Форум » ТАЙНЫЕ ИСТОЧНИКИ ИВАНА ЕФРЕМОВА » Три посвящённых (продолжение) » Ответить

Три посвящённых (продолжение)

Андрей Козлович: Решил потихоньку выложить перевод "Кибалиона", который мне понравился. Кто переводчик не знаю. Напоминаю, автор книги неизвестен. Она была издана в Чикаго, в 1908 г., издательством «The Yogi Publication Society» («The Kybalion. A Study of the Hermetic Philosophy of ancient Egypt and Greece». The Yogi Publication Society, Chicago, 1908). Под псевдонимом "Три посвящённых". Книга претендует на то, что раскрывает основы секретной герметической религии, на которую, на мой взгляд, опирается и творчество Ефремова. Интернет работает плохо, поэтому мне придётся выкладывать текст небольшими постами. Планирую выкладывать по главе в сутки.

Ответов - 288, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

Эуг Белл: Андрей! Про Ефремова - ну не серьезно. Он рассказывает тайную ЛЕГЕНДУ. Зачем выдумывать, будто он сам верит в Шиву?! Мы же не мальчики... и не девочки

Эуг Белл: Андрей Козлович пишет: Тор (Зевс) уступил ему своё место добровольно Ну и игде же у греков Зевс уступает место Гермесу?! ---- Посмотрел я на этот сайт. Много там о египетских богах. Но они тут вообще ни при чем: секта, которую в 15 веке стали называть герметической, существовала во 2-3 веке нашей эры, и, вероятно, там уже от классической египетской религии ничего не осталось (после завоеваний Александра, постройки Александрии, которая была на 1/3 греческой, на 1/3 еврейской и остальные все, в том числе египтяне составляли также 1/3. Где-то так). Так что... этот сайт очень условно можно считать "герметическим"... он не тянет даже на "псевдогерметический"!

Эуг Белл: Завтра я продолжу разбор ГК.

Эуг Белл: Андрей Козлович пишет: Нет, Демиург только извратил наш мир, см. "Пистис Софию". Андрей, только что я прочитал "Пистис Софию". Там об этом НИЧЕГО НЕТ. Там даже слова такого "Демиург" нет. В след. раз - приводи точные ссылки, плиз.

Андрей Козлович: Эуг Белл пишет: Зачем выдумывать, будто он сам верит в Шиву?! Так я это и не говорю, я говорю, что этот образ, похоже, с древних времён используется теми кого он назвал Серые Ангелы. Эуг Белл пишет: Ну и игде же у греков Зевс уступает место Гермесу?! У греков нет, есть у скандинавов, и с ними были согласны римляне. Эуг Белл пишет: Так что... этот сайт очень условно можно считать "герметическим"... он не тянет даже на "псевдогерметический" Так и я о том же. Главное на этом сайте, что они безусловно отождествляют Гермеса и Тота (как богов), у Ефремова же, в "На краю Ойкумены", по сути, тоже самое. Ну, а мысль о том, что "истину можно вуалировать, но нельзя скрывать её от народа" герметикам припивывают не только там, вот, пока, нашёл ещё сайт, на вскидку http://stagor.ru/lib/ist1-4.htm Эуг Белл пишет: секта, которую в 15 веке стали называть герметической, существовала во 2-3 веке нашей эры Как ты думаешь, могла ли тогда во времена Александра быть легенда о Самсоне уничтожившем инфернальную вселенную, которую приводят Грейвз и Ефремов? Эуг Белл пишет: Андрей, только что я прочитал "Пистис Софию". Там об этом НИЧЕГО НЕТ. Там даже слова такого "Демиург" нет. В след. раз - приводи точные ссылки, плиз. Не понял, да, там нет слова Демиург, там есть слово Архонт, так, а что это меняет? Конечно, есть тонкость, текст расплывчатый, поэтому и толкуют по разному, самое разумное толкование, что София сотворила Архонта или Иалдабаофа, а Архонт тут же, паразитируя на силе Софии сотворил извращённую вселенную. Вот дословно этот текст: "И великая Сила света с ликом львиным пожрала Силы света в Софии и очистила ее свет и пожрала его. И ее вещество бросили в Хаос. Оно начало быть Архонтом с ликом львиным в Хаосе, половина его - пламя, другая половина его - тьма, то есть Иалдабаоф, тот, о котором я говорил вам множество раз". То, есть, без Софии, вернее, её света, творение нашей вселенной было бы невозможно. Не знаю, на мой взгляд, при таком раскладе его сложно считать творцом.

