герметическую доктрину.

Андрей Козлович: Принцип Пола на Душевном Плане — проявление Душевного Пола. Углубляясь дальше, мы обнаружим, что древняя философия обладала знаниями о явлениях «двойственности души» и относила ее к теории Душевного Пола. Эту идею душевного Пола легко объяснить в нескольких словах ученикам, знакомым с современными теориями, на которые мы ссылались. Мужской Принцип Души относится к так называемому Объективному Разуму, Сознательному, Добровольному, Активному и т. д. Женский Принцип Души относится к так называемому Субъективному Разуму, Подсознательному, Невольному (Непроизвольному, Пассивному) и т. д. Разумеется, Герметические Учения не согласуются с многочисленными современными теориями относительно природы двух фаз души, не принимают они и многих фактов, приписываемым к этим двум соответствующим аспектам, поскольку некоторые из упомянутых теорий и утверждений притянуты за волосы, натянуты и не выдерживают эксперимента или демонстрации. Мы указали фазы согласия только для того, чтобы помочь ученику усвоить ранее приобретенные знания в соответствии с Учениями Герметической Философии. Ученики Ходсона заметят утверждение в начале второй главы «Закона Психических Явлений». Мистический непонятный язык Герметических философов раскрывает ту же общую идею — то есть двойственность души. Если бы доктор Ходсон уделил время и потрудился расшифровать немногие из «мистического непонятного языка» Герметической философии — он бы немного просветился насчет двойственности души. Но тогда, вероятно, его наиболее интересная работа не была бы может быть написана. Рассмотрим теперь рассуждения. Герметических Учении относительно Душевного Пола. Учителя Герметики передают свои наставления по этому предмету, предлагая ученику изучить доводы их сознания относительно Себя. Ученикам предлагается обратить свое внимание вовнутрь на Себя, обитающего внутри каждого. Каждый ученик приходит к мысли, что его сознание дает ему первое сообщение о существовании Себя — сообщение «Я есмь». Поначалу эти слова кажутся последними словами сознания, но небольшое дальнейшее рассмотрение раскрывает тот факт, что это «Я есть» можно разделить или расщепить на две четкие части или аспекты, которые, работая в согласии и вместе, однако, несмотря на это, могут быть разделены в сознании.

Андрей Козлович: Тогда как при первом взгляде кажется существующим только «Я», более тщательное и тесное рассмотрение обнаруживает тот факт, что существует «Я» и («я») «те» — косвенный падеж от «Я» как его перевести — точное значение подобрать трудно. (Далее я буду обозначать «я» маленькой буквой). Эти две души — близнецы различаются по своим признакам и природе, и исследование их природы и явлений, проистекающих из таковой прольет много света на многочисленные проблемы душевного влияния. Начнем с рассмотрения «я», которое обычно принимается учениками за «Я», пока они направят исследование немного глубже, в укромные уголки сознания. Человек думает о Себе (в аспекте «я»), как состоящем из определенных чувств, вкусов, приязней и неприязней, привычек, особенных уз, особенностей и т. д., из которых складывается его личность, или «себя», известному ему самому и другим. Он знает, что эти эмоции и чувства изменяются, рождаются и умирают, подвержены Принципу Ритма и Принципу Полярности, увлекающими его от них из крайних чувств к другим. Он думает о своем «я» как об определенном знании, собранном в его уме, формирующем часть его «я». Таково «я» человека. «Я» многих людей заключает в себе в очень большой степени сознание тела и его физических аппетитов и т. д. Их сознание, главным образом, связано с телесной природой, они практически живут «там». Некоторые люди заходят так далеко, что считают свое личное облачение частью своего «я» и, кажется действительно считают его частью самих себя. Один писатель с юмором заметил, что «люди состоят из трех частей: души, тела и одежды». Такие «одеждо-сознающие» люди потеряли как бы свою индивидуальность, если бы в случае кораблекрушения их лишили бы одежды дикари. Но даже многие из тех, кто не так тесно связан мыслями о личном одеянии, придерживаются взгляда, что сознание их тел — их «я». Они не могут почувствовать себя независимыми от тела. Их душа кажется им практически «чем-то принадлежащим» их телу — как это действительно и есть во многих случаях.