Эуг Белл: Андрей Козлович пишет: Вот дословно этот текст: "И великая Сила света с ликом львиным пожрала Силы света в Софии и очистила ее свет и пожрала его. И ее вещество бросили в Хаос. Оно начало быть Архонтом с ликом львиным в Хаосе, половина его - пламя, другая половина его - тьма, то есть Иалдабаоф, тот, о котором я говорил вам множество раз". То, есть, без Софии, вернее, её света, творение нашей вселенной было бы невозможно. Не знаю, на мой взгляд, при таком раскладе его сложно считать творцом. Да, но это единственное тут упоминание об Иалдабаофе. И о создании им Мира не говорится (а только подразумевается). София НЕ СОЗДАЛА Мир, у нее только ПОХИТИЛИ СВЕТ, с помощью которого Мир мог быть создан. То есть дело не обстояло так. что сначала Мир был создан Богом, а потом он (Мир) был извращен Иалдабаофом. Так что этот миф с герметическим никак НЕ МОЖЕТ все-таки быть соединен. Там - мир есть создание Света, Гармонии, здесь - Мир есть создание уродливого Архонта с львиным ликом, одна половина которого - пламя, другая - тьма. И Мир, естественно, такой же. ЭТО СОВЕРШЕННО РАЗНЫЕ ЛЕГЕНДЫ. Как ты думаешь, могла ли тогда во времена Александра быть легенда о Самсоне уничтожившем инфернальную вселенную, которую приводят Грейвз и Ефремов? Ну да. Это не только ефремовский или гревзовский рассказ - это и в Библии можно прочитать: библейская легенда о Самсоне. Он действительно разрушает колонны храма, к которому прикован, и крыша падает и уничтожает всех. Только я не уверен, что речь идет в точности об уничтожении Вселенной. Хотя - не исключено. Вопрос, повлиял ли этот миф на гностиков - довольно-таки сложен... Библия - сложная книга. Там есть и Иов, вышедший на суд с самим Богом... (У Юнга есть книга об Иове, где он производит, что называется, психоанализ самого... Господа Бога). Но пойми, - ВСЕ ЭТО НЕ ГЕРМЕТИЗМ. Вот в каком контексте на том сайте дается положение о "вуалировании": В это время истинная наука стала покидать (Египет, потому что его жрецы, оскорбив доверие народа, (допустили, чтобы их наука выродилась в грубейшее идоло-токлонство. В этом камень преткновения для эзотерической науки; истину можно вуалировать, но нельзя скрывать ее от народа; символизм не должен позориться доведением его до абсурда; священное покрывало Исиды должно сохраняться во всей его красоте и достоинстве. А когда-то ты начал все-таки с другого. Ты говорил о появлении неких философов-"обманщиков", которые разработали методику донесения своей мысли до людей посредством обмана. Первоначально именно ЭТО ты называл как что-то очень существенное в том, что ты подразумевал под "герметизмом". И ты еще говорил, что тантра входит в тот круг, который ты так обозначил. Можешь ВСПОМНИТЬ, какие ИСТОЧНИКИ тебя к такому пониманию толкали? Например, тантрики или суфии в том, что ты читал, когда-нибудь выдвигали такую теорию? Это интересно и, по-моему, важно для всех нас.

Эуг Белл: Теперь два слова про ИАЕ. Я думаю, к концепции инферно он пришел самостоятельно, просто продумывая и постепенно осознавая весь УЖАС теории естественного отбора Дарвина. Этика суммирования Горя и Радости показала ему, какова действительная величина Горя в биосфере. Человек же, как он пишет, оказался в двойном кольце инферно, в двойном кольце страданий и безысходности: природном и социальном... И, например, он пишет также, что как бы ни были прекрасны деревья и трава, под каждым кустом - таится змея. Под каждым. Но он говорит это не как верующий в Иалдабаофа гностик. А как УЧЕНЫЙ. Причем красота животного и человека для ИАЕ была лишь средством избежать смерти, победить в схватке, выжить. Побеждает быстрейший, сильнейший, универсальный, совершенный - и это и значит, согласно ИАЕ, красивый. (Безусловно, при этом ИАЕ не в силах объяснить такую простую вещь как красоту закатных облаков, но это - лишь кстати). Исходный пункт ИАЕ все-таки, я думаю, - НАУКА. И вот тогда, когда он осознал инфернальность биосферы, даже еще не придумав само слова "инферно", то именно тогда-то он и вспомнил о гностиках. И именно тогда он и удивился тому, как неожиданно совпали выводы современного ученого-энциклопедиста и древних философов, пытавшихся осмыслить факт смерти и страданий. И из этого, конечно, НЕЛЬЗЯ делать вывод, что ИАЕ БЫЛ гностиком. И еще, мне кажется, что - на это как на гипотезу уже указал Андрей, он меня опередил, что защитники Монсегюра УЖЕ - пусть в религиозной и символической форме - ПОНИМАЛИ, что инфернальный мир нужно НЕ УНИЧТОЖИТЬ, А ТРАНСФОРМИРОВАТЬ. И для них Чаша Грааля так или иначе была символом будущего творческого изменения Мира (если снять мистику, то ИАЕ, возможно, обозначил бы эту перестройку. которую несли катары, как "коммунистическую революцию"). Вспомним, например, что Чаша Грааля КОРМИЛА ВСЕХ, то есть снимала важнейший повод вражды человека с человеком - недостаток питания. Наверно, изучения "крестовых походов" в Южную Францию нам не избежать.

Андрей Козлович: Эуг Белл пишет: И о создании им Мира не говорится (а только подразумевается). София НЕ СОЗДАЛА Мир, у нее только ПОХИТИЛИ СВЕТ, с помощью которого Мир мог быть создан. То есть дело не обстояло так. что сначала Мир был создан Богом, а потом он (Мир) был извращен Иалдабаофом. Так что этот миф с герметическим никак НЕ МОЖЕТ все-таки быть соединен. Там - мир есть создание Света, Гармонии, здесь - Мир есть создание уродливого Архонта с львиным ликом, одна половина которого - пламя, другая - тьма. И Мир, естественно, такой же. ЭТО СОВЕРШЕННО РАЗНЫЕ ЛЕГЕНДЫ. Знаешь, Творец, по моему мнению, всё же должен быть вечен, если Творец имеет начало во временени, да ещё и создаёт вселенную за счёт чужой энергии, то вряд ли его можно считать Творцом. И почему ты считаешь, что Иалдабаоф не мог создать тот самый Адес или Инфер, который "внизу"? Не забывай тот вариант ГК который нам известен по всему здорово "подредактировали" в интересах христианства. Эуг Белл пишет: Но пойми, - ВСЕ ЭТО НЕ ГЕРМЕТИЗМ. В таком случае, что это такое? Первое официальное упоминание о Гермесе Трисмегисте принадлежит Цицерону, годы жизни 106 - 43 до н.э., гностицизм возник ориентировочно в начале нашей эры. Действие "Путешествия Баурджеда" Ефремова происходит при фараоне Джедефра (Четвёртая династия Древнего царства 2566 - 2558 г.г. до н.э.) и в это время у Ефремова уже существуют "тайные храмы бога Тота" (то есть Гермеса). Цитата нужна? И по-всему, что данная легенда, что культ Атона установленный Эхнатоном, имеют происхождение именно из этих храмов. Это мысль исподволь неплохо читается во второй части дилогии "На краю Ойкумены". Эхнатон, кстати, пришёл к власти в 14 веке до нашей эры. Впрочем, можно начать проработку дилогии вдвоём, в этом плане. Но меня в том, что Ефремов пиарит именно парадигму Тота (Гермеса), причём, её часть неизветсную официальной науке, убедили именно "тайные храмы Тота", а так же то, что Пандиона занесло на руины Ахетатона. Эуг Белл пишет: А когда-то ты начал все-таки с другого. Ты говорил о появлении неких философов-"обманщиков", которые разработали методику донесения своей мысли до людей посредством обмана. Первоначально именно ЭТО ты называл как что-то очень существенное в том, что ты подразумевал под "герметизмом". И ты еще говорил, что тантра входит в тот круг, который ты так обозначил. Можешь ВСПОМНИТЬ, какие ИСТОЧНИКИ тебя к такому пониманию толкали? Например, тантрики или суфии в том, что ты читал, когда-нибудь выдвигали такую теорию? Это интересно и, по-моему, важно для всех нас. Женя, ну куда ты так разогнался? Впрочем, вот здесь есть статья, что Тот тоже был покровителем обманщиков, как и Гермес Даю цитату, чтобы ты долго не искал: "Тот ибисоголовый - бог знаний, Луны, ночи. Греки отождествляли его с Гермесом, вороватым посланником богов Олимпа и покровителем торговцев и обманщиков". Бог Луны он, кстати, тоже не случайно. http://lah.ru/text/tashkinov/der.htm

Андрей Козлович: Эуг Белл пишет: Теперь два слова про ИАЕ. Не висываются "Тайные храмы Тота" и Эхнатон, к тому же "На краю Ойкумены" он написал в 1946 г. Но в целом согласен, думаю, что как к гностицизму, так и некой другой тайной филосифии он пришёл как учёный. Эуг Белл пишет: Наверно, изучения "крестовых походов" в Южную Францию нам не избежать. Факт.