Андрей Козлович: Но по мере подъема человека по лестнице сознания — он может отделить свое «я» от своего понятия тела, способен думать о своем теле как принадлежащим душевной своей части. Но даже тогда, он очень склонен считать эти внутренние состояния, отождествляя их с собой, вместо того, чтобы считать их «вещами», произведенными некоторой частью его ума, и существующими внутри нею — но и в нем: но все же не «себя». Он видит, что он может изменить эти внутренние состояния чувств усилием воли, и что он может создать чувство или состояние совершенно противоположного характера, в то же время и все же существует то же самое «я». Итак, наконец, он может отбросить эти различные душевные состояния, эмоции, чувства, привычки, качества, особенности и другие личные душевные принадлежности — и может отбросить их в «не — я», коллекцию странностей и обуз, так же как и ценных качеств. Это требует максимальной умственной концентрации и силы душевного анализа со стороны ученика. Но все же эта задача доступна для передовых учеников и даже для тех, кто не так далеко продвинулся — все они могут увидеть в воображении, как происходит этот процесс. После того, как процесс отбрасывания выполнен, ученик обнаружит, что он сознательно владеет «собой», которое может считаться «я» или «Я» — в двойственном аспекте. «Я» может чувствоваться как нечто душевное, в котором могут воспроизводиться мысли, идеи, эмоции, чувства и другие душевные состояния. Его можно считать как бы «душевным чревом», порождающим душевное потомство, которое заявляет о своем существовании сознанию, как «я» со скрытыми силами творчества и генерации душевного потомства всех видов и типов. Силы его творческой энергии чувствуются громадными. Но в то же время кажется, он сознает, что оно должно получить энергию какой-то формы от своего спутника «Я», либо от еще чьего-то «Я», прежде чем оно сможет принести свои душевные творения к существованию Это сознание приносит с собой осознание громадных способностей умственной деятельности и способности творчества. Но ученик обнаруживает вскоре, что это не все, что он может найти в своем внутреннем мире сознания. Он обнаруживает, что существует духовное Нечто, которое может повелевать его «Я» Действовать в определенном направлении творчества и которое также может стоять в стороне и наблюдать задушевным творчеством. Его учат, что эту часть самого себя он может назвать своим «Я». При желании он может оставаться в его сознании. Он обнаруживает, что здесь нет сознания способности к активному творчеству или генерации в смысле последовательного процесса участия в действиях разума, а скорее есть чувство сознания способности направлять энергию от «Я» к «я» — процесс повеления, чтобы началось и шло творчество разума.

Андрей Козлович: Он также находит, что «Я» способно наблюдать со стороны за действиями душевного творчества и генерации «я». Такой двойственный аспект присущ душе каждой личности. «Я» представляет Мужской Принцип Душевного Пола, а «я» — представляет Женский Принцип. «Я» представляет аспект Питания, а «я» — аспект Становления. Вы заметите, что принцип соответствия действует на этом плане, точно так же, как и на великом плане, где происходило сотворение Вселенной. Оба процесса сходны по типу, хотя крайне различны по уровню. «Как выше, так и ниже: как ниже, так и выше». Эти аспекты разума — Мужской и Женский Принципы — «Я» и «я», рассматриваемые в связи с хорошо известными умственными и психическими явлениями, дают ключ мастерства тем, кто неясно знает сферу действия и проявления души. Принцип Душевного Пола передает ту истину, что лежит в основе целой области явлений душевного влияния. Стремление Женского Принципа всегда направлено к получению впечатлений, тогда как тенденция Мужского — всегда стремится дать его, выразиться. Женский принцип имеет в своем действии весьма обширную сферу, по сравнению с Мужским, Женский принцип руководит порождением новых мыслей, концепции идей, включая работу воображения. Мужской принцип связан с работой Воли (желания) в ее различных фазах. И все же без активной помощи Воли Мужского принципа, Женский принцип склонен оставаться занятым порождением духовных образов, являющихся следствием впечатлений, полученных из вне, вместо того, чтобы творить собственные духовные образы. Личности, которые могут уделить деятельное внимание предмету и поразмыслить над ним, активно пользуются обоими Душевными принципами — Женским в работе активного творческого Разума и Мужской Волей в возбуждении и передачи энергии творческой части Души. Большинство людей пользуются Мужским Принципом, но в малой степени, и довольствуются жизнью в соответствии с мыслями и идеями в их «я» из «Я» других. Но вдаваться в подробности этого предмета не входит в наши цели. Предмет можно изучить по любому хорошему учебнику психологии, пользуясь ключом, который мы вам передали, рассмотрев Душевный Пол.