Эуг Белл: Андрей Козлович пишет: Первое официальное упоминание о Гермесе Трисмегисте принадлежит Цицерону, годы жизни 106 - 43 до н.э., гностицизм возник ориентировочно в начале нашей эры. Опять ты путаешь: не гностицизм, а герметизм возник в начале нашей эры. А тайные храмы Тота - это "рефлексия" ИАЕ, находившегося под влиянием первой жены-оккультистки. Кроме того, я плохо знаю египтологию, но вполне МОГЛИ быть какие-то храмы Тота, но - уверен! - никакой связи с Гермесом и его философией они не имели. А гностицизм имел свою историю до Александрии, хотя в те далекие времена его нельзя было бы так называть: точнее это был как бы "прегностицизм" или "богоборчество": в самых "древних" сказаниях Библии мы видим что-то в этом роде. Но на александрийский гностицизм эти творения оказали разве что косвенное влияние: это самостийное, самостоятельное явление в истории религий. Впрочем, вот здесь есть статья, что Тот тоже был покровителем обманщиков, как и Гермес Даю цитату, чтобы ты долго не искал: "Тот ибисоголовый - бог знаний, Луны, ночи. Греки отождествляли его с Гермесом, вороватым посланником богов Олимпа и покровителем торговцев и обманщиков". Бог Луны он, кстати, тоже не случайно. Ага, понятно. Гермес был обманщиком - это так. ГРЕКИ ОТОЖДЕСТВЛЯЛИ ЕГО.... Пардон, а когда тут появились греки? Скорее всего, речь о тех, кто появился вместе с Александром и Птолемеем (и нашей подругой - Таис)! Через какое-то время происходило отождествление богов (как это и в Риме потом было). Гермеса отождествили с Тотом, других богов - с другими. Все это происходило в начале эры, хотя началось еще во времена Геродота (то есть 500 лет до н.э.), были разные путешественники и т.п. Во всяком случае, очевидно, что НЕ ВО ВРЕМЕНА МОИСЕЯ. То есть опять-таки, если бы речь шла о том, что это - отголоски тайной религии Тота, которая была настолько тайной, что мы о ней ничего не знаем, то имя Учителя было бы Тот, а не Гермес. Когда ты выбрал термин "герметизм", ты говорил, что он объединяет и тайные аспекты других учений, в том числе - тантру. Но я ГДЕ-ТО читал, что именно в тантре была разработана такая практика обучению, когда учитель как бы "лжет" ученику, но эта ложь служит его продвижению в понимании более сложных вещей, то есть он становится на его уровень. Также, исследуя эту проблему, я наткнулся на "Лотосовую сутру" с легендой о колесницах, играющую большую роль на Востоке, например, в Китае и в Тибете. Можно снова найти эти темы... Если так, то правильное название "эзотеризм" (а не герметизм). Я буду в дальнейшем пользоваться именно этим словом, подразумевая как раз то, что ты, с моей точки зрения, неправильно назвал "герметизмом". То есть "эзотеризм" - это то, что объединяет глубинные аспекты тайных учений Востока и Запада (в наше время становящиеся менее тайными :) ). Именно "внешняя ложь" способна как запутать, так и указать путь... Вот почему эзотерические учения НУЖНО как минимум проверять, не доверяя НИ ЕДИНОМУ СЛОВУ. ЭЗО - означает "внутреннее", то есть доступное "посвященным". Здесь зашифрована "греческая", а не египетская идея "герметической лжи" или буддийская идея "трех колесниц". (В самом герметизме о "герметической лжи" мы почему-то ничего не находим...). Надо будет поискать миф о том, как Гермес украл лошадей у Апполона или что-то в этом роде и потом лгал что-то... Как ее можно истолковать?? Затем - почему только Один? Я считаю, что параллелью на славянской почве к Гермесу был ВЕЛЕС. Баян считал себя ПОТОМКОМ ВЕЛЕСА ("велесов внуче"), отсюда - подтекст "Слова о полку Игореве" и многообразие аллюзий и прямых намеков, иносказаний и т.п. в "Слове". Исследования "Слова" - вторая половина моей жизни (можно ознакомиться на историческом портале "Новый Геродот"). Что интересно: впервые я почувствовал столь плотную связь...

Андрей Козлович: Эуг Белл пишет: Опять ты путаешь: не гностицизм, а герметизм возник в начале нашей эры. Что-то опять не понял, а гностицизм что нет? В Вики, во всяком случае сказанно так http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B7%D0%BC Эуг Белл пишет: А тайные храмы Тота - это "рефлексия" ИАЕ, находившегося под влиянием первой жены-оккультистки. Знаешь, а вот такие вещи доказывать надо. ИАЕ уж точно поступал по принципу: Истину можно вуалировать, но нельзя скрывать её от народа, и если бы только он один. Эуг Белл пишет: Если так, то правильное название "эзотеризм" (а не герметизм). Не думаю, эзотеризм слишком общее название, в каждой религии есть эзотерическая часть. По всему остальному мне кажется разумным "не гнать лошадей". Доказать то, что герметическое учение возникло задолго до того, что известно официальной науке, равно как и то, что оно существует по сей день как минимум очень сложно. Но меня сейчас куда больше интерсует другой вопрос: А нужно ли? Хотя бы потому, что из всех "писателей-герметиков" маску снял один Бердник, другие его примеру почему-то не последовали.

Эуг Белл: Снова. Бердник - не герметик, а "гностик-оптимист". Герметисты вообще рассматривали Мир как что-то гармоничное и прекрасное по своей СУТИ. Нет ни одного ДРЕВНЕГО герметического текста, где говорилось бы, что мир плох, извращен, с ним надо что-то делать, может быть, уничтожить, или переделать, - В ГЕРМЕТИЗМЕ ЭТОГО НЕТ. НО ЭТО ЕСТЬ В ГНОСТИЦИЗМЕ. В некотором смысле это ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ УЧЕНИЯ, и пока ты не усвоишь этого простого ФАКТА, трудно о чем-то говорить. ===== Отрывок из книги Б.Вебера "Мы, боги". Зевс изнасиловал Майю, дочь гиганта Атланта, и от этого соития родился Гермес , которого римляне называют Меркурием, и имя которого означает «каменный столб», по гречески — герма. В день рождения мать оставила его в корзине, но не успела она повернуться к нему спиной, как он сделал из панциря черепахи и кишок телки лиру и усыпил ее игрой. Как только Гермес вырос, он отправился на поиски приключений. Благодаря своим воровским талантам он украл у Посейдона его трезубец, у Ареса — меч, а у Афродиты — пояс. Кроме того, он присвоил принадлежавших Аполлону пятьдесят белых коров с золотыми рогами. Игрой на лире он привлек внимание Аполлона, который согласился оставить Гермесу свой скот в обмен на этот семиструнный музыкальный инструмент. Одновременно с этим он на свирель выменял у Пана, бога пастухов из Аркадии, его посох с тремя белыми ленточками. Когда Аполлон привел его к Зевсу, он очаровал отца своими ораторскими способностями, и Гермеса назначили посланцем богов Олимпа в обмен на обещание никогда больше не врать. Но хитрец изрек: «Я никогда не скажу неправду, но иногда я могу не сказать всю правду».Он носил круглую шляпу, символизирующую облака над горами, и золотые сандалии с крыльями, делающие его таким же быстрым, как ветер. Пастуший посох означал его власть над дорогами, перекрестками, кораблями, а также рынками. Гермес был еще покровителем путешественников (в этом качестве он был ответственен и за переход душ в царство мертвых), помогал при заключении контрактов и сохранении частной собственности. Парадоксально, но одновременно он был покровителем плутовства и воровства. Фрии, крылатые нимфы, живущие на Парнасе, научили его также искусству предсказывать будущее. Согласно легенде, Гермес придумал алфавит. Взяв пять гласных звуков, созданных парками, и одиннадцать согласных Паламеда, Гермес изобрел клинопись, наблюдая, как говорят, за полетом журавлиных стай в форме клина. Впоследствии священнослужители культа Аполлона добавили другие согласные и гласные, в частности, длинное «о» и короткое «е» таким образом, чтобы, у каждой из струн лиры Гермеса была своя гласная. Посланец богов славился и многочисленными любовными похождениями. С Афродитой он зачал Гермафродита, двуполое существо, объединяющее в своем имени имена родителей. Он также стал отцом Автолика, деда Одиссея. Культ Гермеса был распространен в Греции, а дорожные указатели на.всех перекрестках устанавливались рядом с его статуей. В его честь греки приносили в жертву телят, которым отрезали язык, символ красноречия бога. Позднее он стал богом всего, что перемещается и движется, а также богом фокусников, комедиантов и воров. В египетской мифологии Гермесу соответствует Тот, бог мудрости, счета и письма, а в римской — Меркурий. Этот интересный текст я не смогу прокомментировать полностью, но 1) Велес также считался богом ТОРГОВЛИ, он также играл на лире (только на десятиструнной лире, на ГУСЛЯХ ИЗ ПСАЛМОВ СОЛОМОНА), он также, как и Гермес, любил КОРОВ (которых Гермес даже украл у Апполона), и в "Слове о полку Игореве" Бояну, внуку Велеса, предлагается идти тропой Трояна, видимо, своего предшественника на поприще певца и сказителя, то есть, возможно. подраземевается, что Велес - покровитель путешественников. 2) Обратите внимание на фразу "Я никогда не скажу неправду, но иногда я могу не сказать всю правду", близкую к идее "вуалирования" истины. 3) Гипноз и пр. приметы оккультных фокусников-циркачей, путешествующих по дорогам Ойкумены...