Андрей Козлович: Изучающие психические явления, хорошо осведомлены о заме¬чательных явлениях, объединенных под общим названием Телепатии, передачи Мыслей, Душевного Влияния, внушения, гипнотизма и т. д. Многие искали объяснения этим различным формам явлений в теориях различных приверженцев «Двойственности Души». В какой-то мере они правы, так как налицо проявление двух четких фаз душевной деятельности. Но если такие ученики рассмотрят эти «двойственные разумы» в свете Герметических учений о Вибрации и душевном Поле, они обнаружат, что длительные поиски ключа — в их руках (но здесь возможен вариант — увидят то, что долго искали, так как ключ у них в руках). В явлениях телепатии видно, как вибрационная энергия мужского Принципа устремляется в сторону Женского Принципа другой личности, и последняя принимает семена мысли и позволяет им развиваться до расцвета. Точно таким путем действует внушение и гипнотизм. Мужской принцип личности, дающий внушение паре Вибрационной энергии Силы Воли к Женскому Принципу другой личности, и последний, принимая их делает их собственными и действует, и думает соответствующим образом. Так вибрационная идея в разуме другой личности растет и развивается, и в то же время, как она считается, законным духовным потомством индивида, она в действительности подобна кукушкину яйцу, помещенному в гнездо воробья, где оно уничтожает законное потомство и чувствует себя как дома. Нормальное состояние мужского и женского принципа в разуме личности состоит в координации и гармоничном (развитии) действия в согласии друг с другом. Но к несчастью, мужской принцип у средней личности слишком ленив, чтобы действовать — выражение Силы Воли слишком слабо — и в соответствии с этим такими личностями управляют почти всецело разум и воля других личностей, которым они позволяют думать и повелевать за них. Каким образом новые оригинальные мысли или действия выявляются средней личностью. Не является ли большинство людей лишь тенями или эхом других, обладающих более сильными разумом и волей, чем их собственные. Беда в том, что средний человек обитает в сознании своего «я» и не осознает того, что он обладает и такой вещью как "Я». Он поляризован в своем Женском принципе разума, и Мужской принцип, в котором заложена Воля, не пользуется, и становится действующим.