Эуг Белл: Нашел еще старые материалы по Грейвзу еще с ЭрфРома: Вот закончил перечитывать (уже в 3-й раз) "Таис Афинскую" (а все из-за идей Андрея Козловича). Почувствовал близость Ефремова к "Белой Богине" Грейвза. Я предположил, что Ефремов читал Грейвза на английском (что вполне естественно, т.к. он прорабатывал, вероятно, огромную литературу, не только отечественную и переведенную). Решил перечитать книгу Грейвза. Оказалось, что я читал раньше только кусочки из книги, избранные главы в издании "Библиотека Борхеса". Теперь купил полную версию, и не пожалел! (Стоит она 200 р. и продается у нас на Новом Арбате). Так вот ОКАЗАЛОСЬ, что Ефремов не только просто ЧИТАЛ "Белую Богиню", но и ЦЕЛЫЕ КУСКИ ВСТАВИЛ В "ТАИС АФИНСКУЮ". Вот что я нашел. Ефремов: "В Газе, Критской колонии на сирийском берегу, основанный за 12 веков до Таис, родился миф о Самсоне - ослепительном богатыре, прикованным к мельнице и осужденном вечно вращать ее колесо. Он спасся благолаоя колоссальной силе, сломав колонны и обрушив на всех крышу храма. Издревле вращающийся небосвод сравнивался людьми с мельницей. Смысл содеянного героем своидится к тому. что надо разрушить мир и убить всех, чтобы уйти от вечного круговращения. Орфики решили эту проблему по-своему. До сей поры можно найти их наставления на золотых медальонах, которые они надевали на шеи своим умершим. Когда томимая жаждой душа умершего плелась по подземному царству через поля белых лилий - асфоделей, она должна была помнить, что нельзя пить из реки Лета. Ее вода, темная от затенявших берега высоких кипарисов заставляла забывать прошлую жизнь. Душа становилась беспомощным материалом для цикла нового рождения, разрушения, смерти, и так без конца. Но если напиться из священного ключа Персефоны, скрытого в роще, тогда душа, сохраняя память и знание, покидает безысходное Колесо и становится владыкой мертвых". А вот - Грейвз: "...Вот в чем была проблема ослепленного солнечного героя Самсона, когда "он молол в доме узников в Газе". Заметим, что мельница в греческой философии символизировала вращающиеся небеса. Самсон блестяще справился с проблемой, сдвинув с места столбы, на которых держалась крыша святилища, так что она обрушилась на всех, находившихся там. Орфики предлагали другое, более мирное решение. Они гравировали его шифром на золотых пластинках, которые надевали на шеи своим любимым покойникам. Там было: не забывать, отказываться пить воду в тени кипарисов Леты, как бы ни мучила жажда, пить воду только из священного, обсаженного лесным орехом источника Персефоны, чтобы стать бессмертным господином мертвых и избежать в будущем раздираний на части, убиений, воскрешений и возрождений". Как видите - совпадение просто УДИВИТЕЛЬНОЕ!!

Эуг Белл: Вот когда, вот в какой глубинной древности возникли идеи, близкие к идеям гностиков. Я считаю, эти идеи можно было бы назвать ПРЕ-ГНОСТИЧЕСКИМИ. (Тогда как идеи Бердника и иже с ним - постгностическими, куда условно можно отнести и ИАЕ; но с определенной ОСТОРОЖНОСТЬЮ! поскольку его философия - это гуманистический сциентизм или иначе: философия ноосферы).

Эуг Белл: "Идея" же Гермеса-Меркурия, скорее, - это странничество, странствующие актеры, фокусники, торговцы, гадалки, короче --- ЦЫГАНЕ!!! Вот что такое исходный пункт для КУЛЬТА ГЕРМЕСА. В Индии это - бродячие факиры, йоги, аскеты, предсказатели... На Ближнем и Среднем Востоке это - суфии, бродячие мистики... Итак, если мы хотим рассмотреть ИСХОДНЫЙ КУЛЬТ ГЕРМЕСА, то изучение именно культуры наиболее близких к нам цыган было бы наиболее естественным. Интересно, КАКИМ БОГАМ поклоняются издревле цыгане? Что интересно: по древним поверьям, именно Гермес дал людям культуру в более или менее современном ее понимании: азбуку, счет и пр. Тогда как бунтарь Прометей - только огонь... Что могло стоять за этими сопоставлениями? Гермес как бог настолько интересен, что я приведу здесь его изображение, чтобы мы на него полюбовались. В разных культурах есть такой персонаж, но не везде сочетаются бродяжьи наклонности и просветительско-изобретательская стороны. Например, мне кажется, ТОТ был лишен качеств бродяги-обманщика. Поэтому в более позднем герметизме Гемес=Тот изображается иначе: Например, исчезли клылышки и шляпа... Очевидно, в герметизме (как варианте культа Гермеса) сам Гермес воспринимался уже в "урезанном" виде...

Степпи: Эуг Белл пишет: "В Газе, Критской колонии на сирийском берегу, основанный за 12 веков до Таис, родился миф о Самсоне - ослепительном богатыре, прикованным к мельнице и осужденном вечно вращать ее колесо. Он спасся благолаоя колоссальной силе, сломав колонны и обрушив на всех крышу храма. Издревле вращающийся небосвод сравнивался людьми с мельницей. Смысл содеянного героем своидится к тому. что надо разрушить мир и убить всех, чтобы уйти от вечного круговращения" Есть ли достоверные сведения, что концентрированная сила Самсона, сокрушившая мельничные установки и храм, была сознательно разрушительная и прикладывалась с хотением Самсона убить всех? Этот вывод смысла и надобности преднамеренного разрушения мира и убийства всех мне не представляется логичным и аргументированным. Хоть сосредоточенная деятельность Самсона и привела к катастрофическому крушению мельничных установок (на которых он концентрировал свои усилия) или эта его деятельность привела к исчерпанию перемалываемых ресурсов (это в изложении мифа не указано точно), и в этом катаклизме сам Самсон как-то спасся благодаря развитой им силе, но всё же не понятно, как из этого мифа выводится мораль - нарочно и преднамеренно крушить и убивать всех, и кто интерпретаторы мифа.

Эуг Белл: Степпи пишет: сам Самсон как-то спасся Не спасся, погиб вместе со всеми... О мифе сообщает Грейвз, вариант имеется в Книге Судей в составе Библии (Ветхого Завета). У меня при себе нет "Белой Богини", чтобы посмотреть, ссылался ли он на какие-либо исследования (все равно, очевидно, нам трудно доступные).

Андрей Козлович: Эуг Белл пишет: Снова. Бердник - не герметик, а "гностик-оптимист". Герметисты вообще рассматривали Мир как что-то гармоничное и прекрасное по своей СУТИ. Нет ни одного ДРЕВНЕГО герметического текста, где говорилось бы, что мир плох, извращен, с ним надо что-то делать, может быть, уничтожить, или переделать, - В ГЕРМЕТИЗМЕ ЭТОГО НЕТ. НО ЭТО ЕСТЬ В ГНОСТИЦИЗМЕ. В некотором смысле это ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ УЧЕНИЯ, и пока ты не усвоишь этого простого ФАКТА, трудно о чем-то говорить. Давай разберёмя с Бердником, он, как я уже сказал, единственный из команды "Ефремов и компания" кто после 1991 г. начал писать с открытым забралом. Допустим, он гностик-оптимист, хотя мы с тобой таких в истории пока не обнаружили, к чему он тогда приплёл Меркурия, подчеркнул, что он инкаранция Гермеса Трисмегиста и создатель герметического учения, и сделал ставку именно на Меркурия и космократоров, то есть, по моему убеждению на Серых Ангелов, а не Гориора - гностического Христа - Сатану? Согласись, это какой-то странный гностицизм, даже для оптимистического гностицизма, главное божество в этом гностицизме почему-то Гермес, а не Сатана. Кстати, ты прочёл "Камертон Дажбога"? Эуг Белл пишет: Итак, если мы хотим рассмотреть ИСХОДНЫЙ КУЛЬТ ГЕРМЕСА, то изучение именно культуры наиболее близких к нам цыган было бы наиболее естественным. Интересно, КАКИМ БОГАМ поклоняются издревле цыгане? Если верить Ефремову, то тантрическим, прежде всего Шиве и Кали, ну или Меркурию и Громовице, по Берднику, (или Гермесу и Артемиде, причём, в этом случае Артемида совпадает с Гекатой, если пользоваться их греческими именами). Бердник просто детально расписал легенду об узурпации Брахмой... в ЗК и КД. Кстати я считаю, уже писал, что смертная инкарнация Кали у Ефремова: Эрис - Сандра - Эвда Наль - Эвиза Танет. Если я прав, то получается интересно, человечество сумело выйти на Прямой Луч благодоря ей, а не Главной Героине. Не полюби она Рена Боза и не поддержи его, открытие Прямого Луча вполне могло не состояться. Как оно почему-то не смогло состояться во всей Галактике немылимо долгий срок. Эуг Белл пишет: Что интересно: по древним поверьям, именно Гермес дал людям культуру в более или менее современном ее понимании: азбуку, счет и пр. Тогда как бунтарь Прометей - только огонь... Что могло стоять за этими сопоставлениями? Во-во! Рад, что ты это заметил! Эуг Белл пишет: Например, исчезли клылышки и шляпа... Очевидно, в герметизме (как варианте культа Гермеса) сам Гермес воспринимался уже в "урезанном" виде... Знаешь, у скандинавов они почему-то перешли к Локи, который вообще не Ас (Олимпиец), при этом с Гермесом отождествляется Один.