Андрей Козлович: Сильные мужчины и женщины неизменно проявляют Мужской принцип Воли и их сила заключается именно в этом. Вместо того, чтобы жить впечатлениями, внесенными в их разум другими, они возвышают свои души собственной волей, получая тип духовных образов, которые они желают, и более того, возвышают умы других аналогично, точно так же. Взгляните на сильных людей, как им удается внедрить семена мысли в души масс людей, заставляя последних думать в соответствии с желаниями и волей сильных индивидов. Именно поэтому множество людей — такие овцеподобные существа, никогда не порождающие собственных идей, не использующие собственных сил умственной деятельности. Проявления Пола Разума можно заметить везде в повседневной окружающей жизни. Привлекательные люди — это те, которые могут пользоваться мужским принципом для того, чтобы внушить свои мысли другим. Актер, заставляющий людей плакать, когда захочет, пользуется этим принципом. Точно так же обстоит дело с преуспевающим оратором, государственными деятелями, пропагандистами, писателями, проповедниками и другими людьми, находящимися в центре общественного внимания. Своеобразное влияние, оказываемое некоторыми людьми на других, обязано своим происхождением проявлению Пола Разума по выше указанным линиям Вибрации. Именно в этом принципе лежит секрет привлекательности личности, влияния личности, обаяния и т. д., а также явлений общественных под названием гипнотизма. Ученик, ознакомившийся с явлениями, известными под названием «психических», обнаружит, какую важную роль играют в этих явлениях те силы, которые наука назвала Влиянием, понимая под этим термином процесс или метод, посредством которого идеи (мысли) передаются или «внушаются» разуму другого, заставляя действовать в соответствии с этим. Правильное понимание внушения необходимо для того, чтобы разумно понять различные психические явления, в основе которых лежит внушение. Но в то же время еще более необходимо знание Вибрации и Душевного Пола изучающему внушение. В целом принципы внушения зависят от принципа Душевного Пола и вибрации.

Андрей Козлович: Писатели и Учителя внушения обычно объясняют, что именно Объективный или произвольный ум, произвольное душевное влияние или внушение на субъективный или невольный ум. Но они не описывают процесс и не дают аналогии в природе, по которым мы могли бы более легко понять идею. Но если вы рассмотрите предмет в свете Герметических Учений, то вы сможете увидеть, что передача энергии Женскому принципу Вибрационной Энергией Мужского Принципа находится в согласии со всеобщими законами природы, и сотворенный мир представляет бесчисленное число аналогий, по которым легко можно понять принцип. Действительно, Герметические учения показывают, что само творение Вселенной следует также закону во всех творческих проявлениях, на планах духовном, ментальном и физическом, — всегда в действии принцип Пола — т. е. проявление Мужского и Женского принципа. «Как выше, так и ниже, как ниже, так и выше». И более того, когда принцип Душевного Пола однажды схвачен и понят, различные явления психологии поддаются разумной классификации и изучению. Принцип «вырабатывается» в практике, потому что он основан на неизменных всеобщих законах жизни. Мы не будем вдаваться и обширную дискуссию или описания различных явлений душевного влияния или психической деятельности. Существует много книг, которые достаточно хорошо написаны по этому предмету в последние годы. Главные установки, высказанные в этих разных книгах, правильны, хотя многие писатели попытались объяснить явления с помощью различных любимых собственных теорий. Ученик может ознакомиться с данными предметами и, используя теорию Душевного Пола, сможет навести порядок в хаосе противоречивых теорий и учений и, кроме того, может легко сделаться мастером в этой дисциплине, если имеет к тому склонность. Цель данной работы заключается в том, чтобы дать не расширенное описание психических явлений, а скорее дать ученику ключ мастерства, которым он сможет отворить двери, ведущие в те части храма Знания, которые он желает исследовать. Мы чувствуем, что в этом рассмотрении учений Кибалиона можно найти объяснения, которые будут способствовать прояснению многих трудностей, заводящих ум в тупик, ключ, который откроет многие двери. Какая польза вдаваться в подробности, касающиеся различных сторон психических явлений и психологической науки, когда мы передаем в руки ученику средства, с помощью которых он сможет ознакомиться со всеми аспектами предмета, который его интересует. С помощью Кибалиона можно заново пройти через любую оккультную библиотеку, и многие темные страницы и неясные предметы будут освещены старым светочем Египта. Такова цель этой книги. Мы не стремимся изложить новую философию, а скорее очерчиваем контуры великого, старого как мир учения, которое сделает ясным учения других — которые послужат великим Примирителем различных теорий и противоречивых доктрин.



полная версия страницы