Эуг Белл: КУБОК ИЛИ ЕДИНСТВО. Текст № 4. Мой краткий пересказ: Бог даровал людям рассудок, но не Ум. Последний он поместил в Кубок (не аналогичный ли Чаше грааля? Эуг) и пригласил всех... Большое оскорбление для Бога, если люди не вняли этому приглашению: они уподобились ПРАЗДНЫМ ПУТЕШЕСТВЕННИКАМ. (Здесь как раз ЗАБЫТО, что Гермес - покровитель именно путешественников, и, скорее всего, "праздных", точнее - устроителей праздников). Еще раз о реинкарнации: сколько жизней надо прожить, чтобы стать совершенным! Простое сосредоточение на идее Единства приводит к самосовершенствованию.

Эуг Белл: О ТОМ, ЧТО БОГ НЕВИДИМ... Видимость присуща лишь вещам сотворенным. Только мыслью можно познать невидимое, ибо она сама невидима. Далее идет красивый отрывок, позволяющий понять уровень миропонимания этих людей. Понятно также и то, насколько это могло вдохновить Леонардо, других художников, мыслителей Возрождения... 3. Если ты хочешь узреть Его, думай о Солнце, думай о беге Луны, думай об упорядоченности звезд. Кто поддерживает этот Порядок? Ведь всякий Порядок определен количеством и местом. Солнце - самый большой из небесных богов, все боги неба признают его своим царем и предводителем; и эта звезда, со своим огромным размером, большая, чем земля и море, позволяет вращаться над собой звездам намного меньшим, чем она сама. Какое поклонение, какая боязнь вынуждает ее к этому, о сын мой? Пути звезд в небе неравны и различны (Фестюжьер: разве небесные звезды не совершают движения подобные или одинаковые?); кто закрепил за каждой из них направление и длину пути? 4. Медведица вращается вокруг самой себя и увлекает за собой Вселенную; кто же использует это как орудие? Кто морю установил границы? Кто установил Землю на ее основание? Итак, о Тат, существует Творец и Самодержец Все. Место, количество, измерение не могли бы сохраниться без Творца. Порядок не может появиться без места и измерения, значит, нужен Ваятель, о сын мой. Даже то, что вне места и измерения, не может быть без ваятеля. Беспорядок нуждается в нем, чтобы достигнуть Порядка, он подчиняется тому, кто еще это не привел в Порядок. 5. Ax, если бы Небу было угодно, чтобы ты мог иметь крылья, летать в воздухе, и там, между землей и небом, видеть величие земли, широту разлива океана, течение рек, легкость воздуха, тонкость огня, бег звезд и быстроту неба, его вращение вокруг одних и тех же точек! О сын мой, что за чудесное зрелище! Ты бы увидел в одно мгновение все чудеса: как движется недвижимое, как является невидимое в Порядке и красоте сотворенного мира. Таково есть расположение этого мира и так прекрасен Порядок этого расположения. 6. Если ты стремишься созерцать Творца, даже в существах смертных, в том, что есть на земле или во глубинах, поразмысли, о сын мой, о сотворении человека в утробе матери; тщательно оцени искусство Ваятеля, постигни того, Кто сотворил этот прекрасный божественный образ, которым есть человек. Кто установил шары глаз? кто проделал отверстия ноздрей и ушей? кто открыл рот? кто вытянул и провел нервы? кто проложил каналы вен? кто сделал твердыми кости? кто завернул тело в кожу? кто разделил пальцы и члены? кто расплющил ступни? кто проделал поры? кто удлинил селезенку? кто вылепил пирамиду сердца? кто развел бока? кто расширил печень? кто сделал пещеры легких и полость живота? кто установил наружу приличные части тела и спрятал остальные? 7. Смотри, сколько мастерства в одной только материи, сколько искусства собрано в одном только творении; везде красота, везде соотношение, везде разнообразие. Кто же сделал все это? какая мать, какой отец, если не единственный невидимый Бог, который создал все Волею Своею?



полная версия страницы